Урок русского языка "Обратный порядок слов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в 7 классе по УМК под ред. М. М. Разумовской
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obratnyy_poryadok.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Снеткова Ирина Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г.Покрова
Петушинского района
Владимирской области
Тема: Обратный порядок слов в речи.
Цели:
- Углубить у учащихся понятие об актуальном членении текста на «данное» и «новое» ; добиться усвоения понятия о прямом и обратном порядке слов в речи; его роли в характеристики различных стилей речи; сформулировать способ действия с данным понятием.
- Развивать умение анализировать порядок слов в предложениях ; развивать речь учащихся за счет введения понятий: инверсия, экспрессивность; развивать умение строить логические рассуждения на языковые темы.
- Формировать сознательное отношение к изучению русского языка на материале темы урока ( усиление образно- выразительной функции речи ); формировать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: Учебник «Русский язык 7 кл." под ред. М.М. Разумовской и др., таблица, опорные карты-схемы, тексты стихотворений в прозе.
Ход урока:
1.Закрепление.
На доске эпиграф:
Перед вами громада – русский язык ! Наслаждение глубокое зовет вас , наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.
( Н. В. Гоголь )
- Эпиграфом сегодняшнего урока стали слова Н. В. Гоголя (чтение эпиграфа)
- Как передает писатель свое восхищение русским языком ? Что его волнует?
- С помощью чего достигается эмоциональность ,выразительность этого высказывания?
- Что значит для Гоголя «наслаждение погрузиться», «изловить законы»? (понять)
- А как движется познание человека, мысль? (от известного к неизвестному)
- Да, путь от известного к неизвестному представляет универсальное свойство человеческого мышления . Мы с вами сегодня так же , оттолкнувшись от знакомого , двинемся по пути постижения нового.
- А чему соответствуют понятия «известное» , «неизвестное» в строении русской речи ? ( данное и новое)
- Что такое данное и новое ? (Д – это известное ,а Н – служит развитию мысли)
- На предыдущих уроках развития речи мы выяснили, какой порядок слов характерен для спокойной монологической речи. Какой? (Д --- Н ).
2.Объяснение нового материала.
-Однако, общеизвестно, что русский язык обладает так называемым свободным синтаксисом . Стремление представить язык как логическое построение появилось еще в 17 веке у французов ( так называемая грамматика Поль-Рояля)
Трое учащихся получили задание проследить во французском, английском и немецком языках особенности строения предложений (уч-ся делают сообщения)
Вывод: Для этих языков характерен устойчивый порядок слов в речи.
- Да, такие языки нельзя назвать «громадами» . В отличие от них русский язык чрезвычайно богат синтаксическими образными средствами. О причине этих поразительных возможностей синтаксиса задумывались лингвисты и писатели.
- И. Эгенбург так отвечал на этот вопрос:
« Язык обладает свободой , не существующей в других известных мне языках: От перестановки слов во фразе меняется смысл. Эта свобода , отсутствие обязательного уточнения . рождающегося в западноевропейских языках от жесткости синтаксиса…, - все это представляет писателю безграничные возможности , перед ним не истощенные почвы былых веков, а постоянная целина.»
- Поэтому целью нашей дальнейшей работы будет выявление выразительной роли обратного порядка слов . Но в чем он будет выражаться ? (перестановка Д и Н )
- Чтение теоретического материала на стр. 169
Какое выразительное средство будет сопутствовать изменению порядка слов? ( интонация, логическое ударение)
2. Наблюдение над функционированием обратного порядка в упр. 419 ( выделение Д и Н в отрывках)
- Какое произведение Тургенева перед вами ?
- Каково общее настроение стихотворений в прозе ?
- В каком отрывке показано оно ярче?
- Какой из отрывков подлинный? Почему?
- Прочитайте выразительно, соблюдая интонацию
3. Упр. 420 . Найти в тексте предложения со значением оценки. Охарактеризовать порядок слов. (самост.)
4. Всякая перестановка связана с большим или меньшим изменением смысла или стилистических оттенков. В текстах каких стилей .по-вашему, распространены предложения с эмоциональным порядком слов?
- А) Упр. 421 (коллективно , лингвистический эксперимент )
- Б) Задание по группам : проследить обратный порядок слов в текстах различных стилей
5. Выводы: Использование обратного порядка слов характерно для художественного стиля речи, но возможно и в публицистическом , т.е. там, где целью является воздействие на мысли и чувства человека. Но в художественном произведении такие синтаксические построения применяются для усиления образно-выразительныой функции.
- Редактирование текстов упр. 423 (по группам) Восстановить первоначальный текст, дать обоснование.
- Замена прямого порядка обратным и наоборот может вести за собой изменения порядка слов внутри Д и Н
7 .Д.Э.Розенталь пишет : « …Несмотря на значительную свободу порядка слов в русском предложении , у каждого члена предложения есть обычное , свойственное ему место… На этом основании различаются обычный порядок слов и обратный, выполняющий, как правило , функцию инверсии .»
8 .Задание ученику: В словаре найти определение «инверсии».
9. Рассмотреть таблицу .
10. Чтение стихотворения в прозе И.С Тургенева «Мы еще повоюем»
- Найти предложения с обратным порядком Д и Н . их роль , эмоциональный настрой .
-Определить порядок слов внутри Д и Н . Придается ли выразительность?
11. Возвращение к эпиграфу.
-Обратимся еще раз к словам Н.В.Гоголя и посмотрим ,за счет чего же достигается выразительность его цитаты?
12.Итоги урока: - Что узнали?
-Какую роль играет обратный порядок слов?
-Что для себя выделили?
Оценки за работу дома по иностр. языкам, сообщениям по карточкам и др.
Д\З – 1. Упр. 424
2.Создать собственный текст в худож. стиле , используя обратный порядок слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Учимся употреблять в речи этикетные слова"
Методические материалы к уроку включают конспект урока, памятку, презентацию. На уроке учащиеся 5 класса учатся употреблять в речи этикетные слова, самостоятельно составляют диалоги с этикетными выраж...
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"
Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...
Конспект урока 8 класс "Порядок слов в предложении.Логическое ударение".
Повторение знаний о грамматической основе предложения. Значение и роль логического ударения....
Конспект и технологическая карта урока русского языка "Вводные слова. Знаки препинания при вводных словах."
Урок русского языка в 8 классе....
Урок русского языка "Ласковые слова" (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Цели:I. Образовательная (познавательная):Повторить способы словообразования (суффиксальный способ). Выяснить роль в тексте существительных, образованных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов...