Имена существительные общего рода. Урок русского языка в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_imena_sushchestvitelnye_obshchego_roda.docx | 30.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имена существительные общего рода
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником и раздаточным материалом.
Содержательная: формирование знаний о существительных общего рода.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные: давать определение понятию существительные общего рода; обучающийся получит возможность научиться устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: обучающийся научится основам коммуникативной рефлексии по изученной теме; работая в паре и группе, обучающийся получит возможность научиться брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные: обучающийся научится определять имена существительные общего рода; обучающийся получит возможность научиться использовать их в устной речи.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Прочтите высказывание В. Белинского «Кто боится знания, тот пропал», спроецированное на экране. Как вы его понимаете?
Ученик. Без знаний ничего невозможно добиться в жизни.
Ученик. Благодаря знаниям человек может жить в хороших условиях.
Ученик. «Без труда и не вынешь рыбку из пруда», - гласит пословица.
Ученик. Для того, чтобы стать образованным и культурным человеком, нужно каждый день учиться, получать новые знания.
Учитель. Вы готовы получать новые знания? Готовы учиться?
Ученики. Готовы!
2 этап. Актуализация прочного учебного действия.
Учитель. Тогда, проверим домашнее задание.
Те, кто выполнял упражнения 273 и 275, сравните свои ответы с эталоном, спроецированным на экран.
Эталон к упражнению 273
1. Бурная Алазани впадает в Куру (река, ж.р.) |
2. Древний Тбилиси – столица Грузии (город, м.р.) |
3. Пресноводное Онтарио – одно из крупнейших озер Америки (озеро, ср.р.) |
4. Полноводная Конго течет среди тропических лесов (река, ж.р.) |
5. Суровая и благодатная Гоби раскинулась в Монголии (пустыня, ж.р.) |
Эталон к упражнению 275
1 МТС – машинно-тракторная станция (женский род) |
2. МХАТ - Московский Художественный Академический театр (мужской род) |
3. НИИ - научно-исследовательский институт (мужской род) |
4. ВДВ – воздушно-десантные войска (множественное число) |
5. ВВЦ – Всероссийский выставочный центр (мужской род) |
6. ТВ – телевидение (средний род) |
7. СМИ – средства массовой информации (множественное число) |
8. МВД – Министерство внутренних дел (средний род) |
9. РАН – Российская академия наук (женский род) |
Учитель. А те, кто выполнил задание: Сочинение на тему “Осень в лесу”, подойдите ко мне с тетрадями. Ребята, посоветуйтесь между собой и решите, кто из вас будет читать свой рассказ. Вы должны выбрать самый лучший.
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил упражнение 273 без ошибок. У кого-нибудь возникли затруднения при выполнении этого упражнения?
Ученик 1. Я допустил ошибку «Суровое и благодатное Гоби раскинулось в Монголии». Ошибка потому, что я неправильно определил род несклоняемого существительного Гоби. Гоби – это пустыня. Географические названия определяются по роду тех имен нарицательных, которыми эти названия могут быть заменены.
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил без ошибок упражнение 275. Какие трудности у вас возникли при выполнении этого задания?
Ученик. Я допустил ошибку. Не смог определить род таких сложносокращенных слов, как ВДВ и СМИ, потому что не знал, что род у существительных не определяется, если они употребляются во множественном числе.
Учитель. Ребята, а теперь давайте послушаем выбранное вами сочинение-рассуждение, написанное по требованиям, спроецированным на экране.
Эталон к заданию “Сочинение”.
Структура сочинения - рассуждения |
1. Введение. (Здесь выдвигаете какой-то тезис - основную мысль сочинения, которую в дальнейшем будут раскрывать, доказывать.) 2. Основная часть. (Доказательства тезиса и примеры.) 3. Заключение. (Здесь делается вывод всего сочинения, основываясь на предложенном в первой части сочинения тезисе.) Помните, что в любом сочинении должно быть не менее трёх абзацев! |
Ученик.
Наступила осень. Золотом покрылась листва на деревьях, в воздухе появилась прохлада. Изредка выглядывало солнце, озаряло все вокруг и окрашивало лес в яркие и веселые цвета.
Ветер срывал с деревьев листья и нес их неведомо куда. Листья трепетали на ветру и то печально, то радостно кружились в танце.
