Урок русского языка в 7 классе "Категория состояния как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Файзрахманова Эльмира Радиковна

Тема урока: Категория состояния как часть речи.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

 Цели урока:

Дeятeльнocтнaя: фopмиpoвaниe cпocoбнocти учaщихcя к нoвым cпocoбaм дeйcтвия:  нaблюдeниe, aнaлиз, paбoтa c учeбникoм.

Coдepжaтeльнaя: формирование знаний о словах категрии состояния.

Плaниpуeмыe peзультaты:

Личнocтныe:   ученик научится осознавать смысл учения и понимать личную ответственность за свой вклад в решение общих задач, быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению. 

Мeтaпpeдмeтныe результат:

Peгулятивныe: oбучaющийcя нaучитcя обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять и формулировать цель на уроке; высказывать свою версию; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Пoзнaвaтeльныe: oбучaющийcя нaучитcя нaхoдить oтвeты нa вoпpocы, иcпoльзуя задания; oбучaющийcя получит возможность нaучитьcя уcтaнaвливaть пpичиннo-cлeдcтвeнныe cвязи.

Кoммуникaтивныe: oбучaющийcя нaучитcя оформлять свои мысли в устной форме;  договариваться о правилах поведения на уроке  и следовать им; работать в паре, в группе.

Пpeдмeтныe: обучающийся научиться  определять признаки слов категории состояния и находить их в тексте; получит возможность научиться отличать слова категории состояния от наречий и кратких прилагательных,

составлять  предложения со словами категории состояния.

Урок построен в соответсвии с ФГОС.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

В содержание урока  включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

   На  уроке сочетались различные методы и приемы: наглядная презентация по ходу выполнения заданий урока, работа с текстом, беседа, самостоятельная и групповая работа, работа с репродукциями картин, выполнение теста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kategoriya.docx53.82 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ

ТЕМА: «КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

Файзрахманова Эльмира Радиковна,

учитель русского языка и литературы

                                                   МБОУ «Высокогорская СОШ №2    

                                                 Высокогорского муниципального

                                           района Республики Татарстан

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

 Цели урока: 

Дeятeльнocтнaя: фopмиpoвaниe cпocoбнocти учaщихcя к нoвым cпocoбaм дeйcтвия:  нaблюдeниe, aнaлиз, paбoтa c учeбникoм.

Coдepжaтeльнaя: формирование знаний о словах категрии состояния.

Плaниpуeмыe peзультaты:

Личнocтныe: oбучaющийcя нaучитcя гoтoвнocти и cпocoбнocти к caмopaзвитию и caмooбpaзoвaнию нa ocнoвe мoтивaции к oбучeнию и пoзнaнию.

Мeтaпpeдмeтныe результат:

Peгулятивныe: oбучaющийcя нaучитcя cтaвить нoвыe учeбныe цeли и зaдaчи; oбучaющийcя пoлучит вoзмoжнocть научиться  дocтижeнию  цeлeй, caмocтoятeльнo учитывaть уcлoвия и cpeдcтвa их дocтижeния.

Пoзнaвaтeльныe: oбучaющийcя нaучитcя нaхoдить oтвeты нa вoпpocы, иcпoльзуя задания; oбучaющийcя получит возможность нaучитьcя уcтaнaвливaть пpичиннo-cлeдcтвeнныe cвязи.

Кoммуникaтивныe: oбучaющийcя нaучитcя учитывaть paзныe мнeния и интepecы и фopмулиpoвaть cвoё мнeниe; paбoтaя в пapах  и гpуппах, oбучaющийcя получит возможность  бpaть нa ceбя инициaтиву в opгaнизaции coвмecтнoгo дeйcтвия.

Предметно-образовательная среда: лист самооценки, рабочие листы, компьютер, проектор, нетбуки, учебник русского языка, 7-й класс, Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык: М.: Просвещение, 2017.

Ход урока

  1. этап.  Мотивация к учебной деятельности.

Учитель:  Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром! Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку/

Какая сегодня чудесная погода! Невольно вспоминаются строки А. С. Пушкина. Чтение стихотворения под вальс Свиридова «Метель».

Ученик: Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный ….

