Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10_kl.doc | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 152
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО на заседании методического объединения учителей _________________. Протокол № _____ от «____» ______ 2013 г. Председатель МО _______________________ | СОГЛАСОВАНО: «____» ________ 2013 г. Зам. директора по УВР _________С.Н. Берёзко | УТВЕРЖДАЮ: Приказ №_________ от «____» ________ 2013 г. Директор школы № 152 _______Р.Ю. Клименко |
Рабочая программа
по русскому языку для 10 класса
на 2013-2014 учебный год
Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений (авторы: А.И. Власенков, И.М. Рыбченкова)
Составитель: Наумова Е.В.
учитель Наумова Е.В.
Санкт-Петербург
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основа рабочей программы:
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по русскому языку (авторы А.И. Власенков, И.М. Рыбченкова. - М.: Просвещение, 2011),
Данная рабочая программа ориентирована на учебник: А.И. Власенков. Л.М. Рыбченкова «Русский язык. 10 класс», М., Просвещение, 2005.
Данная рабочая программа включает разделы:
Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Лексика и фразеология
Морфемика и словообразование
Морфология и орфография
Синтаксис и пунктуация
Общая характеристика курса:
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия, в том числе и речевые.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Цели изучения курса:
дидактические:
- дать знания по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию
- формировать умения находить орфограммы и пунктограммы
- вырабатывать (совершенствовать, овладевать) навыки(ами) полного лингвистического анализа текста
- совершенствовать лингвистические навыки
воспитательные:
- содействовать воспитанию духовности, нравственности, навыков вежливого общения
- развивать культуру устной и письменной речи, внимательность, орфографическую зоркость
- формировать грамотную речь
коррекционные:
- совершенствовать навыки нахождения и исправления ошибок
- формировать умение правильно произносить слова в соответствии с языковыми нормами
Основные виды деятельности учащихся:
- речевой практикум, конструирование предложений, проектные презентации, комментированное письмо, самостоятельная работа, взаимопроверка, чтение и пересказ лингвистического текста, выполнение упражнений, выполнение различных видов языковых разборов, сравнительный анализ текста, выборочный диктант, словарный диктант, написание сочинений и изложений
Краткая характеристика контингента учащихся:
В 10 классе обучается 25 учащихся. Основными особенностями контингента являются:
- уровень знаний средний
- у некоторых учащихся отсутствует мотивация к учебе
- у некоторых учащихся недостаточно хорошо развиты речевые навыки, орфографическая и пунктуационная зоркость
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В результате изучения предмета учащиеся должны
знать:
- темы всех разделов курса русского языка в 10 классе
уметь:
- находить орфограммы и пунктограммы в словах
- строить связное высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с современными языковыми нормами
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение предмета отводится 68часов, 3часa в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Общие сведения о языке | 7 |
2 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография | 6 |
3 | Лексика и фразеология | 8 |
4 | Морфемика и словообразование | 4 |
5 | Морфология и орфография | 14 |
6 | Синтаксис и пунктуация | 12 |
7 | Текст. Основные виды переработки текста | 17 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 четверть
9 недель, 18 уроков
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
1 | Роль языка в обществе | Урок развития речи | Язык и общество. Язык и культура. Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении | Устное высказывание, рассуждение, упражнение | У.3 | |
2 | «Язык каждого народа создан самим народом» | Урок развития речи | Язык и история народа. | Устное высказыва-ние, рассуждение, упражнение | У.4 | |
3 | История развития русского языка | Урок усвоения новых знаний | Три периода в истории русского языка. | Конспектирование, рассуждение | У.5 | |
4 | Периоды в истории развития русского языка | Урок усвоения новых знаний | Три периода в истории русского языка. Русский язык в современном мире. Язык | Упражнение, устное рассуждение | У.6 | |
5 | Место и назначения русского языка в современном мире | Урок развития речи | Взаимоотношения | Упражнение, рассуждение | У.7 | |
