Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
5 класс. Русский язык. Технологическая карта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yo_i_o_posle_shipyashchih_v_korne_slova_urok.docx | 26.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Русский язык, 5 класс.
(Технологическая карта урока).
ТЕМА: Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
НОВОКУЗНЕЦК
Русский язык , 5 класс.
Тема: Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели
Цель учителя: формировать умения учащихся правильно писать буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
Цель учащихся: научиться правильно писать слова, в которых есть б. Ё и О после шипящих, применяя новое правило.
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация к учебной деятельности.
Метапредметные:
- регулятивные УУД: выссказывать предположения, формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм, оценивать свою деятельность, свой результат, работать по алгоритму.
- познавательные УУД:. выполнять анализ, делать вывод.
- коммуникативные УУД: выссказывать и обосновывать своё мнение, слушать других.
Предметные: находить корни, в которых после шипящих под ударением пишем Ё или О, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.
Технологическая карта урока .
Этап урока и его цель | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Результат | Задания |
1.Организационный момент (самоопределение к деятельности) Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. | Приветствует учеников, создаёт эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность. | Настраиваются на работу. | Готовность к уроку, эмоциональный настрой. | |
2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися | Организует работу по выполнению задания, организует беседу. | Выполняют задание. Формулируют тему урока: « Буквы Ё и О после шипящих в корне слов», и цель урока. | Выссказывают предположения, формулируют тему и цель урока ( Р ) Выссказывают и обосновывают своё мнение ( К ) | Задание: На доске слова. Надо распределить их по группам. Вставить пропущенные буквы. Какие слова у вас остались не распределёнными по группам? Почему? Почему слова, вызвавшие затруднения, записаны вместе с остальными? Какой у них корень? Какие буквы можно вставить на месте пропуска в этих словах? Сформулируйте тему нашего урока .Что нам надо узнать? Чему научиться? Распределяют их по группам (столбикам), вставляют пропущенные буквы, отбирают проверочные слова. Остаются лишние слова. |
3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.) | Организует работу по теме. | Учащиеся наблюдают и анализируют слова. | Выполняют анализ, делают вывод ( П ). | На доске записаны слова: жёлудь, тяжёлый, решётка, шёлк, шёпот, шорох, шорты, шов, трущоба, капюшон. Распределить их в 2 столбика. (1 ст. – с Ё, 2 ст. – с О) Учитель предлагает выявить условия написания Ё-О в корне слова. Сделаем вывод: от чего же зависит написание ё-о в корне слова? Сформулируйте правило. Проговариваем: После шипящих в корне слов под ударением пишется ё если при изменении формы слова или в родственном слове Ё чередуется с Е. Дети: (выделяют корень, ставят ударение, подбирают родственные слова с Е) Речевое проговаривание, обозначение орфограмм. |
4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности | Организует работу по составлению алгоритма. | Строят алгоритм рассуждения. | Составляют алгоритм ( Р ) Делают выводы ( П ) Слушают других ( К ). | Алгоритм: 1. Выдели корень . 2. Поставь ударение. 3. Попробуй подобрать др. форму или однокоренное слово, чтобы в безударном положении была б. «Е». Получилось - пишем в корне под ударением «Ё» (пшёнка, печёнка, начёс, шёпот, жёлудь, чёрный, шёлк) 4.Не получилось, значит, это слово-исключение, и в корне будем писать «О» (шорты, шоркать, капюшон, шов, бесшовный, крыжовник, трущоба) 5. В ряде слов, как правило заимствованных, пишется б. «о» после шипящих и в безударном положении (шоссе, шофёр, жонглёр, шоколад) 6.Отличаем написание сущ. «ожог» от гл. «жечь» (сильный ожог руки -ожёг паром руку ). |
5.Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи | Организует работу в парах и взаимопроверку. | Выполняют задание. | Оценивают свою деятельность, работают по алгоритму ( Р ). | Списать с доски, вставить пропущенные буквы: обвинение в подж*ге - подж*г дом, переж*г горючего – переж*г все дрова, изж*га – изж*г много топлива, прож*г кирпича – прож*г куртку у костра, ож*говый центр, ш*пот, ш*лк, ж*лтый, ч*рт, ш*фёр, ш*в, ш*рох, ш*к, ш*колад. Списывают. Взаимопроверка: Меняются тетрадями и проверяют. По цепочке 1 ученик вслух комментирует написание слова. |
6.Тренинг. Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма | Организует и контролирует работу учащихся. | Выполняют задание и аргументируют свой ответ | Оценивают свою деятельность ( Р ) Слушают других ( К ). | Игра «Третий лишний». Записать в строчку слова, найти и подчеркнуть «лишнее» слово: 1) ж*лудь, тяж*лый, ш*рох, 2) ч*лка, ч*рт, ш*колад 3) ш*у, капюш*н, ч*рт 4) ш*рох, пш*нка, нач*с 5) ш*рты, крыж*вник, ж*лтый Объясни, почему эти слова «лишние» . |
7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности | Организует самооценку учебной деятельности. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют цель и результаты. | Мотивация к учебной деятельности ( Л ) Оценивают свой результат (Р). | Выразите ваше впечатление от урока одним предложением, оцените себя: Сегодня я узнал… Было интересно… Теперь я могу… Я выполнял задания… Было трудно… |
8.Домашнее задание. | Подготовьте раздаточный материал по изученной орфограмме (карточки). | Записывают в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...
Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...
Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов
Презентация к уроку с использованием интерактивной доски по теме: "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов."...
Конкурс знатоков "Буквы Ё-О после шипящих в корне слова"
Словарная работа. Из орфографического словаря выписаны все слова с буквами Ё-О после шипящих в корне слова....
Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.
Конспект урока на тему "Буквы О и Ё после шипящих в корне слова"...