Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Веслополова Елена Николаевна

5 класс. Русский язык.  Технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yo_i_o_posle_shipyashchih_v_korne_slova_urok.docx26.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: Русский язык, 5 класс.  

(Технологическая карта урока).

                       ТЕМА: Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

НОВОКУЗНЕЦК

Русский язык , 5 класс.

Тема: Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели 

        

Цель учителя: формировать умения учащихся правильно писать буквы Ё и О после шипящих в корне слова.

Цель учащихся: научиться правильно писать слова, в которых есть  б. Ё и О после шипящих,  применяя новое правило.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

Метапредметные:

- регулятивные УУД: выссказывать предположения, формулировать тему и цель урока, составлять алгоритм, оценивать свою деятельность, свой результат, работать по алгоритму.

- познавательные УУД:. выполнять анализ, делать вывод.

- коммуникативные УУД: выссказывать и обосновывать своё мнение, слушать других.

Предметные: находить корни, в которых после шипящих под ударением пишем Ё или О, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.


                                                                    Технологическая карта урока .

Этап урока и его цель

Деятельность

педагога

Деятельность

обучающихся

Результат

Задания

1.Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Цель: организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.

Приветствует учеников, создаёт эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность.

Настраиваются на работу.

Готовность к уроку, эмоциональный настрой.

2.Актуализация знаний. Цель: организация восприятия задания обучающимися

Организует работу по выполнению задания, организует беседу.

Выполняют задание. Формулируют тему урока: « Буквы Ё и О после шипящих в корне слов», и цель урока.

Выссказывают предположения, формулируют тему и цель урока ( Р )

Выссказывают и обосновывают своё мнение

( К )

Задание: На доске слова. Надо распределить их по группам. Вставить пропущенные буквы. Какие слова у вас остались не распределёнными по группам? Почему? Почему слова, вызвавшие затруднения, записаны вместе с остальными? Какой у них корень? Какие буквы можно вставить на месте пропуска в этих словах? Сформулируйте тему нашего урока .Что нам надо узнать? Чему  научиться? Распределяют их по группам (столбикам), вставляют пропущенные буквы, отбирают проверочные слова. Остаются лишние слова.

3. Введение нового знания. Цель: организация совместного открытия нового знания (продуктивного чтения нового текста; восприятия нового материала и т. п.)

Организует работу по теме.

Учащиеся наблюдают и анализируют слова.

Выполняют анализ, делают вывод ( П ).

На доске записаны слова:  жёлудь, тяжёлый, решётка, шёлк, шёпот, шорох, шорты, шов, трущоба, капюшон. Распределить их в 2 столбика. (1 ст. – с  Ё, 2 ст. – с О) Учитель предлагает выявить условия написания Ё-О в корне слова. Сделаем вывод: от чего же зависит написание ё-о в корне слова? Сформулируйте правило. Проговариваем: После шипящих в корне слов под ударением пишется ё если при изменении формы слова или в родственном слове Ё чередуется с Е.  Дети: (выделяют корень, ставят ударение, подбирают родственные слова с Е)

Речевое проговаривание, обозначение орфограмм.

4. Воспроизведение нового знания. (Формулирование нового правила (понятия, факта и др.) Построение алгоритма деятельности по новой норме). Цель: организация совместной деятельности

Организует работу по составлению алгоритма. 

Строят алгоритм рассуждения.

Составляют алгоритм ( Р )

Делают выводы ( П )

Слушают других ( К ).

Алгоритм:

1. Выдели корень .

2. Поставь ударение.

3. Попробуй подобрать др. форму или однокоренное слово, чтобы в безударном положении была б. «Е». Получилось -  пишем в корне под ударением «Ё»  (пшёнка, печёнка, начёс, шёпот, жёлудь, чёрный, шёлк)

4.Не получилось,  значит, это слово-исключение, и в корне будем писать «О» (шорты, шоркать, капюшон, шов, бесшовный, крыжовник, трущоба) 

5. В ряде слов, как правило заимствованных, пишется б. «о» после шипящих и в безударном положении (шоссе, шофёр, жонглёр, шоколад)

6.Отличаем написание сущ. «ожог» от гл. «жечь» (сильный ожог руки  -ожёг паром руку ).

5.Первичное закрепление. Цель: организация правильного выполнения задания и проговаривания нового знания в речи

Организует работу в парах и взаимопроверку.

Выполняют задание.

Оценивают свою деятельность, работают по алгоритму ( Р ).

Списать  с доски, вставить пропущенные буквы: обвинение в подж*ге - подж*г дом, переж*г горючего – переж*г все дрова, изж*га – изж*г много топлива, прож*г кирпича – прож*г куртку у костра, ож*говый центр, ш*пот, ш*лк, ж*лтый, ч*рт, ш*фёр, ш*в, ш*рох, ш*к, ш*колад.

Списывают. Взаимопроверка: Меняются тетрадями и проверяют. По цепочке 1 ученик вслух комментирует  написание слова.

6.Тренинг. Цель: организация первичного закрепления построенного алгоритма

Организует и контролирует работу учащихся.

Выполняют задание и аргументируют свой ответ

Оценивают свою деятельность ( Р )

 Слушают других ( К ).

Игра «Третий лишний». Записать в строчку слова, найти и подчеркнуть «лишнее» слово: 1) ж*лудь, тяж*лый, ш*рох,

2) ч*лка, ч*рт, ш*колад

3) ш*у, капюш*н, ч*рт

4) ш*рох, пш*нка, нач*с

5) ш*рты, крыж*вник, ж*лтый Объясни, почему эти слова «лишние» .

7.Рефлексия деятельности на уроке. Цель: организовать понимание ценности выполненной деятельности

Организует самооценку учебной деятельности.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, сопоставляют цель и результаты.

Мотивация к учебной деятельности ( Л )

Оценивают свой результат (Р).

Выразите ваше впечатление от урока одним предложением, оцените себя:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Теперь я могу…

Я выполнял задания…

Было трудно…

8.Домашнее задание.

Подготовьте раздаточный материал по изученной орфограмме (карточки).

Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов

Презентация к уроку с использованием интерактивной доски по теме: "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов."...

Конкурс знатоков "Буквы Ё-О после шипящих в корне слова"

Словарная работа. Из орфографического словаря выписаны все слова с буквами Ё-О после шипящих в корне слова....

Буквы О и Ё после шипящих в корне слова.

Конспект урока на тему "Буквы О и Ё после шипящих в корне слова"...