6 | Стилистические функции устаревших форм слова | Урок усвоения новых знаний | Стилистические функции уста- ревших форм слова, слова с ограниченной сферой употребления в художественной литературе, лексикологии, лексикографии | Упражнение, лингвистический анализ текста | У.58 | |
7 | Тематический контроль «Общие сведения о языке» | Урок контроля | Активные процессы | Упражнение, самостоятельная работа | У.61 | |
8 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии | Повторительно-обобщающий урок | Понятия фонемы, открытого и закрытого слогов. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукопись как изобразительное средство | Упражнение, фонетический разбор | У.8 | |
9 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | Урок усвоения новых знаний | Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке | Упражнение, конструирование предложений | Выписать слова из орфоэпического словаря | |
10 | Принципы русской орфографии | Урок усвоения новых знаний | Понятия орфограммы, сильной и слабой | Упражнение, различные виды разборов | У.14 | |
11 | Принципы русской орфографии | Урок усвоения новых знаний | Основные принципы и нормы современной русской орфографии. | Упражнение, фонетический разбор | У.15 | |
12 | Фонетический разбор | Повторительно-обобщающий урок | Общие характеристики звуков, порядок фонетического разбора. Йотированные звуки | Фонетический разбор | ||
13 | Проверочная работа «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» | Урок контроля | Основные принципы и нормы современной русской орфографии | Упражнение, самостоятельная работа | Анализ текста | |
14 | Повторение по теме «Лексика» | Повторительно-обобщающий урок | Лексическая система русского языка | Беседа, конструирование предложений, исправление ошибок | У.31 | |
15 | Сферы употребление русской лексики | Урок усвоения новых знаний | Русская лексика с точки зрения сферы ее употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессио- | Чтение и пересказ, конструирование предложений, устное высказывание, упражнение | У.51 | |
16 | Исконно русская и заимствованная лексика | Урок усвоения новых знаний | Лексическая система русского языка. Русская лексика | Комплексный анализ текста, работа со словарями | У.61 | |
17 | Русская фразеология | Урок усвоения новых знаний | Крылатые слова, пословицы и поговорки | Работа со словарем, анализ высказывания, лингвистический анализ текста | У.79 | |
18 | Русская фразеология | Урок закрепления изученного | Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия | Работа со словарем, анализ высказывания, лингвистический ана-лиз текста | У.82 |
2 четверть
7 недель, 14 уроков
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
19 | Словари русского языка | Урок усвоения новых знаний | Нормативное употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия | Работа со словарем, упражнение, устное высказывание | У.84 | |
20 | Повторение темы «Лексика и фразеология» | Повторительно-обобщающий урок | Лексическая система русского языка | Работа со словарями, комплексный анализ текста, анализ и оценка чужой и собственной речи | У.85 | |
21 | Контрольный диктант | Урок контроля | Лексическое значение | Диктант, разные виды разборов | ||
22 | Повторение. «Морфемика и словообразование» | Повторительно-обобщающий урок | Понятие морфемы. Виды морфем. Мор- | Морфемный разбор, упражнение, устное высказывание | У.96 | |
23 | Способы словообразования | Урок усвоения новых знаний | Основные способы | Упражнение, устное высказывание, выполнение тестовых заданий | У.100 | |
24 | Выразительные словообразовательные средства | Урок усвоения новых знаний | Выразительные словообразовательные средства. Экспрессивно-стилистическая роль корней, суффиксов и приставок Словообразовательный разбор | Лингвистический анализ текста, составление устного высказывания, упражнение | Выучить термины | |
25 | Обобщающее повторение частей речи | Повторительно-обобщающий урок | Общее грамматическое значение, грам- | Различные виды разборов, упражнение | У.104 | |
26 | Сжатое изложение | Урок контроля | План, приемы сжатия текста | Написание сжатого изложения | ||
27 | Трудные вопросы правописания н и нн в суффиксах существительных, прилагательных и наречий | Урок закрепления изученного | Правописание н | Морфологический и морфемный разборы, объяснительный диктант | У.182 | |
28 | Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | Урок закрепления изученного | Правописание н | Объяснительный диктант, различные виды разборов | У.183 | |
29 | Правописание не и ни с различными частями речи | Урок закрепления изученного | Приставка, частица, части речи, морфема | Морфемный разбор, объяснительный диктант, упражнение | У.174 | |