Когда ветер опускал листья, они плавно и изящно падали на холодную, влажную землю.
Деревья покачивались из стороны в сторону. Казалось, что они живые, что они хотят пройти по этому чудесному лесу и оглядеть каждый кустик, каждый сухой сучок. Слегка пожелтевшая трава таинственно шелестела и под дуновением ветра походила на волны.
По голубому небу плыли белоснежные перистые облака. Лучи солнца просвечивались сквозь янтарную и пунцовую листву. На душе становилось тепло и хорошо. Весь этот прекрасный осенний лес был окутан какой-то загадкой.
Ученик. Мой одноклассник с заданием не справился. Это не сочинение-рассуждение, потому что нет тезиса и заключения. Тезис должен быть таким: “Осень в лесу отличается от осени в городе”.
Ученик. Он ответил на вопрос: «Каков лес осенью?» Значит, это сочинение-описание.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.
Лист самооценки ученика (цы) 6 класса по теме «Имена существительные общего рода» ФИ________________________________________ | |
Домашнее задание упражнение № 273, упражнение № 275, задание “Сочинение - рассуждение на тему “Осень в лесу” | |
Составление алгоритма | |
Карточка № 1 | |
Работа в парах | |
Карточка № 2 | |
Творческая работа | |
Составление рассказа |
Оцените уровень освоения домашнего задания по принципу: если задание выполнено правильно, ставьте «+», если были недочеты, ставьте «?»
На каком уровне вы усвоили пройденный материал?
Ученики. Удовлетворительно. Нам необходимо работать над ошибками.
Ученики. Не забываем оценивать свою познавательную деятельность в течение урока. Продолжим.
Ученики. Да!
3 этап. Выявление места и причины затруднения
На доске предложения:
«Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.
«Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.
Учитель. Можно ли определить к кому относятся эти слова?
Ученики. Нет, невозможно определить к кому относятся.
Учитель. Сравните.
«Умница, дочка!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.
«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.
Учитель. А так можно сказать?
«Умница, сынок!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.
«Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.
Учитель. Определите род существительных умница, непоседа, соня.
Учитель. Какое противоречие вы заметили?
Ученики. Oдно и то же слово может обозначать лиц как мужского пола, так и женского пола.
Учитель. Что вам помогло определить род существительных?
Ученики. Контекст.
Учитель. Как вы считаете можно ли их род назвать общим?
Ученики. Можно.
Учитель. Как будут называться такие существительные?
Ученики. Существительные общего рода.
Поверьте по эталону.
Эталон
Имена существительные общего рода |
Умница Непоседа Соня |
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученики. Узнать, какие имена существительные общего рода существуют в русском языке.
Учитель. Как сформулируем тему урока?
Ученики. Имена существительные общего рода.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?
Ученики. Мы выбираем метод работы с учебником.
5 этап. Реализация построения проекта.
Учитель. Прочитайте параграф № 49
Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала?
Ученик. Некоторые имена существительные с окончанием –а (-я), называющие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или женскому роду, если обозначают лиц женского пола. Это существительные общего рода.
Ученик. Имена существительные с ними согласуются либо в мужском, либо в женском роде.
Ученик. В последнее время к именам существительным общего рода активно тяготеют некоторые слова, прежде относившиеся лишь к мужскому роду. Они называют лиц по профессии, по должности, по роду занятий: врач, директор, секретарь, хирург и т.д.
Ученик. Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине: Врач Иванов выписал рецепт, и в женском роде, если речь идет о женщине: Врач Иванова выписала рецепт.
Ученик. Определение-прилагательное с таким существительным употребляется только в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт; Дежурный врач Иванова выписала рецепт. Нельзя говорить «хорошая доктор», «Дежурная врач» при обозначении лиц женского пола
Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.
Учитель. 1 группа, представьте свой алгоритм.
Группа 1.
Алгоритм 1. «Имена существительные общего рода»
ОБЩИЙ РОД
И.п. ед.ч. значение
характеристика
А / Я лица (чаще отр.)
жен. пола муж. пола
Ж.Р. М.Р.
прил. АЯ прил. ЫЙ ИЙ ОЙ
Запомнить: М. Р.
врач□, инженер□, директор□
(независимо от пола лица!)
прил. ЫЙ ИЙ ОЙ
Учитель. 2 группа, теперь вы.
2 группа.
Алгоритм 2. «Имена существительные общего рода»
1. Существительное называет лицо женского пола → прилагательное/глагол в форме женского рода.
2. Существительное называет лицо мужского пола → прилагательное/глагол в форме мужского рода.
Учитель. Итак, ребята, как вы думаете, какой алгоритм лучший?
Ученики. У 2 группы, потому что он краткий и понятный.
Учитель. Запишем его в тетрадь.
Учитель. Давайте закрепим алгоритм. Прочитайте слова, записанные на доске, объясните, используя алгоритм.
Ученик. Егоза – имя существительное общего рода, т.к. называет качество человека и может обозначать лицо мужского и женского пола. Прилагательное в женском роде имеет окончание –АЯ, в мужском – ЫЙ, - ИЙ, -ОЙ. Глагол в ж.р. оканчивается на –А, а в мужском роде имеет нулевое окончание.
Ученик. Юла - имя существительное общего рода, т.к. называет качество человека и может обозначать лицо мужского и женского пола. Прилагательное в женском роде имеет окончание –АЯ, в мужском – ЫЙ, - ИЙ, -ОЙ. Глагол в ж.р. оканчивается на –А, а в мужском роде имеет нулевое окончание.
Ученик. Плакса- имя существительное общего рода, т.к. называет качество человека и может обозначать лицо мужского и женского пола. Прилагательное в женском роде имеет окончание –АЯ, в мужском – ЫЙ, - ИЙ, -ОЙ. Глагол в ж.р. оканчивается на –А, а в мужском роде имеет нулевое окончание.
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Теперь будем работать над закреплением орфограммы и выполним фронтально упражнение 277. Ознакомьтесь с условием задания.
Ученик. Сережа – круглый сирота (м.р.). Маша – круглая сирота (ж.р.).
Ученик. Миша – большой забияка (м.р.). Марина – удивительная забияка (ж.р.).
Ученик. «Какой ты зазнайка, Петя»,- удивилась мама. (м.р.) «Какая ты зазнайка, Люба», - удивилась мама. (ж.р.)
Учитель. Проверим по эталону.
Учитель. Продолжаем закреплять. Поработаем в группах. Выполните упражнение 278.
1. Растяпу Катюшу и обжору Федьку Натка приказала отправить домой. (Растяпа и обжора – существительные общего рода, которые отрицательно характеризуют человека).
2. Карасиков припустился вдогонку Альке и закричал: «Плакса!» (Плакса - существительное общего рода, которое отрицательно характеризуют человека).
3. Непоседа Иоська вертелся около фанерного танка. (Непоседа - существительное общего рода, которое отрицательно характеризуют человека).
Учитель. Испытывали ли вы затруднения, при выполнении работы в группах?
Ученик. Нет. Мы работали в команде, подсказывали друг другу.
Учитель. Продолжаем закрепление. Поработаем в парах. Найдите упр. 279 , употребите глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными. Обозначьте род выделенных существительных.
Учитель. Прочитайте, что у вас получились
Ученик. Врач Смирнова выписала рецепт.
Ученик. Опытный инженер Иван Петрович участвовал в научно-технической конференции.
Ученик. По оживленным лицам архитектор Нина Николаевна поняла, что проект принят.
Ученик. Молодой географ Анечка исследовала природные и экономические условия своего родного края.
Ученик. Профессор Рождественская взошла на кафедру и обратилась к студентам с приветствием.
Учитель. Испытывали ли вы затруднения работая в парах?
Ученик. Да. Но, мы уже увереннее выполняем задание.
7 этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель: Вы уверены в своих умениях?
Ученики. Да!
Учитель. Тогда откройте карточку № 1. Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики: мужской род, женский род, общий род.
Карточка 1.
Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непоседа, врач, стража, умник, умница. |
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске.
Эталон к карточке 1.
мужской род женский род общий род носок мозоль забияка вестибюль фамилия растяпа тюль мышь непоседа рояль стража умница врач умник |
Учитель. Поднимите руки те, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения испытали на данном этапе?
Ученик. В основном с заданием справился.
Учитель. Оцените свою деятельность и поставьте оценку в карточку самооценки.
8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Еще мало выполнили практических заданий.
