Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 кл. / Сост. Л.И.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010. – С. 10-62). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_5_klass.doc | 375 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ульянковская основная общеобразовательная школа
Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан»
«Рассмотрено» Руководитель МО _______Кирилова Е.Г. Протокол № _____от «___» ___________ 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Ульянковская ООШ» _________Челнокова Т.П. «___» ____________ 2014 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Ульянковская ООШ» ________Челнокова Н.А. Приказ № _______ от «___» ____________ 2014 г. |
Рабочая программа
по русскому языку в 5 классе
Челноковой Наталии Алексеевны,
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № ____от
«___» ____________ 2014 г.
2014-2015 уч. год
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебникам 5-9 классов М.Т.Баранова,Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык: 5-9 кл. / Сост. Л.И.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2010. – С. 10-62). Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II. Учебно-тематический план
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 1 | - | - |
Повторение изученного в начальных классах | 13 | 1 | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 20 | 1 | 1 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 13 | 1 | 1 |
Лексика. Культура речи. | 8 | - | 1 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 17 | 1 | 2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 56 | 3 | 11 |
Повторение и систематизация изученного. | 12 | 2 | - |
ИТОГО | 140 | 9 | 15 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Язык - важнейшее средство общения (1ч)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (12 ч+1 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (19 ч + 1 ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 1 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (7 ч + 1 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (15 ч + 2 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (45 ч+11 ч)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (15 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (8 ч + 3 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (21 ч + 4 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (12 ч)
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
- соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
- По орфографии: находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
- По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
- По развитию речи: определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
- правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания;
- грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи;
- совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом);
- пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
Печатные пособия
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
- Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Изд.35-е. Тростенцова Л.А. Баранов М.Т. Ладыженская Т.А. Просвещение, 2010.
Мультимедийные пособия
- Репетитор. Русский язык. Весь школьный курс
- Современный словарь по русскому языку
- «Фраза» Обучающая программа-тренажер по русскому языку
- Современный словарь по русскому языку (все словари на одном диске)
- Большой словарь русского языка (Словари от Бука Софт)
- Интерактивный тренинг – подготовка к ЕГЭ. Русский язык
Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
Образовательные электронные ресурсы
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/-Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари он-лайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
claw.ru›1news/izlozheniya/izlozheniya…dlya-5… Изложения для 5-11 классов
http://lib.repetitors.eu Контрольные работы, диктанты 5-11 кл
- Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательныхучреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 5 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Хар-ка деят-сти уч-ся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата прове-дения | |||
План | Факт | ||||||||||
Язык и общение | |||||||||||
1. | Язык – важнейшее средство общения. Общение устное и письменное. | 1 | Вводный урок, урок-общение | Работа с учебником, словарем | Навыки работы со словарем, учебником, знать виды общения единицы языка, разделы лингвистики. | §1-4 упр.10 | |||||
Повторение изученного в начальных классах | |||||||||||
2. | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 1 | комбини-рованный | Беседа, работа с учебником | Сформировать навык отличия буквы от звука. Дать понятие транскрипции | § 6 упр.22, доп. зад. -затранскрибировать данные учителем слова | |||||
