ОГЭ. Сочинение 15.1
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Комментарии к цитатам по сборнику Цыбулько
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommentarii_k_tsitatam_po_sborniku_tsybulko.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комментарии к цитатам, положенным в основу задания 15.1
/сб. И.П. Цыбулько, 2015 год/
ЦИТАТА | Комментарий | № варианта КИМа в коллекции 2015 года |
«Междометия – это эмоциональные сигналы, выражающие реакцию говорящего на ситуацию ». | Междометия – самый удивительный класс слов. Он не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометия – это чаще всего выражение спонтанной эмоциональной реакции говорящего на ситуацию. Лингвисты полагают, что междометия – это эмоциональные сигналы, «первичные человеческие слова». Они связаны с мимикой и жестом говорящего, которые тоже выражают физическое состояние или реакцию человека. Порезал палец:- Ой! Чувства, эмоции могут быть самыми разными: и положительными, и отрицательными, и сильными, и слабыми. Многие междометия многозначны. Может быть произнесён лишь один звук. Важно, как его произнести. Длительность гласного, интенсивность, громкость, регистр и тембр голоса, интонация (движение тона) – все это помогает выражать разные чувства. Например: А! (досада), А-а-а! (догадка), А-а-а! (угроза, крик при нападении). Тем не менее можно говорить о группах междометий с разным значением.
| 1 |
«Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому» | Слова могут иметь экспрессивную окраску, если в них выражается отношение говорящего к предмету речи. Палитра эмоционально-оценочных оттенков разнообразна: презрение, пренебрежение, неодобрение, ирония; слова могут содержать шутливую или ласкательную оценку. Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому. Экспрессивностью обладает часть разговорных и книжных слов. Например, в предложении В те годы его и упрятали в психушку несправедливость, незаконность совершенных действий выражена разговорными словами упрятали (поместили туда, откуда трудно освободиться) и психушка (пренебрежительное); ср. с нейтральным ...поместили в лечебницу для душевнобольных, в психиатрическую клинику. В словосочетании разглагольствующиедепутаты негативное отношение к депутатам выражено с помощью книжного причастия, которое характеризует выступления депутатов как многословные и бессодержательные. Ср. также противоположные оценки в предложении Пушкин оставил нам пушкиниану, Бенедиктов –бенедиктовщину. В сочетании апологеты версии о руке Москвы отношение к достоверности этой версии выражено словом апологеты, обозначающим человека, чрезмерно защищающего или восхваляющего кого-либо или что-либо. | 2 |
«Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи». | Вспоминаем, что такое диалог, вопросительные предложения. Диалог - это форма устного или письменного обмена | 3 |
«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди предают свои мысли». | Гончаров отмечает особенности языка: он размышляет о говоре, речи, подчеркивая функцию языка как средства общения (говор в одном из словарей трактуется так: «звучание устной речи, разговора», речь – «способность пользоваться языком слов».) Но эта функция, по его мнению, не единственная: язык отражает внутренний мир человека, его ум, отношение к окружающей действительности. Можно вспомнить знаменитую фразу Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел».
