Открытый урок в 6 «А» классе по русскому языку на тему: «Правописание НЕ с деепричастиями»
план-конспект занятия (6 класс)

Шахэмирова Лариса Джамидиновна

Тема урока  «Правописание НЕ с деепричастиями»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование орфографического навыка «Слитное и раздельное написание  НЕ с деепричастием»

Задачи: 1. Систематизировать и обобщить правила слитного и раздельного написания НЕ

                  с разными частями речи.

              2. Путем применения приема сравнения выявить правило написания НЕ

                  с  деепричастием.

              3. Совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

              4. Проверить на практике орфографическую зоркость нахождения изученной  

                  орфограммы.

              5. Продолжить работу над формированием навыка выделения главного

              6. Грамматически правильно строить предложения с деепричастным оборотом.

 Формирование  следующих универсальных учебных действий:

Познавательные: анализировать, делать выводы, обобщать.

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные: высказывать предположение на основе наблюдений, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, удерживать тему на протяжении урока.

Образовательные технологии урока: личностно-ориентированная, игровая, технология уровневой дифференциации обучения, компьютерная.

Методы и приемы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в парах, групповая.

Межпредметные связи: этикет, литература, живопись, музыка.

Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку под ред.М.М.Разумовской, раздаточный материал, презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ахтынская  средняя общеобразовательная школа №1»

                  Открытый урок

в 6 «А» классе

по русскому языку  на тему:

«Правописание НЕ с деепричастиями»

        

       

                   Провела: учитель                                                                                   русского языка и литературы

МКОУ «Ахтынская СОШ№1»

Шахэмирова Лариса Джамидиновна

                       

                     Урок русского языка в 6 «А» классе  ФГОС

по теме «Правописание НЕ с деепричастиями»

  Автор: Шахэмирова Лариса Джамидиновна, учитель  русского языка и литературы

Тема урока  «Правописание НЕ с деепричастиями»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Цель урока: формирование орфографического навыка «Слитное и раздельное написание  НЕ с деепричастием»

Задачи: 1. Систематизировать и обобщить правила слитного и раздельного написания НЕ

                  с разными частями речи.

              2. Путем применения приема сравнения выявить правило написания НЕ

                  с  деепричастием.

              3. Совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки.

              4. Проверить на практике орфографическую зоркость нахождения изученной  

                  орфограммы.

              5. Продолжить работу над формированием навыка выделения главного

              6. Грамматически правильно строить предложения с деепричастным оборотом.

 Формирование  следующих универсальных учебных действий:

Познавательные: анализировать, делать выводы, обобщать.

Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные: высказывать предположение на основе наблюдений, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, удерживать тему на протяжении урока.

Образовательные технологии урока: личностно-ориентированная, игровая, технология уровневой дифференциации обучения, компьютерная.

Методы и приемы обучения: наглядный, практический, частично-поисковый, словесный.

Формы организации деятельности: фронтальная, самостоятельная, в парах, групповая.

Межпредметные связи: этикет, литература, живопись, музыка.

Образовательные ресурсы: УМК по русскому языку под ред.М.М.Разумовской, раздаточный материал, презентация к уроку. 

Организационный момент. Здравствуйте! Ребята, как вы понимаете выражение: С маленькой удачи начинается успех?

                Я вам желаю, чтобы нам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку стать  успешным.

Проверьте свою готовность  к уроку: тетрадь, ручку, карандаш, дневник, учебник.

                Ребята, каждый урок – это путешествие в страну Знаний. Вот и мы сегодня продолжаем наше путешествие в страну «Морфология». Мы познакомились с достопримечательностями таких городов, как Существительное, Прилагательное, Наречие, побывали в большом городе Глагол, посетили городок Причастие. Буквально на днях нам добродушно распахнули ворота жители маленького городка Деепричастие.  

               Воспитанные туристы должны знать обычаи и традиции жителей той местности,  где они находятся. (слайд 1)

Актуализация знаний и фиксация затруднений

1. Давайте вспомним: что же нам удалось узнать?

- Что такое деепричастие?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?(слайд 2)

- Как образуется деепричастие?(слайд 3)

- Расшифруйте схему. Что такое деепричастный оборот?(слайд 4)

2. Перед вами строки из стихотворения нашего поэта-земляка Николая Алешкова. Запишите предложение, расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения. (слайд 5)

- Прежде объясните,  пожалуйста, как вы понимаете слово «благодать»? Благодать – это добро, благополучие, очень хорошо, прекрасно.

Зачерпнув из реки небесной благодати, увижу вдруг берег, поросший лесом.

 (Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, осложнено деепричастным и причастным оборотами)

Молодцы!

3.  Ребята,  не со всеми достопримечательностями городка Деепричастие мы успели познакомиться, поэтому продолжаем свое путешествие. В каждом городе есть площадь под название «НЕ». НЕ  своеобразно ведет себя с жителями государства Морфология. Нужно быть  очень осторожными с ним.  Сейчас нам  необходимо решить орфографическую задачу. Как раз это и было вашим домашним заданием.

- Как ведет себя  НЕ с существительным?

- Как ведет себя  НЕ с прилагательным?

- Как ведет себя  с причастием?

- Как ведет себя  НЕ с глаголом?

         Следовательно, чтобы объяснить написание НЕ со словом, необходимы условия. Какие?

Давайте подтвердим сказанное примерами

Слайд с примерами «Слитное и раздельное написание НЕ» (слайд 6)

Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности

- Почему данные слова обозначены другим цветом? Кто догадался?

- Правильно, это деепричастия. Как ведет себя НЕ с деепричастием?

