Открытый урок в 6 "б" классе по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Тема урока: "Соединительные гласные о и е в сложных словах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.docx | 45.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Камышенская средняя общеобразовательная школа Завьяловского района»
Алтайского края
Урок русского языка в 6 «б» классе на тему:
«Соединительные гласные «-о-«, «-е-« в сложных словах»
Разработала:
учитель русского языка и литературы
Виниченко Лилия Николаевна
с.Камышенка, 2016 год
Тема: «Соединительные гласные «-о-», «-е-» в сложных словах», 4 класс.
Цель: создать благоприятные условия для наблюдения над соединительными гласными «о» и «е» в сложных словах
Задачи:
- Образовательные:
- систематизировать знания о правописании соединительных гласных «о», «е» в сложных словах;
- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.
- Развивающие:
- развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работать с алгоритмами;
- развивать память, внимание, творческие способности, наблюдательность речь учащихся;
- Воспитательные:
- воспитывать навыки сотрудничества;
- формировать навыки самостоятельной и групповой работы;
- воспитывать интерес к предмету.
Личностные результаты:
- осознание значимости отобранного материала;
- формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
- формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха / в учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
- целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
- готовность к преодолению трудностей;
Познавательные УУД:
- развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
- устанавливать аналогии;
- решать языковые задачи моделированием;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- формировать умение находить общее решение;
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу
Предметные результаты
- формирование умений правильно писать соединительные гласные -о- и -е- в сложных словах, используя алгоритм.
- выведение алгоритма действий;
- формулирование общего вывода.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Используемые методы обучения: системно-деятельностный метод обучения (работа в группах, парах, проблемный (подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, самостоятельная индивидуальная работа)
Оборудование:
- учебник «Русский язык», часть 1, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Москва, «Просвещение», 2016
- карточки с заданиями для индивидуальной работы, для групповой работы;
- ИКТ (презентация к уроку)
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1. Организационный момент. Цель: организовать деятельность учащихся; создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | Здравствуйте, ребята! Вот и прозвенел звонок, начинается урок. А вы любите учиться? Ну, тогда пора садиться и урок наш начинать. Я очень рада, что пришла в ваш приветливый класс. И для меня уже награда вниманье ваших умных глаз. | Приветствие учителя, ответ учителю на вопрос. | |
1. Мотивация и самоопределение к деятельности Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового материала; организовывать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания; | Слайд 1 Прочитайте эпиграф к уроку: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине ВОЛШЕБНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК» Что вас заинтересовало, когда вы прочитали эпиграф к уроку? Вам интересно, почему русский язык называют волшебным? А, почему называют русский язык волшебным, вы узнаете в ходе урока. Слайд 2 Девизом нашего урока будут такие слова: «Думать – коллективно! Решать – оперативно! Отвечать – доказательно! Учиться – старательно! И открытия нас ждут Обязательно!!!» -Откройте тетради, запишите дату, классную работу. | Читают эпиграф Волшебный русский язык | |
II.Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока. Цель: осознание учащимися потребности к новым действиям; формулирование учащимися темы и целей урока. | Ребята, в какой стране вы живёте? Какие города вы знаете? А вы любите путешествовать? Сегодня с вами будем путешествовать по великой, могучей, волшебной стране «Русский язык». В этой стране тоже есть города, а города в этой стране называются также как науки, которые изучает русский язык. Какие науки изучает русский язык? А вот в какой город мы отправимся, вы мне сами потом скажете. Наше путешествие мы совершим на аэростате. что такое аэростат? Слайд 3- словарная работа Закройте глаза, мы оправляемся в наше путешествие. Вот уже далеко от нашего взора земля, а впереди страна «Русский язык». Приземляемся, открыли глаза. -Куда мы попали? Слайд 4 Как вы думаете, почему она так называется? Рассказать секреты слова Я для вас всегда готова. Но на уроке будь готов Сам раскрыть секреты слов! Слова живут в разных домах № 1 и № 2, изучите слова каждого дома и ответьте, почему они так расселились? Докажите свой ответ. Дом № 1 овца, бык, нефть, провод, кол, лёд, газ, птица, ловить, каша, варить, кожа, еда Дом № 2 нефтегазопровод, птицелов, ледокол, птицелов, кашевар, овцебык, кожеед