| 4 |
«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». | Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли. Примеры: лексическое и синтаксическое явления, обоснование пунктограммы. . По законам грамматики мы строим предложения. Именно они являются средством выражения мысли. Нам порой необходимо выразить мысль в форме вопроса, утверждения или побуждения. С помощью вопросительных предложений люди спрашивают, выражают свое недоумение или незнание, с помощью повелительных - отдают приказы, повествовательные предложения служат для описания окружающего мира, для передачи и выражения знаний о нем. В письменной речи такие мыслительные процессы обозначают знаками завершения предложений, вопросительным, восклицательным знаками или точкой. А выделить внутри суждения-предложения какую-то часть помогают знаки выделения и разделения. Выделительные знаки препинания служат для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение (обращений, вводных слов, словосочетаний, предложений, обособленных второстепенных членов), а также прямую речь. Выделительными знакамипрепинания являются запятая (две запятые); тире (два тире); восклицательный знак; скобки двойные; двоеточие и тире, употребляемые вместе; кавычки двойные. К разделительным знакам препинания относятся запятая, точка с запятой, тире, двоеточие. Разделительные знаки препинания служат в простом предложении для обозначения границ между однородными членами (запятая и точка с запятой), в сложном — для разделения простых предложений, входящий в его состав. Выбор выделительных разделительных знаков препинания определяется морфологическими, синтаксическими, смысловыми и интонационными условиями. | 5 |
«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев». | Во время диалога происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Тема общения характеризует литературный персонаж с той или иной стороны (общекультурной, социальной, профессиональной и т. п.). При воспроизведении разговора писатель воссоздаёт типические особенности речи говорящих: подбор особых для каждого Для создания образа литературного героя наряду с другими приёмами используется речевая характеристика. Характеристика речевая — раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её особенностей автором. Речь действующего лица эпического произведения» драмы или лирического героя в поэзии не представляет собой непосредственного и буквального воспроизведения автором языка тех или иных лиц в самой жизни. Писатель стремится к тому, чтобы подобрать для речи своих героев такие речевые обороты, которые с наибольшей полнотой передавали бы основные особенности изображаемых им характеров, позволили бы читателю составить представление об их культуре, социальной среде, психологии и т. д. Это достигается при помощи тщательного выбора автором лексических и интонационно-синтаксических форм речи, придающих ей индивидуальное своеобразие, а также путём описания автором самой манеры речи действующих лиц и т. п. Всё это создаёт речевую характеристику, анализ которой весьма важен для понимания индивидуальных и типических особенностей речи действующих лиц. Примеры. В начале сочинения можно вспомнить понятие речевая характеристика героев. Если в тексте есть диалог, понаблюдайте за репликами отдельных персонажей, над тем, о чём они говорят, какие слова используют, как строят свою речь. Бывает, что диалогов нет, тогда анализируйте речь автора (рассказчика). | 6 |
«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения». | С помощью языка мы не просто общаемся, мы передаём друг другу мысли, наблюдения, он позволяет нам передать наши чувства, переживания. Чтобы сделать это как можно убедительнее, передать «самые тонкие ощущения и оттенки мыслей», мы прибегаем средствам выразительности речи. В художественном произведении писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Материал для наблюдения: • Выразительность средств морфологии (экспрессивное использование частей речи); • прямое и переносное значения слова в художественном тексте, тропы и фигуры речи; • гибкость и выразительность фонетической системы, звукопись; • богатство и разнообразие словообразовательной системы русского языка; (использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно- ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных) и др. | 7 |
«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». | Языковые единицы: фонема (звук), морфема, слово, словосочетание и предложение. Удачно отобранные автором, они позволяют ему выразить в тексте свои мысли и чувства. Примеры: использование языковых единиц. Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответную форму изложения и др.) | 8 |
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». | В языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность. Примеры: лексическое и грамматическое явления.
| 9 |
«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». | В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего. Примеры:лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка.
| 10 |
«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». | Эпитет – образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством метафорического слова (чаще прилагательного). Эпитеты могут усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов, уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество), передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления. Эпитеты – неисчерпаемый резерв вырази-тельности речи. Они дают дополнительную. образную характеристику какого-либо лица, предмета или явления в виде скрытого сравнения: - подчеркивают характерные признаки, - уточняют отличительные признаки, - оценивают предмет и выражают авторскую оценку. Роль эпитетов разнообразна: они усиливают выразительность, образность, яркость языка, выделяют характерную черту или качество предмета, явления, создают живое представление о предмете, вызывают определённое эмоциональное отношение к ним, помогают увидеть авторское отношение к изображаемому, раскрывают внутреннее состояние героя. Зеленецкий обращает внимание на основную функцию эпитетов: усиление образности. Примеры: использование эпитетов. В качестве аргументов найдите эпитеты, которые помогают «увидеть» особенности героя или предмета, к которому относится образное определение, например, «с плачущей интонацией», «добропорядочные, примерные дети», «непримиримая злость». | 11 |
«В устной речи чувства передают не только слова, но и выражение лица, жесты, звучание голоса В письменной речи носителем самых разнообразных чувств служит восклицательный знак». | Восклицательный знак указывает на эмоции говорящего, точнее, пишущего. Если в устной речи мы можем голосом, интонацией показать, что мы рады или чем-то недовольны, то на письме нам помогает восклицательный знак. который мы пишем в конце предложения или после того же обращения, чтобы привлечь внимание: Мария! Пойди сюда! Употребление восклицательного знака Наверняка многие будут обращаться к этой статье для написания сочинения о том, зачем нужен восклицательный знак и другие знаки препинания. Поэтому для начала разберемся, что такое восклицательное предложение. Восклицательным предложением называется предложение, выражающее ту или иную эмоциональную окраску. Это могут быть предложения, выражающие радость, восторг, удивление, испуг, упрек и другие эмоции. Также восклицательный знак принято ставить в конце предложений, в которых выражаются категоричные побуждения и в которых вопрос сопровождается выражением какой-либо эмоции (то есть, в конце побудительных и вопросительных предложений соответственно). Итак, кратко сформулируем некоторые правила постановки восклицательного знака.
