Рабочая программа по русскому языку с УУД по ФГОС для 5 класса по программе Ладыженской
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:
1. пояснительную записку;
2. требования к уровню подготовки учащихся;
3. содержание тем учебного курса;
4. учебно-тематический план;
5. календарно-тематическое планирование
6. перечень учебно-методического обеспечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_prolgramma_po_russkomu_yazyku_5_klass_ladyzhenskaya_uud.doc | 692.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГОС
Рабочая программа по русскому языку
5 класс (Ладыженская)
Составлена учителем русского языка и литературы Адыгейской республиканской гимназии Тхаркаховой Р. А.
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов:
1. пояснительную записку;
2. требования к уровню подготовки учащихся;
3. содержание тем учебного курса;
4. учебно-тематический план;
5. календарно-тематическое планирование
6. перечень учебно-методического обеспечения
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе
1. Закона «Об образовании» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. Приказом МОиН РФ №1987 от 17.12.2010г)
3. Приказа МОиН РФ от 05.03.2004г №1089 (ред. от 19.10.2009г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
4. Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
5. Приказа МОиН РФ №889 от 30.08.2010г. «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МОиН РФ 09.03.2004г №1312»
6. Приказа МОиН РА №1272 от 11.11.2010 «О новой редакции базисных и примерных учебных планов образовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих программы общего образования»
7. Письма МОиН РА №3337 от 05.07.2012г «О внесении изменений в примерные учебные планы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Республики Адыгея, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, в рамках апробации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
Преподавание ведётся по учебнику: «Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Дрофа, 2013г.», соответствующем Приказу Минобрнауки России от 19.12.2012
N 1067 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755)
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия». Количество часов по учебному плану ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» на 2013-2014 учебный год – 170 часов (5 часов в неделю) Уровень - базовый. Количество часов по учебному плану ГБОУ «Адыгейская республиканская гимназия» на 2014-2015 учебный год – 170 часов (5 часов в неделю). Количество часов по рабочей программе учебного предмета «Русский язык» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень) и Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации составляет 204 часа (6 часов в неделю). Соответственно изменилось количество часов на изучение отдельных тем. Данные отражены в таблице.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ | Развитие речи | |||
По раб. программе | По раб. программе |
| По раб. программе | |||
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 3 | 2 | 0 | 1 | 1 | |
Повторение изученного в начальных классах | 27 | 24 | 1 | 1 | 4 | 4 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 35 | 35 | 2 | 2 | 6 | 5 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 16 | 15 | 1 | 1 | 3 | 3 |
Лексика. Культура речи. | 11 | 10 | 1 | 0 | 2 | 3 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 26 | 22 | 2 | 1 | 4 | 3 |
Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол | 1 24 15 36 | 0 20 10 23 | 2 2 2 | 1 1 1 | 4 4 7 | 4 3 8 |
Повторение и систематизация изученного. | 16 | 9 | 1 | 2 | 2 | 0 |
ИТОГО | 210 | 170 | 14 | 10 | 37 | 34 |
Структура школьного курса русского языка в 5 классе.
Примерная рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности. Материал курса русского языка в 5 классе располагается следующим образом: фонетика и графика, лексика, морфология и орфография. В 5 классе также вводятся первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации.
Материал в программе расположен с учетом возрастных возможностей учащихся. В связи с этим изучение тем: «Лексика», «Словообразование», «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол» проводится в два этапа, т.е. изучается в 5 и 6 классах.
Значительное место в программе отводится повторению. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1-4 классах» для этой цели отведено 20+4 (Р/р)часов.Это позволит правильно решить проблему приемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного материала.
В рабочей программе специально выделены часы на развитие речи. Виды работ различны: это и виды работ над текстом, и речеведческие понятия. Они пропорционально распределяются между грамматическим материалом, что обеспечивает равномерность обучения речи.
В программе указан годовой объём учебного времени, а также распределение часов по темам программы.
Общая характеристика учебного предмета.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Цели обучения. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как к явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
-овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
-освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
- совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В обученииученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные компетенции: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию), лингвистические (освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и учёных-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.), культуроведческие (осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально – культурной специфики языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.)
Программа предусматривает формы организации деятельности учащихся на уроке: коллективную, парную, групповую, индивидуальную.
Виды занятий: лабораторная работа, урок развития речи (изложение, сочинение), игровой урок, урок-зачет, тестирование, практикум.
Технологии: развивающее обучение, проблемно-диалоговое обучение, ИКТ, исследовательские методы
2.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
фонетика и орфоэпия:
- проводить фонетический и орфоэпический разборы слов;
- правильно произносить широко употребляемые служебные слова.
морфемика и словообразование:
- по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы;
- определять способы образования слов различных частей речи;
- анализировать словообразовательные гнезда на основе учебного словообразовательного словаря;
- составлять словообразовательные гнезда однокоренных слов.
лексикология и фразеология:
- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение общеупотребительных слов;
- проводить элементарный анализ текста, обнаруживая в нем примеры употребления слов в переносном значении.
морфология:
- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки слова, проводить морфологический разбор слов;
- правильно и уместно употреблять слова изученных частей речи;
- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.
