Методическая разработка урока обобщающего повторения по теме "План местности" в 6 классе
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Методическая разработка урока обобщающего повторения по теме "План местности" в 6 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шкутова Наталья Михайловна,
учитель географии МОУ Гимназия 20 г. Междуреченск, Кемеровской области.
Домашний адрес:
652870 Кемеровская область, город Междуреченск, ул. Кузнецкая 52-28
Телефон (38475) 2 65 55 Электронный адрес: skutowa@ mzrta. ru.
Разработка урока обобщающего повторения по теме «План местности».
Работаю по программе по географии Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений.
Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова
Начальный курс географии 6 класс (Москва Дрофа 2006г.)
География 6 класс.
Урок обобщающего повторения по теме: «План местности».
Цель урока: Обобщить и закрепить полученные знания, умения и навыки по данной теме.
Оборудование: учебник, атлас, линейка, транспортир, карандаш, ручка, ластик, компас.
Ход урока:
1) Подготовительный этап. ( 5 минут)
Здравствуйте ребята.
Мы закончили изучать с вами важный раздел географии, который изучали в течение нескольких уроков. Вспомните, как он назывался? Верно, это «План местности».
У нас сегодня особенный урок, предлагаю зажечь звёзды на небосклоне.
А для этого необходимо подвести итог, получить оценки по данной теме и только хорошие, я желаю вам успешной работы.
Для этого я прошу занять свои места в указанной группе.
(В классе может быть по 2-3 группы аудиалов, визуалов или кинестетиков. Учитель для себя даёт такие названия группам, а ребята придумывают их сами)
Каждая группа в ходе урока, должна получить определённое количество баллов за выполненные задания, и от этого будет зависеть ваша оценка.
Для того чтобы я смогла оценить вашу работу, ответы оформляйте грамотно и аккуратно. Чтобы я отследила, на каком этапе работы вы находитесь, поставьте звёздочку на стенд- небосклон, после каждого, выполненного задания.
2) Основной этап. 25 минут.
( задание №1 -15 минут, задание №2 -10 минут)
Учащиеся приступают к выполнению заданий.
- 1 -
Задание № 1 -15 минут
Задание 1 группы. (аудиалы) | 1) Внимательно прослушайте текст и выпишите в тетрадь то, что отличает условные знаки от других изображений. (Учитель читает текст) …Условные знаки - это своего рода азбука плана местности. Без знания их нельзя понять изображения местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу. Изображения объектов местности на плане передаётся с помощью условных топографических знаков. Главные требования к условным знакам заключаются, во –первых, в их простоте; во-вторых, в непохожести друг на друга; в –третьих, в том, что изображённые знаки напоминают сами предметы. Цвет тоже является свойством условных знаков. Он не только придаёт наглядность плану местности, но и обогащает его содержание… 2) В ходе комментированного чтения, в своей группе, параграфа «Масштаб плана» ответьте на вопросы: - Какие существуют виды масштаба? - Почему их называют линейный, числовой, именованный? - Найдите и прочитайте эти виды масштаба на настенной карте России, карте океанов в своём атласе |
Задание 2 группы. (визуалы) | 1) Рассмотри предложенные способы изображения земной поверхности: - аэрофотоснимок, снимок из космоса, рисунок, план местности и выпиши отличительные особенности каждого способа: - где местность показана более подробно, - откуда смотрят на данный участок земной поверхности - где используются эти виды изображений 2) Рассмотри и сравни различные по масштабу планы местности. Укажи, какие объекты появились на плане, с каким масштабом, а какие напротив не показаны совсем. Объясни почему |
Задание 3 группы. (кинестетики) | 1) Внимательно изучи план местности в атласе для 6 класса, выполни измерения и запиши их в тетрадь: А) По какому азимуту необходимо двигаться группе туристов, чтобы прийти из Ладогино к озеру Глубокому? Б) Проложи для них маршрут, который бы они прошли за 2 часа пути, двигаясь со скоростью 4 км в час. 2) Разбери предложенную модель холма, определи, через сколько метров проведены горизонтали. Используя части макета, изобрази на листе бумаги этот холм горизонталями. |
- 2 -
На нашем небосклоне засияли ваши звёздочки, и это означает, что вы справились с заданием №1.
Количество звёздочек станет ещё больше, если вы выполните задание № 2.
Каждая группа получает следующее задание и приступает к его выполнению.
