Технологическая карта урока по теме "Устаревшие слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок построен в соответствии с новыми стандартами. Тип урока: открытие новых знаний. В ходе занятия выясняется роль устаревших слов, сфера их употребления, анализируются художественные тексты, где употребляются устаревшие слова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.doc | 121.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 6
Учитель: Перевозчикова Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шляпниковская СОШ»
Реализуемая программа: Русского языка. Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку. 5- 9 класс (Базовый уровень). Под редакцией М.Т.Баранова. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, "Вако", 2013 год
Учебник: Русский язык. 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений. / Автор-составитель М.Т.Баранов. Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации Москва, "Просвещение", 2009 г
Тип урока: открытие новых знаний
Тема: Какие слова называются устаревшими?
Цель: выяснение роли устаревших слов в языке
Познавательные задачи:
-познакомить учащихся с новым разделом лексики;
- формировать у обучающихся лингвистическое мировоззрение;
-совершенствовать знания о родном языке;
- развивать языковой и эстетический идеал;
- стимулировать творческую деятельность
Практические задачи:
- формировать умение понимать значение устаревших слов;
- обогащать словарный запас речи учащихся;
- обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- развивать творческое воображение учащихся
Общепредметные задачи:
- воспитывать любовь к историческому прошлому своего народа, интерес к истории родного языка;
- развивать логическое мышление;
- формировать осознание ценности совместной деятельности;
- обучать школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формировать общеучебные умения – работа с книгой, со справочной литературой;
- совершенствовать навыки чтения
ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
- виды работ, связанные с анализом текста
- дискуссия
- составление учащимися предложений
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-комментирование орфограмм и пунктограмм.
Формируемые УУД:
1. Личностные: развивать интерес к изучению языка как отражения истории, быта, культуры русского народа; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.
2. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь; участвовать в диалоге по теме урока.
3. Познавательные: уметь извлекать нужную информацию из текстов, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ставить цели и формулировать проблему.
4. Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать своё мнение, оценивать мнение одноклассников, сотрудничать с учителем и сверстниками.
Основные понятия, формируемые на уроке: устаревшие слова, историзмы, архаизмы, словарь устаревших слов.
Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями определять роль устаревших слов в языке, находить эти слова в художественных текстах и объяснять их значение; различать историзмы и архаизмы, уместно употреблять их в речи.
Метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе и словарях, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.
Система оценок: взаимопроверка, взаимооценивание, оценка работы в группе; оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся
Ресурсы: учебник, доска, компьютер, проектор, словари, раздаточный материал из художественных произведений
Этапы урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1 этап Мотивация к учебной деятельности Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебный процесс; пробуждение интереса к деятельности на уроке | Учитель сообщает: слайд 1-2 - Сегодня у нас не совсем обычный урок – мы отправляемся в путешествие. А путешествовать мы будем не на поезде, не пешком, даже не на ковре-самолете. Мы отправляемся в путь на машине времени. В каком же веке мы окажемся, что нового и интересного узнаем? Да-да, не удивляйтесь, мы очутились в середине 19 века. Я надеюсь, что мы узнаем много полезного. | Слушают учителя и пытаются представить, каким может быть наше путешествие . | Личностное УУД Формирование границ собственного знания и незнания. Познавательные УУД Поиск и выделение информации. Коммуникативные УУД Выражение собственного мнения. Регулятивные УУД Планирование своих действий. |
