Методическая разработка урока обобщающего повторения по теме "План местности" в 6 классе
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Методическая разработка урока обобщающего повторения по теме "План местности" в 6 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Шкутова Наталья Михайловна,
учитель географии МОУ Гимназия 20 г. Междуреченск, Кемеровской области.
Домашний адрес:
652870 Кемеровская область, город Междуреченск, ул. Кузнецкая 52-28
Телефон (38475) 2 65 55 Электронный адрес: skutowa@ mzrta. ru.
Разработка урока обобщающего повторения по теме «План местности».
Работаю по программе по географии Министерства образования Российской Федерации для общеобразовательных учреждений.
Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова
Начальный курс географии 6 класс (Москва Дрофа 2006г.)
География 6 класс.
Урок обобщающего повторения по теме: «План местности».
Цель урока: Обобщить и закрепить полученные знания, умения и навыки по данной теме.
Оборудование: учебник, атлас, линейка, транспортир, карандаш, ручка, ластик, компас.
Ход урока:
1) Подготовительный этап. ( 5 минут)
Здравствуйте ребята.
Мы закончили изучать с вами важный раздел географии, который изучали в течение нескольких уроков. Вспомните, как он назывался? Верно, это «План местности».
У нас сегодня особенный урок, предлагаю зажечь звёзды на небосклоне.
А для этого необходимо подвести итог, получить оценки по данной теме и только хорошие, я желаю вам успешной работы.
Для этого я прошу занять свои места в указанной группе.
(В классе может быть по 2-3 группы аудиалов, визуалов или кинестетиков. Учитель для себя даёт такие названия группам, а ребята придумывают их сами)
Каждая группа в ходе урока, должна получить определённое количество баллов за выполненные задания, и от этого будет зависеть ваша оценка.
Для того чтобы я смогла оценить вашу работу, ответы оформляйте грамотно и аккуратно. Чтобы я отследила, на каком этапе работы вы находитесь, поставьте звёздочку на стенд- небосклон, после каждого, выполненного задания.
2) Основной этап. 25 минут.
( задание №1 -15 минут, задание №2 -10 минут)
Учащиеся приступают к выполнению заданий.
- 1 -
Задание № 1 -15 минут
Задание 1 группы. (аудиалы) | 1) Внимательно прослушайте текст и выпишите в тетрадь то, что отличает условные знаки от других изображений. (Учитель читает текст) …Условные знаки - это своего рода азбука плана местности. Без знания их нельзя понять изображения местности на плане, как без знания букв нельзя прочитать книгу. Изображения объектов местности на плане передаётся с помощью условных топографических знаков. Главные требования к условным знакам заключаются, во –первых, в их простоте; во-вторых, в непохожести друг на друга; в –третьих, в том, что изображённые знаки напоминают сами предметы. Цвет тоже является свойством условных знаков. Он не только придаёт наглядность плану местности, но и обогащает его содержание… 2) В ходе комментированного чтения, в своей группе, параграфа «Масштаб плана» ответьте на вопросы: - Какие существуют виды масштаба? - Почему их называют линейный, числовой, именованный? - Найдите и прочитайте эти виды масштаба на настенной карте России, карте океанов в своём атласе |
Задание 2 группы. (визуалы) | 1) Рассмотри предложенные способы изображения земной поверхности: - аэрофотоснимок, снимок из космоса, рисунок, план местности и выпиши отличительные особенности каждого способа: - где местность показана более подробно, - откуда смотрят на данный участок земной поверхности - где используются эти виды изображений 2) Рассмотри и сравни различные по масштабу планы местности. Укажи, какие объекты появились на плане, с каким масштабом, а какие напротив не показаны совсем. Объясни почему |
Задание 3 группы. (кинестетики) | 1) Внимательно изучи план местности в атласе для 6 класса, выполни измерения и запиши их в тетрадь: А) По какому азимуту необходимо двигаться группе туристов, чтобы прийти из Ладогино к озеру Глубокому? Б) Проложи для них маршрут, который бы они прошли за 2 часа пути, двигаясь со скоростью 4 км в час. 2) Разбери предложенную модель холма, определи, через сколько метров проведены горизонтали. Используя части макета, изобрази на листе бумаги этот холм горизонталями. |
- 2 -
На нашем небосклоне засияли ваши звёздочки, и это означает, что вы справились с заданием №1.
Количество звёздочек станет ещё больше, если вы выполните задание № 2.
Каждая группа получает следующее задание и приступает к его выполнению.
