Сочинение об абзацном отступе, сочинение о задаче автора рассуждения, сочинение о существительном - дирижере.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Иванова-Дубовская Людмила Николаевна

Данные сочинения  предназначены для подготовки к работе над лингвистической темой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abzatsnyy_otstup.docx16.53 КБ
Файл o_rassuzhdenii.docx16.99 КБ
Файл sushchestvitelnoe_-dirizher.docx14.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение

Перед нами слова современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». 

Давайте попытаемся разобраться в этом утверждении. Итак, абзац - (нем. Absatz — раздел, часть текста) — отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.

Абзац - это часть текста между двумя отступами, или красными строками, это средство членения связного текста на основе композиционно-стилистической.
          Функции абзаца в диалогической и монологической речи различны: в диалоге абзац служит для разграничения реплик разных лиц, т.е. выполняет чисто формальную роль; в монологической речи - для выделения композиционно значимых частей текста.

Части текста имеют свои правила построения.  По определенным правилам строится и абзац.

Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом.

Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, в доказательстве. Бывают абзацы, состоящие из одного предложения.

Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту часть абзаца называют абзацным зачином, который выделяется интонацией. Последующие предложения — комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении. Абзацные зачины текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы. Чтобы доказать это утверждение, возьмем  предложение «(1)Я не любила эту куклу». Это абзацный зачин. Последующие  предложения являют собой комментирующую часть: « (2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною». 

С абзаца нередко пишется прямая речь, а также текст, следующий за ней. Подобное явление наблюдаем в следующем предложении:

- (4)Кто из вас девочка, а кто кукла -  трудно понять! - восклицали они.

 Автор подчеркивает логическую  и композиционную роль абзаца, видя  значение такового в том, что  выделяются главные идеи и облегчается  восприятие мысли.



Предварительный просмотр:

Сочинение

Перед нами слова известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения - как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».

С этим утверждением трудно не согласиться, так как рассуждение  — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать); автор размышляет, обдумывает что-то и приходит к какому-либо выводу, суждению. Основная коммуникативная цель рассуждения – убедить, объяснить. 

Типичная композиция текстов-рассуждений включает: 1) тезис, то есть мысль, требующую доказательства или опровержения; 2) обоснование, то есть аргументы, доводы, доказательства, примеры; 3) вывод. 

Тезис  заключает  в себе тему рассуждения. Иногда автор включает в тезис цитату какого-то выдающегося деятеля, которая помогает более точно выразить мысль.

При переходе к доказательствам могут использоваться выражения: «докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться; это объясняется следующим; и вот почему», а также вопросительные предложения со словами  «почему, для чего»  и подобными. В этой части может быть использовано несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: «во-первых, во-вторых, наконец, допустим, предположим, так». В качестве аргумента может быть использован и конкретный пример или ряд примеров, которые построены как описательные или повествовательные типы речи. При переходе к аргументу-примеру используются такие слова, как « например, приведем пример, обратимся к примеру, вот один из ярких примеров».

Заключительная часть рассуждения может состоять из нескольких предложений. Нередко в нём содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением. Вывод может быть связан с доказательством посредством слов: «поэтому, вот почему, следовательно, значит, итак, таким образом, сделаем вывод, подведём итог, из всего сказанного следует».

Существует 3 разновидности рассуждения: 1) рассуждение - доказательство; 2) рассуждение - объяснение;  3) рассуждение - размышление.  Различие между объяснением и доказательством заключается в следующем: основная мысль объяснения не вызывает споров, с основной мыслью доказательства можно не согласиться.  В объяснении речь идёт о конкретных, наблюдаемых явлениях, в доказательстве, как правило, - об абстрактных понятиях; объяснение знакомит нас с фактами, ранее неизвестными нам, но бесспорными; доказательство предлагает своё решение спорной проблемы.

Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Возьмем рассуждение-размышление современного писателя Евгения Гришковца и  попробуем его проанализировать. Вопросительное предложение  №14 начинает абзац  и одновременно являет собой отправную точку для того, чтобы начать ответ-рассуждение: « (14)Какие возможности у меня имелись? (15)Университет,  институт культуры и, конечно же, медицинский.  (16)Медицинский  мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу». Последовательность мыслей оформлена благодаря вводным словам «во-первых» и «во-вторых». Это аргументы, которые приводит писатель, раздумывая о том, какой институт предпочесть.