- Итак, как же будет называться наше путешествие?

Построение проекта выхода из затруднения (изучение нового материала)

Правописание НЕ с деепричастием. (Записать тему в тетради) (Слайд 7)

А какие цели мы поставим,  прежде чем окажемся на площади «НЕ»? Определить условие слитного и раздельного написания НЕ с деепричастием, научиться правильно применять полученное знание.

Каковы же условия слитного и раздельного написания НЕ с деепричастием? (слайд 8)

- Давайте попробуем разобраться?

- Кто  сделает вывод? Что же получается? Как пишется НЕ с деепричастием? (Если НЕ с глаголом раздельно, то и деепричастие будет писаться раздельно, если слитно, то и деепричастие будет писаться слитно)

Давайте обратимся к умной книге. Работа с учебником (стр210)

- Мы с вами не раз составляли  всевозможные инструкции

- Кто попытается составить инструкцию «Слитное и раздельное написание НЕ с деепричастием»

- Шаг 1: определи: к какой части речи относится слово – деепричастие

- Шаг 2: употребляется слово без НЕ? Да – пиши раздельно

               употребляется слово без НЕ? Нет – пиши слитно (Слайд 9)

Первичное закрепление нового материала

Мы на площади «НЕ». Здесь на каждом шагу всевозможные испытания. Устно выполняем упр. 511(читаем по предложению, делаем вывод). Сделаем вывод: можно ли утверждать, что не с деепричастием пишется так же, как не с глаголом

- А сейчас, пожалуйста, встаньте, немного подвигаемся, попытаемся в движении применить новые знания. Я буду называть слова, вы будьте внимательны, на слух воспринимайте слитное и раздельное написание НЕ с деепричастием: не чувствуя, не думая,  негодуя, не беспокоясь, не веря, не заметив, ненавидя, не говоря, недоумевая, не доезжая. (если раздельно – 3 хлопка, если слитно – 3 притопа).

- Молодцы! Делаем вывод.

        Идем дальше. Поработаем в парах. Выполняем упражнение 513, объясняем друг другу правописание НЕ со словом. Постарайтесь раскрыть смысл данных пословиц.

Как вы  понимаете  пословицу «Не поглядев в святцы, да и бух в колокола». (Не разобравшись в чем-либо, сделал что-либо некстати, преждевременно). Следовательно, всегда нужно поступать обдуманно.

Самостоятельная работа

- Переходим к следующему этапу: (слайд 10) распределите данные на слайде слова в два столбика. Взаимопроверка: первые передают тетради вторым, вторые -  третьим, третьи – четвертым, четвертые – первым.(слайд 11)

Получили свои тетради. У кого ни единой ошибки?

Этап продуктивного использования полученных знаний

1.   Вообще НЕ своими корнями уходит глубоко в материалы ЕГЭ. Задание 12 ЕГЭ так и звучит (читаю). Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. И, конечно, получите желанный один балл. Работа с карточками.

2.   Продолжаем  нашу экскурсию. Ребята, через три года вы будете сдавать экзамен по русскому языку. Задание 9 ОГЭ звучит так: среди предложений 14-23 найдите предложение с обособленными обстоятельствами и определениями. Напишите номер этого предложения. А в задании 16 ЕГЭ в 11 классе говорится: Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Эти задания проверяют уровень знаний, полученных в 6 классе. Да, а что значит «обособление»?

( слайд 12) Перед вами предложения из произведений поэтов нашего города, расставьте знаки препинания и получите заветный один балл на экзамене.

3. (Слайд 13) Ребята, нас приглашают в Органный зал. Используя словосочетания, составьте небольшой текст «В зимнем лесу». Что обязательно вы должны учитывать при составлении предложений с деепричастным  оборотом?( основное и добавочное действие принадлежит одному лицу). (Ученики пишут сочинение-миниатюру)

- Нужны ли деепричастия в речи? (Деепричастия, являясь выразительным средством в художественном тексте, дорисовывают движение. Деепричастия помогают нам выразить свои мысли точнее, образнее, эмоциональнее, дорисовывают основное действие. Предложения с деепричастием более выразительны, живописны.  Деепричастия оживляют нашу речь. А движение – это жизнь. Деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями, как бы дорисовывают движение)

Рефлексия деятельности. Мы завершаем  наше путешествие по городку Деепричастие. Что нового мы сегодня узнали?  Чему научились? Что получилось хорошо, над чем еще нужно поработать?  (Не с деепричастием, роль деепричастий в речи).

Ребята, в начале путешествия вы  поставили перед собой цели. Я также сформулировала цели. Совпали ли наши цели? ( слайд 14)

Домашнее задание.

Нам пора возвращаться домой, но, чтобы поездка осталась у вас в памяти, необходимо выполнить следующие инструкции: записать в дневниках  домашнее задание – на «5» - упр. 515; на «4» - упр.516; остальные – упр.513 (2 часть) (слайд 15)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок в 5 классе по русскому языку. Тема "Письмо"

Данный материал можно использовать при проведении урока русского языка в 5 классе...

Урок в 5 классе по ФГОС на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Открытый урок в 5 классе по русскому языку

Разработка урока в 5 классе по русскому языку Развитие речи. Рассуждать – значит доказывать  ( урок-исследоавание)...

Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.

Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе  ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно...

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 6 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ "ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАГОЛА"

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ В 6 КЛАССЕ...

План-конспект открытого урока в 4 классе "Города русской земли. Золотое кольцо России".

Данный урок изобразительного искусства  преднозначен для учеников 4 классов. Цель урока - воспитать художественный вкус и любовь к своей Родине! Данный урок трактуется как урок искусства. Итогом ...