(Каждая группа получает задание «не своё», например визуалы выполняют задание для аудиалов или кинестетиков, и наоборот)
Задание № 2 -10 минут
Задание 1 группы. (аудиалы) | Внимательно рассмотри план местности в атласе и ответь на вопросы: - Какую абсолютную высоту имеет холм, на вершине которого стоит ветряная мельница - Почему удобней спускаться с этого холма в сторону зарослей кустарника, а не в сторону реки Андога. - По какому азимуту будет двигаться человек, если он спускается с вершины холма к зарослям кустарника. |
Задание 2 группы. (визуалы) | Со своего рабочего места определи азимут на предметы в классе: 1) классная доска 2) входная дверь 3) портрет Х. Колумба на стене Ответы запиши в тетрадь |
Задание 3 группы. (кинестетики) | Внимательно прослушай рассказ, выпиши из него слова, и замени их условными знаками, используя атлас. От пристани на реке мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередач, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру, берега, которого местами оказались заболоченными. |
Все звёзды сияют на нашем небосклоне, посмотрите, сколько их много и это означает, что вы справились со вторым вашим заданием.
3) Заключительный этап. 10 минут.
Ребята, я прошу вас ответьте мне на вопросы:
1) Какое задание из предложенных, вам понравилось больше всего? Почему?
2) А какое задание выполнять оказалось труднее всего? Почему?
- 3 -
Спасибо за ваши ответы, они были для меня очень важны.
Ну а теперь давайте перевернём наши звёздочки. На обратной стороне мы видим буквы, попробуйте составить из них словосочетание. Ребята работают всем классом.
У вас получилось, это «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА». Молодцы верно, вот так будет называться наш следующий раздел, который мы начинаем учить на следующем уроке.
Сдайте свои работы, я поставлю всем оценки. До свидания.
Анализ проведённого урока.
В основе моей системы работы лежит принцип дифференцированного обучения, который я для себя сформулировала следующим образом:
« Все дети разные и учить их нужно по-разному».
Внутренняя дифференциация, которую я провожу, основана на знании индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития ученика.
Каждый ученик индивидуален, и поэтому нельзя, да и не получается «…ко всем одинаково…».
При планировании своей работы я обязательно учитываю особенности психолого- педагогического развития моих учеников, а также социометрические данные, которые я получаю в результате совместной работы с психологической службой нашей гимназии.
Диагностика учащихся 6 «б» класса.
(фрагмент психолого-педагогической карты)
Ф.И. учащихся | Пол | Право/Лево Право- лево полушарные, смешан. тип восприятия. | Ведущий канал восприятия | Темпе- рамент | Социально- психологические характеристики: «роль» (от лидера до аутсайдера) «рейтинг 1-25» «предпочтения 0-24» | Состояние здоровья |
1.Колганова Лиза | Ж | Смешанный | Визуал | Сангвиник | Лидер, 1, 24. | Аллергик |
2. Килина Маша | Ж | Левополушарный | Аудиал | Холерик | Лидер, 3, 22. | Близорукость |
- 4 -
Учитывая эти данные, я выбираю оптимальные средства педагогического воздействия, которые делают мою работу с классом более эффективной и результативной.
Эти данные очень важны для меня и как для классного руководителя, так как характеризуют самочувствие ученика в классе, и как для учителя предметника, так как помогают выбрать эффективные приёмы и методы в процессе обучения.
Предлагаемый урок, является заключительным при изучении, очень важной и достаточно трудной для понимания темы, в курсе 6 класса « План местности».
Я построила повторение материала на уроке с учётом ведущего канала восприятия информации, а именно: ребята с ведущим слуховым каналом это аудиалы, со зрительным – визуалы, осязательным – кинестетики.
И тогда я спланировала свой урок с учётом эффективности различных методов и приёмов обучения для учащихся:
Дифференциация учащихся по ведущему каналу восприятия информации.
Название ведущего канала восприятия у ребёнка | Особенности педагогической деятельности в обучении, использование методов обучения. | ||
Словесный (яркие, эмоциональные повествования) | Иллюстративный (сложные схемы, опорные конспекты, фотографии, графики) | Практический (работа с объёмными макетами, схемами, приборами, нструментами ) | |
Зрительный (визуал) | Малоэффективный | Оптимальный | Малоэффективный |
Слуховой (аудиал) | Оптимальный | Малоэффективный | Малоэффективный |
Осязательный (кинестетик) | Малоэффективный | Малоэффективный | Оптимальный |
С учётом этих особенностей развития учащихся было предложено задание №1, где группа выполняла своё задание «удобное» (аудиалы прослушали и записали, визуалы рассмотрели и выполнили, кинестетики измерили, разобрали и ответили) с которым они достаточно легко и быстро справились. Но учителю всегда следует помнить, что ведущий канал восприятия информации не является единственным. И по образному выражению Л.С. Выгодского « …..нельзя постоянно развивать только один канал восприятия информации, забывая о существовании других….». Аудиал должен и видеть, визуал ощущать и делать, кинестетик слышать.
