Интеллектуальная игра по праву:"Путешествие в Правоград"(10 класс)
материал по праву (10 класс) по теме
Интеллектуальная игра может проходить как на уроке, так и использоваться во внеклассной работе. Цель - игры расширить правовые знания учащихся, научить выслушивать и приннимать во внимание позиции других. Используется материал Конвенции о правах ребенка, Конституция РФ. Доступно, увлекательно, можно использовать в 8-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra._puteshestvie_v_pravograd.docx | 31.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра: «Путешествие в Правоград».
Коровина С.Н.
Цели: расширять правовые знания учащихся, научить выслушивать и принимать во внимание позицию других.
Задачи: На основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции о правах ребенка и Конституции РФ, содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение. Содействовать воспитанию культуры прав человека. Расширение кругозора учащихся
Ход мероприятия.
Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня мы с вами проводим интеллектуальную игру по праву «Путешествие в Правоград».
Такая тематика выбрана мной не случайно. Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай. Право - тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.
У нас в гостях команды 9-10 классов (названия команд).
1пункт. Итак, мы отправляемся в путешествие. Я приглашаю капитанов команд занять места в корзине воздушного шара (Капитаны команд встают на составленные вместе четыре стула. Это корзина воздушного шара. Набрав высоту, шар начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав человека. Нужно оставить только 3 из них, чтобы шар вновь набрал высоту.
Надписи на «мешках»:
1 «Все равны перед судом и законом».
2 «Право на жизнь».
3 «Право на свободу»
4 «Право на охрану здоровья».
5 «Свобода слова».
6 «Свобода совести».
7 « Право вступать общественные объединения».
8 «Право на свободу труда».
9 «Право на жилище».
10 «Право на частную жизнь».
11 « Право вступать брак».
12 «Право на образование».
13 «Право на собрание и митинги».
14 «Право избирать и быть избранным»
Ведущий: - Почему вы оставили только эти 3 права?
-Какое они имеют значение для вас?
Ведущий: Жизнь, здоровье, свобода – неотъемлемые главные ценности. Их нельзя ни с чем сравнить, их нельзя купить и продать.
Государство должно делать все возможное, чтобы защитить их. Конституция – основной закон государства, определяющий как устроено общество и государство, органы власти, права и обязанности граждан. Множество других законов и правовых актов ориентируются и подчиняются Конституции. Так, Конституция Российской Федерации в статье 43 провозглашает право каждого на образование, возлагая обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования на родителей. Существует и отдельный документ «Закон РФ об образовании»». А также Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс и др. Права каждого человека на Земле призвана защищать международная организация, созданная в 1945 году. Это – Организация Объединенных наций (ООН). ООН приняла множество международных документов, важнейшими из которых для всего мира стали «Всеобщая декларация прав человека» (1948) и «Конвенция о правах ребенка» (1989). У человека есть не только права, но и обязанности – перед собой, перед государством. При этом могут быть несовершенны законы, может меняться власть. Но всегда необходимо осознавать себя гражданином своей Родины. Трудно представить успешным человека, грамотным специалиста без знания права. Его роль в современной жизни огромна. Знание права позволяет человеку чувствовать себя уверенно в любой ситуации, ориентироваться в огромном количестве норм, правил, установленных государством. Правовая грамотность – необходимое условие формирования правового государства и гражданского общества и именно нам – выпускникам, ученикам 9-10-х классов совсем скоро предстоит решать эти важные задачи.
2 пункт. Ведущий – А сейчас, мы работаем с картой нашего города Правограда, где нам предстоит разобраться - какое право дети могут реализовать в том или ином общественном месте.
Задание “Карта Правограда” (Приложение № 1) Текст со статьями “Конвенции о правах ребенка” (Приложение № 2)
Игроки получают карту воображаемой местности. На плане отмечены общественные места: школа, больница и др.
Команде дается 5 минут, чтобы она отметила на плане и подписала № статьи Конвенции, объясняя, какое право дети могут реализовать в том или ином общественном месте.
Ведущий: Обратите внимание на таблицу, в которой представлен список потребностей 4-хмесячного ребенка и 14-летнего подростка. (слайд )
Потребности 4-х месячного ребенка | Потребности 14-летнего подростка |
имя уход медицинская помощь питание ласка, любовь забота защита родители, семья жилище | 1. образование друзья, общение творчество свобода слова свобода мысли поддержка родителей собственность (плюс потребности 4-х месячного ребенка) |
3 пункт. Ведущий: Мы находимся на аллее Желаний. Я попрошу одного игрока из каждой команды подойти ко мне и вытянуть карточку, на которой будут указаны определенные желания.
Внимание, вопрос! С какого возраста, и при каких условиях эти желания выполнимы?