3. | Орфограмма. Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | Урок - упражнение | Работа с учебником, беседа, наблюдение, упражнения, лингвисти- ческая игра, работа в группах | текущий контроль орфографи-ческий диктант | Умение различать ударные и безударные гласные безошибочно выделять корень в слове, подбирать правильно проверочные слова, графически обозначать орфограмму | § 7 – 8 упр.37, 38. инд.зад – составить орфограф. диктант | ||||
4. | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | 1 | Урок - упражнение | Работа с учебником, беседа упражнения, лингв. игра | текущий контроль орфографи-ческий диктант | Умение подбирать правильно проверочные слова, безошибочно выделять корень в слове, графически обозначать орфограмму | §9 упр. 45 | ||||
| Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 1 | Урок - упражнение | Работа с учебником, словарем, беседа, упражнения, работа в группах | текущий контроль «дырявый» диктант | Знать правописание часто используемых слов с непроизносимыми согласными в корне слова, уметь пользоваться орф.словарем | §10 составить словарик по изученным орфограммам «Пиши правильно!» | ||||
6 | Буквы и, у, а после шипящих | 1 | урок – повторение | Работа с учебником, словарем, упражнения | Умение писать гласные и, у, а после шипящих в корне | §11, №53 | |||||
7 | Разделительные ъ и ь | 1 | урок – повторение | Работа с учебником, словарем, упражнения | текущий контроль объяснитель-ный диктант | Умение распознавать на письме ъ,ь | §13 упр. 57 | ||||
Р.Р. Изложение «Хитрый заяц» | 1 | ||||||||||
9 | Глагол. | 1 | Урок - систематизация знаний. | Работа с учебником, текстом, наблюдение, беседа. Работа с таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации | текущий контроль теоретичес-ких знаний по теме | Развитие монологической речи, умение находить глаголы в тексте, использовать их в речи | §16 №77 | ||||
10. | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | 1 | Урок - упражнение | Работа с учебником, наблюдение, игра. Работа с таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации | текущий контроль тесты «Личные окончания глаголов», «Не с глаголами» | Закрепление умения определять спряжение, умение правильно писать окончания глаголов. Отработка навыка правописания не с глаголами. | § 19 № 87 | ||||
11 | Имя существительное. | 1 | Системати-зация знаний | Работа с учебником, таблицами, беседа. Работа с таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации | текущий контроль Цифровой диктант «Ь в сущ. После шипящих» | Умение находить существительное в тексте, определять морфологические признаки, отработать навык правописания Ь в сущ. | § 20 упр. 94 | ||||
12 | Местоимение | 1 | Урок – актуализа-ция знаний | Анализ предложений, беседа, игра. Работа с таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации | текущий контроль теоретичес-ких знаний по теме | Умение находить местоимение в тексте | § 22, упр. №112 | ||||
13 | Диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах» | 1 | контроль ЗУН | Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста | Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания | Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания | Подготовиться к словарному диктанту | ||||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | |||||||||||
14. | Синтаксис. Пунктуация. | 1 | комбинированный | Беседа, работа с учебником | текущий контроль теоретических знаний по теме | Знать термины «синтаксис», «пунктуация», виды знаков препинания, умение определять границы предложений | §24,25 №120 | ||||
15. | Словосочетание. Разбор словосочетания | 1 | Урок - получения новых знаний. | Наблюдение, беседа, работа с учебником, словарем | текущий контроль Составление словосочетаний, знакомство с образцом разбора словосочетаний | Формировать умение задавать вопрос в словосочетаниях, умение определять части речи, уметь пользоваться синонимическими словосочетаниями, умение делать синтаксический разбор словосочетания | §26, 27 № 130 (пис.), 133 (устно) | ||||
16. | Предложение | 1 | Повторение | Наблюдение, беседа, работа с учебником, анализ текста. | текущий контроль Определение границ предложений | Умение определять границы предложения, находить грамматическую основу предложения | §28 упр.136 | ||||
17. | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения | 1 | комбинированный | Наблюдение, беседа, работа с учебником, синт. разбор предложения. | текущий контроль синт. разбор предложения. | уметь делать частичный синтаксический разбор предложения. | §29-30 упр.147 | ||||
18. | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | Урок – актуализация знаний учащихся | Беседа, работа с учебником, словарем, таблицами | текущий контроль Определить какими членами предложения являются данные слова | Умение четко определять члены предложения, находить подлежащее и знать способы его выражения. | §31, §32 Упр.157 | ||||
19 | Сказуемое. | 1 | Урок – актуализация знаний учащихся. | Беседа, работа с учебником, анализ предложений | Конструкция предложе-ний | Уметь четко находить сказуемое и знать способы его выражения. | §33 1.№164 2. №165 | ||||
