План-конспект по русскому языку на тему "Правописание суффиксов имен существительных".
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.  Знание правила - это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.

Место занятия в системе уроков.

На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок-  объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок  - закрепление знаний по теме.

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» является актуальной. Каждый учащийся должен соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.  Знание правила - это путь к орфографической грамотности студентов. В настоящее время уровень орфографической грамотности резко снизился.

Место занятия в системе уроков.

На изучение темы «Правописание суффиксов имен существительных» отводится по программе 2 часа. Первый урок-  объяснение нового материала, предполагающий изучение правила написание суффиксов имен существительных и первичное его закрепление; второй урок  - закрепление знаний по теме.

Тема «Правописание суффиксов имен существительных» связана с последующей темой «Сложные существительные». Поэтому изучение одного орфографического правила является фундаментом для изучения другого. Эта тема актуальна, так как даёт возможность повышать орфографическую грамотность студентов.

Цель урока: формирование орфографических умений и навыков по теме урока.

Задачи:

Обучающие:

- научить способу применять правило написания суффиксов  –чик-, -щик-,     –ок, -ек-, -оньк, -еньк-, -онок , –ец-, -иц-, -оньк, -еньк- существительных;

- закрепить навык правописания суффиксов –ик - и -ек-.

Развивающие:

-способствовать развитию памяти и логического мышления,

-развивать способность определять значение суффиксов имен существительных.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к русскому языку,

- воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.

Учащиеся должны знать:  понятие имени существительного как самостоятельной части речи (определение, характеристика).

Учащиеся должны уметь: делать морфемный разбор существительных, объяснять правописание падежных окончаний имен существительных.

        Открытый урок проводится в группе 420-421. Студенты этой группы- слабослышащие.

Используемые педагогические технологии: технология обучения с помощью опорных конспектов (автор Шаталов В.Ф.) + элементы личностно - ориентированного обучения.

        Технология обучения с помощью опорных конспектов выбрана как основная, поскольку:

- изучение теории на уроке: объяснение с помощью наглядности (опорного конспекта) с вовлечением в объяснение учащихся;

- индивидуальная работа учащихся со своими конспектами;

- фронтальное закрепление по блокам конспекта;

- самостоятельная работа дома: опорный конспект «плюс» учебник  «плюс» конспект урока.

 Опорные конспекты (наглядные схемы, таблицы, в которых закодирован учебный материал) используются как опора для объяснения нового материала, закрепления изученного, повторения ранее пройденного.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран, учебник, таблица «Суффиксы имен существительных», опорный конспект, раздаточный материал для учащихся с заданием на закрепление новой темы.

На протяжении всего мероприятия  идет презентация, выполненная в программе  PowerPoint. Использование презентации способствует развитию образного мышления.

Формы работы учащихся: фронтальная; самостоятельная.

Структура урока:

1.Организационный момент - 2 мин.

Подготовка уч-ся к работе на уроке; создание атмосферы доброжелательности, снятие эмоционального напряжения, чувства тревожности; организация внимания и внутренней готовности. Воспитание сознательной дисциплины, организованности.

2.Актуализация знаний – 8 мин.

Нетрадиционная форма вступления способствует возникновению познавательной мотивации, пробуждение интереса к знакомой части речи. Репродуктивный метод позволяет повторить  теоретический  материал,  даёт возможность проверить знания учащихся по данной теме, подготовить их к последующей работе.

Повторение изученного  материала.

Фронтальный опрос.

  1. Дать характеристику имени существительному как самостоятельной части речи.
  2. Падежи,  правописания падежных окончаний имен существительных.

Дописать окончания существительных, определить падеж.

на свежем воздух…  (П.П)           принести сестр…   (Д.П)

вижу лис…   (В.П )                        горжусь побед…   (Т.П.)

гостить в Подмосковь…  (П.П)    нет гост…  (Р.П.)

3.Изучение нового материала  -  15 минут.

 Из каких частей состоит слово. Понятие суффикс.

