Внеклассное мероприятие "Созвучье муз живых"
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему
Внеклассное мероприятие по литературе и музыке в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozvuche_muz_zhivykh.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по литературе и музыке в 6 классе «Созвучье муз живых». (По творчеству А.С.Пушкина)
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, DWD + Rдиск, музыкальные записи, синтезатор,ноты, гуашь, кисти, листы бумаги. Репродукции:
Предварительная подготовка учащихся к уроку: на предыдущем уроке была организована работа по подбору поэтических текстов и выполнены эскизы по произведениям Пушкина, в которых звучит тема природы. Музыкальный ряд:
Задачи: Образовательная
Воспитательная
Развивающая
Работа с понятиями: иллюстрация, пейзаж, живопись, гризайль, цветовая гамма, музыкальная интонация, ритм, мажорный и минорный лад. ПЛАН УРОКА Вход учащихся под музыку (звуки живой природы). Вступление. Изобразительная Пушкиниана Воссоздание образов уголков природы в произведениях Пушкина. Путешествие по временам года:
Выполнение рисунков, показ работ, отражающих музыкальные фрагменты. Анализ работ Вывод. ХОД УРОКА Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о картинах природы, которые изобразил А.С. Пушкин в своём творчестве. С раннего детства мы знакомимся с его произведениями и при одном упоминании имени легко можем представить это лицо. Кто помог создать этот дорогой для всех нас образ? Конечно же, художники. Изобразительная Пушкиниана включает в себя
Пушкин дополнил эту галерею портретов собственными рисунками. Он был превосходный график. Свыше 50 раз Пушкин рисовал своё лицо. Каждый по-своему запечатлел поэта. Портрет работы какого художника вам больше всего запомнился? Ученики (рассматриваются предполагаемые ответы детей): - Портрет работы художника Ореста Кипренского. Он представил как бы идеальный образ поэта. Все изобразительные средства подчинены этой задаче. Главные цвета на портрете - чёрный и золотистый. Они делают портрет строгим, возвышенным, помогают понять мысли и чувства поэта. "Себя как в зеркале я вижу:" - писал Пушкин об этом портрете, который ему особенно нравился. Портрет висел в его Петербургской квартире, а сейчас находится в Третьяковской галерее. Учитель: - Глядя на этот портрет Пушкина, мы видим отражение творческого характера личности поэта. Невольно вспоминаются строки: И долго буду тем любезен я народу, "Любезен"- значит любим, "Лирой"- значит стихами. А сколько прекрасных строк в оптимистическом, жизнеутверждающем творчестве поэта посвящены природе? Сейчас мы с вами совершим экскурсию по временам года, которые так любил воспевать Пушкин в своих произведениях. К понравившимся строкам вами выполнены эскизы. Давайте вспомним те строки. Ученики: Роняет лес багряный свой убор, Под голубыми небесами Ещё дуют холодные ветры Как мастерски изображает Пушкин-пейзажист природу России. Поэт хочет, чтобы мы - читатели не только видели, но вместе с ним чувствовали природу, чтобы слышали звучание его стиха. Для самого поэта поэзия, прежде всего, связана с музыкой природы. В гармонии соперник мой Учитель. О каких звуках природы идёт речь? Ученик: Музыка стиха так остро и неизбежно ощущается читателем, что мы реально слышим и шум лесов, и пение иволги- природу средней полосы России. (В записи слушаем пение птиц и шум леса). Пушкин также очень любил "свободную стихию" моря. Уезжая из Одессы в 1824г. поэт прощается с морем, пишет незабываемое стихотворение. Учитель: Какое? Ученик: Прощай же, море! Не забуду Учитель: Это взволнованное стихотворение подсказало двум художникам реалисту И. Репину и романтику И.Айвазовскому мысль о создании совместной картины под названием "Прощай свободная стихия". Для Пушкина природа и человек неразрывно связаны между собой. Граница в приёмах изображения человека и природы стирается. Лиризм пушкинских строк, их музыкальность, певучесть вдохновили многих композиторов на написание прекрасной музыки. Какие композиторы обращались к творчеству Пушкина? Ученики: Глинка, Даргомыжский, Мусоргский, Чайковский, Бородин, Римский-Корсаков, Рахманинов, Шостакович, Свиридов. Учитель: более 1000 композиторов обращались к творчеству Пушкина. Около 500 сочинений великого поэта легли в основу более 3000 музыкальных произведений. Это оперы, балеты, романсы. Тема времён года привлекала не только поэтов, но и многих композиторов: А.