•Хочу жениться.
•Хочу иметь свою фирму.
•Хочу заработать
•Хочу водить машину
•Хочу иметь сотовый телефон
Участники объясняют, с какого возраста и при каких условиях эти желания выполнимы. После выступления каждого участника, зачитывается комментарий.
Право на свою фирму «Согласно Гражданскому кодексу мы вправе завести собственный бизнес в 14 лет, правда, с согласия родителей. Если предки против, а личную фирму открыть все же приспичило, можно подавать и в суд. Правда, тяжкую ношу ответственности за банкротства и долги нести придется папам и мамам. То-то они обрадуются!»
Право на заработки «Если в коммерцию ты ударяться пока не собираешься, а просто нужны деньги на карманные расходы, приступать к работе уже можешь также с 14. Опять же с разрешения родителей и в свободное от учебы время. А если, например, захочешь выступать на сцене или сниматься в кино, то на твой возраст никто вообще не обратит внимания, хоть с пеленок начинай. Рабочий день для 14-15летних не должен превышать 5 часов, с 16 до 18 лет не больше 7 часов. Не на всякую работу пустят. В ночных клубах и казино поработать даже дворником не получится. А на спиртоводочный завод или табачную фабрику до совершеннолетия вход запрещен. Зато в отпуск на целый месяц можно уйти, когда захочется».
Право на вторую половинку «Женитесь и размножайтесь, сказало нам государство. Жириновский ратовал за то, чтобы в брак мы могли вступать аж с 11 лет, но закон разрешает нам делать это только с 16 и то при наличии очень уважительных причин. Восторженный вопль «Мы так любим друг друга и хотим пожениться!» веским поводом для брака не считается. Зато спрашивать разрешения у папы и мамы с 18лет уже не обязательно».
Право на водительские права «Правила дорожного движения ты можешь знать на зубок хоть в ясельной группе детского сада, но к экзамену на получение водительских прав тебя допустят только в 17 лет, а само удостоверение до совершеннолетия тебе не видать как своих ушей. С мотоциклами и мотороллерами проще: при наличии прав спокойно гонять на них ты можешь уже с 16».
Бесправие на мобильник По правилам многих компаний сотовой связи, ты можешь подключить мобильник на свое имя только с 16 лет, и то с письменного согласия родителей. Если тебе еще не стукнуло 16, придется тащить в офис предков и оформлять телефон на их имя
4пункт. Ведущий: А сейчас мы выходим на главную площадь нашего города- площадь Власти…(сценка)
Почтальон Печкин (в руках пачка приглашений на выборы): Слышали, прошла молва, Всем на выборы пора! Никого не пропущу, Выбирать всех приглашу!
Заходит в кабинет к доктору Айболиту. Печкин: Слышали, прошла молва, Всем на выборы пора. Айболит: В коридоре у меня Собралась опять толпа, Нужно всех успеть принять, Некогда мне выбирать!
Печкин обращается к молодой маме с коляской. Печкин: Слышали, прошла молва, Всем на выборы пора! Если выборы пропустишь – Много выгоды упустишь! Мама: Каши, соски и пелёнки, Погулять надо с ребёнком, Я кручусь, как заводная, Ничего не успеваю!
Печкин обращается к абитуриенту. Печкин: Избирательный участок посетить тебе пора, Ведь за будущее наше голосует вся страна. Абитуриент: Сдал ЕГЭ – скорее в ВУЗ, Очень-очень тороплюсь. На бюджет попасть хочу, Выборы я пропущу.
Печкин обращается к пенсионерке. Печкин: Слышали, прошла молва, Всем на выборы пора, Ты, бабуля, знать должна, Что на выборах нужна. Пенсионерка: Обойду я магазины, Подешевле где - прикину, Внуки, лес и огород, Хватит мне и так хлопот.
Печкин: Что же делать? Вот задача! Выборы ждет неудача! Есть идея, есть ответ – Проведём агитзабег. Пусть каждый избиратель знает – Его голос роль играет!
Печкин Айболиту: Ты подумай, рассуди, Что тебя ждёт впереди? Ждёшь зарплаты повышенья – Выборы – твое решенье! (Айболит чешет бороду, берёт приглашение и идёт за Печкиным)
Печкин маме: Детский сад доступен всем – Вот программа перемен. Голос твой решить всё сможет, Детям вся страна поможет. (Мама берёт приглашение и идёт за Печкиным). Печкин абитуриенту: В ВУЗ пришёл ты поступать? А не хочешь голосовать! За бюджетные места Голос свой отдать пора! (Абитуриент чешет затылок, берёт приглашение и идёт за Печкиным)
Печкин пенсионерке: Брось, бабуля, все дела! Выбирать судьбу пора! Хочешь пенсию поднять – Надо лучших выбирать! (Бабуля тоже берёт приглашение).