30 | Различение частиц не и ни | Урок закрепления изученного | Частицы не и ни | Морфемный разбор, объяснительный дик-тант, упражнение | У.177 | |
31 | Сжатое изложение | Урок контроля | Приемы сжатия текста | Написание сжатого изложения | ||
32 | Правописание наречий | Урок закрепления изученного | Правописание наречий, слитное, раздельное и дефисное написание слов | Упражнение, объяснительный диктант | У.188 |
3 четверть
10 недель, 20 уроков
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
33 | Мягкий знак на конце слов после шипящих | Урок закрепления изученного | Шипящие согласные, род, число, склонение | Морфологический разбор, упражнение, объяснительный диктант | У.191 | |
34 | Правописание глаголов | Урок закрепления изученного | Глагол, наклонения глаголов, не с глаголами, спряжение глаголов | Морфологический разбор | У.172 | |
35 | Правописание причастий | Урок закрепления изученного | Причастие, действительное и страдательное причастие, образование причастий, суффиксы причастий, не с причастиями, н и нн в причастиях | Морфологический и морфемный разборы, объяснительный диктант, упражнение | У.181 | |
36 | Слитное, раздельное и дефисное написание | Урок закрепления изученного | Слитное, раздельное, дефисное написание слов различных частей речи | Упражнение, объяснительный диктант | У.199 | |
37 | Контрольный диктант | Урок контроля | Орфограмма, пунктограмма, основные виды языковых разборов | Диктант, различные виды разборов | ||
38 | Принципы русской пунктуации | Урок усвоения новых знаний | Принципы русской пунктуации, знаки препинания | Чтение и пересказ статьи, конструирование предложений | У.211 | |
39 | Типы и виды словосочетаний | Повторительно-обобщающий урок | Типы, виды словосочетаний, согласование, управление, примыкание | Упражнение, составление словосочетаний | У.213 | |
40 | Простое предложение | Урок закрепления изученного | Простое предложение, пунктуация | Упражнение, анализ текста | У.227 | |
41 | Способы выражения главных членов предложения. Виды односоставных предложений | Урок закрепления изученного | Главные члены предложения, односоставные предложения, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные, назывные предложения | Упражнение, пунктуационный разбор | У.230 | |
42 | Пунктуация в осложненных предложениях | Урок закрепления изученного | Осложненные предложения, обращение, вводные слова, однородные члены предложения, уточняющие члены предложения | Упражнение, пунктуационный разбор | У.235 | |
43 | Осложненное предложение | Урок закрепления изученного | Осложненные предложения, обращение, вводные слова, однородные члены предложения, уточняющие члены предложения, обособление | Упражнение, пунктуационный разбор | У.236 | |
44 | Сложносочиненные предложения | Урок закрепления изученного | Сложносочиненные предложения, сочинительные союзы, пунктуация | Конструирование предложений, объяснительный диктант | У.238 | |
45 | Бессоюзные сложные предложения | Урок закрепления изученного | Бессоюзные предложения, тире, точка с запятой, двоеточие | Конструирование предложений, пунктуационный разбор | У.239 | |
46 | Сложноподчиненные предложения | Урок закрепления изученного | Подчинительная связь, подчинительные союзы | Составление схем СПП, объяснительный диктант | У.240 | |
47 | Прямая и косвенная речь | Урок закрепления изученного | Перевод прямой речи в косвенную | Составление схем, анализ текста | У.263 | |
48 | Авторская пунктуация | Урок усвоения новых знаний | Авторская пунктуация | Анализ текста | У.264 | |
49 | Контрольная работа по синтаксису и пунктуации | Урок контроля | Синтаксис, пунктуация | Синтаксический и пунктуационный разбор | ||
50 | Что такое текст? | Урок развития речи | Текст, абзац | Комплексный анализ текста | У.284 | |
51 | Абзац | Урок развития речи | Абзацное членение текста | Комплексный анализ текста | У.290 | |
52 | Типы речи. Повествование | Урок развития речи | Повествование | Анализ текста, устное рассуждение | У.292 |
4 четверть
8недель, 16 уроков
№ | Тема урока | Тип урока | Основное содержание, понятия | Основные виды деятельности учащихся | Домашнее задание | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) |
53 | Описание | Урок развития речи | Описание | Анализ текста, устное рассуждение | У.299 | |
54 | Рассуждение | Урок развития речи | Рассуждение, тезис, аргумент, пример, вывод | Анализ текста, устное рассуждение | У.311 | |
55 | Речеведческий анализ текста | Урок развития речи | Анализ текста | Анализ текста | У.313 | |