орфография:
- владеть правильным способом применения изученных правил;
- учитывать морфемное строение, значение и грамматическую характеристику при выборе правильного написания.
синтаксис и пунктуация:
- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
- определять синтаксическую роль всех изученных частей речи;
- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
- объяснять пунктуацию изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений.
3.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Язык - важнейшее средство общения (2 ч)
Повторение пройденного материала в начальных классах (24 ч)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (35 ч)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед союзами и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи (15 ч)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (10 ч)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (22 ч)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-/ -лаг-, -рос- / -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфемика. Состав слов. Морфемы. Значения морфем. Морфемный разбор слов. Образование и изменение слов. Однокоренные слова и формы одного и того же слова.
Окончание. Основа. Производная и производящая основа. Корень слова. Морфемный разбор слов.
Рассуждение как тип речи. Особенности текста-рассуждения. Композиция рассуждения
Суффикс как значимая часть слова. Значения суффиксов. Морфемный разбор слов.
Приставка как самостоятельное словообразовательное средство, которое присоединяется к целому слову, а не к части. Значения приставок. Приставки и предлоги. Морфемный разбор слов.
Чередование звуков. Чередующиеся гласные и согласные звуки в корнях слов. Чередование при образовании и при изменении слов
Беглость гласных. Условия беглости гласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов
Чередование звуков. Варианты морфем
Тема, основная мысль, план текста. Авторский стиль. Языковые особенности текста. Творческое задание к тексту
Состав слова. Устный и письменный морфемный разбор слов
Шипящие согласные звуки. Правописание гласных ё — о в корне слов после шипящих под ударением. Слова-исключения
Условия выбора букв и — ы после ц. Грамматические разборы.
Состав слова. Орфограммы в корнях слов. Морфемный разбор слов.
Орфография. Пунктуация. Грамматические разборы
Морфология. Орфография. Культура речи (53 ч)
Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (19 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (10 ч)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (23 ч)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- / -бир-, -дер- / -дир-, -мер- / -мир-, - nep- / -пир-, - тер- / - тир-, -стел- / -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе (9 ч)
4.Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Количество контрольных работ | Развитие речи |
Язык и общение. | 2 | 0 | 1 |
Повторение изученного материала в начальных классах | 24 | 1 | 4 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 35 | 2 | 5 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 15 | 1 | 3 |
Лексика. Культура речи. | 10 | 0 | 3 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 22 | 1 | 3 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 53 | 3 | 15 |
Повторение и систематизация изученного материала. | 9 | 2 | 0 |
ИТОГО | 170 | 10 | 34 |
6.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Вариант контрольно-проверочных тестов и заданий/Г.М. Вялкова.- Волгоград: Учитель, 2007г.
- Дидактический материал по русскому языку. 5 класс: разрезные карточки для индивидуальной работы с учащимися/Н.О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Журнал « Русский язык в школе»; приложение «Русский язык» к журналу «1 сентября»
- М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
- Игровые технологии на уроках русского языка/В.И. Пташкина. – Волгоград:Учитель, 2009
- Индивидуальный контроль знаний: карточки-задания/ Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007
- Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - М.:ВАКО, 2013.
- Русский язык. Цифровые диктанты/М.Е. Кривоплясова. – Волгоград: Учитель, 2007
- Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.М. Разумовская, С.И. Львова и др. – М.: Дрофа, 2012г.
- Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2013г.-191 с..
- Русский язык в средней школе. Карточки-задания:5 кл. – Новосибирск: Владос, 2010.
- Русский язык. 5 класс. Тесты/М.П. Кригина – Саратов: Лицей, 2006 г.
- Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
- Уроки развития речи/Т.И. Алхазова. – Армавир, 2007
- Уроки русского языка в 7 классе/Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2007г.
Ресурсы ИКТ
1. Презентации к урокам русского языка.
2.Диск «Орфографический практикум для учащихся и студентов»
3.Диск «Толковый словарь В. Даля»
4.Диск «Русский язык. 5 класс» Приложение к учебнику «Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2013г.-191 стр.»
5.Диск «Русский язык. Средняя школа. 5 класс»
5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год 6 класс ФГОС
рабочая программа создана на основе программы по ред. Ладыженской и рабочей программы изд. ВАКО 2013 г....
Урок русского языка на тему "Несклоняемые существительные" 6 класс (По программе Ладыженской Т.А.)
Урок русского языка "Несклоняемые существительные" в 6 классе (По программе Ладыженской Т.А.) Это был открытый урок. После проведения урока, присутствующими не было сделано ни одного замечания. ...
Рабочая программа по русскому языку с УУД по ФГОС для 6 класса по учебнику Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: 1. Пояснительную записку; 2. требования к уровню подготовки учащихся; 3. соде...
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку в соответствии с ФГОС для 7 класса.
Данная рабочая прграмма по русскому языку для 7класса составлена к учебнику "Русский язык. 7класс" под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др. - М.: Просвещение, 2012г...
Рабочая программа по русскому языку (От слова к тексту)10 класс ФГОС
В старших классах решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации л...
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе по ФГОС на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников И.В.Гусаровой.
Предлагаемая рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена по ФГОС на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников И.В.Гусаровой и разраб...