(Каждая группа получает задание «не своё», например визуалы выполняют задание для аудиалов или кинестетиков, и наоборот)
Задание № 2 -10 минут
Задание 1 группы. (аудиалы) | Внимательно рассмотри план местности в атласе и ответь на вопросы: - Какую абсолютную высоту имеет холм, на вершине которого стоит ветряная мельница - Почему удобней спускаться с этого холма в сторону зарослей кустарника, а не в сторону реки Андога. - По какому азимуту будет двигаться человек, если он спускается с вершины холма к зарослям кустарника. |
Задание 2 группы. (визуалы) | Со своего рабочего места определи азимут на предметы в классе: 1) классная доска 2) входная дверь 3) портрет Х. Колумба на стене Ответы запиши в тетрадь |
Задание 3 группы. (кинестетики) | Внимательно прослушай рассказ, выпиши из него слова, и замени их условными знаками, используя атлас. От пристани на реке мы пошли по лугу до деревянного моста. Перешли его и пошли по шоссе вдоль железной дороги. Скоро начался смешанный лес. Выйдя к линии электропередач, мы свернули на просеку. Идти пришлось долго. Наконец лес расступился, и мы вышли к озеру, берега, которого местами оказались заболоченными. |
Все звёзды сияют на нашем небосклоне, посмотрите, сколько их много и это означает, что вы справились со вторым вашим заданием.
3) Заключительный этап. 10 минут.
Ребята, я прошу вас ответьте мне на вопросы:
1) Какое задание из предложенных, вам понравилось больше всего? Почему?
2) А какое задание выполнять оказалось труднее всего? Почему?
- 3 -
Спасибо за ваши ответы, они были для меня очень важны.
Ну а теперь давайте перевернём наши звёздочки. На обратной стороне мы видим буквы, попробуйте составить из них словосочетание. Ребята работают всем классом.
У вас получилось, это «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА». Молодцы верно, вот так будет называться наш следующий раздел, который мы начинаем учить на следующем уроке.
Сдайте свои работы, я поставлю всем оценки. До свидания.
Анализ проведённого урока.
В основе моей системы работы лежит принцип дифференцированного обучения, который я для себя сформулировала следующим образом:
« Все дети разные и учить их нужно по-разному».
Внутренняя дифференциация, которую я провожу, основана на знании индивидуальных психолого-педагогических особенностей развития ученика.
Каждый ученик индивидуален, и поэтому нельзя, да и не получается «…ко всем одинаково…».
При планировании своей работы я обязательно учитываю особенности психолого- педагогического развития моих учеников, а также социометрические данные, которые я получаю в результате совместной работы с психологической службой нашей гимназии.
Диагностика учащихся 6 «б» класса.
(фрагмент психолого-педагогической карты)
Ф.И. учащихся | Пол | Право/Лево Право- лево полушарные, смешан. тип восприятия. | Ведущий канал восприятия | Темпе- рамент | Социально- психологические характеристики: «роль» (от лидера до аутсайдера) «рейтинг 1-25» «предпочтения 0-24» | Состояние здоровья |
1.Колганова Лиза | Ж | Смешанный | Визуал | Сангвиник | Лидер, 1, 24. | Аллергик |
2. Килина Маша | Ж | Левополушарный | Аудиал | Холерик | Лидер, 3, 22. | Близорукость |
- 4 -
Учитывая эти данные, я выбираю оптимальные средства педагогического воздействия, которые делают мою работу с классом более эффективной и результативной.
Эти данные очень важны для меня и как для классного руководителя, так как характеризуют самочувствие ученика в классе, и как для учителя предметника, так как помогают выбрать эффективные приёмы и методы в процессе обучения.
Предлагаемый урок, является заключительным при изучении, очень важной и достаточно трудной для понимания темы, в курсе 6 класса « План местности».
Я построила повторение материала на уроке с учётом ведущего канала восприятия информации, а именно: ребята с ведущим слуховым каналом это аудиалы, со зрительным – визуалы, осязательным – кинестетики.
И тогда я спланировала свой урок с учётом эффективности различных методов и приёмов обучения для учащихся:
Дифференциация учащихся по ведущему каналу восприятия информации.
