Существительные общего рода. Урок русского языка в 5 классе.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
В методической разработке урока по русскому языку представлен один из способов осмысления учащимися роли существительных в нашей речи. Показана зависимость категории рода существительного от значения пола лица, о котором идет речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilina_a._sushchestvitelnye_obshchego_roda._urok_v_5_klasse.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина А.Б.
Учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 2 г. Серпухова Московской области
Урок русского языка. 5 класс.
УМК п/р В.В.Бабйцевой.
Род имени существительного. Существительные общего рода.
- Цели и задачи урока:
- Продолжить наблюдение за проявление морфологических признаков имен существительных (род существительного) в речи.
- Закрепить навык поиска существительных в речи и определение рода у имен существительных.
- На основе вышеуказанного навыка провести наблюдение за существительным «торопыга».
- Освоить понятие о существительных общего рода.
- Организовать поиск примеров в речи.
- Попутное повторение:
а) орфограмма «Е, И в падежных окончаниях существительных»;
б) синтаксис и пунктуация предложений с прямой речью;
в) обращение;
г) разговорный стиль речи.
- Оформление доски:
Растяпу Катюшу и обжору Федьку Натка приказала отправить домой. Карасиков припустился вдогонку Альке и закричал: «Плакса!» Непоседа Иоська вертелся около фанерного танка. | Седьмое апреля. Классная работа. Род имени существительного. Существительные общего рода. На урок.. труда Семен Иванович показывал порядок изготовления скамейк... К одной детал.. приколачивал другую. Ученики повторяли действия учителя. Только у Вас.. не получалось. Мастер улыбнулся и сказал: «Вася, не спеши! Ты такой торопыга!» Таня, не спеши! Ты такая торопыга! | РАСТЯПА ОБЖОРА ПЛАКСА НЕПОСЕДА ЗАДИРА НЕВЕЖДА КРИВЛЯКА ЗАБИЯКА НЕВЕЖА |
- Ход урока:
Продолжаем наблюдать за поведением слов в нашей речи, за проявлением их морфологических признаков.
- Какая часть речи является объектом наших исследований? (Существительное).
- Какой морфологический признак существительного мы изучаем? (Род имени существительного).
- Это постоянный или непостоянный признак? Докажите с помощью примеров.
Итак, продолжим наши изыскания.
- Записываем текст под диктовку (оставить 2 строки для записи темы):
На урок.. труда Семен Иванович показывал порядок изготовления скамейк... К одной детал.. приколачивал другую. Ученики повторяли действия учителя. Только у Вас.. не получалось. Мастер улыбнулся и сказал: «Вася, не спеши! Ты такой торопыга!»
- Сверить запись с доской (открыть), обратить внимание на расстановку знаков препинания в последнем предложении.
- Какая синтаксическая конструкция представлена в последнем предложении? (Предложение с прямой речью).
- Объясните постановку запятой в прямой речи. (Обращение).
- Какая орфограмма пропущена в словах? (орфограмма «Е, И в падежных окончаниях существительных»).
- Какое правило помогает нам? Вспомните, когда существительных пишется Е, а когда И? Приведите примеры.
- Объясняем окончания в словах по алгоритму.
3. Найти и подчеркнуть существительные в предложениях. (Кто выполнит первым, выходит и подчеркивает на доске).
4. Определить род найденных имен существительных. (Работают по цепочке). Для определения рода не забудем, что существительное необходимо поставить в начальную форму.
5. Определить род у последнего существительного «торопыга». (Мужского рода).
- Как вы определили? Какие слова вам помогли? (Вася, такой).
А теперь представим эту же ситуацию на уроке труда у девочек. Слушаем текст:
На уроке труда Лидия Петровна показывала порядок вязания варежки. С одной спицы петли аккуратно переносила на другую, распределяя по количеству. Девочки повторяли действия учительницы. Только у Тани не получалось. Лидия Петровна улыбнулась и сказала: «Таня, не спеши! Ты такая торопыга!»
Запишем прямую речь из последнего предложения.