Учитель: Какое настроение у вас вызвало это произведение? Музыка? Фотография?    Оцените своё настроение при помощи подсказок.

Ваша задача - назвать слова, которые передают состояние, давайте я начну, а вы мне поможете: мне хорошо….немного ВОЛНИТЕЛЬНО, ТЕПЛО, УЮТНО, РАДОСТНО, СВЕТЛО, ХОРОШО, ЛЮБОПЫТНО, ПЛОХО, ГРУСТНО, НЕВЕСЕЛО. Молодцы, ребята!

2 этап. «Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии»

Учитель:  А что все эти слова обозначают?

Ученики:  Они передают состояние человека и природы!

Учитель: Знаете, ребята, мы стоим с вами на пороге открытия, в русском языке есть одна часть речи, о которой мы с вами еще не говорили. И не записывали в словариках.

Предлагаю вам сегодня поучаствовать в научном исследовании по открытию новой для вас части речи!

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Первый этап. Работа в группе. Выполнение заданий  в «рабочих листах».

 Учитель: Ребята, определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Заполните таблицу.

1 команда.

  1. Её лицо было грустно.
  2. Мне на празднике грустно.
  3. Дитя счастливо.

Части речи

Вопросы

Как? Каково?

Грамматическое значение

Признак предмета

Изменяется или нет?

От какого слова зависит?

____

Синтаксическая роль

Сказуемое

Сказуемое в односос.предложении

2 команда.

  1. Ее голос звучал весело.
  2. Завтра я напишу контрольную работу хорошо.
  3. На празднике мне весело.

Части речи

Вопросы

Как? Каково?

Грамматическое значение

Признак действия

Изменяется или нет?

От какого слова зависит?

От глагола

____

Синтаксическая роль

Обстоятельство

Сказуемое в односоставном предложении

3 команда.

1. Солнце было весело.

 2. Дни мои тянулись тихо .

3. На море  тихо.

Части речи

Вопросы

Как? Каким образом?

Каково?

Как? Каково?

Грамматическое значение

Признак действия

Состояние природы

Изменяется или нет?

Нет

От какого слова зависит?

От сущ. (мест.)

_______

Синтаксическая роль

Обстоятельство

Сказуемое

Каждая команда заполняет таблицы. Ребята выяснили:

Команда 1: два слова являются краткими прилагательными, а у третьего другие грамматические признаки.

Команда 2: два слова являются наречиями, а у третьего другие грамматические признаки.

Команда 3: одно слово - наречие, второе – краткое прилагательное,  а у третьего другие грамматические признаки.

Учитель: Грамматические признаки каких частей речи вы повторили? Нужно решить: к какой части речи относится третье слово? (Сверка таблиц). Чтобы точно определить, что же обозначают эти слова, приведу еще примеры.

Стало грустно.  Мне весело. Нам волнительно.

На улице тепло.  Уже темно.  В лесу спокойно.

Ученики: Обозначают состояние природы и человека.

Учитель: Ребята,  а теперь назовите тему урока и цели, которые мы поставим перед собой.

Ученики: Тема урока: «Категория состояния как часть речи»

Цели: определение грамматических признаков категории состояния. Задача: научиться отличать ее от наречия и краткого прилагательного.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Подготовленный ученик:  Историческая справка.

  Термин категория состояния бы открыт известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т.е особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях

Учитель: Ребята, рассмотрим предложения, в которых есть слова  категории состояния, определим их значение. Соединим предложение и значение стрелками

Примеры

Значение

Нельзя читать чужие письма.

Состояние природы  и окружающей среды

Опять тревожно, больно сердцу стало.

физическое состояние человека и животных

Тепло ему стало.

душевное (эмоциональное) состояние человека

Ясно было, что на поезд мы опаздываем.

интеллектуальное состояние человека

Пока не поздно, надо что-то сделать.

оценку какого-либо состояния

Чудесно в лесу.

На улице солнечно.

возможность (невозможность), долженствование, необходимость

Мне было далеко до дому.

пространственные отношения

Было приятно смотреть на их работу.

Временные отношения

Эталон

Примеры

Значение

Чудесно в лесу.

состояние окружающей среды

На улице солнечно.

