Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему
Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" (викторина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интеллектуальный марафон по русскому языку "ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ" | 2.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МАРШРУТ МАРАФОНА ЗАСТАВА ОРФОЭПИИ ГОРОД МОРФОЛОГИИ ЗАМОК ОРФОГРАФИИ ПАСАД СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ БАСТИОН ФОНЕТИКИ КРЕПОСТЬ МОРФЕМИКИ ФОРТ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ ГОРОДИЩЕ ЭТИМОЛОГИИ
ГОРОД МОРФОЛОГИИ ЗАМОК ОРФОГРАФИИ ФОРТ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ ПАСАД СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ ЗАСТАВА ОРФОЭПИИ КРЕПОСТЬ МОРФЕМИКИ ГОРОДИЩЕ ЭТИМОЛОГИИ БАСТИОН ФОНЕТИКИ
ЭТИМОЛОГИЯ ГОРОДИЩЕ ЭТИМОЛОГИИ
Лексические слухи Правда ли, что танкеры предназначены для перевозки танков ? Правда ли, что слово врач образовалось от врать ? Известно, что газель можно поймать, приручить, но можно ли ее выучить наизусть? Правда ли, что астрономы – это специалисты по астрам ? Известно, что слово танк мужского рода. Правда ли, что это слово в именительном падеже может быть употреблено в форме танка ? Всегда ли портик – это «маленький порт»? Ответы должны начинаться словами, выражающими сомнение: «Как вам сказать…» Задание №1
Танкеры предназначены для перевозки жидких грузов, а танк - боевая бронемашина. С другой стороны, баки, в которых перевозятся жидкости, по-английски называются тоже танками Образовано с помощью суффикса -ЧЬ от ВЬРАТИ , но в его старом, исконном значении "говорить". Существительное газель, пришедшее к нам из французского языка, обозначает животное из группы антилоп. А газель , заимствованное из арабского, - это название особой стихотворной формы лирической поэзии у народов Востока Астрономы занимаются изучением небесных тел. Но, учитывая, что астра в переводе с греческого означает "звезда", можно считать, что в этом предположении есть доля истины. Танк — бронированная боевая машина чаще всего на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного. Танка - жанр любовной и пейзажной лирики средневековой Японии, стихотворение - пятистишие Теперь о портике . Понятно, что, прежде всего на ум приходит слово, образованное с помощью уменьшительного суффикса от имени существительного порт. Но есть и другой портик: навес , который поддерживается колоннадой (этот архитектурный термин латинского происхождения).
Старославянские родственники Подберите пару – однокоренное слово – из русского языка Глава – ограда – страж – здравие – жребий – среда – храм – Платок – облако – младенец – драгоценный – древко – гласный – прибрежный – Задание №2
Глава – голова ограда – огород страж – сторож здравие – здоровье жребий – жеребьевка среда – середина храм – хоромы Платок – полотно облако – оболочка младенец – молодежь драгоценный – дорогой древко – дерево гласный – голос прибрежный – берег
Конкурс капитанов Почему скатерть в сказках – самобранка? За что ей себя бранить? Как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях? 2. Вплоть до 19 века туземцы Новой Гвинеи не знали такого животного, как бык, не сеяли кукурузы, не выращивали арбузов. Произнесите на языке туземцев Новой Гвинеи эти слова: бык, кукуруза, арбуз. Объясните своё решение вопроса. 2. Не правда ли, странная кличка для собаки – Жучка? Почему она стала так популярна? Однако наши предки называли так не любую первую попавшуюся собаку. Как должна выглядеть настоящая Жучка? Задание №3
Самобранка не от бранить, а от убирать, т.е. накрывать стол Эти слова звучат там по – русски, т.к. познакомил туземцев с этими растениями и животным Н. Н. Миклухо – Маклай Образованы от слов рука и перст – палец Маленькая и чёрненькая, как жук
ЛЕКСИКА ФОРТ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ
Покажите фразеологизмы так, чтобы команда могла его отгадать. Необходимо продемонстрировать артистизм, фантазию и оригинальность Вешать лапшу на уши. Работать спустя рукава. Высунув язык. Водить за нос. Зуб на зуб не попадает. Заблудиться в трёх соснах. Задание №1
Отгадайте, что это: Его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. язык каша Задание №2
Попробуйте угадать, какое начало у этих пословиц …пирожка не подбросит. ...но далеко катится. …утешенье для лентяев. Найди начало … да ничего не видят. … оба левые. … да ключ потерян. Задание №3
Голод не тетка -…пирожка не подбросит. Яблоко от яблоньки недалеко падает, ...но далеко катится. Повторенье – мать ученья …утешенье для лентяев. У страха глаза велики, …да ничего не видят. Два сапога пара, …оба левые. Ума палата, …да ключ. потерян.