Вивальди, И.Гайдна, А.Глазунова, П.Чайковского. Двенадцать - по числу месяцев - музыкальных картин из "Времён года" П.Чайковского - это проникновенные зарисовки русской природы. Это не просто музыкальные пейзажи, в произведениях отражено особое настроение человека, всегда меняющееся, живое. А теперь совершим путешествие в пушкинские " времена года". Лето. Лето Пушкин не любил и почти не писал о нём стихов. Ох, лето красное! Любил бы я тебя А может быть он не любил лето за то, что оно такое кратковременное? Но наше северное лето Мы тоже ощущаем стремительный бег этого времени года. А на пороге уже осень. ОСЕНЬ. (звучит "Осенняя песня" П.Чайковского из цикла "Времена года"). Какие строки вспоминаются? Ученик: Унылая пора! Очей очарованье, Учитель: эти строки перекликаются с левитановской осенью. Его картина "Золотая осень" воспринимается как иллюстрация к этому стихотворению. Ученик: перед нами начало осени красивая и яркая её пора. Обычно осень время увядания природы - вызывает чувства печали и тоски, но если на какой-то срок устанавливается сухая и тёплая погода, то появляется чувство бодрости, жизнерадостное настроение.Очарование огненно-золотистого и багряного цветов на картине И.Левитана завораживает нас. "В багрец и золото одетые леса!"-это пушкинская палитра осени остаётся в памяти навсегда.Что общего между впечатлением, полученным от картины Левитана, и впечатлением, полученным от музыки Чайковского? Ученик: интонации музыки Чайковского и краски левитановского пейзажа создают тот незабываемый образ осени, который воспел Пушкин в своём стихотворении.Когда звучит минорный лад, создаётся чуть- чуть грустное настроение "Унылая пора:", но грусть светлая. Минор сопоставляется с мажором. Звучание мажора подобно лучу солнца, стремящегося вырваться сквозь тучи. Учитель: Считанные дни держится такая золотая осень, она мимолётна. В народе её называют "бабьим летом". В каких строках Пушкина это отражено? Ученик: Уж небо осенью дышало (звучит фрагмент осени "Весна и осень" соч. Свиридова). Учитель: любимым временем года у Пушкина была осень.В письме к своему другу П.А.Плетнёву Пушкин пишет: "Осень подходит. Это любимое моё время-здоровье моё обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настаёт:". В каких ещё строках Пушкин говорит об этом? Ученик: Октябрь уж наступил, Учитель: Рисунок поздней осени у Пушкина лишён цвета: лишь "нагие ветви", "последние листья". Налицо серые тона одноцветной живописи. Давайте вспомним как называется такая живопись? Ученик: такая живопись называется гризайль. Словно в технике гризайль Пушкин пишет картины поздней осени. Учитель:Среди картин природы, которые изображает поэт, чаще всего мы встречаем зимний пейзаж. Дотошные пушкинисты подсчитали, что слово осень Пушкин употребил в своих сочинениях 58 раз, лето - 43 раза, слово весна мы у поэта встретим 85 раз, а зима 87раз. Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама Идёт волшебница зима. (просмотр фрагмента из к/ф "Метель".Музыка Г.Свиридова). В каких ещё строках Пушкин - пейзажист рисует зимнюю картину природы? Ученик: Сквозь волнистые туманы Учитель: Описания зимы у Пушкина выразительны и зримы, так и хочется взяться за кисть. Много прекрасных иллюстраций к пушкинским произведениям выполнил наш воронежский художник В.Пресняков. Тонкий лиризм, романтическая приподнятость, изящество линий и штрихов, вот что характеризует работы этого художника. Находясь в Михайловском, Пушкин пишет известное стихотворение "Буря мглою небо кроет". Навестить опального поэта приехал его лицейский товарищ И.Пущин. Эту трогательную встречу запечатлел на своём полотне "Пущин у Пушкина в Михайловском"Н.Н.