56 | Контрольный диктант | Урок контроля | Орфография, пунктуация, различные виды разбора | Различные виды разбора | ||
57 | Виды сокращений Сжатое изложение | Урок усвоения новых знаний и контроля | Сжатие текста, приемы сжатия текста | Написание сжатого изложения | РНО | |
58 | Конспект. Тематический конспект. Реферат | Урок усвоения новых знаний | Конспект, реферат | Составление конспекта и реферата | Конспект | |
59 | Реферат | Урок усвоения новых знаний | Реферат | Составление реферата | Реферат по творчеству писателя | |
60 | Аннотация | Урок усвоения новых знаний | Аннотация | Составление аннотации, анализ текста | Аннотация к любимой книге | |
61 | Рецензия | Урок усвоения новых знаний | Рецензия, оценочное суждение | Составление рецензии | Рецензия на фильм | |
62 | Сжатое изложение | Урок контроля | Приемы сжатия текста | Написание сжатого изложения | ||
63 | Научный стиль речи | Урок развития речи | Стили речи | Комплексный анализ текста | Выписать текст научного стиля | |
64 | Публицистический стиль речи | Урок развития речи | Стили речи | Комплексный анализ текста, составление текста | Сочинение «Перемена в школе» | |
65 | Официально-деловой стиль речи | Урок развития речи | Стили речи | Комплексный анализ текста, составление текста | Составление заявления | |
66 | Разговорный стиль речи | Урок развития речи | Стили речи | Комплексный анализ текста | Сост. диалога | |
67 | Художественный стиль речи | Урок развития речи | Стили речи | Комплексный анализ текста | Анализ художественного текста | |
68 | Итоговая контрольная работа | Урок контроля | Орфография, пунктуация | Написание контрольного диктанта |
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
№ | Тема урока | Вид работы | Тема (содержание) работы | Место выполнения работы |
1. | Тематический контроль «Общие сведения о языке» | Анализ текста, упражнение | Основные нормы русского языка | кабинет |
2. | Проверочная работа «Фонетика. Орфоэпия. Орфография» | Диктант | Диктант с грамматическим заданием | кабинет |
3. | Русская фразеология | Упражнение | Объяснение фразеологизмов | кабинет |
4. | Контрольный диктант | Диктант, различные виды разборов | Диктант с грамматическим заданием | кабинет |
5. | Сжатое изложение | Изложение | Изложение | кабинет |
6. | Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных | Объяснительный диктант | Диктант с объяснением | кабинет |
7. | Различение частиц не и ни | Объяснительный диктант | Диктант с объяснением | кабинет |
8. | Сжатое изложение | Изложение | Изложение | кабинет |
9. | Контрольный диктант | Диктант, различные виды разборов | Диктант с грамматическим заданием | кабинет |
10. | Контрольная работа по синтаксису и пунктуации | Диктант, различные виды разборов | Диктант с грамматическим заданием | кабинет |
11. | Контрольный диктант | Диктант, различные виды разборов | Диктант с грамматическим заданием | кабинет |
12. | Сжатое изложение | Изложение | Изложение | кабинет |
13. | Сжатое изложение | Изложение | Изложение | кабинет |
14. | Итоговая контрольная работа | Диктант, различные виды разбора | Диктант с грамматическим заданием | кабинет |
ЛАБОРАТОРНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ | Тема урока | Вид работы | Тема (содержание) работы | Место выполнения работы |
1. |
ТВОРЧЕСКИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ
№ | Тема урока | Вид работы | Тема (содержание) работы | Место выполнения работы |
1. | Повторение по теме «Лексика» | Сочинение | «Интересное слово» | кабинет |
2. | Русская фразеология | Творческие загадки | Загадай фразеологизм | дом |
3. | Описание | Сочинение | Описание уголка природы | дом |
4. | Рассуждение | Составление текста | Рассуждение на выбранную тему | дом |
5. | Реферат | Написание реферата | Написание реферата на заданную тему | дом, библиотека |
6. | Аннотация | Написание аннотации | Написание аннотации | дом, библиотека |
7. | Рецензия | Написание рецензии | Написание рецензии | дом, библиотека |
8. | Публицистический стиль речи | Написание сочинения | Сочинение «Перемена в школе» | дом, библиотека |
9. | Разговорный стиль речи | Составление диалога | Диалог на выбранную тему | дом |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М., «Просвещение», 2005 | 1. Единый государственный экзамен. 2010. Русский язык : универсальные материалы для подготовки учащихся / сост. В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, И. П. Цыбулько. – М. : Интеллект-Центр, 2011. 2.О.В. Загоровская, О.В. Григоренко. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. М., «Просвещение», 2009 |
|
Учитель Наумова Елена Валерьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...