разработка открытого урока в 5-ом классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Серен Шончалай Калдар-ооловна

разработка открытого урока в 5-ом классе по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_uroka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Серен Ш.К.(МБОУ СОШ с.Успенка)

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Русский язык как предмет мировоззренческий призван обеспечивать единство и взаимодействие языка, культуры, личности в процессе обучения и развития этой личности. Часть проблем «культуросообразного» преподавания гуманитарных предметов уже решается в ходе освоения учащимися разных способов мыслительной и речевой деятельности, приобретения опыта и навыков коммуникативно целесообразного поведения, развития рефлексивного сознания, культуры чувств, эмоций, умственного труда, создания и поддержания в учебном заведении культурной среды, и не в последнюю очередь — при условии изучения языка как «кода культуры», а это уже не только специально-методическая, но и общепедагогическая задача

В основе современных «культуросообразных» образовательных концепций и культурологических подходов к преподаванию лежит осознание неразрывности связей в триаде язык — культура — общество, новый взгляд на роль социума в становлении языковой личности.

Особое место в этом процессе должно быть, без сомнения, отведено родному и русскому языку. Родной язык играет важнейшую роль в формировании сознания растущего человека, в его вживании в культуру.

Отражая в концентрированном виде духовную жизнь человечества, язык является сильнейшим средством воспитания; усваивая язык, человек не только познает мир, но и учится жить в этом мире, приобретает ценностные ориентиры, глубже проникает в национальную и общемировую культуру, естественным путем (изучая самое естественное и привычное — язык!) приобщается к духовным богатствам, хранимым языком, соотносит знания, получаемые на всех школьных уроках, с опытом повседневной жизни, в результате чего осознает свое место в современном обществе, приобретает навыки общения в разных ситуациях, т. е. социализуется. В этом и заключается актуальность данной темы.

В связи с этими идеями значительно изменяется преподавание предмета «Русский язык» в национальной школе. Изменяется, разумеется, и вне зависимости от вышеназванных общепедагогических установок: расширяются содержательные рамки предмета, претерпевают изменения организационные и методические основы урока, но в большей степени — в непосредственной зависимости от утверждающегося культурологического подхода: происходит перегруппировка целей и задач, на первый план выходят задачи развития и воспитания учащихся, выдвигается требование формирования помимо лингвистической и коммуникативной еще и культуроведческой компетенции.

Культурологический подход в преподавании русского языка

 Приемы и методы реализации задач культурологического образования на уроке русского языка

Методика уроков, первой и главной целью которых становится формирование культуроведческой компетенции, пока только складывается, поэтому чаще бывает представлена в виде отдельных уроков или их фрагментов.

Одним из приемов работы, позволяющим реализовать цели формирования культуроведческой компетенции, является сопоставительный анализ пословиц и поговорок русского и тувинского народов. Учащиеся находят из различных источников пословицы, поговорки, легенды, классифицируют, анализируют их по темам. Эффективность подобных упражнений не всеми словесниками оценена по достоинству, а между тем обращение к подобной работе неизменно вызывает интерес подростков, поскольку позволяет посмотреть на привычные слова с непривычной стороны, «подогревает» интерес к слову, к изучению языка, расширяет лингвистический кругозор и способствует формированию культуроведческой компетенции. Эти межъязыковые сопоставления обусловливает значимость и актуальность на уроках по изучению УНТ, а именно русско-тувинских сопоставлений: фонетических, лексических, грамматических. Воспитание ребенка осуществляется в ходе всего учебного процесса, но основой системы воспитания является русский язык. Урок русского языка таит в себе неограниченные возможности воспитания ребенка гражданином своего отечества.

Главное — заложить в школьнике чувство единения с родной землей, природой, вызвать интерес к истории края, воспитать ответственное отношение к делам и поступкам.

«Что посеешь, то и пожнешь!» — гласит народная мудрость. Как важно засеять поле в срок добротными семенами, а учителям в школе — заронить в души воспитанников добрые зерна эстетического сознания.

Задачи социо- и этнокультурного образования и воспитания могут быть решены за счет широкого и многоаспектного использования на разных этапах обучения на всех уроках — и на уроках русского языка, естественно, в первую очередь, — лексических, лексикографических, этимологических данных, в том числе краеведческого характера, анализа текстов, отражающих особенности национального мышления, общественного и речевого поведения и тувинского менталитета в целом. Этот аспект изучения русского языка активно разрабатывается в настоящее время этнофилологией и этнокультурологией.

Формирование чувства сопричастности к историческому прошлому края, Родины, природе.

Содержание многих текстов учебника русского языка, литературы позволяет формировать такие нравственные качества ребенка, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает, чувство сопричастности к историческому прошлому края.

Дети младшего школьного возраста особо остро ощущают свою связь с природой, и потому важно донести до ребят мысль об их единстве с окружающей средой, ответственности за нее.

Есть и еще одно средство в работе учителя-словесника, позволяющее вводить информацию культуроведческого характера, — обращение к проблематике русского, тувинского речевого этикета.

Огромная ответственность возлагается на учителя-словесника, который обязан показать эти ориентиры, помочь учащимся в формировании эстетического вкуса (художественного, литературного, музыкального), теснейшим образом связанного с мировоззрением, моральными принципами, жизненными интересами, эстетическими идеалами личности. Главная суть развития чувства прекрасного состоит в том, что учитель-словесник должен попытаться пробудить ум ученика, приучив его наблюдать и делать выводы. И одно из средств для достижения этого - работа с текстами художественных произведений, которая должна еще и открыть творческое начало в неопытной душе ребенка, то есть помочь привить ему стремление к творческому созиданию посредством приобщения к искусству.

Чтобы соединить все составляющие школьного образования, существует много путей. Один из них - знакомство с миром, национальной культурой посредством анализа художественных текстов, наблюдения над языком великих произведений. Русский язык - неисчерпаемое богатство, никогда не оскудевающее.

Уроки формирования культуроведческой компетенции требуют также пересмотра сложившейся методики организации уроков русского языка, апробирования и включения в структуру урока новых, в большей степени соответствующих новому направлению приемов и форм работы со словом.

Таким образом, крайне необходимо следующее:

а) формировать заявленную современными образовательными стандартами культуроведческую компетенцию школьников;

б) развивать языковую личность обучаемого;

в) осуществлять интеграцию в преподавании школьных дисциплин, что особенно важно с точки зрения рассматриваемой проблемы;

г) реализовать на практике культурологический подход к преподаванию русского языка.


Литература

Будуп Б. К. Пословицы и поговорки тувинского народа. Кызыл – 2010, 124с.

Даль В. И. Пословицы русского народа. Москва, Русский язык Медиа, 2009, 814с.

Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М.,1999.

Карпенко М. А. Культурологическая направленность содержания образования//Педагогика 2000, № 11.

Курбатский Г. Н. Тувинцы в своем фольклоре. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2001, 464с.

Курбатский Г. Н. Тувинские загадки. Кызыл 2002, 253с.

Крупко С.А. Культурообразный подход в совершенствовании преподавания специальных дисциплин//Педагогический альманах 2002 № 1.

Лебедев В. А. Русский язык как культурно-историческая среда// Русский язык в школе, 2000. № 3.

Левицкий В.В. Приобщение к русской культуре посредством родного языка//Русский язык в школе 1998, № 6.

Семенов В. П. Проблемы языка как культурно-исторической среды // Русский язык в школе. 1990. №7.

Сомова Т. А. Русский язык и культура// Русский язык в школе, 2001. № 5.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 7-8 классах по теме "Экстремальные виды спорта" для школ с углубленным изучением английского языка

Урок является дополнительным по теме «Экстремальные виды спорта» Аудиоматериал использован из (Opportunities Intermediate, Russian Edition, Longman) ...

Открытый урок в 6 "б" классе по русскому языку

Тема урока: "Соединительные гласные о и е в сложных словах"...

Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."

Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы.  Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОДБ. 01 Русский язык по теме «Сложносочиненные предложения»

Тема: Сложносочиненные предложения.Тип урока: комбинированныйФормы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.Здоровьесберегающий компонент: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов ...

Открытый урок в 6 «А» классе по русскому языку на тему: «Правописание НЕ с деепричастиями»

Тема урока  «Правописание НЕ с деепричастиями»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование орфографического навыка «Слитное и раздельное написани...

Открытый урок в 6 «А» классе по русскому языку на тему: «Правописание НЕ с деепричастиями»

Тема урока  «Правописание НЕ с деепричастиями»Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование орфографического навыка «Слитное и раздельное написани...