Поэтому для учащихся было предложено задание №2, где группа выполняла не своё «неудобное»
задание (аудиалы должны были рассмотреть и записать, визуалы определить и выполнить, а кинестетики прослушать и ответить).
- 5 -
С этим заданием они не так легко и быстро справились (для этого я провела рефлексию, попросив ответить на вопрос, какое задание оказалось для них более простым при выполнении).
Но обращаю внимание, на то, что я не случайно использовала на уроке групповую форму работы, которая всегда является более эффективной (из наблюдений учителя «…хор никогда не фальшивит…» группа всегда справиться с заданием). Так как все они в группе, казалось бы, аудиалы или визуалы, но уровень развития основных общеучебных умений и навыков у них разный, и в группе обязательно будет тот, кто вытянет всю группу.
Внешняя атрибутика на уроке: звёзды на небосклоне, получившееся итоговое словосочетание, всё это очень важно для учащихся этого возраста. И здесь любой учитель может предложить массу своих интересных находок, которые украсят урок, придадут ему необычный вид.
Каков же результат использования данной технологии.
Главный результат от использования этой технологии состоит в том, что она позволяет мне достигнуть поставленного результата (то есть научить ученика, объяснить ему, сформировать у него) оптимальным для учащегося способом. А оптимальный способ для меня - это прежде всего «удобный» способ для ребёнка, так как он может научиться благодаря тому что он умеет делать хорошо, что получается у него лучше всего.
Не ребёнок должен подстраивается под особенности учебных программ, а методы и приёмы, должны быть верно подобраны педагогом с учётом индивидуальных особенностей ученика. Это технология является здоровьесберегающей, так как снижает уровень тревожности у моих учеников, а значить и уровень невротизации всего учебно-воспитательного процесса, делает процесс воспитания и обучения радостным для ученика, его родителей и учителей. Эта технология, предусматривает развитие индивидуальности ученика, способствует непрерывному его развитию
Все те кто, всё ещё считают информацию о психолого-педагогических особенностях развития ребёнка необязательной излишней, при проведении и подготовки уроков, должны понять, что хотят они того или нет, они признаются в том, что работают в режиме внеличностной (личностно отчуждённой) парадигмы образования. Они идут не от возможностей ребёнка к программе, а наоборот – от программы к ребёнку, то есть считают всех детей одинаковыми, что является грубейшей ошибкой.
P.S. Очень хотелось предложить на конкурс урок, который, прежде всего, может быть реально использован учителями, а не такой красивый и лакированный, но при этом абсолютно «мёртвый». Прочитаешь некоторые конкурсные разработки и ловишь себя на мысли, что это шоу для гостей на уроке, или демонстрация возможностей кабинета или учителя, что тоже является актуальным. Но при этом совсем забываем, для кого мы работаем, и почему мы здесь. Данная разработка это своего рода шаблон, который любой учитель на своём уроке может применить и разнообразить.
С уважением и признательностью коллега.
- 6 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности"
Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности" (с использованием метода проектов) для 1 курса всех профессий. Раздел: "Государственная система обеспечения безопасности жизнидеятел...
Разработка урока обобщающего повторения по теме "Южные материки" по географии
Конспект урока для 7 класса по теме "Южные материки", урок обощающего повторения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/11/picture-205877-1384190007.jpg)
Методическая разработка урока(обобщающее повторение по теме Начало учебного года)
Методическая разработка урока(обобщающее повторение по теме Начало учебного года)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/12/picture-600702-1439378953.jpg)
Методическая разработка урока обобщающего по геометрии в 8 классе по теме " Площадь четырехугольника"
Урок построен с использовангием технологий в GOOGLE...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/10/picture-814101-1473515014.jpg)
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"
Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии» из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к уроку обобщения и систематизации знаний, разработан для учащихся 7 к...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/17/picture-441805-1403027341.jpg)
Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме "Элементы теории вероятностей" (11 класс, ФГОС)
Представлены план-конспект урока, встроенный в технологическую карту, и презентация к уроку...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/23/picture-268476-1606140339.jpg)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...