Ге, наш земляк, родившийся в Воронеже в 1831г. На картине изображён сосланный в деревню Пушкин, читающий Пущину "Буря мглою небо кроет:". Картина бури в Пушкинском звучании остаётся недосягаемой в отечественной литературе. Отдайте мне метель и вьюгу Видеофрагмент из к/ф "Метель". А за окном уже другое время года. ВЕСНА. (ученики поют Г.Струве "Ещё дуют холодные ветры"). Учитель: К этой весенней зарисовке композитор Г.Струве написал музыку. Хотя суровою зимой Пушкин более доволен, однако поэт рисует не менее прекрасные пейзажи,пробуждающейся природы. Весну Пушкин называет "утром года". В каких строках поэта мы встречаемся с картиной "утра года"? Ученик: Гонимы вешними лучами Учитель: созвучен пушкинскому описанию природы пейзаж И.Левитана "Весна. Большая вода". Это лирико-музыкальная поэма художника о половодье, о русских полях, о грациозных водах. Мистическая голубизна цвета этой картины завораживает, и зритель как бы теряет ощущение времени, он соприкасается с музыкой вечности. "Суровая" русская природа находит в Пушкине несравненного пейзажиста. Художественное совершенство и жизнеутверждающий характер лирики Пушкина вдохновляли художников на написание прекрасных полотен, а композиторов на создание чарующей музыки. В самом ритме стиха, в его звуковой последовательности есть что-то, проникающее в самую глубину души. Это что-то и есть музыка. Все вы знаете, что художник красками, а композитор звуками могут нарисовать похожие картины. На прошлом уроке каждый из вас выбрал из "энциклопедии времён года", созданной Пушкиным, поэтические строки, рисующие картины природы и выполнил созвучный этим строкам эскиз. Сейчас продолжим иллюстрирование выбранного вами текста. Работаем красками. (Звучит музыка). (Ученики представляют свои работы и зачитывают иллюстрированные строки). ВЫВОД Рассматривая ваши работы, мы увидели живопись и услышали музыку, читая произведения Пушкина. Чем насыщена пейзажная лирика поэта? (движением, динамикой, гармонией, тончайшей палитрой красок). Какие музыкальные интонации?(тихие, напевные, грустные, плачущие, стонущие, тревожные). Каждый человек находит в Пушкине что-то своё, сокровенное. По вашим глазам было видно, как вы сумели раствориться в стихах, полюбившихся с детства. Хочется поблагодарить вас за трепетное отношение к творчеству поэта, за проникновенное прочтение поэтических строк, в которых отражена природа. Творческих успехов! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Остаться в живых"
Мероприятие проводится в рамках Дня броьбы со СПИДом, а также может использоваться как фрагмент обобщающего материала по теме "Иммунитет. Виды иммунитета. Роль иммунной системы"...
Форма внеклассного мероприятия по химии : живой квест. «Химические свойства неорганических веществ»
Первая попытка создать живой квест...Тема "Химические свойства неорганических веществ" использована в виде детективной истории...
внеклассное мероприятие "Ульяновский край - живи и процветай"
Внеклассное мероприятие по географии, посвященное 70 летию Ульяновской области...
Внеклассное мероприятие "Литературная гостиная "Живой разговор с Владимиром Высоцким"
Внеклассное мероприятие в форме литературной гостиной посвящено 75-летию со дня рождения В.Высоцкого. Вечер построен в форме диалога с поэтом: учащиеся задают вопросф Высоцкому, а он "отвечает" на них...
Внеклассное мероприятие "Бионика- техника живых организмов"
С давних пор человек стремился заглянуть в мир живых систем, разгадать их секреты. Природа - гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель. Любое творение природы представляет собой со...
Открытое внеклассное мероприятие. «Священный храм живых печатных слов».
Открытое внеклассное мероприятие. «Священный храм живых печатных слов». Посвящен дню школьных библиотек...
Внеклассное мероприятие по литературе: «Живая классика: личность и творчество А.П. Чехова», посвященное 155-летию со дня рождения писателя.
Внеклассное мероприятие по предмету посвящено Году Литературы. Представлена инсценировка сцены пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"...