"Существительные общего рода". Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Конспект урока по теме "Существительные общего рода" (по учебнику под ред.М.Т.Баранова,2013-14г.) с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 18.08 КБ |
презентация | 593 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА. СЛАЙД 1
Цели: СЛАЙД 2
- знакомство с именами существительными общего рода,
- развитие умений в определении их рода и употребления их в речи,
- развитие кругозора учащихся, воспитание любви к русскому языку.
ХОД УРОКА
- Проверка домашнего задания. Исследовательский проект «Что в имени тебе моём?» СЛАЙД 3
- Работа на повторение пройденного материала
СЛАЙД 4 Синтаксический разбор предложения
Природа дышит и обновляется в своем торжественном бессмертии.
СЛАЙД 5 Орфографическая диктовка
- Укажите падеж существительных.
Шли от деревн.., стоял на алле…, выступал на лекции.., букет из сирен…, прислонился к яблон…, время от врем…ни, добежал до рощ…, устроился на площадк…, говорили об иллюстрации.., написал Дарь…, отошел от станции…, занимался в библиотек… .
- СЛАЙД 6 Изучение нового материала
- Создание проблемной ситуации
- Отгадайте, о ком идет речь – о девочке или о мальчике.
- “Умница!” - сказала мама.
- “Что же ты за непоседа!” - воскликнула бабушка.
- “Ну и копуша же ты!” - не выдержал отец.
- Как, по-вашему, можно ли определить, к кому относятся эти слова?
- Что обозначают данные слова? (качества людей, лица мужского и женского пола)
Вывод: Есть некоторые существительные с окончаниями –а, -я, которые относятся и к мужскому и к женскому роду
- А теперь можно ли определить род?
(добавляются опорные слова) СЛАЙД 7,8
- “Умница, Танюшка!” - сказала мама.
- “Что же ты за непоседа, внучок!” - воскликнула бабушка.
- “Ну и копуша же ты, Степа!” - не выдержал отец.
называются существительными общего рода.
Вывод: существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского рода и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского рода.
- Давайте проверим себя – почитаем $49, стр. 145. СЛАЙД 9
2) Работа с учебником СЛАЙД 10
3) Закрепление изученного. Упр.277 СЛАЙД 11
4) Определите, какие слова общего рода дают отрицательную характеристику человеку, а затем – положительную. СЛАЙД 12 Составьте с данными словами словосочетания или предложения, определите род.
Задира, скряга, работяга, неженка, недотрога, кривляка, забияка.
+ Упр.278 (устно)
кузбасский поэт Владимир Матвеев, выпустивший в 1992 году в Кемеровском книжном издательстве замечательную детскую книжечку «Ах! Какие котята!». СЛАЙД 13
Понаблюдаем за некоторыми из них и попробуем назвать их существительными общего рода, обозначающими качества людей.
За задачей задачу
решая подряд,
Приглядитесь, ребята,
к повадкам котят!
Учитель читает четверостишия, а учащиеся называют существительные общего рода.
С таким сердитым
шутки бросьте,
он тигру
не уступит в злости. (Злюка)
И сам не знает,
плачет о чём,
но льются и льются
слёзы ручьём. (Плакса)
Не станет делить
еду пополам:
- Блюдо - моё!
Никому не отдам!
(Жадина)
Не унывает
чумазый пострел:
- Я вовсе не грязный,
я загорел.
(Грязнуля, замарашка)
Скучно, ребята,
котёнок живёт –
целыми днями
жуёт и жуёт.
(Обжора)
Фыркать на всех
без разбора привык,
фыркнет и – тут же
покажет язык.
(Грубиян)
А вы никогда не встречали ребят,
Чем-то похожих на этих котят?
Ребята, как вы думаете, приятно ли находиться в обществе таких людей? Хотели бы вы иметь таких друзей?
Таким образом, слова общего рода могут иметь отрицательную и положительную эмоциональную окраску.