С предложения №21  по предложение №27 мы видим следствие того, к чему привели автора размышления о выборе пути. « (21)Тогда я стал ходить в институт культуры. (22)Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры».

Итак, это рассуждение-размышление, в котором автор, действительно,  доказывает свою позицию, приводя в пример убедительные доводы. Завершающей частью  работы Е. Гришковца является логический вывод: «(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ничего определённого. (31)Мне хотелось быть студентом. (32)Хотелось учиться не очень трудно и не очень скучно... (33)Хотелось весёлой, интересной, настоящей жизни. (34)Главное - настоящей, всем существом – жизни».

 



Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ

Лингвист В.Г. Ветвицкий сказал: «Имя существительное - это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты -  зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».  Попытаемся понять это высказывание.

.Почему существительное сравнивается с дирижером грамматического оркестра? Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет. В предложении (оркестре) оно может играть различные роли. Может, действительно, руководить, дирижировать, если является главным членом – подлежащим, потому что у него есть свой состав, который только и ждет взмаха  палочки, чтобы заиграть нужную мелодию. В 4 предложении подлежащим является существительное «родители», которое стоит в именительном падеже множественного числа, а  определение «мои» выражено местоимением. Главное слово, дирижер, заставляет зависимое, оркестранта, играть верную мелодию, то есть  встать в нужном числе и падеже. В 10 предложении есть словосочетание « моими родителями». Меняется форма главного слова, и тотчас зависимое согласуется с ним, уподобляется ему.

Вот  еще один пример того, как существительное, которое само является зависимым, потому что в данном предложении: «Но мы с бабушкой не желали обтираться ледяной водой, вставать по воскресеньям ещё раньше, чем в будни, чтобы идти на лыжах или в поход»,-  оно играет роль дополнения, вновь заставляет определение-прилагательное согласоваться в роде, числе и падеже. Слово «водой» употребляется в форме творительного падежа единственного числа, оно женского рода, и  прилагательное «ледяной» уподобилось существительному. Мелодию, нужную существительному, играют только имена прилагательные, числительные, некоторые местоимения, причастия, то есть те части речи, которые в предложении могут быть согласованными определениями. Но дирижерские способности существительного мы можем видеть и при управлении: взмах – и слово стоит в нужном падеже. Например, в 6 предложении есть словосочетание «в конце письма», где первое, главное, управляет падежом второго, зависимого.

Таким образом, мы попробовали понять, почему существительное способно дирижировать, и увидели, что утверждение соответствует истине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Руководство ППО, цели, задачи. автор Козуб Л.В.

Описание, целей задач решаемых в ППО, Председателем первоначальной профсоюзной организации Козуб Людмила Викторовна...

Урок математики в 5 классе по теме "Упрощение выражений. Решение уравнений и текстовых задач" (автор УМК Виленкин Н.Я.)

Урок закрепления знаний и способов учебных действий. Технологическая карта урока....

Подготовка к сочинению в 11 классе. Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ.

Поэтапная работа над составными частями сочинения ЕГЭ на примере текста....

Методический материал для подготовки к сочинению 15.1 ОГЭ в 9 классе. Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ №19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Данная разработка содержит авторский теоретический и  методический материал, который поможет учащемуся в подготовке к сочинению 15.1 ОГЭ. Она даёт  разъяснение высказываний лингвистов и сове...

Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ .Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения.

Мастер -класс по подготовке к сочинению на ЕГЭ был проведен для учителей школы.Использование технологии дебрифинга при обучении написанию сочинения является эффективной формой работы учащихся....

Формирование и совершенствование навыков написания сочинения в формате ЕГЭ; определение проблемы, поставленной автором текста, её комментирование; формулировка позиции автора; аргументация обучающимися своего мнения; развитие устной и письменной речи

Личностные:осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стр...

Тексты для сочинений ЕГЭ с указанием проблем и позиции автора

Тексты для сочинений ЕГЭ с указанием проблем и позиции автора...