20 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Урок - упражнение | Беседа, работа с учебником, таблицами, анализ предложений | текущий контроль работа по карточкам «Расставить знаки препинания» | Формировать пунктуационный навык постановки тире между главными членами предложения | §34 Упр. 170 | ||||
21 | Нераспр.и распр. предложения | 1 | Урок –получение новых знаний | Беседа, работа с учебником, синт. разбор предложений | текущий контроль Синтаксический разбор предложе-ний | Уметь различать распр. и нераспр. предложения. | §35 упр173 | ||||
22 | Второстепенные члены предложения | 1 | систематизация знаний | Беседа, работа с учебником, разбор предложений по членам | текущий контроль Определение втор.членов | Развивать навык определения второстепенных членов | §36 Упр. 175 | ||||
23 | Дополнение. | 1 | ситематизация знаний уч-ся. | Беседа, работа с учебником, разбор предложений по членам | текущий контроль теоретических знаний по теме | Отличать дополнение от подлежащего | §37 №180 | ||||
24 | Определение | 1 | Ситематизация знаний уч-ся. | Беседа, работа с учебником, разбор предложений по членам | периодический контроль Составление предложений | Умение находить определение, задавать вопросы | §38 №182 | ||||
25 | Обстоятельство | 1 | Ситематизация знаний уч-ся. | Беседа, работа с учебником, разбор предложений по членам | периодический контроль Составление предложе-ний | Умение находить обстоятельство, задавать вопросы к нему от главного слова | §39 1. №189 2. № 190 | ||||
26. | Предложение с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | комбинированный | Работа с учебником. Анализ предложений, беседа. Работа с таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации | текущий контроль теоретических знаний по теме | Формировать навыки постановки знаков препинания при однородных членах; умение строить изученные синтаксические конструкции | § 40, 41 № 193, 202 | ||||
27 | Предложения с обращениями. | 1 | Урок - получение новых знаний | Наблюдение, выразительное чтение, анализ предложения Работа с таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации | текущий контроль Составление предложений с обращениями по схемам | Умение находить обращения в предложениях, расставлять знаки препинания | § 42 Упр. 211,212 | ||||
28 | Письмо. | 1 | Урок развития речи | Анализ текста, структура письма. Работа с учебником | текущий контроль теоретических знаний по теме | Умение писать письмо | § 43 Упр.215 (черновик) | ||||
29. | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Урок - практикум | Анализ простого предложения, слово учителя, беседа, работа у доски | текущий контроль Синтаксический разбор простого предложения | Умение производить синтаксический разбор простого предложения | § 44 Упр. 217 | ||||
30. | Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. | 1 | Урок - сравнение | Наблюдение, анализ предложения, работа с учебником, таблицами. Работа с интерактивной доской. | текущий контроль теоретических знаний по теме | Умение отличать простые предложения от сложных, вырабатывать пунктуационные навыки | § 46,47 упр. 224, 234 | ||||
урок - упражнение | упр. 231 | ||||||||||
31. | Прямая речь. | 1 | получение новых знаний | Работа с учебником, схемами, работа у доски, упражнения | текущий контроль составление текста с прямой речью | Уметь разграничивать прямую речь и слова автора, ставить знаки препинания при прямой речи. | § 48 упр.239 | ||||
32. | Диалог. | 1 | комбинированный | Работа с учебником, схемами, работа у доски, упражнения | текущий контроль составление диалога | Уметь разграничивать прямую речь и слова автора, ставить знаки препинания при диалоге. | § 49 упр.248 | ||||
33 | Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».
| 1 | контроль ЗУН | Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста | Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания | Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания | Подготовиться к словарному диктанту | ||||
34 | Анализ диктанта | 1 | работа над ошибками | Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста | периодический контроль словарный диктант | Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам | упр. 259 | ||||
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | |||||||||||
35. | Фонетика. Гласные звуки. | 1 | комбинированный | Работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, лингвистическая игра | текущий контроль теоретических знаний по теме | Умение отличать гласные звуки от согласных, отработка литературных нормы произношения некоторых слов. Уметь характеризовать гласные звуки | §50, 51 № 258 | ||||
36. | Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи. | 1 | комбинированный | Беседа, работа с учебником, работа у доски | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь характеризовать согласные звуки | § 52, 53 Упр.268, 270 | ||||
37. | Твердые и мягкие согласные. | 1 | обобщение | Беседа, опрос, работа с учебником, работа у доски | текущий контроль теоретических знаний по теме | Отличать твердые и мягкие согласные, подбирать пару по твердости-мягкости | §54 Упр.272 | ||||