Название ведущего канала восприятия у ребёнка | Особенности педагогической деятельности в обучении, использование методов обучения. | ||
Словесный (яркие, эмоциональные повествования) | Иллюстративный (сложные схемы, опорные конспекты, фотографии, графики) | Практический (работа с объёмными макетами, схемами, приборами, нструментами ) | |
Зрительный (визуал) | Малоэффективный | Оптимальный | Малоэффективный |
Слуховой (аудиал) | Оптимальный | Малоэффективный | Малоэффективный |
Осязательный (кинестетик) | Малоэффективный | Малоэффективный | Оптимальный |
С учётом этих особенностей развития учащихся было предложено задание №1, где группа выполняла своё задание «удобное» (аудиалы прослушали и записали, визуалы рассмотрели и выполнили, кинестетики измерили, разобрали и ответили) с которым они достаточно легко и быстро справились. Но учителю всегда следует помнить, что ведущий канал восприятия информации не является единственным. И по образному выражению Л.С. Выгодского « …..нельзя постоянно развивать только один канал восприятия информации, забывая о существовании других….». Аудиал должен и видеть, визуал ощущать и делать, кинестетик слышать.
Поэтому для учащихся было предложено задание №2, где группа выполняла не своё «неудобное»
задание (аудиалы должны были рассмотреть и записать, визуалы определить и выполнить, а кинестетики прослушать и ответить).
- 5 -
С этим заданием они не так легко и быстро справились (для этого я провела рефлексию, попросив ответить на вопрос, какое задание оказалось для них более простым при выполнении).
Но обращаю внимание, на то, что я не случайно использовала на уроке групповую форму работы, которая всегда является более эффективной (из наблюдений учителя «…хор никогда не фальшивит…» группа всегда справиться с заданием). Так как все они в группе, казалось бы, аудиалы или визуалы, но уровень развития основных общеучебных умений и навыков у них разный, и в группе обязательно будет тот, кто вытянет всю группу.
Внешняя атрибутика на уроке: звёзды на небосклоне, получившееся итоговое словосочетание, всё это очень важно для учащихся этого возраста. И здесь любой учитель может предложить массу своих интересных находок, которые украсят урок, придадут ему необычный вид.
Каков же результат использования данной технологии.
Главный результат от использования этой технологии состоит в том, что она позволяет мне достигнуть поставленного результата (то есть научить ученика, объяснить ему, сформировать у него) оптимальным для учащегося способом. А оптимальный способ для меня - это прежде всего «удобный» способ для ребёнка, так как он может научиться благодаря тому что он умеет делать хорошо, что получается у него лучше всего.
Не ребёнок должен подстраивается под особенности учебных программ, а методы и приёмы, должны быть верно подобраны педагогом с учётом индивидуальных особенностей ученика. Это технология является здоровьесберегающей, так как снижает уровень тревожности у моих учеников, а значить и уровень невротизации всего учебно-воспитательного процесса, делает процесс воспитания и обучения радостным для ученика, его родителей и учителей. Эта технология, предусматривает развитие индивидуальности ученика, способствует непрерывному его развитию
Все те кто, всё ещё считают информацию о психолого-педагогических особенностях развития ребёнка необязательной излишней, при проведении и подготовки уроков, должны понять, что хотят они того или нет, они признаются в том, что работают в режиме внеличностной (личностно отчуждённой) парадигмы образования. Они идут не от возможностей ребёнка к программе, а наоборот – от программы к ребёнку, то есть считают всех детей одинаковыми, что является грубейшей ошибкой.
P.S. Очень хотелось предложить на конкурс урок, который, прежде всего, может быть реально использован учителями, а не такой красивый и лакированный, но при этом абсолютно «мёртвый». Прочитаешь некоторые конкурсные разработки и ловишь себя на мысли, что это шоу для гостей на уроке, или демонстрация возможностей кабинета или учителя, что тоже является актуальным. Но при этом совсем забываем, для кого мы работаем, и почему мы здесь. Данная разработка это своего рода шаблон, который любой учитель на своём уроке может применить и разнообразить.
С уважением и признательностью коллега.
- 6 -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности"
Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности" (с использованием метода проектов) для 1 курса всех профессий. Раздел: "Государственная система обеспечения безопасности жизнидеятел...
Разработка урока обобщающего повторения по теме "Южные материки" по географии
Конспект урока для 7 класса по теме "Южные материки", урок обощающего повторения....
Методическая разработка урока(обобщающее повторение по теме Начало учебного года)
Методическая разработка урока(обобщающее повторение по теме Начало учебного года)...
Методическая разработка урока обобщающего по геометрии в 8 классе по теме " Площадь четырехугольника"
Урок построен с использовангием технологий в GOOGLE...
Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"
Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии» из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к уроку обобщения и систематизации знаний, разработан для учащихся 7 к...
Методическая разработка урока "Обобщающий урок по теме "Элементы теории вероятностей" (11 класс, ФГОС)
Представлены план-конспект урока, встроенный в технологическую карту, и презентация к уроку...
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)
Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных служебных частей речи" (10 класс)...