Порядок слов в спокойной монологической речи (презентация)
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме
Порядок слов в спокойной монологической речи (Обратный порядок, усиливающий эмоциональность речи)презентация к уроку русского языка в 7 классе (программа М. М. Разумовской)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Порядок слов в спокойной монологической речи | 961.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Порядок слов в спокойной монологической речи Как известно, текст состоит из предложений. От чего зависит порядок слов в предложениях текста? Зависит от того, какую мысль хочет выразить говорящий . Как связываются предложения в тексте? Каждое последующее предложение текста создаётся для того, чтобы развить ранее высказанную мысль, добавить какие-то сведения. Часть предложения, содержащая эти сведения, составляет «новое». В спокойной монологической речи «новое» принято располагать в конце предложения, а «данное» ( слова, которые обеспечивает связь с предыдущим) – выносить в начало .
Способы связи предложений в тексте Предложения в тексте могут соединяться последовательно и параллельно . Способ связи определяется различиями в данном. последовательное соединение параллельное соединение
Последовательное соединение предложений В тексте предложения могут быть связаны последовательно, как бы по цепочке: второе — с первым, третье — со вторым и т. д. Такую связь называют цепной или последовательной. При последовательном соединении предложений «данным» (Д) следующего предложения становится «новая» (Н) информация предыдущего предложения.
Параллельное соединение предложений При параллельном соединении предложений «данное» остается одним и тем же. Схема текста такова :
Предложения, которые не членятся на «данное» и «новое» Часто в речи мы пользуемся предложениями, которые не членятся на «данное» и «новое». Их цель – сообщить о наличии какого-то факта: Осень. Шёл снег. Морозит. Спустились сумерки. Болит голова. Такие предложения называются нерасчленёнными. В них всё сообщение является «новым». Чаще всего они употребляются в описаниях состояния среды, природы. К нерасчленённым относятся предложения: А ) с одним главным членом ( подлежащим или сказуемым): зимнее утро. Светает. Б ) с двумя главными членами, но обязательно с порядком слов «сказуемое +подлежащее». Наступило утро. Светит солнце.
Инверсия как средство повышения эмоциональности речи
Лингвистическая разминка Восстановите порядок предложений А. Но есть иное дерево, мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле… Б. Кто заметит в сентябре ту же черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт мимо зарослей шиповника! В. То янтарные, то оранжевые, то ярко – красные проглядывают гроздья сквозь филигранную зелень… Г. Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и, когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие кисти рябин, и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни . 1.А,Б,В,Г. 2. Г,Б,В,А. 3. Б,А, В,Г. 4. В,А,Б,Г
Восстановленный текст Б. Кто же заметит в сентябре ту же черёмуху, кто обратит внимание на жасмин, кто не пройдёт мимо зарослей шиповника! А. Но есть иное дерево, мы, пожалуй, не замечаем его весной, оно не бросается нам в глаза в июле… В.То янтарные, то оранжевые, то ярко – красные проглядывают гроздья сквозь филигранную зелень… Г.Чем ближе осень, тем заметнее и ярче становится это дерево, и, когда совсем обеднеет земля и нечем ей будет порадовать глаз человека, вспыхнут среди долины яркие кисти рябин, и люди сложат об этом дереве лучшие свои лирические песни.
Инверсия Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение - после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом. Современная молодёжь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство , употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам не беречь!
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят, Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко – красные вянущих рябин. А.К.Толстой Определите, прямой или обратный порядок слов использует автор в произведении. С какой целью использует поэт в описании осенней природы такой порядок слов? Упражнения
Инверсия влияет на интонационную характеристику текста, на его эмоциональный строй. Задача автора произвести эмоциональное воздействие на читателя, вызвать у него определённое зрительное восприятие. И инверсия помогает автору создать общую лирическую тональность стихотворения.
Спишите. Определите , в каких пушкинских строчках использован обратный порядок слов. В чём он состоит? К какому слову благодаря этому порядку слов привлекается большее внимание ? Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле И скроется за край окружных гор. А.С. Пушкин Упражнения
Восстановите текст: Унылая пора! Очарованье очей! Твоя прощальная краса приятна мне – Я люблю пышное увяданье природы, Леса, одетые в багрец и в золото. Каким стилистическим приёмом вы пользовались? Упражнения
А.С. Пушкин «Осень» Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Инверсия в переводе с латинского «перевёртывание», «перестановка», которая в стихотворной речи имеет особое значение : здесь она не только стилистическая фигура, но и признак поэтической речи – выполняет рифмообразующую функцию
В ыводы Инверсия является одним из важнейших средств интонационно – стилистического выделения слов и сочетаний Она состоит в постановке слов на синтаксически необычное для них место. Особое значение инверсия приобретает в стихотворной речи, т.к. выполняет и рифмообразующую функцию
Упражнения № 373,374 Упражнения
Домашнее задание Желаю творческих успехов !
Использованные материалы http :// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обратный порядок слов в речи"
Урок русского языка в 7 классе по УМК под ред. М. М. Разумовской...
Презентация на тему "Обучение монологической речи в средней школе"
В презентации дается определение и характеристика монологической речи, ставятся задачи и требования к умениям, которыми должны владеть учащиеся на различных этапах обучения, и приводятся типы уп...
Элективный курс «…СЛОВО - ЭТО ТОЖЕ ДЕЛО» (А.Т.Твардовский). (Жанры устной монологической речи).
Элективный курс «… слово – это тоже дело» (Жанры устной монологической речи) предполагает речевую подготовку девятиклассников при помощи важнейших средств коммуникации - слова....
Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.
Урок по развитию речи в 8 классе. Построен с учётом требовании ФГОС. Имеет очевидную практическую направленность. Работа по учебнику чередуется с работой над репродукциями. Осо...
"Фильмы. Развитие диалогической и монологической речи" Презентация к уроку 9 класс.
Презентация к уроку УМК "Spotlight"...
Использование презентации для развития навыков монологической речи
Пособие содержит теоретические сведения и практические советы по использованию презентации для развития монологической речи на уроках французского языка в 6 классе....
Презентация к уроку по английскому языку, 3 класс по теме "Забавные животные".Развитие навыков монологической речи.
Презентация к уроку "Забавные животные" , 3 класс....