38. | Повествование. | 1 | Урок –практикум | Беседа, анализ текста, слово учителя, работа с учебником | устное сочинение | Навык написания сочинения - повествования | §55 Домашнее сочинение | ||||
39. | Согласные звонкие и глухие. | 1 | обобщение | Беседа, опрос, работа с учебником, работа у доски | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь различать звонкие и глухие согласные, правильно произносить звуки и какой буквой они обозначены; умение пользоваться словарем; знать основные выразительные средства фонетики | §56 упр 281 | ||||
| Графика. Алфавит | 1 | комбинированный | Работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, лингвистическая игра | текущий контроль теоретических знаний по теме | Знать термины, алфавит | §57,58 упр.293 | ||||
41. | Сочинение Описание предмета. | 1 | урок развития речи | Анализ текста, коллективное сочинение | сочинение | Умение писать сочинения в логической последовательности, связно, без речевых, орф., пункт. ошибок. | Написать сочинение | ||||
42. | Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака. | 1 | комбиниролванный | Беседа, опрос, работа с учебником, работа у доски | уметь различать разные функции ь | §60 Упр. 300 | |||||
| Двойная роль букв е, ё, ю, я. | 1 | комбиниролванный | Беседа, опрос, работа с учебником, работа у доски | видеть двойную роль букв е, ё, ю, я, соблюдать орфоэпические нормы | §61 № 308 | |||||
44. | Орфоэпия. Фонетический разбор. | 1 | Урок - получения новых знаний | Работа с учебником. У доски, беседа | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь делать фонетический разбор; применять знания и умения по фонетике в практике правописания | §62, 63 №312(у) № 313 | ||||
45. | Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | Урок - повторение | Слово учителя, опрос, наблюдение, работа с учебником, карточками, работа в группах | итоговый контроль стр. 131 ответ на вопросы | Умение делать фонетический разбор | Упр.316 с индивид. заданиями | ||||
46. | Диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика» | 1 | контроль ЗУН | Орфографичес-кий, пунктуацион--ный, грамматический анализ текста | Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания | Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания | Подготовиться к словарному диктанту, задания творческого характера | ||||
47. | Анализ диктанта | 1 | работа над ошибками | Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста | периодический контроль словарный диктант | Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам | Опережающее задание - упр.319 | ||||
Лексика. Культура речи. | |||||||||||
48. | Слово и его лексическое значение. | 1 | комбинированный | Беседа, работа с учебником, словарем, карточками, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, лингвистическая игра | текущий контроль теоретических знаний по теме | Знать терминологию по теме, уметь работать с толковым словарем. Иметь понятие о лекс.значении слова | §64, упр.327 задание творческого характера – упр.328 | ||||
49. | Однозначные и многозначные слова | 1 | комбинированный | Беседа, работа с учебником, словарем, карточками | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь находить однозначные и многозначные слова в словаре, составлять с ними словосочетания и предложения, работать с толковым словарем | §65 упр.335 | ||||
50. | Прямое и переносное значение слов | 1 | комбинированный | Беседа, работа с учебником, словарем, карточками | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь отличать слова с прямым и переносным значением, употреблять их в речи, работать с толковым словарем. Иметь понятие о метафоре. | §66 упр.342 | ||||
51. | Омонимы. | 1 | комбинированный | Беседа, работа с учебником, словарем, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, лингвистическая игра | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь пользоваться словарем и находить омонимы, умение отличать омонимы от многозначных слов, омонимичных форм разных слов, использовать омонимы в речи. | §67 № 347 | ||||
52. | Синонимы | 1 | комбинированный | Беседа, работа с учебником, словарем, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, лингвистическая игра | текущий контроль работа с толковым словарем | Уметь использовать в речи синонимы, пользоваться словарем синонимов | §68 упр.355 | ||||
53. | Антонимы. | 1 | комбинированный | Беседа, работа с учебником, словарем, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, лингвистическая игра | текущий контроль работа с толковым словарем | Уметь использовать в речи антонимы, пользоваться словарем антонимов | §69 упр. 362 | ||||
54. | Повторение по теме «Лексика. Культура речи». Зачет. | 1 | Урок обобщения контроль ЗУН | Беседа, работа с учебником, словарем, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, лингвистическая игра, работа в группах, зачет | итоговый контроль - зачет | Знать теоретический материал по теме, уметь практически его применять, работать со словарями | Упр.366 (инд.сообще-ния) упр.363 | ||||