Примеры: предложения с восклицательными знаками | 12 |
«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение». | Язык – это способ осуществления мышления. Он состоит из слов, обозначающих различные предметы и процессы/ лексика/, а также из правил, позволяющих строить из этих слов предложения/грамматика/. Именно предложения, построенные по законам грамматики и оформленные на письме с соблюдением пунктуационных правил, являются средством выражения мысли. | 13 |
«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». | Наряду со словами, обозначающими определённые предметы или их свойства, качество, количество, есть слова, которые лишь указывают на эти предметы или их признаки. Такие слова называются местоименными (местоимениями). Основная их функция – быть заместителями имени, т. е. заменять в речи непосредственные обозначения понятия, очевидного из контекста высказывания. Местоимения помогают объединять предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов. Примеры: предложения с местоимениями, в которых они играют разные роли. | 14 |
«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». | Функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами. Примеры: содержание и структура предложений (члены предложения, обращения, вводные слова и конструкции, виды придаточных предложений, предложения с чужой речью и др.).
| 15 |
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». | Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их. В системе письма каждый знак выполняет определённую функцию (знаки выделяющие и отделяющие). Назначение знаков препинания – указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению её синтаксического строения и ритмомелодики. Одна из функций знаков препинания – функция выделения. Выделяющие знаки – это парные запятые, тире, скобки и кавычки. Выделяемые конструкции: -обособленные дополнения, определения, приложения и обстоятельства; - уточняющие члены предложения; - вводные слова и предложения; - обращения и междометия; - прямая речь и цитаты; - утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова. Мы воспринимаем текст соответственно расставленным в нём знакам препинания, потому что знаки эти несут в себе определённую информацию. Выбор знака препинания основывается на смысловых связях, фразовой интонации, эмоциональной направленности высказывания.
Примеры: функции знаков препинания. Например, многоточие – один из знаков пунктуации. Употребление его связано с содержательной и эмоциональной стороной речи. Это знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, подтекста. Многоточие употребляется при передаче недосказанности речи, прерывистости, разговорных пауз. | 16 |
«При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». | Абзац служит для выделения основной микротемы и для перехода от одной микротемы к другой. Каждый новый абзац отражает новый этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или лица, новую мысль в рассуждении или доказательстве. | 17 |
«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». | Выразительно-изобразительные качества речи сообщаются ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами, тропами и фигурами речи, интонационно-синтаксической организацией предложений. Примеры: изобразительно-выразительные средства языка. | 18 |
«То, как мы говорим, рисует наш речевой портрет. Этот портрет. Как и наше лицо, может быть привлекательным и непривлекательным». | В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего. Примеры:лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | 19 |
«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». | Соединение двух и более самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, называется словосочетанием. Связь между словами выражается окончаниями зависимых слов, предлогами, союзами, интонацией. Способы подчинительной связи: согласование, управление и примыкание. Примеры: способы связи слов и их выражение в словосочетаниях. | 20 |
«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя». | В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего. Примеры:лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | 21 |
«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». | В речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения помогают понять характер говорящего / пишущего. Примеры:лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | 22 |
«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». | При работе над текстом писатель пользуется большим арсеналом средств: лексическими, словообразовательными и грамматическими, тропами и фигурами речи. Для восприятия текста важно не только его содержание (что сказано), но и разнообразие способов передачи мысли на письме (как сказано). В художественном тексте писатель стремится показать мир своими глазами, мы многое можем узнать о нём: его предпочтения, осуждения, восхищение, неприятие и тому подобное. С этим связана эмоциональность и экспрессивность, метафоричность, содержательная многоплановость художественного стиля речи. Основой художественного стиля речи является литературный русский язык. Слово в этом функциональном стиле выполняет номинативно-изобразительную функцию. В число слов, составляющих основу этого стиля, прежде всего входят образные средства русского литературного языка, а также слова, реализующие в контексте своё значение. В художественном стиле речи широко используется речевая многозначность слова, что открывает в нём дополнительные смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений. Это объясняется тем, что автор стремится к использованию всех богатств языка, к созданию своего неповторимого языка и стиля, к яркому, выразительному, образному тексту. Автор использует и разнообразные изобразительные средства из разговорной речи и просторечья. На первый план в художественном тексте выходит эмоциональность и экспрессивность изображения. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. Подбирая аргументы к этой цитате, постарайтесь найти самые яркие избразительно-выразительные средства: тропы (эпитеты, метафоры, сравнения) и фигуры речи, синтаксические и лексические средства и пр. | 23 |
«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». | Притягательная сила художественного слова – в его образности, носителем которой является речь (словесное выражение). Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств. Примеры: лексические явления, изобразительно-выразительные средства | 24 |
«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». | Слова в предложениях связаны между собой не только грамматически, но и логически. Синтаксис, как один из разделов грамматики, помогает нам строить эти отношения. Не случайна в текстах и лексика. Лексика показывает уровень развития героев, она тесно связана с их образом жизни, традициями, опытом и т.д. | 25 |
«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». | Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. | 26 |
«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика». | Словарный запас человека свидетельствует, насколько богата его речь. Грамотность включает в себя знание грамматических правил и применение их на практике – в устной и письменной речи. Разделами грамматики являются морфология, изучающая формы слов и их грамматические функции, и синтаксис, изучающий способы соединения слов в словосочетания и предложения. На основе грамматики разработаны орфография и пунктуация. Примеры: лексическое и грамматическое явления, обоснование орфограммы. | 27 |
«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу». | Язык – это не нагромождение звуков, слов, правил, а упорядоченная система языковых единиц. Каждая из них имеет разное назначение, строение, сочетаемость и место в системе языка. Язык дает нам возможность понять друг друга, являясь одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества. Примеры: употребление языковых единиц | 28 |
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей». | Человека окружают предметы, для называния которых в языке есть специальные слова – существительные. Сообщения о действиях характеризуют предметы с помощью глаголов. Употреблённые в нужной форме, эти части речи способны связываться в словосочетания и участвовать в создании предложений для передачи мыслей и чувств пишущего / говорящего. Примеры: употребление форм имени существительного и глагола. | 29 |
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». | Лексическое значение слова помогает понять смысл высказывания, а грамматика позволяет связать между собою слова в предложении, чтобы выразить мысль. Примеры: лексическое и грамматическое явления. | 30 |
«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». | Язык - универсальный материал, который используется людьми при объяснении мира. Для этого употребляются слова, обозначающие различные предметы, признаки, действия, а также применяются правила, позволяющих строить из этих слов предложения. Именно предложения являются средством выражения мысли. Человеку дано такое мощное средство общения , как язык. С его помощью мы делимся друг с другом мыслями, впечатлениями, эмоциями. Не случайно французский философ Поль Рикёр сказал: «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». Для человека важен не только факт общения как таковой, а то, в какую форму облачены чувства и эмоции. В этом случае ценно как богатство слов конкретного языка, разнообразие его синонимов, эпитетов, которые зачастую позволяют передать все мельчайшие оттенки чувства, так и лексикон конкретного человека, умение его пользоваться синтаксисом и пунктуацией. ПРИМЕРЫ Здесь лучше всего найти примеры использования изобразительно-выразительных средств речи. И снова вам могут помочь задания А3 (лексическое значение слова), А4 (выразительные средства лексики и фразеологии), В1 лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению). Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания, | 31 |
«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства». | В словарном составе современного русского языка существуют обороты речи, которые воспроизводятся в качестве готовых, сложившихся единиц. Это фразеологизмы. Образный, метафорический характер фразеологических единиц позволяет широко использовать их в неизменном виде как одно из важнейших средств для создания экспрессивности, выразительности текста. Примеры: употребление фразеологизмов в тексте. | 32 |
«Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются все же словами, то есть имеют не только форму, но и значение». | Вспоминаем, что такое "союз", классификацию союзов, их смысловые функции.
