Фрагмент занятия русского языка в 7 классе по теме «Категория состояния как часть речи»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Технологическая карта фрагмента занятия, проведённого в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года-2015"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kategoriya_sostyaniya_kak_chast_rechi_-_final.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент занятия русского языка в 7 классе
по теме «Категория состояния как часть речи»
Ход занятия.
- Организационный этап.
Слово учителя. (Слайд 1.)
Здравствуйте, дорогие семиклассники. Меня зовут Евгения Владимировна Еремченко, я работаю учителем русского языка и литературы в Богучарской средней школе № 2. Сегодня мы с вами проведем фрагмент занятия по русскому языку. Я надеюсь, что вам со мной будет интересно. (Слайд 2).
У вас на партах лежат дорожные карты сегодняшнего занятия. Скажите, вы знаете, что такое дорожная карта? … Это маршрут нашего занятия. Мы будем пользоваться ими вместо тетрадей. Подпишите их, пожалуйста.
Давайте посмотрим в окно. На улице у нас как? (Слайд 2, по щелчку.)
А теперь послушаем марш Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик» (Слайд 3). Как стало у вас на душе? (Слайд 4)
(Слайд 5.)
А сейчас нам было… смешно. Верно. (Слайд 5, по щелчку).
Давайте посмотрим, какие предложения у нас получились (слайд 6):
На душе (как? каково?) весело, радостно.
Нам (как? каково?) смешно.
За окном (как? каково?) … холодно, морозно, пасмурно, сыро…
Скажите, пожалуйста, что передают слова весело, радостно, холодно, пасмурно, интересно?
Правильно, состояние человека и природы. В русском языке существует специальная часть речи для обозначения состояния человека и природы. Это категория состояния. (Слайд 7.)
Запишите в дорожную карту тему сегодняшнего занятия:
«Категория состояния как часть речи».
- Постановка цели урока.
Слово учителя.
Впервые термин «категория состояния как часть речи» ввёл в лингвистику Лев Владимирович Щерба в статье «О частях речи в русском языке» в 1928 году (слайд 8).
А известный лингвист Абрам Борисович Шапиро (слайд 9) назвал слова категории состояния беспризорными, так как они не могут быть включены ни в одну часть речи. Вы удивились? Отлично! Ведь ещё Аристотель говорил, что «познание начинается с удивления».
Сегодня мы проведём собственное исследование, чтобы выяснить, кто из ученых прав. Итак, приступим.
Как вы понимаете слово беспризорный?
Обратимся за помощью к «Словарю русского языка» Сергея Ивановича Ожегова (слайд 10).
Слово беспризорный имеет в нем два значения: «лишенный присмотра» и «бездомный, живущий на улице».
Давайте позаботимся о словах категории состояния. Для этого нам придётся доказать, что слова категории состояния – это самостоятельная часть речи. Только в этом случае словам категории состояния не придётся искать пристанище у других частей речи, у них будет свой дом или квартира.
Что вы всегда изучаете при знакомстве с новой частью речи?
Правильно. Вот и для слов категории состояния мы определим, что они обозначают, какие грамматические категории имеют и как ведут себя в предложении. Таким образом слова категории состояния получат у нас трёхкомнатную квартиру.
Как вы думаете, какая цель сегодняшнего занятия? (Мы с вами узнаем, что обозначает категория состояния, какие грамматические признаки имеет и чем является в предложении) (Слайд 11).
- Актуализация знаний.
- Работа по группам.
Для этого мы с вами поработаем в группах.
Для того чтобы прописать нашу категорию состояния в получившуюся у нас трёхкомнатную квартиру, каждая группа должна на основании собственных выводов сформулировать по одному пункту из правила о категории состояния как самостоятельной части речи.
Лексическая группа определит, что обозначают слова категории состояния, грамматическая группа выяснит, как изменяются слова категории состояния, а синтаксическая группа определит, какую роль слова категории состояния играют в предложении.