55. | Изложение | 1 | Развитие речи | Работа с текстом | Составление плана | Умение передавать по плану содержание, умение пользоваться толковым словарем Уметь писать в связно, без речевых, орф., пункт. ошибок. | упр.365 (подготовить словарики) | ||||
Морфемика. Орфография. Культура речи. | |||||||||||
56. | Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, лингвистическая игра | периодический контроль – словарный диктант текущий контроль теоретических знаний по теме | Умение отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова, знать основные способы образования слов | §70,71 упр.370 | ||||
57. | Окончание и основа слова. | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, словообразовательный разбор, работа в группах. | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь выделять окончание и основу слов разных частей речи | § 72, 73 упр. 374 | ||||
58. | Корень слова. | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, словообразовательный разбор, работа в группах. | текущий контроль теоретических знаний по теме | уметь выделять корень слова, подбирать однокоренные слова, отличать омонимичные корни | §74 № 383 | ||||
59. | Рассуждение. | 1 | урок развития речи | Работа с текстом, коллективное сочинение, беседа, работа в группах | текущий контроль полученных знаний | Уметь писать сочинение-рассуждение по данному плану «Секрет названия» | §75 упр. 389 | ||||
60. | Суффикс. | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, словообразовательный разбор, работа в группах. | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь находить в словах суффикс, определять его значение | §76 № 397 | ||||
61. | Приставка. | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, словообразовательный разбор, работа в группах. | текущий контроль морфемного разбора (самостоятельная работа) | Уметь выделять в словах приставку, определять её значение | §77 упр.404 | ||||
62. | Чередование звуков. Беглые гласные. | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь определять корень с учетом чередования звуков, видеть беглые гласные в приставке, суффиксе, корне | § 78, 79 упр. 413 | ||||
63. | Варианты морфем. Морфемный разбор слова. | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических знаний по теме | Знать варианты морфем. Уметь делать морфемный разбор слова | §80, 81 Упр. 416, 417 | ||||
64. | Правописание гласных и согласных в приставках. Буква з-с на конце приставок. | 1 | Урок –практикум | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь грамотно писать слова с неизменными приставками, умение грамотно писать слова с приставками на з-с | §83 упр.431 | ||||
65. | Буквы о-а в корне лаг-лож. | 1 | Урок - тренажер | Работа с учебником, карточками, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | текущий контроль – знание орфограммы цифровой диктант | Выработать навык правильного написания букв о-а в корне лаг-лож, отрабатывать умение работы со словарем, различать омонимичные корни с чередованием и проверяемыми безударными гласными | §84, подобрать 15 слов на данную орфограмму, упр.435 | ||||
66. | Буквы о-а в корне раст-ращ, рос. | 1 | Урок –упражнение урок - тренажер | Работа с учебником, карточками, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | текущий контроль – знание орфограммы | Умение правильно писать буквы в корнях с чередованием гласных, отрабатывать умение пользоваться словарем | §85 Составить орфографичес-кий диктант на данную орфограмму | ||||
67. | Буквы ё-о после шипящих в корне | 1 | Урок –упражнение | Работа с учебником, карточками, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | текущий контроль – знание орфограммы цифровой диктант | Умение правильно писать слова с этой орфограммой, умение пользоваться орфографическим словарем | §86 1)составить свой орфографический диктант 2) найти трудные случаи написания слов ан данную орфограмму упр.444 | ||||
68. | Буквы ы-и после ц | 1 | Урок –упражнение | Работа с учебником, карточками, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | текущий контроль – знание орфограммы цифровой диктант | Уметь обосновывать выбор ы-и после ц | §87 составить словарик на данную орфограмму упр447 | ||||
69. | Повторение по теме «Морфемика. Орография. Культура речи» | 1 | урок – систематизация знаний | Работа с учебником, карточками, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | итоговый контроль - Стр 183 контр. вопр | Знать теоретический материал по теме и уметь на практике его применять. | . Упр.450 | ||||
70. | Диктант по теме «Морфемика. Орография. Культура речи» | 1 | контроль ЗУН | Орфографичес-кий, пунктуацион--ный, грамматический анализ текста | Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания | Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания | Подготовиться к словарному диктанту, задания творческого характера | ||||
71. | Анализ диктанта | 1 | Повторение изученного | Орфографичес-кий, пунктуацион--ный, грамматический анализ текста | периодический контроль словарный диктант | Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам | опережающее задание - упр.458 | ||||
72. | Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 1 | урок развития речи | работа с учебником, картиной, словесное рисование | текущий контроль навыков связной речи | уметь написать грамотно сочинение по картине | упр 457 написать сочинение на черновик | ||||
Морфология. Орфография. Культура речи. Имя существительное | |||||||||||
73. | Самостоятельные и служебные части речи. | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических знаний по теме | Знать самостоятельные и служебные части речи, отличать их; умение определять морфологические признаки существительного и его синтаксическую роль | § 88, упр.463 | ||||
| Имя существительное как часть речи | 1 | § 89, упр.468, 472 | ||||||||
75. | Р/р. Доказательства в рассуждении | 1 | урок – рассужде-ние | Работа с учебником, текстами рассуждениями, коллективное сочинение - рассуждение | текущий контроль навыков развития связной речи | Уметь доказывать данный тезис | §90 упр.477 Дом. сочинение | ||||
76. | Одушевленные и неодушевленные | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь определять одуш. и неодуш.сущ. | §91 упр.481 | ||||
77. | Собственные и нарицательные существительные. | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических знаний по теме | Развитие монологической речи (рассказ о сущ. по плану), умение различать собственные и нарицательные существительные | §92 упр.492 | ||||
Р/р. Сжатое изложение по упр.496 "Перо и чернильница" | 1 | Урок развития речи | Упр.497 (устно) | ||||||||
79. | Морфологический разбор существительного | 1 | урок - практикум | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски, морфолог. разбор сущ. | текущий контроль теоретических знаний по теме | Умение делать морфологический разбор | §93, упр.499 | ||||
80. | Род имен существительных | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических знаний по теме | Уметь определять род имен сущ., согласовывать подлежащее и сказуемое, прилагательное и существительное. | §94, упр.504 | ||||
81. | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических знаний по теме | Умение согласовывать с существительными, имеющими только множ.число, глаголы и прилагательные | §95, упр.511 | ||||
82. | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических и практических знаний по теме | Умение согласовывать с существительными, имеющими только ед.число, глаголы и прилагательные | §96, упр. 515 | ||||
83. | Три склонения существительного. | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических и практических знаний по теме | Уметь определять склонение, падеж сущ. Навык правильного написания окончаний существительных 1,2,3 склонений и сущ. на –ий,-ия,ие | §97 упр.518 | ||||
Падеж существительного | 1 | §98, упр.528, 529 | |||||||||
85. | Правописание гласных в падежных окончаниях сущ. в ед.ч. | 1 | урок-упражнение | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски, работа в группах, инд.работа по карточкам | текущий контроль теоретичес-ких и практических знаний по теме | §99, упр. 535, 538 | |||||
Р/р. Изложение по упр.546 | 1 | Урок развития речи | Упр.545 (письменно) | ||||||||
87. | Множественное число существительного | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических и практических знаний по теме | Уметь правильно употреблять существительные мн.ч. в И.п., Р.п. | §100 упр.550, 555 | ||||
88. | Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теорет-их и практических знаний по теме | Знать способ действия при выборе написания о-е в окончаниях существительных не путать с правописанием о-е после шипящих | §101, упр.559 (п.), 560 (у.) | ||||
89. | Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя существительное» | 1 | обобщение и систематизация знаний | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | итоговый контроль стр. 223 отв.на вопр. | Знать и применять на практике полученные знания | Упр. 563, подготовка к проверочной работе | ||||
90. | Диктант по теме «Имя существительное» | 1 | контроль ЗУН | Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста | Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания | Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания | упр. 563, подготовиться к словарному диктанту | ||||
91. | Анализ диктанта | 1 | работа над ошибками | Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста | периодический контроль словарный диктант | Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам | опережающее задание - упр.566 | ||||
Р/р. Подготовка к сочинению по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье» | 1 | Урок развития речи | Написать сочинение по картине | ||||||||
Имя прилагательное | |||||||||||
93. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | Умение находить прилагательное в текстах. Определять морфологические признаки и синтаксическую роль прилагательного | §102 упр.570, 574 индив.задание | |||||