ОРФОЭПИЯ ЗАСТАВА ОРФОЭПИИ
Омофоны – это слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению. Запишите омофоны. За условленное время подберите пару, составьте словосочетание. Пруд – старожил – посветить – примирил – разрядить – полоскать – Задание №1
Ответ: Пруд – прут; старожил – сторожил; посветить – посвятить; примирил - примерил; разрядить – разредить; полоскать – поласкать.
Сколько слов здесь записано? Просчитайте их правильно. Объясните, чем они отличаются в значении: Мука, замок, атлас, хлопок, пропасть Мели, окуни, пряди, соли, печь Задание №2
Ответ: м укА - мУка , зАмок - замОк , атлАс - Атлас, хлОпок - хлопОк , прОпасть - пропАсть м Ели - мелИ , Окуни - окунИ , прЯди - прядИ , сОли - солИ , печь (сущ.) – печь (глаг.)
Произнесите скороговорки, каждую — по пять раз. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Купи пику пик. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали . Бык тупогуб , тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла — так мылась Мила. Архип осип, Осип охрип. Задание №3
МОРФОЛОГИЯ ГОРОД МОРФОЛОГИИ
Отгадайте, о какой части речи говорится в стихах и расскажите о ней. Задание №1 Есть у меня шестерка слуг, Проворных, удалых, И все, что вижу я вокруг, - Все знаю я от них. Они по зову моему Являются в нужде. Зовут их Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. Наречие
Мы самые главные, Мы самые умные, Мы называем предметы, людей И отвечаем на вопросы простых падежей! Существительное Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Прилагательное
Прошедшее время - то, что прошло: “Вчера мы писали,”“Солнце ушло” Настоящее время – проходящее теперь: “Мою окно”, “Закрываю дверь”. А в будущем: “Я полечу на ракете, Хочу побывать на далекой планете”. Глагол
“Четвертый лишний” Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. частица, предлог, наречие, союз; птицы, ножницы, курицы, огурцы ; существительное, наречие, сказуемое, предлог; выглянуть, помахать, рисовать, написать; Сказуемое рисовать Наречие ножницы Задание №2
Определите часть речи у данных слов и распределите их на группы по определенному признаку. книга, тетрадь, обложка, портфель , перо, совесть, пенал , знание парты, занятия, урок, экскурсии, полет , походы, огурец, чашка Задание №3
2 группы (распределение по числу) парты, занятия, походы, экскурсии урок, полет, огурец, чашка 3 группы (распределение по роду) книга, обложка портфель, перо, пенал, знание тетрадь, совесть
ОРФОГРАФИЯ ЗАМОК ОРФОГРАФИИ
Отгадайте загадку, указав в отгадке орфограмму. Он на вокзале есть всегда, К нему подходят поезда. Двойное Р содержит он И называется … Во мне два К, не забывайте, Таким , как я, всегда бывайте: Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом … Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два К. И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я … На большие расстоянья Мчится он без опозданья, Пишется в конце два С, Называется … перрон аккуратный хоккей экспресс Задание №1
Занимательные вопросы ( конкурс капитанов): В каком слове сорок а ? Как называют звуки, состоящие только из голоса? Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? Как каплю превратить в цаплю ? В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? Что надо сделать со звуком в слове кость , чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? Как можно превратить слово семя в слово семья ? В каком глаголе нет слышится сто раз? Сколько слогов в слове да ? Задание №2
СИНТАКСИС ПАСАД СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ
Расставьте слова так, чтобы получилось предложение, объясните знаки препинания, подчеркните грамматическую основу. Товарищи , не ставьте сумки на кресла. ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на . дерево, хвойных, семейства, сосна. Сосна - дерево семейства хвойных . Задание №1
