Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Конспект урока на тему "Буквы О и Ё после шипящих в корне слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_bukv_o_i_yo_posle_shipyashchih_v_korne_slova.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
07.11.18 Урок № 35 5 класс
Тема: Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые результаты урока (Универсальные учебные действия):
познавательные: формировать умение самостоятельно добывать информацию, выдвигать гипотезы, проводить наблюдение, анализировать, сравнивать, делать выводы, планировать необходимые действия, использовать знаково-символические средства;
регулятивные: самостоятельно формулировать тему, ставить учебные цели, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанной ошибки;
коммуникативные: формировать умение аргументировать собственную точку зрения, умение слушать собеседника, умение договариваться, работать в группе, работать в паре;
личностные: формировать учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению, адекватную позитивную самооценку, сознание эстетической ценности русского языка.
Оборудование урока: проектор, карточки, учебник, тетради
Структура урока
1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел вам, и тогда
Будем грамотны всегда.
1.Проверка домашнего задания.
2.Орфографический практикум ст.70
2. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сегодня нам с вами предстоит интересная и непростая работа на уроке. О чем пойдет речь, вы сумеете сами определить, если прослушайте внимательно сказку и подумайте, какую тему мы будем сегодня изучать.
В некотором царстве, в некотором государстве жили буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласным, когда перед ними оказывается шипящий. С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем шипящим подавай букву Ё . То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с буквой О. Вот и приходится решать ученику проблему:
3. Сообщение темы, задач урока.
- Озвучьте эту проблему.
Слайд №2 - Произнесите данные слова. Какое сочетание звуков вы слышите? /шо/
А сразу вы сможете ответить, какую букву будем писать в каждом из этих слов?
Слайд №3 - Итак, что же будет сегодня предметом исследования на уроке?
Сформулируйте тему урока.
Тема определена.
Слайд №4 Подумайте, что в конце урока вы должны знать, что уметь, т.е. поставьте цель перед собой и определите пути её достижения
4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.
1. Слайд №5 «Наблюдаем, размышляем» - развивается умение выявлять различие в правописании букв О –Ё после шипящих
Написаны слова в 2 столбика: шЁпот – шЕпчет крыжОвник - ?
- Назовите условия выбора написания орфограммы для слов первого столбика?
- К какому выводу пришли после наблюдения?
Проверим, правильно ли мы сформулировали вывод. Откройте учебник на с.70, прочтите правило.
2.Работа в группах
Перед вами лежат листы бумаги и фломастеры. Попробуйте с помощью схемы передать полученную вами информацию о правописании изучаемой орфограммы
Предлагаю представить продукт своей совместной деятельности – схему правила учащиеся у доски защищают свою схему - В чьей схеме, на ваш взгляд, более точно и лаконично зашифровано правило?
3. Слайд №6 Учитель:
А теперь у меня проблема. Я тоже сформулировала правило, но заголовки к таблице пропали. Помогите мне. Спасибо. А как вы думаете, мне удалось в сжатой форме записать правило. Что бы вы мне посоветовали? (использовать меньше слов, информацию передать с помощью знаков)
Дополните каждый столбик двумя примерами, правильно оформляя орфограмму.
4. Работа с карточками Слайд 7 -На столах у вас лежат карточки. Прочтите слова, которые нужно запомнить, и подчеркните те из них, лексическое значение которых вы не знаете. Много слов подчеркнули? Проблема? Как решать её будем?
(Записать слова в карточку «Это я не знаю», дома посмотреть значение данных слов в «Толковом словаре…» или на интернет-портале «Русский язык» www/gramota.ru) , запомнить
5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения)
Слайд №8 Работа над алгоритмом и его применением.
а) Прочтите название слайда
– Что вы поняли из названия? Что будет вам предложено дальше?
(Алгоритм, последовательность действий, инструкция по применению правила.)
Прочтите алгоритм. Сколько в нём «шагов»?
С чего нужно начинать поиск орфограмм-букв О-Ё после шипящих
От чего зависит выбор написания букв? Как проверить правильность написания?
2 Диктант «Передай маркер другу»
- Запишем слова, пользуясь алгоритмом.
Ш..пот, ч..рный, обж..ра, ож..г (руки), ш..рох, чащ..ба, трущ..ба, ж..лтый, пч..лка, ш..рты, ож..г (руку).
6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).
Слайд №9 Творческий диктант
- По лексическому значению узнайте слово и запишите его. Подготовьтесь к объяснению. Какие слова незнакомы?
Слайд №10-11
Игра «Корректор» по вариантам.
7. Анализ достижений учащихся.
Проверка знаний по теме
Тестовые задания Слайд № 12-17
8. Итоги урока.
Подведём итоги слайд 18-20
Д.з.Повторить правило (стр.70)
2. Упражнение 150 – 2 группа;
Упражнение 151 – 1 группа.
Рефлексия слайд 21
«Я знаю, какую букву писать» (Дополнительное задание для сильных)
- Вставьте нужную букву только в те слова, в которых пропущена орфограмма на изученное правило.
Крыж..вник, ч..порный, ш..пот, ш..рох, ш..рты, чащ..ба, печ..т, ж..лтый, ч..лка, расч..ска, щ..тка, ж..рдочка, пч..лка, собач..нка, грач..м
Карточка 1
- Вставьте пропущенные орфограммы только в словах на изученное правило, графически объясните крыж..вник - ч..порный - ш..пот - ш..рох - ш..рты - чащ..ба - печ..т - ж..лтый - ч..лка - расч..ска - щ..тка - ж..рдочка - собач…нка - грач..м –
Карточка 2
2. А исключения можно запомнить так:
Шоколад, шофер, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба, Чокнуться, шотландец, шоры, Чохом, шомпол и жонглеры, Шорты, шовинизм и шок, В существительном ожог. И еще совсем немного: Жом, трещотка и изжога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов
Презентация к уроку с использованием интерактивной доски по теме: "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов."...
Конкурс знатоков "Буквы Ё-О после шипящих в корне слова"
Словарная работа. Из орфографического словаря выписаны все слова с буквами Ё-О после шипящих в корне слова....
Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
5 класс. Русский язык. Технологическая карта....