Учитель. Поработаем с карточкой № 2.
Выборочный диктант.
Учитель. Выпишите только существительные общего рода.
Учитель. Кто автор этих примеров? (И.А.Крылов.)
1) «Ах, ты, обжора! Ах, злодей!» — тут Ваську повар укоряет.
2) Поднялся вдруг весь псарный двор, почуя серого так близко забияку.
3) «Как расшумелся здесь! Какой невежа!» — про дождик говорил на ниве камень лёжа.
4) Невежды судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк.
Учитель. Проверьте себя по эталону.
Самопроверка. (обжора, забияку, невежа, невежды).
Учитель. Продолжаем закреплять свои знания. Для этого поработаем по карточке № 3.
Прочитайте определения, замените их одним словом-существительным общего рода.
1). Знаток своего дела. 2). Лицемер, прикрывающийся доброжелательностью, набожностью. 3).Тот, кто постоянно жалуется на всех. 4). Синоним слова «скряга». 5). Неаккуратный, неопрятный. 6). Очень рассеянный, невнимательный человек. 7). Малообразованный человек. 8). Лентяй, бездельник. 9). Суетливый, беспокойный человек. 10). Болтливый человек, болтун. 11). Любящий много и вкусно поесть. 12). Отчаянный, не боящийся опасности, удалой. 13).Любящий сладкое.
Для справок: пустомеля, ханжа, непоседа, невежда, дока, сладкоежка, ябеда, сорвиголова, лежебока, растяпа, жадина, обжора, неряха.
Эталон к заданию
1). Знаток своего дела - дока.
2). Лицемер, прикрывающийся доброжелательностью, набожностью - ханжа.
3).Тот, кто постоянно жалуется на всех - ябеда.
4). Синоним слова «скряга» - жадина.
5). Неаккуратный, неопрятный - неряха.
6). Очень рассеянный, невнимательный человек - растяпа.
7). Малообразованный человек - невежда.
8). Лентяй, бездельник - лежебока.
9). Суетливый, беспокойный человек - непоседа.
10). Болтливый человек, болтун - пустомеля.
11). Любящий много и вкусно поесть - обжора.
12). Отчаянный, не боящийся опасности, удалой - сорвиголова.
13). Любящий сладкое - сладкоежка.
9 этап. Этап рефлексии.
Учитель. Скажите, какую задачу мы поставили в начале урока? Чему мы должны были научиться? Что нового узнали?
Ученик. Должны были научиться определять имена существительные общего рода. Узнали, по каким признакам будем находить имена существительные общего рода. Составили алгоритм определения существительных общего рода.
В начале урока я не смог правильно выполнить задание и допустил ошибки, потому что не знал правило определения имен существительных общего рода. Теперь я таких ошибок не совершу.
Учитель. Какие затруднения вы испытывали во время урока?
Ученик. На разных этапах урока иногда допускали ошибки. Но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.
Учитель. Ребята, пусть полученные сегодня знания будут с вами при выполнении домашнего задания!
Перед вами листок бумаги. Напишите, как бы вы объяснили изученную тему однокласснику, который отсутствовал сегодня на уроке.
Запишите домашнее задание:
- П. 49, Упражнение 280.
- Составить таблицу «Род имен существительных».
- Написать рассказ с использованием слов общего рода.
Учитель. Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Существительные общего рода. Урок русского языка в 5 классе.
В методической разработке урока по русскому языку представлен один из способов осмысления учащимися роли существительных в нашей речи. Показана зависимость категории рода существительного от значения ...
Урок по русскому языку в 6 классе на тему:"Имена существительные общего рода"
Урок по русскому языку в 6 классе на тему: "Имена существительные общего рода"...
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
Урок-презентация по русскому языку 6 класс по теме "Имена существительные общего рода"
Урок представляет собой презентацию, охватывающую повторение ранее изученного, знакомство с новым материалом,закрепление, включающее в себя разнообразные приёмы, активизирующие познавательную деятельн...
"Существительные общего рода". Урок русского языка в 6 классе
Конспект урока по теме "Существительные общего рода" (по учебнику под ред.М.Т.Баранова,2013-14г.) с презентацией....
Имена существительные общего рода (урок в 6 классе)
Конспект урока в 6 классе "Общий род имён существительных"...