- Определите род существительного «торопыга» в этом тексте. (Женского рода).
- Какие слова вам помогли определить род? (Таня, такая).
- Вас ничего не удивляет? (В начале урока мы говорили, что род – постоянный признак существительного, а в этих примерах существительное «торопыга» меняет свой род).
- Почему же так произошло? Давайте поразмышляем.
- Что или, лучше, кого обозначает существительное «торопыга» в наших примерах? (В первом случае – мальчика Васю, во втором случае – девочку Таню). То лицо мужского пола, то женского. Одновременно с обозначением лица не передает ли это слово и свой характерный морфологический признак? (Да. Вася какой? – торопливый. Таня какая? – торопливая).
- Какая часть речи обозначает признак? (Имя прилагательное).
- Имя прилагательное изменяется по родам? (Да). Приведите примеры.
Вывод: А в наших примерах признак предмета (лица) передан через существительное; и это необычное существительное, получив такое свойство, приобрело и свойство менять свой род, как прилагательное. Если оно обозначает лицо мужского пола, то стоит в мужском роде. Если обозначает лицо женского пола, то стоит в женском роде. Такие существительные в морфологии назвали существительными общего рода.
- Записать тему в тетрадь.
- Попробуйте сами поискать примеры подобных существительных в нашей речи.
Работа по вариантам:
I вариант. Списать с доски предложения, найти и выписать существительные общего рода:
Растяпу Катюшу и обжору Федьку Натка приказала отправить домой.
Карасиков припустился вдогонку Альке и закричал: «Плакса!»
Непоседа Иоська вертелся около фанерного танка.
II вариант. Выполнить задание упражнения № 747 из «Практики», потом выписать из него существительные общего рода.
III вариант. Подготовить выразительное чтение предложений из упражнения № 748 из «Практики», выписать существительные общего рода.
Кто выполняет задание первым, выходит к доске и выписывает найденные примеры существительных общего рода, выделяя окончания. (Для всех вариантов).
Кто выполнит задания вторым, просклонять существительные «берёза» и одно из выписанных общего рода. Выделить окончания и сравнить. (Первый или третий вариант).
Обобщение результатов наблюдений, выводы:
Итак, вы нашли и выписали несколько существительных общего рода.
- Какое у них окончание в именительном падеже? (-а).
Дать пример из Пушкинской сказки: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил у рыбки корыто!» Показать вариант окончания (-я).
- К какому типу склонения можно отнести эти существительные? (Доказывает тот, кто склонял слова «берёза» и существительное общего рода. (Относится к первому типу склонения).
- В каком стиле речи, судя по нашим примерам, можно встретить существительные общего рода? (В разговорном).
Итог урока:
Анализируя тексты, предложения, мы наблюдали за проявлением рода имени существительного в речи.
- Какие новые знания о роде имен существительных дал вам сегодняшний урок? (Узнали, что есть существительные общего рода, которые могут быть в предложениях то в мужском роде, то в женском в зависимости от того, лицо какого пола они обозначают).
Домашнее задание:
- «Теория» - читать сведения в §73.
- «Практика» - упр. № 748 – списать, вставив пропущенные буквы и раскрыв скобки. Определить, из каких басен взяты предложения.
- Индивидуальное задание:
а) карточки «Стихи Г. Остера» - определить род имен существительных;
б) карточки – «правописание Е и И в окончаниях существительных»;
в) карточки «Стихотворение Л. Кондрашенко» - анализ морфологических признаков слова «тарарам».
Карточка «Стихи Г. Остера» № 1
Вредный совет № 1.
Если вы по коридору
Мчитесь на велосипеде,
А навстречу вам из ванной
Вышел папа погулять,
Не сворачивайте в кухню –
В кухне твердый холодильник.
Тормозите прямо в папу.
Папа мягкий. Он простит.
Задания:
- Прочитайте стихотворение.
- Выпишите из текста выделенное слово.
- Определите род, выделите окончание.
- Какое слово (или слова) в тексте
помогли вам определить род?
- Выпишите его (их) рядом, выделив окончания.
Карточка «Стихи Г. Остера» № 2
Вредный совет № 2.
Если вы окно разбили,
Не спешите признаваться.
Подождите – не начнётся ль
Вдруг гражданская война.
Артиллерия ударит –
Стёкла вылетят повсюду.
И никто ругать не станет
За разбитое окно.
Задания:
- Прочитайте стихотворение.
- Выпишите из текста выделенное слово.
- Определите род, выделите окончание.
- Какое слово (или слова) в тексте
помогли вам определить род?
- Выпишите его (их) рядом, выделив окончания.
Карточка «Стихи Г. Остера» № 3
Вредный совет № 3.
Если вас поймала мама
За любимым делом вашим,
Например, за рисованьем
В коридоре на обоях,
Объясните ей, что это
Ваш сюрприз к Восьмому марта.
Называется картина:
«Милой мамочки портрет».
Задания:
- Прочитайте стихотворение.
- Выпишите из текста выделенное слово.
- Определите род, выделите окончание.
- Какое слово (или слова) в тексте
помогли вам определить род?
- Выпишите его (их) рядом, выделив окончания.
Карточка «Стихи Г. Остера» № 4
Вредный совет № 4.
Если вы с друзьями вместе
Веселитесь во дворе,
А с утра на вас надели
Ваше новое пальто,
То не стоит ползать в лужах,
И кататься по земле,
И взбираться на заборы,
Повисая на гвоздях.
Задания:
- Прочитайте стихотворение.
- Выпишите из текста выделенное слово.
- Определите род, выделите окончание.
- Какое слово (или слова) в тексте
помогли вам определить род?
- Выпишите его (их) рядом, выделив окончания.
Карточка «Стихи Г. Остера» № 5
Вредный совет № 6.
Если вы гуляли в шапке,
А потом она пропала, Не волнуйтесь, дома маме
Можно что-нибудь соврать.
Но старайтесь врать красиво,
Чтоб, не в силах оторваться,
Затаив дыханье, мама
Долго слушала враньё.
Задания:
- Прочитайте стихотворение.
- Выпишите из текста выделенное слово.
- Определите род, выделите окончание.
- Какое слово (или слова) в тексте
помогли вам определить род?
- Выпишите его (их) рядом, выделив окончания.
Карточка «Стихотворение Л. Кондрашенко»
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы:
Тарарам.
Говорят, что по утрам
В нашем доме – тарарам.
Отодвинули мы стулья,
Заглянули под буфет,
Всё вверх дном перевернули –
Тарарама в доме нет!
Мы искали до упаду,
Но опять сказали нам:
- Эй, друзья, прибрать бы надо,
В вашем доме – тарарам.
- К какой части речи вы можете отнести слово, которым озаглавлено стихотворение?
- Правильно ли изменяют его ребята?
- Какое(-ие) у этого слова окончание (-я)?
- На что оно (они) указывает(ют)?
Карточка «Правописание Е и И в окончаниях существительных»
Списать текст, подчеркнуть безударные гласные Е или И в окончаниях существительных:
В комнате на столе стояли цветы в вазе. Мелкие кружевные листья свисали до скатерти. Яркие шары цветов сияли в солнечном свете. Букет был похож на маленькую клумбу в центре стола.
Устно объяснить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
"Существительные общего рода". Урок русского языка в 6 классе
Конспект урока по теме "Существительные общего рода" (по учебнику под ред.М.Т.Баранова,2013-14г.) с презентацией....
Существительные общего рода. Урок в 5 классе
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме "Существительные общего рода", презентация, рабочие материалы...
Конспект урока: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА. (урок с элементами игры – презентация)
Данный урок разработан для 6 класса...
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА. (урок с элементами игры – презентация)
Тема: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕГО РОДА.(урок с элементами игры – презентация) Цель урока:Научиться находить существительные общего рода....
Имена существительные общего рода (урок в 6 классе)
Конспект урока в 6 классе "Общий род имён существительных"...
Имена существительные общего рода. Урок русского языка в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Имена существительные общего рода"...