| Правописание гласных в окончаниях прилагательных. | 1 | урок - упражнение | Работа с учебником, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | текущий контроль теоретических и практических знаний по теме | Умение правильно писать окнчания прилагательных, выбирать о-е в окончаниях прилагательных после шипящих | §103 упр.581, 583 | ||||
95. | О-Е после шипящих в прилагательных и существительных | 1 | урок - тренажер | Работа с учебником, по карточкам, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | текущий контроль – цифровой диктант | уметь выбирать о-е после шипящих в зависимости от выбора орфограммы | Составить орфографичес-кий диктант на обобщающее правило | ||||
96. | Р/р. Описание животного | 1 | урок развития речи | Работа с учебником, текстом, беседа, словесное рисование | текущий контроль | уметь составить связный рассказ – описание о животном | § 104, записать составленное описание животного, корректировать | ||||
97. | Прилагательные полные и краткие | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических и практических знаний по теме | Знать правописание кр. прилагательных на шипящую, отличать полные и краткие прилагательные; определять синтаксическую роль | §105 упр.590,595,598 | ||||
Р/р. Описание картины А.Н.Комарова «Наводнение» | 1 | Урок развития речи | Дописать сочинение | ||||||||
99. | Морфологический разбор прилагательного | 1 | Урок-практикум. | Работа с учебником, у доски, морфологический разбор прилагательного | текущий контроль теоретических и практических знаний по теме | знание морфологических признаков прилагательного, уметь делать морф.разбор прилагательного | §106 упр. 602 | ||||
100. | Повторение по теме «Имя прилагательное». | 1 | Урок-практикум. | Работа с учебником, у доски, морфологический разбор прилагательного | текущий контроль стр 239 отв. на вопр. | Знать и применять на практике полученные знания | упр.604(выборочные задания) | ||||
101. | Р.Р. Сочинение-описание животного на основе личных впечатлений | 1 | Урок развития речи | ||||||||
102. | Диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 | контроль ЗУН | Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста | Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания | Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания | упр. 605 Подготовиться к словарному диктанту, | ||||
103 | Анализ диктанта | 1 | работа над ошибками | Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста | периодический контроль словарный диктант | Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам | опережающее задание - упр.607 | ||||
104. | Глагол как часть речи. | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических и практических знаний по теме | Знать определение глагола, уметь находить в тексте, определять синтаксическую роль | §107 упр.610 | ||||
105. | Не с глаголами | 1 | Урок –упражнение | Работа с учебником, работа в группах, упражнения | текущий контроль – орфографический диктант | Сформированность навыка написания НЕ с глаголами | §108 Упр. 614,617 | ||||
106. | Р/р. Рассказ. | 1 | урок развития речи | Работа с учебником, устное сочинение, беседа | контроль навыков развития связной речи | Умение составлять рассказ по сюжетным картинкам, орфографическая и пунктуационная сформированность. | §109, упр.623 задания опережающего характера – упр. 624 | ||||
107. | Неопределенная форма глагола | 1 | Системати-зация и углубление знаний | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | контроль теоретических и практических ЗУН | Уметь находить и образовывать неопр.форму глагола, писать Ь в неопр.форме глагола, | §110 упр. 627, 630 | ||||
Правописание -тся и -ться в глаголах. | 1 | систематизация и углубление знаний | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | контроль теоретических и практических ЗУН | Обработка умения писать глаголы на тся и ться , | §111 упр. 639, 643 | |||||
109. | Виды глагола. | 1 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски | текущий контроль теоретических и практических знаний по теме | Уметь определять вид глагола | §112, упр. 646, 648, 650 | ||||
110. | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | Урок - получения новых знаний | Работа с учебником, по карточкам, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | текущий контроль теоретических и практических знаний по теме | Умение правильно писать корни с чередованием гласных е-и | §113 упр.653, 655, составить орфографичес-кий диктант на изученную орфограмму | ||||
111-112. | Время глагола. Прошедшее время | 2 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски, работа в парах | текущий контроль теоретических и практических знаний по теме | Умение изменять глагол по временам, правильно писать суффиксы в прошедшем времени, образовывать прошедшее время глаг. | § 115, 116 упр.664, 665 | ||||
113-114. | Настоящее время. Будущее время. | 2 | комбиниро ванный | Работа с учебником, беседа, упражнения, работа у доски, работа в парах | текущий контроль теоретических и практических знаний по теме | Умение различать и образовывать времена глаголов | §117, 118 Упр.666, 671, 676 | ||||
115-116. | Спряжение глаголов. Как определить спряжение глаголов с безударным личным окончанием | 2 | комбиниро ванный урок –тренажер | Работа с учебником, по карточкам, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | текущий контроль теоретичес-ких и практических знаний по теме | Умение определять спряжение глаголов навык верного выбора личного окончания глагола в безударном положении | §119 § 120 упр. 675, 682 | ||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов | 2 | Упр.688, 689 | |||||||||
Р/р. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени | 1 | Урок развития речи | Упр.694 | ||||||||
120. | Морфологический разбор глагола. | 1 | Урок –практикум | Работа с учебником, карточками у доски | текущий контроль - морфологический разбор глагола | Умение делать морфологический разбор глаголов, развитие устной речи учащихся; умение писать ь в глаголах 2-ого л. ед.числа | §121, упр.698 | ||||
Р/р. Изложение | 1 | Урок развития речи | Упр. 700 | ||||||||
122-123 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа | 2 | комбинированный | Работа с учебником, по карточкам, таблицам, текстами, заданиями, работа в группах, упражнения | периодический контроль – правописание Ь в сущ., прилаг, глаг. | Навык правильного употребления Ь в глаголах, сущ., прилаг. | §122, Упр. 703, 704 | ||||
124. | Употребление времен. | 1 | Урок-практикум | Работа с учебником, по карточкам, таблицами, текстами, заданиям, работа в группах, упражнения | Сформировать навык правильного употребления времен в речи | §123 Упр. 707 | |||||
125. | Повторение по теме «Глагол». | 1 | урок – повторение | Работа с учебником, карточками, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | итоговый контроль - Стр 280 контр. вопр | Знать теоретический материал по теме и уметь на практике его применять. | . Упр.714 | ||||
126. | Диктант по теме «Глагол» | 1 | контроль ЗУН | Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста | Итоговый контроль Запись под диктовку, выполнение грамматического задания | Умение грамотно писать и выполнять дополнительные грамматические задания | Упр. 716, подготовиться к словарному диктанту, задания творческого характера | ||||
127. | Анализ диктанта | 1 | Повторение изученного | Орфографический, пунктуационный, грамматический анализ текста | периодический контроль словарный диктант | Проработать типичные ошибки, закрепить знания по имеющимся пробелам | Повторение материала | ||||
Р/р. Сочинение-рассказ по рисунку | 1 | Урок развития речи | Пар.107-123 (повторить), упр.714 | ||||||||
Повторение и систематизация изученного | |||||||||||
129 | Разделы науки о языке. | 1 | систематизация знаний | работа с учебником, упражнения, беседа | текущий контроль теоретических знаний | Знать разделы языка, значение терминов и иметь прочные знания орфограмм | §124 упр.721 | ||||
130 | Орфограммы в приставках и в корнях слов | 1 | урок - практикум | Работа с учебником, карточками, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | текущий контроль практических знаний | Умение грамотно писать слова с орфограммами в приставках и корнях | §125 Упр.734, 737 | ||||
131. | Орфограммы в окончаниях слов | 1 | урок - практикум | Работа с учебником, карточками, таблицами, текстами, заданиями, работа в группах, упражнения | текущий контроль практических знаний | сформированность навыка применения орфограммы правописания окончаний слов | упр. 739, 741 | ||||
132 | Орфограммы в корнях, приставках, окончаниях слов | 1 | урок - практикум | Работа с учебником, карточками, таблицами, текстами, заданиями, работа в группах, упражнения | итоговый контроль – «дырявый» орфографический диктант | сформированность навыка применения орфограмм | выполнение заданий по тексту, орф.разбор текста | ||||
133. | Употребление ъ и ь. | 1 | урок - практикум | Работа с учебником, карточками, таблицами, | текущий контроль практических знаний | Умение грамотно писать слова с орфограммой ъ и ь | §127 упр.743,746 | ||||
134-135. | Знаки препинания в простом и сложном предложении | 2 | урок - практикум | Работа с учебником, карточками, таблицами, текстами, заданиями мультимедийной презентации, работа в группах, упражнения | текущий контроль практических знаний | навык постановки знаков препинания в простом осложненном и сложном предложении | §128 Упр.749,751 | ||||
сформированность навыка применения пунктограмм | |||||||||||
Итоговый тест | 1 | контроль ЗУН | зачет | итоговый контроль - зачет | Сформированность ЗУН по итогам года | подготовить творческие задания по русскому языку | |||||
Урок – игра «В стране Лингвистика» | 1 | урок - игра | работа в команде, с мультимедиа | Знание изученных орфограмм и пунктограмм | повторение изученного в 5 классе | ||||||
Итоговый контрольный диктант | 1 | Урок контроля | |||||||||
Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...