Союзы не имеют конкретного лексического и общего грамматического значения, не изменяются, не являются отдельными членами предложения, они выполняют лишь служебные функции в предложении. Союзы имеют 2 функции: синтаксическую и смысловую. Синтаксическая функция: союзы - средство связи синтаксических конструкций. Находим в исходном тексте предложения с союзами. | 33 |
«У каждой части речи свои достоинства». | Части речи –это группы слов, по которым распределяются слова языка на основании общего значения, морфологических и синтаксических признаков. «Достоинства» существительного: обозначает предмет, является одушевлён-ным/неодушевлённым, собственным/ на-рицательным, принадлежит к одному из 3-х родов, изменяется по числам и падежам, в предложении может быть любым членом предложения. Примеры: любые части речи | 34 |
«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». | Язык позволяет выражать самые разные мысли, описывать чувства и переживания людей. Главнейшее требование к тексту – использование таких средств, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполняют поставленную автором задачу эмоционального воздействия на читателя С помощью языка мы не просто общаемся, мы передаём друг другу мысли, наблюдения, он позволяет нам передать наши чувства, переживания. Чтобы сделать это как можно убедительнее, передать «самые тонкие ощущения и оттенки мыслей», мы прибегаем средствам выразительности речи. В художественном произведении писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Материал для наблюдения: • Выразительность средств морфологии (экспрессивное использование частей речи); • прямое и переносное значения слова в художественном тексте, тропы и фигуры речи; • гибкость и выразительность фонетической системы, звукопись; • богатство и разнообразие словообразовательной системы русского языка; (использование выразительных возможностей суффиксов и приставок, в том числе суффиксов субъективной оценки (уменьшительно- ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных) и др. Примеры: лексическое и грамматическое явления, изобразительно-выразительные средства языка. Подбирая аргументы к данной цитате, постарайтесь найти самые яркие выразительные средства языка. Здесь вам могут помочь задания А3 (лексическое значение слова), А4 (выразительные средства лексики и фразеологии), В1 лексика и фразеология, синонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению). Ищите самые яркие эпитеты, метафоры, олицетворения, гиперболы, средства синтаксической выразительности (риторические вопросы, восклицания, обращения, вопросно-ответную форму изложения и др.) | 35 |
«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». | Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками. Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста (как с точки зрения логико-смысловой, так и эмоционально-экспрессивной). Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста и его стилистической окрашенностью, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста. В художественных текстах автор порой делит текст на абзацы в зависимости от своих задач. Иногда такое деление кажется нелогичным, но если автору важна какая-то мысль, какое-то описание, он вправе использовать красную строку. Функция абзаца приобретает эмоционально-экспрессивный характер. Примеры: функции абзаца. Подбирая аргументы, постарайся найти необычно выделенный абзац, проанализируй деление текста на абзацы с точки зрения развития основной мысли автора, особого эмоционального воздействия именно этой части текста на читателя. | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сочинение на Всероссийский конкурс школьных сочинений "Моя семья" в номинации "Моя семья в истории страны" на тему: "Династия хлеборобов"
Сочинение победило на муниципальном и региональном этапах Всероссийского конкурса школьных сочинений....
Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ
подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...
Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.
Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...
Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.
Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...
Подготовка к ГИА, Сочинение : «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» и сочинение "Язык и общество" (по выражению Джонатана Свифта)
Сочинения дляучащихся 9 классов по данным выражениям....
Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.
Данные сочинения предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой....