Урок русского языка "Обратный порядок слов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок русского языка в 7 классе по УМК под ред. М. М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obratnyy_poryadok.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Снеткова Ирина Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №1 г.Покрова

Петушинского района

Владимирской области

Тема: Обратный порядок слов в речи.

Цели:

  1. Углубить у учащихся понятие об актуальном членении  текста на «данное» и «новое» ; добиться усвоения понятия о прямом и обратном порядке слов в речи; его роли в характеристики различных стилей речи; сформулировать  способ действия с данным понятием.
  2. Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях ; развивать речь учащихся за счет  введения понятий: инверсия,  экспрессивность; развивать умение  строить логические рассуждения на языковые темы.
  3. Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока ( усиление образно- выразительной функции речи ); формировать интерес к изучению русского языка.

Оборудование: Учебник  «Русский язык 7 кл." под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, тексты стихотворений в прозе.

Ход урока:

1.Закрепление.

На доске эпиграф:

Перед вами громада – русский язык ! Наслаждение глубокое зовет вас , наслаждение погрузиться во всю неизмеримость  его и изловить чудные законы его.

                                                              ( Н. В. Гоголь )

  1. Эпиграфом сегодняшнего урока стали слова  Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)
  2. Как передает писатель свое восхищение русским языком ? Что его волнует?
  3. С помощью чего достигается эмоциональность ,выразительность этого высказывания?
  4. Что значит для Гоголя «наслаждение погрузиться», «изловить законы»? (понять)
  5. А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)
  6. Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления . Мы с вами сегодня так же , оттолкнувшись от знакомого , двинемся по пути постижения нового.
  7. А чему соответствуют понятия «известное» , «неизвестное» в строении русской речи ? ( данное и новое)
  8. Что такое данное и новое ? (Д – это известное ,а Н – служит развитию мысли)
  9. На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен  для спокойной монологической речи. Какой?         (Д  --- Н ).

2.Объяснение нового материала.

                  -Однако, общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом . Стремление представить язык как логическое построение  появилось еще в 17 веке у французов ( так называемая грамматика Поль-Рояля)

Трое учащихся получили задание проследить во французском, английском и немецком языках особенности строения предложений (уч-ся делают сообщения)

Вывод: Для этих языков характерен устойчивый порядок слов в речи.

- Да, такие языки нельзя назвать «громадами» . В отличие от них русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами. О причине этих поразительных возможностей  синтаксиса задумывались лингвисты и писатели.

- И. Эгенбург так отвечал на этот вопрос:                              

« Язык обладает свободой , не существующей в других известных мне языках: От перестановки слов во фразе меняется смысл. Эта свобода , отсутствие обязательного уточнения . рождающегося в западноевропейских языках  от жесткости синтаксиса…, - все это представляет писателю безграничные  возможности , перед ним не истощенные почвы былых веков, а постоянная целина.»

- Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов . Но в чем он будет выражаться ? (перестановка  Д и Н )

  1. Чтение теоретического материала на стр. 169

Какое выразительное средство будет сопутствовать изменению порядка слов? ( интонация, логическое ударение)

2.   Наблюдение над функционированием обратного порядка в упр. 419 ( выделение Д и Н в отрывках)

- Какое произведение Тургенева перед вами ?

- Каково общее настроение стихотворений в прозе ?

- В каком отрывке показано оно ярче?

- Какой из отрывков подлинный? Почему?

- Прочитайте выразительно, соблюдая интонацию

3. Упр.  420 . Найти в тексте предложения со значением оценки. Охарактеризовать порядок слов. (самост.)

4. Всякая перестановка связана с большим или меньшим изменением смысла или стилистических оттенков. В текстах каких стилей .по-вашему, распространены предложения с эмоциональным порядком  слов?

- А) Упр. 421 (коллективно , лингвистический эксперимент )

- Б)  Задание по группам : проследить обратный порядок слов в текстах различных стилей

5. Выводы: Использование обратного порядка слов характерно для художественного стиля речи, но возможно и в публицистическом , т.е. там, где целью является  воздействие на мысли и чувства человека. Но в художественном произведении такие синтаксические построения применяются для усиления образно-выразительныой  функции.

  1. Редактирование текстов упр. 423 (по группам) Восстановить первоначальный текст, дать обоснование.
  2. Замена прямого порядка  обратным и наоборот может вести за собой изменения порядка слов внутри Д и Н

7 .Д.Э.Розенталь пишет : « …Несмотря на значительную свободу  порядка слов в русском предложении , у каждого члена предложения есть обычное , свойственное ему место… На этом основании различаются  обычный порядок слов и обратный, выполняющий, как правило , функцию инверсии .»

8 .Задание ученику: В словаре найти определение «инверсии».

9. Рассмотреть таблицу .

10. Чтение стихотворения в прозе И.С Тургенева «Мы еще повоюем»

- Найти предложения с обратным порядком  Д и Н . их роль   , эмоциональный настрой .

-Определить порядок слов внутри Д и Н . Придается ли выразительность?

11. Возвращение к эпиграфу.

-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотрим ,за счет чего же достигается выразительность его цитаты?

12.Итоги урока: - Что узнали?

-Какую роль играет обратный порядок слов?

-Что для себя выделили?

Оценки за работу дома по иностр. языкам, сообщениям по карточкам и др.

Д\З – 1.  Упр. 424

2.Создать собственный текст в худож. стиле , используя обратный порядок слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Учимся употреблять в речи этикетные слова"

Методические материалы к уроку включают конспект урока, памятку, презентацию. На уроке учащиеся 5 класса учатся употреблять в речи этикетные слова, самостоятельно составляют диалоги с этикетными выраж...

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...

Конспект урока 8 класс "Порядок слов в предложении.Логическое ударение".

Повторение знаний о грамматической основе предложения. Значение и роль логического ударения....

Урок русского языка "Ласковые слова" (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Цели:I. Образовательная (познавательная):Повторить способы словообразования (суффиксальный способ). Выяснить роль в тексте существительных, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов...