Конспект урока: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА. (урок с элементами игры – презентация)
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс) на тему

Сарманова (Айткулова)  Светлана Жетесовна

Данный урок разработан для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_6_kl.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.

(урок с элементами игры – презентация)

Цель урока:

Научиться находить существительные  общего рода.

                         ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Подведение к новой теме.

Здравствуйте, ребята. Нарисуем наше настроение. Перед вами рабочие листы. Записывает вашу ФИ и напротив каждого задания ставим + если вы справились с заданием и – если возникли трудности или не справились.

Задание 1

распределите существительные по родам:

стол, окно, солнце, дерево, яблоко, мышь, лампа, стул, тетрадь, ландыш, девочка, карандаш, сумка, шарф, море.

Самопроверка. Каждый выставляет сам себе оценку.

«5» - нет ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2-3 ошибки.

На доске правильный ответ.

Фронтальный опрос:

- Что можно определить у несклоняемых имен существительных?

Какой род имеют несклоняемые имена существительные?

- Что такое род? (грамматическое значение)

- Сколько родов в русском языке? (называют)

Задание 2

Прочитайте четверостишие. Как вы думаете, какого окончания не хватает у местоимения?

        Вот подходит к детворе,
        Затевает драку.
        Все боятся во дворе
        Так ___ забияку

                          - ого                      - ую

Так какого же рода существительное “забияка”? Такой забияка, такая забияка… 

Правильно мы можем сказать так и о девочке и о мальчике.

Значит какого рода они будут?

Правильно, тема нашего урока «СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА»

Цель: научиться находить существительные общего рода.

Работа с учебником. Найти ответы на вопросы Какие существительные называются сущ общего рода. Какие они имеют окончания?

Запись в тетради справочники.

 Игра третий лишний

Найдите лишнее слово и подчеркните его:

Ябеда, плакса, яблоня.

Непоседа, карандаш, неряха.

Забияка, клякса, плакса.

Задание 3

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род выделенных имён существительных.

Серёжа – кругл… сирота. Маша – кругл… сирота.

  1. Миша – больш… забияка. Марина – удивительн… забияка.

Физминутка сущ общего рода – моргаем глазами

Сущ – хлопаем ручками.

Задание 4

Работа по вариантам

1 В. – записать предложение, где выделенное слово относится к м.р.

2 В.  - записать предложение, где выделенное слово относится к ж.р.

Поставьте глаголы в прошедшем времени.

  • Дежурн.. доктор Смирнова (выписать) рецепт.

  • Молод.. агроном Виктор (сортировать) семена.  

        Задание 5

Творческое задание

        Написать сочинение – миниатюру

«Характер моего друга» с употреблением существительных общего рода по плану:

1 предложение –положительные черты характера; (чистюля, умница, тихоня, сладкоежка)

2 предложение – отрицательные черты характера; (соня, забияка,

Непоседа, задира, )

3 предложение – своё отношение.

«Слова».

Учитель детям раздаёт листы бумаги и просит написать их за пять минут все слова, которые относятся к теме, которуюмы изучили. За пять минут все учащиеся выполнят задание и подсчитают, сколько слов им удалось написать. Их количество на каждом из листочков будет разным, потому что у каждого учащегося разная степень готовности усваивать новый материал. (Некоторые списки можно зачитать).

Разгадайте загадку и найдите в ней спрятанное существительное общего рода.

                Сердитый недотрога

                Живет в глуши лесной.

                Иголок очень много,

                А нитки – ни одной.                        

                                                        

Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие особенности имеют имена существительные общего рода?

Домашнее задание:  Словарная работа. Найти значение слов невежа и

                                     невежда по толковому словарю. Придумать с этими

                                     словами предложения, применяя их к лицам мужского и

                                     женского пола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Существительные общего рода. Урок русского языка в 5 классе.

В методической разработке урока по русскому языку представлен один из способов осмысления учащимися роли существительных в нашей речи. Показана зависимость категории рода существительного от значения ...

"Существительные общего рода". Урок русского языка в 6 классе

Конспект урока по теме "Существительные общего рода" (по учебнику  под ред.М.Т.Баранова,2013-14г.) с презентацией....

Существительные общего рода. Урок в 5 классе

Технологическая  карта урока по  русскому  языку в 5 классе по  теме  "Существительные общего рода", презентация, рабочие материалы...

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА. (урок с элементами игры – презентация)

Тема: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.(урок с элементами игры – презентация) Цель урока:Научиться находить существительные  общего рода....

Имена существительные общего рода (урок в 6 классе)

Конспект урока в 6 классе "Общий род имён существительных"...

Имена существительные общего рода. Урок русского языка в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"...