Какие примеры не являются словосочетанием? Почему? кончить дело; чудесный день; вдали от Родины; около окна; подул ветер сваренный картофель; проходит мимо; день прошел; синий и красный; сапоги всмятку около окна; подул ветер день прошел; синий и красный. Задание №2
Замените словосочетания одним словом с Ъ или Ь: Растолковать, сделать понятным Полоса земли вдоль берега моря, озера Вход в здание Снежная буря, метель Верхняя одежда Служащий, разносящий почту Мясной отвар Идущий в пищу, пригодный для еды Задание №3
Ответ: Объяснить Побережье Подъезд Вьюга Пальто Почтальон Бульон Съедобный
Прочитайте предложения. В чем их особенность? Придумайте или вспомните свои варианты. Кто больше? Палиндромы МОКНЕТ ОКСАНА С КОТЕНКОМ. КИТ НА МОРЕ РОМАНТИК. А роза упала на лапу Азора Аргентина манит негра. Нам рак влетел в карман Oколо Миши молоко. Кулинар, храни лук. Я не реву - уверен я. Задание №4
ФОНЕТИКА БАСТИОН ФОНЕТИКИ
Метаграмма — это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены одной буквы другой, получается новое слово. Я пышно красуюсь на клумбе в саду, Захочешь, поставь меня в вазу… Но с буквою К в огород я пойду, Капусте достанется сразу . С Ч – над морем я летаю, С Г – в машинах я бываю. Коза - роза Чайка - гайка Задание №1
С Л – лить слёзы заставляю, С Ж – по воздуху летаю. С К – я в школе на стене, Горы, реки есть на мне, С П – от вас не утаю – В каждом классе я стою. Лук – жук Карта – парта
Пройдите 5 шагов, называя на каждый шаг слово с Ъ Пройдите 5 шагов, называя на каждый шаг слово с разделительным Ь Задание №2
МОРФЕМИКА КРЕПОСТЬ МОРФЕМИКИ
Составьте слова из морфем, укажите лексическое значение этих слов. Приготовить - привести в состояние готовности, годности к употреблению, использованию. Расписка - односторонний документ с подписью, удостоверяющий факт получения чего - либо Задание №1
Отгадайте слова. Корень мой находится в цене. В очерке найди приставку мне. Суффикс мой в тетрадке все встречали. Вся же – в дневнике я и в журнале. В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете. оценка расписание Задание №2
Кто больше? З а три минуты составить как можно больше слов, используя буквы, из которых состоит слово "лингвистика " Кит тик лист ластик свинка глина вис Нил нитка истина так настил кисти валик Задание №3
ГОРОД МОРФОЛОГИИ ЗАМОК ОРФОГРАФИИ ФОРТ ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ ПАСАД СИНТАКСИСА И ПУНКТУАЦИИ ЗАСТАВА ОРФОЭПИИ КРЕПОСТЬ МОРФЕМИКИ ГОРОДИЩЕ ЭТИМОЛОГИИ БАСТИОН ФОНЕТИКИ
Интеллектуальный марафон по русскому языку ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
МОЛОДЦЫ!!!!
Использованные материалы http :// nsportal . ru / shkola / russkii - yazyk - i - literatura http://festival.1september.ru/ http://ru.wikipedia.org/wiki http://images.yandex.ru/yandsearch http://www.onelegend.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Интеллектуальная игра по истории "Путешествие по историческим эпохам"
Игра предназначена для учащихся 5 - 11 классов."Путешествуя" по станциям-эпохам, ребята выполняют задания, зарабатывая баллы. Итоги подводятся после прохождения всех станций, согласно возрастной групп...
Интеллектуально – познавательная программа, посвящённая году Русского языка «Путешествие в королевство Буковки»
Популяризация русского языка и культуры. Приобщение любви к русской культуре....
Интеллектуальная игра по географии "Путешествие по странам и континентам"
Интеллектуальная игра-обобщение знаний по физической географии для уч-ся 5-7 классов...
Интеллектуальная игра по географии "Путешествие по странам и континентам"
Конспект и презентация игры...
Интеллектуальная игра по праву:"Путешествие в Правоград"(10 класс)
Интеллектуальная игра может проходить как на уроке, так и использоваться во внеклассной работе. Цель - игры расширить правовые знания учащихся, научить выслушивать и приннимать во внимание позиции дру...