Печкин: Выбирать тебе и мне, В какой мы будем жить стране!
Мама: Мы голосуем за народ красивый!
Айболит: И за доступную медицину!
Пенсионерка: Достойную старость и перспективу!
Абитуриент: Чтоб молодые лучшими были!
5 Ведущий «Площадь власти» Совсем скоро вам предстоит принимать участие в избирательных кампаниях. Что знаете вы о выборах в РФ? Перед вами на столах тестовые задания на тему «Избирательное право». Максимальное количество балов за этот конкурс – 12 (по количеству вопросов). Время – 5 минут.
1.В каком государстве неучастие в выборах наказывается лишением свободы?
а)В России б) В Австралии в) В Турции
2.Прохождение в представительные органы власти только тех кандидатов, которые получили в своих округах большинство голосов избирателей, характерно для…
а) мажоритарной избирательной системы; б) пропорциональной избирательной системы; в) смешанной избирательной системы
3. Смешанная избирательная система в РФ применяется при выборах
а) в Государственную Думу; б) президента; в) губернатора
4.В каком возрасте гражданин РФ получает право баллотироваться на пост Президента ?
а) в 18 лет; б) в 35 лет; в) в 27 лет
5. Торжественная церемония вступления в должность вновь избранного главы государства называется
а) присяга; б) инаугурация;в) церемониал
6. Количество депутатов, избираемых в Государственную Думу
а) 350; б)400; в) 450
7. Путём референдума нельзя решать:
а) вопрос о помиловании; б) вопрос о принятии Конституции; в) вопрос о пересмотре действующего закона;
8. Кто руководит избирательной кампанией в масштабах всей страны:
а) Государственная Дума Российской Федерации; б) Президент страны; в) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК РФ).
9. С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом? а) с21 года; б) 18 лет; в) с 25 лет.
10. Что такое пассивное избирательное право?
а) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; б) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны; в) право не принимать участие в выборах.
11. Что такое активное избирательное право? а) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; б) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, вплоть до Президента страны; в) право на участие в работе избирательной комиссии
12. В каком году был избран первый Президент РФ? а) в 2000г.; б) в 1990г; в) в 1991г.
6 пункт. Ведущий переулок Сказочной Юрисдикции
Угадай-ка!” Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь. Правильный ответ - 1 балл
1.Он почти неизвестен за границей, но был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жиглов)
2.Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него – пустяк. (Джеймс Бонд)
3.Живёт в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент – скрипка. Его любимая опера – «Волшебная флейта».(Шерлок Холмс)
4.Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено, жестоко наказано. «Волк и семеро козлят»
5.В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.
«Курочка Ряба»
6 .В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. «Колобок»
7. «Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь». Козлёночек
8. «Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев» Кощей Бессмертный
9. «Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался» Буратино
10. «Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива» Золушка
11.«Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта» Старуха
12.«Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома» Заяц
Ведущий. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать. А теперь, давайте подведем итоги нашего путешествия.
Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.
И в заключении нашего мероприятия предлагаю вам послушать стихотворение Расула Гамзатова «Каждый выбирает для себя» и поразмышлять, какой путь выбрали бы вы.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты –
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею-
Каждый выбирает для себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Командная игра по праву "Путешествие по городу ПРАВОГРАДУ"
Цель: воспитание личности школьника и активизация гражданской позиции через правовую игру. Задачи: 1. Способствовать развитию межпредметных навыков и...
Интеллектуальная игра по истории "Путешествие по историческим эпохам"
Игра предназначена для учащихся 5 - 11 классов."Путешествуя" по станциям-эпохам, ребята выполняют задания, зарабатывая баллы. Итоги подводятся после прохождения всех станций, согласно возрастной групп...
Интеллектуальная игра по географии "Путешествие по странам и континентам"
Интеллектуальная игра-обобщение знаний по физической географии для уч-ся 5-7 классов...
Интеллектуальная игра по праву для 9-11 классов
Интеллектуальная игра по праву для 9-11 классов состоит из следующих этапов: "Своя игра", "Кроссворды", "Тест", "Задачи"...
Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс. "Путешествие в Древний Египет."
Интеллектуальную игру "Путешествие в Древний Египет" провожу как конкурс между командами пятых классов после изучения раздела "Древний Египет". Учащиеся готовятся к игре, получают ...
Интеллектуальная игра по праву "Своя игра"
Методическая разработка интеллектуальной игры по праву...
Сценарий интеллектуальной игры по праву для 8-11 классов "Основной закон жизни"
Интеллектуальная игра, посвященная Конституции Российской Федерации...