2 этап: Актуализация опорных знаний и постановка проблемы Цель: актуализация ранее полученных знаний, необходимых для получения новых; (5 мин) 3 этап: Выявление места и причины затруднения Цель: формулирование учебной задачи (определение темы, цели урока - целеполагание) (3 мин) 4 этап: Построение проекта выхода из затруднения. 5 этап: Реализация построения проекта. Цель: решение проблемы и открытие новых знаний | Вопросы (создание проблемной ситуации): слайды 3-8 демонстрируются под музыку Что изображено на слайде? Мы сейчас используем лапти в качестве обуви? Зачем они вдруг здесь появились? Что вы можете сказать об этом предмете? У нас сегодня на уроке речь пойдёт об ещё одном понятии из раздела «Лексика». Может быть, вы догадались о каком? Если дети затрудняются ответить, предлагаю им ещё одну подсказку Прочитайте эпизод из былины «Вольга и Микула Селянинович». (текст представлен на слайде и на распечатанных раздаточных материалах) Всё ли вам здесь понятно? Почему? Что это за слова? Как они могут называться? Слайд 9 (если тема урока будет сформулирована после первого вопроса, то этот слайд пропускаем) Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока слайд 10 Что каждый из вас хочет узнать на уроке? (После высказываний, учащихся учитель дополняет и конкретизирует цель урока). Задайте вопросы по теме урока. Работаем со слайдом 9 - Давайте вновь обратимся к былине «Вольга и Микула Селянинович». Здесь много слов вам непонятных. Что нужно сделать, чтобы эти слова стали вам понятны? Какой словарь нам будет необходим для того, чтобы разобраться в толковании непонятных слов? Работа с толковыми словарями В.И.Даля и С. Ожегова Есть другие словари и справочники, из которых мы можем получить информацию об устаревших словах. Они представлены на слайде 11 1.А какие слова, по-вашему, называются устаревшими? После ответов, учащихся конкретизируется определение устаревших слов учителем Определение на слайде 12 2. Работа с эпизодом из стихотворения А.С. Пушкина. (Текст на слайде 13) Прочитайте слова из стихотворения А.С.Пушкина. Зачем мы обратились к этому произведению? Выпишите устаревшие слова из текста (перстами, зениц, отверзлись, вещие) слайд 14 Все ли значения этих слов вам известны? Как можно узнать значение этих слов? Подумайте, мы можем эти слова заменить такими словами, которые мы сейчас употребляем в языке? Как вы заменили слова из стихотворения Пушкина? (перст – палец, зеница – глаз, отверзлись – открылись). Проверка слайд 14 Что вам помогло в выполнении этого задания? (словари) Как называются такие слова? Откуда можно взять эту информацию? 3. Работа с учебником. Находим нужную информацию, делаем вывод слайд 15 5. Работа с презентацией. Просмотр слайдов с 16 - 21 Что вы можете сказать об этих предметах? Мы их используем в быту? Почему? Как мы будем называть эту группу слов? Затрудняетесь ответить? Давайте вновь обратимся к учебнику и найдём там информацию. Какие слова называются историзмами? Слайд 22 |
Высказывают предположение Читают текст былины, называют слова им непонятные Определяют и формулируют тему и основную мысль урока. Записывают тему в тетради Формулируют ответы на вопрос Какие слова называются устаревшими? Почему слова устаревают? Где встречаются устаревшие слова? Обратится к словарю Толковый словарь Нахождение толкование непонятных слов и объяснение их значения (орало, соловый, соха, орать, ракитов куст) Делают вывод: Лексическое значение этих и подобных слов мы можем узнать в специальных словарях. В них объясняется значение устаревших слов. Формулируют определение устаревших слов (3-4 ученика). Есть устаревшие слова Выписывают слова из текста стихотворения Воспользоваться словарями Вывод: к этим словам можно подобрать синонимы из тех слов, которые мы используем. Обратиться к учебнику Делают вывод: Архаизмами называют такие слова, которые в современном языке имеют синонимы, т.е. их можно заменить. Например, уста – губы, чело – лоб. Работают с учебником Это историзмы Выводы: историзмами называются предметы и явления, которые не существуют в современной жизни. | Коммуникативные УУД 1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 1.Коммуникативные УУД: Уметь слушать, вступать в диалог и оценивать высказывание
Уметь ориентироваться и самоопределяться в поставленной проблеме 3.Регулятивные УУД: Формулировать вопрос (проблему) урока. 1.Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из словарных статей толковых словарей. 2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 2.Коммуникативные УУД: Уметь делать выводы и систематизировать полученную информацию Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы. 2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим). 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) 4.Извлекать информацию из словарных статей толковых словарей. Коммуникативное УУД формулировать выводы по проблеме
|