- Что такое корень? - Как называются слова, имеющие 2- 3 корня? - Запишите сложные слова из дома № 2 в тетрадь. - Какое волшебство русского языка вы заметили? - Кто помог этому превращению? - Вы догадались, какая тема урока? Слайд 5 Запишите тему урока в тетрадь. - Разгадали мы секреты жителей этой улицы? - А теперь скажите, в каком мы городе? | Отвечают на вопросы учителя Называют науки: морфология, морфемика, пунктуация, словообразование, лексика, фразеология. Записывают в тетради. На улицу «Секретная» Имеет секреты. Изучают слова В доме № 1 живут простые слова, которые имеют один корень В доме № 2 живут сложные слова, которые имеют два корня, они образовались из слов дома № 1 - Корень – это общая часть всех однокоренных слов, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Сложными Записывают слова в тетрадь. Превращение слов из простых в сложные. Соединительные гласные о и е Соединительные гласные о и е в сложных словах Записывают в тетрадь. Да Словообразование | |
III. Выявление места и причины затруднения. Цель: выполнение пробных действий и фиксация затруднения, постановка проблемы | Продолжим наше путешествие по улицам города «Словообразование». - Как называется эта улица? Слайд 6 -Как вы думаете, почему она так называется? Посмотрите, кто здесь живёт? Что такое птицеферма? Запишите это слово в тетрадь. - В каком месте возникла трудность при написании данного слова? - А что такое соединительная гласная? - Почему возникла трудность? - Кто написал с буквой «о»? - Кто написал с буквой «и»? - Кто написал с буквой «е»? - Кто написал с буквой «ы»? - Кто написал с другой буквой? - А в сложных словах, какие соединительные гласные могут участвовать? -Можете ли вы правильно выбрать: «о» или «е»? - Почему? В чём проблема возникла? - Какую задачу мы должны с вами решить? Слайд 7 | Улица «Вопросительная» Имеет вопрос Слово с вопросом Ферма, на которой выращивают птиц. Дети записывают слово «птиц?ферма». - В написании соединительной гласной. - Это буква, соединяющая два корня сложного слова. - Буква, обозначающая гласный звук между двумя корнями, находится в безударном положении (в слабой позиции). Дети поднимают руки. - Мы знаем, что в сложных словах соединительными гласными могут быть только гласные «о» или «е». - Нет. - Не знаем правила написания соединительных гласных. - Мы должны определить, когда пишется соединительная гласная «о», а когда - соединительная гласная «е»? | |
IV. Построение проекта выхода из затруднения, решение проблемы. Работа в паре. Цель: определение средств решения проблемы (построение алгоритма действий по достижению поставленной задачи); открытие нового знания по составленному алгоритму. | - Ребята, я предлагаю вам поработать в парах, в ходе такой работы, вы определите порядок собственных действий по решению данной проблемы и попытаетесь вывести правило написания соединительных гласных в сложных словах, понаблюдав над словами. В ходе работы вы составите план действий, расставив пункты алгоритма в нужном порядке и, пользуясь данным алгоритмом, попытаетесь сделать вывод. Вспомним правила работы в паре: | - Не перебивать друг друга. - Выслушивать мнение товарища. - Принимать общее решение. | |
Раздаются алгоритмы, но пункты переставлены. - Если в паре готов алгоритм наблюдения над словами, то пара приступает к практической части работы – наблюдением над словами, затем формулируете правило написания соединительных гласных о и е в сложных словах и приводите примеры слов. А слова, над которыми вы будете работать, это сложные слова, которые мы с вами записали в тетрадь. Учитель выполняет направляющую роль при необходимости) Какая пара желает озвучить алгоритм наблюдения? Слайд 8 - Какой вывод вы сделали? Слайд 9 Какое слово вы привели в пример в двух случаях? Почему? Что необычного заметили в правописании соединительной гласной о и е после шипящих и ц? Это загадка русского языка, которую вы попытаетесь отгадать дома. Ребята, у вас на столах оценочный лист, в котором вы будете оценивать свою деятельность на уроке. Подпишите свою фамилию и имя. Найдите вид деятельности- работа с алгоритмом наблюдения и оцените свою деятельность. | Дети строят алгоритм наблюдения над словами:
- соединительная буква «е» пишется: 1) после… 2) … 3) … - соединительная буква «о» пишется после… После построения алгоритма дети работают со словами: нефтегазопровод, сталевар, ледокол, кашевар, овцебык, кожеед и наблюдают над последним гласным первого корня, в результате чего делают вывод с примерами из этих слов. Отвечает любая пара, остальные сверяют со своим. Вывод детей: - соединительная буква «е» пишется 1) после мягких согласных (нефтегазопровод, сталевар); 2) после шипящих (кашевар, кожеед); 3) после «ц» (овцебык); - соединительная буква «о» пишется: после твёрдых согласных (ледокол, нефтегазопровод). Нефтегазопровод, участвуют две соединительные гласные, первый корень оканчивается на мягкий согласный пишем е, а второй корень оканчивается на твёрдый гласный пишем о. Шипящие ж и ш всегда твёрдые, но всё равно пишем е, также и с ц. | ||
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель: фиксация нового способа действия в речи, знаках. 1. Работа у доски. 2. Индивидуальная работа, самопроверка | - Проверьте свой вывод с правилом в учебнике. Как вы считаете вы правильно сделали вывод?(Слайд 9) А теперь вернёмся к пробному слову и исправим ошибки. Какую соединительную гласную нужно писать в слове «птиц?ферма»? - Почему? - Молодцы! А теперь нам пора возвращаться домой, но прежде чем покинуть страну, надо пройти пропускной пункт. Давайте вспомним известный мультфильм «Ну погоди», посмотрите, как волк проходил пропускной пункт. А называется он правильно турникет, с каким словом созвучно? Слайд № 10- словарная работа Заданием для прохождения турникета будет упражнение 215, найдите. Вам необходимо из предложенных простых слов составить сложные слова и пройти турникеты, а турникетами будут о и е. Если выбор будет неверным, ребята будут топать, а если выбор соединительной будет верным, ребята хлопают. (Учитель показывает порядок выполнения упражнения – один пример) Оцените свою деятельность в работе с упражнением Теперь можно вернуться домой. Закрыли глаза, на аэростате возвращаемся домой, ну вот любимая школа и любимый кабинет русского языка. Открываем глаза. Вы успешно справились с заданиями. Я думаю, что вам теперь не составит труда выполнить следующее задание «Карточка с секретом» Вставьте соединительные гласные в слова. А теперь уберите скрепки, отогните лист и проверьте, как вы справились с заданием. Оцените свою работу. | Да. Исправляют ошибки Читает ученик Турник Да Самостоятельная работа с последующей проверкой. | |
VI. Вторичное закрепление Работа в группах Цель: включение нового задания в систему знаний; выполнение заданий, где возможно использование новых знаний. | Ребята король «Русского языка» узнал, какие вы умные, внимательные и сообразительные и просит у вас помощи. Он прислал вам письма, но у меня их всего 6, а вам ведь интересно каждому узнать, что в этих письмах и о чём просит король? Что же делать? (приложение № 1- конверты с заданием) У вас на столах цветные полоски, поднимите их вверх и найдите товарищей своей группы. Выберите членов группы: 1.Организатора, учащийся, который будет организовывать работу группы и следить за порядком. 2. Спикера, учащегося, который будет выступать от имени группы с готовым решением. 3. Секретаря, учащегося, который будет записывать высказанные идеи и решения. Каждая группа имеет сигнальные карточки, с помощью них группа будет со мной общаться. Жёлтая карточка, есть вопрос, красная – группа готова к ответу. В случае необходимости организатору достаточно поднять сигнальную карточку. Организаторов групп прошу подойти ко мне и выбрать письмо. Группы могут приступать к работе, помните наш девиз, работаем оперативно. Приглашает спикеров выступать. Слайд 11 Оцените свою деятельность в группе при выполнении задания. | Разделиться на группы Дети организуют группы по одному цвету полоски. Выбирают членов группы Организаторы выбирают письмо и группа приступает к выполнению задания. Спикеры выступают с готовым заданием | |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. Цель: соотнесение цели урока и результата, самооценка деятельности, отметка учителя. | - Вам понравился урок, время подвести итог. - Как вы считаете, вы достигли поставленной цели? (цель на доске) - Перед вами лестница вашего успеха на уроке, на какую ступеньку вы поставите себя. А помогут вам смайлики, которые у вас на столах. Выберите смайлик, соответствующий определённой ступеньке и прикрепите его на лестницу успеха. Слайд 12 Посмотрите, какая отметка соответствует каждой ступеньке, это ваша отметка за урок. Поставьте себе отметку в оценочный лист и листы оставьте на партах. | Да, озвучивают алгоритм определения соединительной гласной о и е в сложных словах Дети оценивают свою работу на уроке | |
IХ. Домашнее задание. Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с возможностями и уровнем их развития – право выбора | А теперь внимание, домашнее задание!!! Слайд 13 Если у тебя сегодня – 3, материал ты повтори: параграф 41, упр. 216 Если 5 или 4, тогда сказку напиши: написать сказку, используя сложные слова Про загадку не забудьте, её всем надо отгадать и Марине Николаевне на следующем уроке рассказать. Слайд 14 Урок наш окончен и выполнен план, Спасибо ребята огромное вам! И вот уж звенит весёлый звонок, И нам сообщает – окончен урок!!! До свидания, ребята! | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в рамках недели русского языка, посвященный военной теме в творчестве В.С.Высоцкого
Обучающиеся смогут узнать много нового и интересного о Владимире Семёновиче Высоцком - поэте, актёре, музыканте и певце. Человек выдающийся, о котором можно говорить и спорить, которым можно восх...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе
Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...
План – конспект открытого урока развития речи по русскому языку в 5 классе
Тема урока: «Дождь».Тип урока: урок повторения и закрепление изученного по разделу «Речь».Вид урока: мастерская творческого письма, урок творчества и развития речи.Используемые технологии: технология ...
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык"
Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине "Русский язык" по теме "Синтаксис"....
Открытый урок-творческая мастерская по русскому языку в 6 классе "Учимся писать письма"
Целью урока является формирование интереса к изучению эпистолярного жанра, а задачами - создание условий для развития речи и закрепление алгоритма написания письма, обогащение словарного запаса детей,...
разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)
Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...