состояние природы

Тепло ему стало.

физическое состояние человека и животных

Опять тревожно, больно сердцу стало.

душевное (эмоциональное) состояние

Ясно было, что на поезд  опаздываем.

интеллектуальное состояние человека

Было приятно смотреть на их работу.

оценку какого-либо состояния, положения

Нельзя читать чужие письма.

возможность (невозможность), долженствование, необходимость

Мне было далеко до дому.

пространственные отношения

Пока не поздно, надо что-то сделать.

Временные отношения

5 этап. Реализация построения проекта.

Учитель: Ребята, работая в паре, зачеркните неверные утверждения.

Слова категории состояния:

1.Это служебная часть речи.

2.Это неизменяемая часть речи.

3.Обозначает признак предмета или действия.

4.Обозначает состояние человека, природы, оценку действия

5Отвечают на вопросы как? каково?

6.Зависит от существительного или местоимения.

7.Не зависит от других слов

8.В предложении - обстоятельство.

9.Синтаксическая роль – сказуемое в односоставном безличном предложении

Проверка

1.Это служебная часть речи.

2.Это неизменяемая часть речи.

3.Обозначает признак предмета или действия.

4.Обозначает состояние человека, природы, оценку действия

5Отвечают на вопросы как? каково?

6.Зависит от существительного или местоимения.

7.Не зависит от других слов

8.В предложении - обстоятельство.

9.Синтаксическая роль – сказуемое в односоставном безличном предложении

Физкультминутка.

-Как живёшь?

- Вот так! (поднимают вверх большой палец).

- Как идёшь?

- Вот так! (маршируют).

- Как бежишь?

- Вот так! (показывают на месте).

- Как плывёшь?

- Вот так!

- Как шалишь?

- Вот так! (дотрагиваются указательными пальцами до надутых щёк).

- Как грозишь?

- Вот так!

6 этап. Этап первичного закрепления

 с проговариванием во внешней речи.

Учитель: Ребята, откройте цветные вкладки в учебнике. Рассмотрите внимательно репродукции картин.

1 команда - И.Бродский «Летний сад осенью»

2 команда - К.Юон «Конец зимы. Полдень»

3 команда – С.Григорьев «Вратарь»

Задание: составить предложения, включая слова категории состояния.

7 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель:  Достаточно ли мы закрепили новую тему?

Ученики:   Еще мало выполнили практических заданий.

Учитель: Ребята, откройте нетбуки. Сайт Захарьиной. Тест «Слова категории состояния». Работаем  по цепочке.

8 этап. Этап рефлексии.

Учитель: Ребята, а теперь ответим на вопросы в рабочих листах.

1. Что я сегодня на занятии узнал (а)?

2. Чему я смог (ла) научиться?

3. Какое я совершил (а) открытие?

4. Что я сегодня запомнил (а)? Что было самым интересным.

5. У меня получилось на занятии …

6. Я не смог (ла) выполнить

7. Мое настроение отражает смайлик (нарисуйте смайлик, отражающий ваше состояние в начале и в конце занятия).

Учитель: Ребята, в начале урока мы ставили цели. Мы их добились?

Ученик: В начале урока мы ставили цели и  их добились. Чтобы усвоить тему,   мы работали самостоятельно, в команде, в парах. Учитель: Запишите домашнее задание:

1. Выполнить тест 2 («Слова категории состояния») .

2. Напишите небольшое сочинение либо о путешествии по родному краю, либо рассвете, о закате и т.п., используя слова категории состояния.

Учитель: Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Урок русского языка на тему "Деепричастие как часть речи"

Презентация к уроку-экскурсии по родному селу....

Урок русского языка в 7 классе СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Технология естественного обучения Термин "технология естественного обучения" введен Н.Н. Суртаевой и подробно описан в ее диссертационном исследовании (1995). В основу данной технологии положены идеи ...

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"

Урок русского языка по теме "частица как часть речи"...

Конспект урока русского языка Тема: «Имя числительное как часть речи» 6 класс

Конспект урока русского языка по теме "Имя числительное как часть речи" (6 класс) с применение информационной, эвристической технологии, технологии диффиренцированного подхода к учащимся...

План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"

Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...