6 этап: Первичное закрепление с комментарием физминутка 7этап: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 8 этап: Включение в систему знаний и повторения 9 этап: Рефлексия учебной деятельности Домашнее задание | 1.Работа со слайдом 23. Замените устаревшие слова, обозначающие части тела, современными словами. 2.А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный. Встаньте прямо, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения. Вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, вежды, ланиты, ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу. -Архаизмами или историзмами являются слова, которые проговаривали при выполнении заданий физминутки? Как это доказать? Работа со слайдом 24 презентации. Чем вы руководствовались при распределении слов? 1.Работа с текстом художественной литературы. Учащимся предлагается найти и записать устаревшие слова из предложенного текста. Устно объяснить значение знакомых слов. При затруднении учитель помогает найти и объяснить слова. (25-26 слайд). Для чего мы выполняли это задание? Слайд 27 Вывод: Устаревшие слова в литературных произведениях. – Устаревшие слова употребляются в текстах художественной литературы для воссоздания исторической обстановки, передачи национальных и культурных традиций русского народа. (текст представлен на слайде)
2. Все мы с вами были в нашем школьном музее, где находится много экспонатов. Среди них есть такие, которые в быту очень давно уже не используются. Когда я шла к вам на урок некоторые предметы прихватила с собой. Что это за предметы? Как их называют? Где применяли их раньше? Расскажите. Экспонаты представлены на слайде 28 Составьте три предложения, используя устаревшие слова, обозначающие представленные музейные экспонаты. - Жаль, но время, отведенное нам для путешествия, заканчивается. Пора возвращаться назад, в наш 21 век. А пока мы будем в пути, предлагаю вам и вашим глазам расслабиться и отдохнуть. (29 слайд) - Вот мы и снова в своем классе. Я надеюсь, что вы не забыли все то, о чем узнали во время путешествия. Ведь не только в прошлом люди пользовались этими словами. Нужны ли эти слова современному человеку? Для чего, где они могут нам пригодиться? Почему мы сегодня говорим о них? Чем сегодняшний урок был полезен? Что возьмёте с собой? Где будете использовать информацию, полученную на уроке? Что было интересным? Что не получилось? Составить текст (6-7 предложений) по одной из тем: Внешность человека. Крестьянская изба. Звания и сословия старой России. | Заменяют слова, записывая их в тетради Проверяем выполненное задание. Слайд 23 Выполняют действия Это архаизмы, потому что в современном языке этим словам есть замена (синонимы) 1.Распределяют слова на две группы: архаизмы и историзмы 2.Самопроверка слайд Работа в группах. (Группе из 4-5 человек предлагается найти и записать устаревшие слова из предложенного текста. Устно в группах объяснить значение слов Отвечают на вопрос Рассказ подготовленных заранее учеников о музейных экспонатах (прялка, лапти, туесок, веретено) Составляют предложения, несколько учащихся зачитывают составленные предложения Отвечают на вопросы, делают свои выводы по уроку. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. Извлекать информацию из словарей разных типов. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, владеть разными видами монолога и диалога. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. 3.Формировать навыки речевых высказываний Личностные УУД Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД Уметь осуществлять итоговый контроль деятельности («Что было трудным? Что вызвало интерес?») |
Использованная литература:
- Курсы повышения квалификации «Формирование компетентностей в процессе обучения учащихся старшей школе». Материалы Хасбатовой Т. И.
- http://www.proshkolu.ru/user/kolpinka33/file/3425891/download
- http://www.proshkolu.ru/user/kolpinka33/file/3425908/download
- http://v-sosh.narod.ru/metodrazrab/gc/ust.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Лексическое значение слова 5 класс
ТК урока русского языка 5 класс...
Технологическая карта урока по теме: "Слово в словосочетании и предложении"
Урок русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Тема урока: Слово в словосочетании и предложении.Класс: 5 классПредмет: русский язык (УМК Р.Н.Бунеев)Тип урока. Урок развития умений и открытия н...
Технологическая карта урока-исследования "Заглядываем в сердце слова" (Почему корень-значимая часть слова?)
Данный урок является первым приповторении темы "Корень слова в 5 классе"...
Технологическая карта урока "Способы толкования слов"
Способы толкования слов (УМК под ред. Шмелева)...
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.Цель урока: познакомить учащихся с понятием &laq...
Технологическая карта урока "Фонетический разбор слова" 5 класс
Технологическая карта урока "Фонетический разбор слова" 5 класс...
Конспект и технологическая карта урока русского языка "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах."
Урок русского языка в 8 классе....