Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Лаврова Елена Анатольевна

Урок по развитию речи в 8 классе. Построен с учётом требовании     ФГОС. Имеет очевидную практическую направленность. Работа по учебнику чередуется с работой над репродукциями. Особенное внимание уделяется  усвоению алгоритма выполнения задания. Формируется умение выстраивать план своих действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsepnaya_i_parallelnaya_svyaz_predlozheniy.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. Порядок слов в предложении.

Тип урока –усвоение нового материала на основе обобщения и повторения изученного.

Цель- создание условий для решения предметных и метапредметных задач.

Предметные: усвоение новых терминологических понятий, сути цепной и параллельной связи предложений в тексте.

Метапредметные:

познавательные – расширять понятие о лексических средствах выразительности речи ( риторический вопрос и инверсия); совершенствовать умение сочинять связные тексты, использовать разные виды связи предложений в тексте; 

регулятивные – определять собственные цели и задачи, выстраивать алгоритм выполнения заданий, использовать классный материал для выполнения домашнего задания, преодолевать трудности в решении учебных задач, оценивать результат своей работы;

личностные- взаимоуважение и взаимопомощь в процессе совместной деятельности;

коммуникативные – умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог в группе.

Возраст – 8 класс

Оборудование – презентация, репродукция иллюстрации к сказке «Морозко и падчерица» И.Билибина; учебник Русский язык. Практика. 8 класс. Учебный комплекс под ред. Бабайцевой В.В.

  1. Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

- Дома вы попробовали, используя материалы учебников «Теория» и «Развитие речи», составить сообщение о риторических вопросах. Прочитайте подготовленные сообщения.

- О каком ещё синтаксическом средстве выразительности вы говорили на прошлом уроке? (Инверсия ). Расскажите, что вы знаете о ней.

     2. Работа с текстом. Определение учебной задачи.

Слайд 2.  Прочитайте отрывок из речи Д.И.Менделеева.

«…И если вы этот фонарь знания внесёте в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от  вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит её благосостояние? От чего зависит богатство или бедность её народа и её международная свобода? Ведь только независимость экономическая есть действительная, всякая прочая есть фиктивная…» ( По материалу учебника «Риторика. 9 класс», под ред. Т.А. Ладыженской.)

- В какой речевой ситуации могла звучать эта речь?

- Есть ли здесь риторический вопрос?

- Какова цель его использования?

- Есть ли инверсия? Обоснуйте свой ответ.

- Пересядьте в группы для дальнейшей работы.

- Продолжим работу с текстом. Сколько в нём предложений?

- Всего три предложения. Обсудите в группе, о чём они могут нам рассказать? Какую задачу помогут решить?

- Запишите тему урока. Слайд №1. В тетрадях сформулируйте себе задачу.

    3. Новый материал.

Слайд № 3. – Используя слайд 3-4, разберитесь в связи предложений в тексте. Попробуйте составить цепочку её.

- Можете ли вы сами определить вид этой связи? На что она похожа?

- С помощью каких средств осуществляется эта связь? ( При необходимости используем учебники и справочники ).

- Проверьте себя по слайдам 5 и 6.

- Прочитаем текст на слайде 7.Составьте схему св. С язи предложений в нём. –Чем она отличается от предыдущей? Назовите её. Определите средства связи предложений в ней.

- Обобщаем материал, слушаем выступления от групп. Слайд 8.

4. Отрабатываем на практике новое.

А) Работа с учебником.

Упр. 78 на стр. 56 – определить вид связи и указать все лексические и морфологические средства связи.

Сформулируйте ответ, проанализировав материал упр. 79 на стр. 58 и 82 на стр. 60. Какой вывод вы сделаете?

Б) Работа с репродукцией. Задача – составить текст из 8-10 предложений, используя виды связи предложений. Укажите в тексте средства связи. Прочитайте ваши мини-сочинения.

В) Исправление ошибок в лексической сочетаемости слов. Речевая разминка.

Слайд№9-10. – Устраните недочёты.

5. Подготовка к домашнему сочинению. Запишите предложения.

Слайд №11. –Каковы они по цели высказывания?

- Перестройте их и запишите в форме риторических вопросов.

- Эти вопросы могут быть заголовком текста? А темой?

6. Итог урока. Рефлексия. Оцените уровень ваших сегодня полученных знаний. Чему ещё вы научились? С чего начнёте выполнение домашнего задания?

Слайд №12 – знакомимся с домашним заданием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порядок слов в предложении

Презентация к интересному исследованию на уроке русского языка.  В презентацию вошли слайды с вопросами к карточкам - исследовательскому материалу (подобрать можно свои примеры предложений), а та...

Урок русского языка 11 класс "Порядок слов в предложении. Инверсия". (Подготовка к ЕГЭ)

Цель и задачи  урока:- обобщить и закрепить знания обучающихся о понятиях «прямой и обратный порядок слов в предложении», законах инверсии и логического ударения;-развить навык логического ...

«Порядок слов в предложении. Разбор предложений по интонации, логическому ударению.

Тип урока:  урок изучения и первичности закрепления нового материала  Цель урока: - знать о понятиях прямой порядок слов и обратный порядок слов (инверсия);- расширять знания об отечест...

Предложение, порядок слов в предложении, интонация (8 класс)

1. Предложение как единица синтаксиса2. Виды предложений по цели высказывания3. Порядок слов в предложении4. Особенности интонации в предложении...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Цепная и параллельная связь предложений в тексте".

Наглядное схематическое представление строения текстов с цепной и параллельной связью предложений....