- Запишите в дорожные карты название своей группы.
Таким образом вы сможете подтвердить слова Конфуция: «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму»
У каждой группы есть лингвистический материал для исследования и задание. Выполните задание, запишите получившиеся результаты в дорожную карту, заполните свою таблицу в Дорожной карте и выберите того, кто сформулирует ваши выводы. На эту работу я отвожу вам 7 минут. (Учитель чертит на доске план квартиры.)
- Отчёты групп. (Слайды 12, 13, 14)
- Слово учителя.
Итак, мои юные исследователи, вы определили причины, по которым мы теперь можем выделить слова категории состояния в отдельную часть речи. Давайте назовём их, чтобы слова категории состояния получили своё жильё.
Слова категории состояния обозначают состояние человека и природы. Например:...
Слова категории состояния не изменяются, могут иметь степени сравнения. Например: …
В предложении слова категории состояния являются главными членами предложения (сказуемыми) в безличном предложении, могут сочетаться с глаголами было, будет, стало, становиться. Например: …
Теперь мы можем сделать вывод о том, что категория состояния – самостоятельная часть речи, потому что обладает для этого всеми отличительными признаками.
Так кто же, по вашему мнению, прав: Щерба или Шапиро?
Дома вы заполните те таблицы в Дорожной карте, которые остались пустыми.
Вы – молодцы. Благодаря вам слова категории состояния перестали быть беспризорными, получили свою собственную квартиру. (Слайд 15.) Первая комната в ней – лексическое значение, вторая – грамматические признаки, третья – синтаксическая роль.
А сейчас запишите в Дорожные карты наш общий вывод: «Слова категории состояния (СКС) – самостоятельная часть речи».
- Проверка первичного понимания темы. (Слайд 16.)
- Сейчас мы с вами выполним тест на понимание сегодняшней темы с помощью электронной системы голосования. Возьмите в руки пульты. На экране будут появляться вопросы. С помощью кнопок вы будете выбирать номер правильного ответа. Нажимать на кнопки вы будете только после моей команды.
Тест
Какая часть речи выражает значение состояния?
- Глагол.
Наречие.
Категория состояния.
Верно ли считать, что слова категории состояния отвечают на вопросы: как? каково?
Да.
Нет.
Верно ли относить слова категории состояния к неизменяемым частям речи?
Да.
Нет.
В какой роли бывают слова категории состояния в предложениях?
В любой.
В качестве сказуемого.
Есть ли пример слов категории состояния в предложении: «По ночам на улице еще бывало холодно»?
Да.
Нет.
- Молодцы!
Вы усвоили новую тему на ____%!
-Посмотрите на доску. (Слайд 17.) Кто на ней? Правильно, вы! И мне с амии было интересно, увлекательно, замечательно! Спасибо за занятие! До свидания! (Слайд 18.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Категория состояния как часть речи"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи" с применением элементов технологии критического мышления. Презентация к уроку....
Презентация к фрагменту занятия по русскому языку в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи"
Данная презентация сопровождает проведение фрагмента занятия по указанной теме...
Урок русского языка 7 класс по теме "Категория состояния как часть речи"
Данный урок - это урок изучения нового материала, цель которого познакомить обучающихся с категорией состояния как частью речи...
План- конспект урока по русскому языку с применением ЭОР "Категория состояния как часть речи"
План-конспект урока по русскому языку в 7 классе с применением ЭОР и ЦОР...
Урок по русскому языку в 7 классе по теме « Категория состояния как часть речи»
Представлен конспект урока в 7 классе...
Урок русского языка в 7 классе "Категория состояния как часть речи"
Тема урока: Категория состояния как часть речи.Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Цели урока:Дeятeльнocтнaя: фopмиpoвaниe cпocoбнocти учaщихcя к нoвым cпocoбaм дeйcтвия: н...
Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»
Открытый урок. Русский язык 7 класс Тема: «Категория состояния и другие части речи»...