        Правописание суф. –Чик-, -щик- (работа с таблицей и на доске)

Запомните, суффикс –чик пишется в существительных, основа которых оканчивается на д,т, з, с, ж. Например. Вкладчик, автоматчик, перебежчик, разносчик.

Суффикс -щик пишется в существительных, основа которых оканчивается не на дт, зс, ж ,то есть во всех остальных случаях. Например. Фонарщик, каменщик, барабанщик, дрессировщик.

        Правописание суф.  –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок, примеры

В суффиксах существительных –ок, -ек, -оньк, -еньк, -онок после шипящих и ц под ударением пишем букву о, согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих мы будем писать е.

Например. Звоночек Крючок, Собачонка , доченька

        Правописание суф.  –ец, -иц, примеры

суффикс -ец пишется в существительных мужского рода.

Например. Красавец, братец, морозец.

А суффикс -иц пишется в существительных женского рода.

Например. Красавица, метелица.

В среднем роде выбор суффикса -ец или -иц зависит от ударения. Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода пишем суффикс -ец.

Например. Письмецо.

А если ударение предшествует суффиксу, то мы пишем суффикс –иц – креслице.

        Правописание суф. -оньк, -еньк, примеры

суффикс -оньк пишется в существительных после твердых согласных.

Например. Березонька, Лизонька, лисонька.

А вот суффикс -еньк мы пишем только после мягких согласных и после шипящих.

Например: Валенька, тученька.

  Запомните три исключения из этого правила – заинька, паинька, баиньки.

4.Закрепление нового материала -  10 минут. Первичное  закрепление и обобщение нового материала проводится фронтальным опросом, что позволяет принять участие в беседе каждому обучающемуся.

Работа с раздаточным материалом  способствует закреплению умений и навыков  по новому материалу, формирование умения  осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их, сознательно употреблять на письме.

Раздаточный материал.

5.Подведение итогов -   5 минут.

Выявление и уточнение результатов деятельности на уроке. Выставление оценок.

Над какой орфографической проблемой мы сегодня работали? Как мы ее решили? Для чего надо знать значения суффиксов? Какую роль играют в языке суффиксы?

Информация о домашнем задании.

Домашнее задание носит развивающий характер, кроме того, учитывая особенности группы,  ребята получают дифференцированное задание- возможность выбора задания по желанию и по степени сложности.

Приложение № 1. Карточки- задания.

Задание: От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами

-чик и –щик. Например : учет- учетчик

Пилить, отгадывать, собирать, раздать,  добыть.

Задание:  Существительные с суффиксами -ец и -иц- распределите в три колонки по их роду(мужской род, женский род, средний род). В существительных среднего рода поставьте ударение и подчеркните суффиксы.

Прыгать через лужицы,  интересный рассказец, слабое здоровьице, небольшое поместьице, новое бельецо, свежий хлебец, детская книжица, нажитый капиталец, легкое пальтецо, любимое созданьице, ползущая гусеница, бравый гвардеец, перехитрить хитреца, зеленая луковица, умелец на все руки.

 

Приложение №2. Опорный конспект

по теме «Правописание суффиксов существительных».

Методическая и лингвистическая литература

  1. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986. Переизд. 2009 г.
  2. Стрелкова Л.Ф. Технологии проблемного и развивающего обучения. – Изд. «Просвещение» 2012г.
  3. И. Булгакова: Нестандартные уроки русского языка. М., Изд. «Феникс», 2010 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА урока на тему “Гласные в суффиксах имён существительных -ек- и -ик-“.

Класс 6Тема и номер в теме  Гласные в суффиксах имён существительных –ек- и –ик-. (1-ый  урок)Базовый учебник Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т. Бара...

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Конспект-презентация урока русского языка "Закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном".

Конспект - презентация урока русского языка разработан для учащихся коррекционных школ VIII вида 9 класс по учебнику Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. "Русский язык 9 класс", Москва, "Просвещение", 20...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном"

План-конспект урока по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...