5)СЛАЙД 14 - Определите род у слов: врач, директор, хирург, биолог, агроном. (Слова мужского рода)
- Что обозначают данные слова? (обозначают профессии, должности).
- Как вы думаете, могут ли эти слова стать женского рода? Если да, то, каким образом?
Работа с учебником- с.146
Упр.279 (Самостоятельно)
Вывод: некоторые существительные мужского пола, называющие лиц по профессии, по роду занятий, обозначают как лиц мужского, так лиц женского пола.
VI. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
-Какие особенности имеют существительные общего рода?
Д/з. п.49, Упр.280,стр. 146.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока: -познакомить учащихся с понятием «общий род» у имён существительных; - сформировать умение находить существительные общего рода в предложении, тексте; - начать формировать умения употреблять в речи существительные общего рода. Метод обучения: проблемный урок.
«Что в имени тебе моём?» Екатерина Дмитрий Валерия Алина Ксения Данила
Синтаксическая пятиминутка Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, сделайте синтаксический разбор. Пр…рода дыш…т и обн…вля…тся в своем бе…смерти… .
Орфографическая диктовка - Укажите падеж существительных. Шли от деревн.., стоял на алле…, выступал на лекци.., букет из сирен…, прислонился к яблон…, время от врем…ни, добежал до рощ…, устроился на площадк…, говорили об иллюстраци.., написал Дарь…, отошел от станци…, занимался в библиотек… .
«Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. «Ну и копуша же ты!» – не выдержал папа. Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему? О ком идёт речь?
«Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. «Брат, ну ты и копуша!» – не выдержал папа. А сейчас вы можете определить о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? Запишите существительные умница, непоседа, копуша и определите род. СРАВНИТЕ
«Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. «Сестра, ну ты и копуша!» - не выдержал папа. Запишите те же существительные и определите род. А так можно?
Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского , так и женского рода? Как они называются?
В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе , которые относятся к мужскому роду , если обозначают лиц мужского пола , и к женскому роду , если обозначают лиц женского пола. Такие имена существительные называются СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ОБЩЕГО РОДА.
Выполни упражнение 277
Творческая работа Составьте словосочетания вначале с теми словами, которые дают резко отрицательную характеристику , а затем со словами, которые характеризуют человека положительно. Определите род. Задира Скряга Работяга Неженка Сладкоежка Недотрога Кривляка Чистюля
«Ах, какие котята!» С таким сердитым шутки бросьте, он тигру не уступит в злости. И сам не знает, плачет о чём, но льются и льются слёзы ручьём. Скучно, ребята, котёнок живёт – целыми днями жуёт и жуёт. Не станет делить еду пополам: - Блюдо - моё! Никому не отдам! Не унывает чумазый пострел: - Я вовсе не грязный, я загорел. Фыркать на всех без разбора привык, фыркнет и – тут же покажет язык.
Определи род существительных
Итог урока Что нового узнали? Существительные общего рода могут быть женского рода , если обозначают лица женского пола, и могут быть мужского рода , если обозначают лица мужского пола . Чему научились? Научились эти существительные употреблять в речи и правильно согласовывать их с прилагательными, местоимениями и глаголами в прошедшем времени.
Домашнее задание Параграф 49 Упражнение № 280
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Существительные общего рода. Урок русского языка в 5 классе.
В методической разработке урока по русскому языку представлен один из способов осмысления учащимися роли существительных в нашей речи. Показана зависимость категории рода существительного от значения ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Существительные общего рода. Урок в 5 классе
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Существительные общего рода", презентация, рабочие материалы...
Конспект урока: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА. (урок с элементами игры – презентация)
Данный урок разработан для 6 класса...
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА. (урок с элементами игры – презентация)
Тема: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.(урок с элементами игры – презентация) Цель урока:Научиться находить существительные общего рода....
Имена существительные общего рода (урок в 6 классе)
Конспект урока в 6 классе "Общий род имён существительных"...
Имена существительные общего рода. Урок русского языка в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"...