Повторение по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Тюменцева Оксана Григорьевна

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе (1-ый из нескольких по данной теме)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_7_b_klasse_po_russkomu_yazyku.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 7 Б классе по русскому языку

Тема:  Повторение темы «Причастие» (первый из цикла «Повторение по теме «Причастие»)

Цели:  а) повторить тему «Причастие»;

б)продолжать формировать умения находить причастие в тексте, выделять запятыми причастный оборот, графически обозначать его;

в) продолжить работу по выработке навыков нахождения орфограмм

в правописании причастий и объяснения  условий выбора Н-НН в суффиксах причастий и гласной перед Н-НН;

г) развитие орфографической и пунктуационной зоркости;

д) воспитание культуры речи

Формирование УУД:

Регулятивные: целеполагание, контроль, оценка

Познавательные: постановка и решение проблем, исследование, поиск, отбор информации

Коммуникативные: построение речевых высказываний

Личностные: смыслообразование, самопознание

Урок № 1

Ход урока

1. Организационный момент, очки!

2. Сочинения по теме «Вы с ним знакомы» разберем на следующем уроке.

3. Эмоциональный настрой: на партах у вас лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

Я тоже хочу поделиться своим хорошим настроением с вами и пожелать вам успехов!

4. Формулировка темы и целеполагание:

А) сл учит:

- К сегодняшнему уроку мы подошли с полным багажом знаний по теме причастие. Как вы думаете, как сегодня будет звучать тема сегодняшнего урока? (Повторение)

- Вспомните, пожалуйста, все, что мы изучали по данной теме и ответьте на такой вопрос: «Чем же сегодня мы будем заниматься на уроке повторения? (Повтор правописание причастий, причастные обороты и знаки препинания при них)

Б) открывается тема урока, запись числа, темы урока

5.  Повторение:

А) И начнем мы с теоретического повторения. У вас на партах лежат карточки с заданиями. Возьмите карточку №1, впишите свою фамилию и выполните предлагаемые задания:

а.   Причастие обозначает:

признак предмета по действию;

б.   Действительные причастия настоящего времени образуются при

      помощи суффиксов:

-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-

в.   Страдательные причастия прошедшего времени образуются при

      помощи суффиксов:

 -нн-; -енн-, -енн-, -т-   

г.   Причастие с зависимым словом называется:

 причастным оборотом; 

д.   Какие морфологические признаки глагола присутствуют у причастия:

вид; время; возвратность

е. Какие морфологические признаки прилагательных присутствуют у причастий?

Падеж, число, род

ж.   Чаще всего в предложении причастие бывает:

определением.

Б) Взаимопроверка: обменяйтесь карточками, карандашиком возле буквы задания проставьте +, если ответ верный, и -, если ответ неверный.

В) Я проверю эти карточки, таким образом, будут выставлены оценки и выполнявшему и проверяющему, т.е. по 2 оценки

6 Работа по теме урока:

А) А сейчас переходим к практическим заданиям. На столе лежат каточки №2.

Из данных предложений на карточке №2 выписать только причастия, заполнив соответствующую таблицу: сад, лес, поле, листва


1. Я в холодный, обнаж _(н,нн)ый сад войду. 2. А возле леса ещё тянется длинный островок снега, и ярко-голубые подснежники пробиваются из-под гниющ _й листвы.  3. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавш _й листвы – и запах антоновских яблок. 4. И небеса, и без границы в них уходящ _е поля. 5. Вечер был сумрачный, за окошками вырубле(н,нн)ого сада вспыхивали зарницы. И глубокая тишина вечера, степи, глухой Руси царила надо всем. 
6. Свернувш_еся и почерневш_е от мороза листья шуршат под сапогами в берёзовой аллее. 7. А лес стоит в оцепененье, наполне(н,нн)ый бледной лёгкой мглой. 8. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Заворож _(н,нн)ый тишиной.
 

Б) Проверка:

- проверьте правильность заполнения таблицы 

Сад: обнаженный, подсохший и поредевший, вырубленного, 

Лес: наполненный, завороженный

Поле: уходящие, 

Листва, листья: гниющей, опавшей, свернувшиеся и почерневшие

- Оцените свой ответ и запишите оценку на поле напротив выполненного задания: если без ошибок – «5»; если 1-2 ош – «4»; более 2-х ош – «3»; не справился с задан – «2»

7  Словарная работа со словарями: 2 ученика по толковому словарю находят значение слов: 

Обнажённый – лишённый покрова, нагой. 

Оцепенеть – стать неподвижным, замереть под влиянием какого-нибудь сильного чувства. 

Заворожённый – очарованный, околдованный ворожбой. 

В это время:

- объясните по цепочке правописание страдательных причастий прошедшего времени

- какие это орфограммы? (н-нн, гласные перед н-нн)

- какая еще орфограмма встретилась в карточке №2 (правописание окончания причастий)

- как эта орфограмма проверяется? (по вопросу)

- приведите примеры из текста

- с орфограммой какой части речи схожа данная орфограмма (с правописанием окончания прилагательных)

8 Закрепление: упр 170

- Самостоятельное выполнение упражнения по заданию:

- Выписать только предложения с причастными оборотами. Что для этого нужно вспомнить? (Что такое причастный оборот и о знаках препинания при причастном обороте)

- ПРОВЕРКА (ребята зачитывают выписанные предложения с причастными оборотами, объясняют расстановку запятых)

- у доски сделать морфологический разбор причастия «мигающими»

В это время:

 -проверка вслух: назвать действительные причастия, страдательные причастия и вид причастий, назвать краткое причастие и его синтаксическую роль

9 Подведение итогов: какие правила по теме «Причастие» мы сегодня вспомнили? Какие еще предстоит повторить?

10 Рефлексия:

- С каким настроением вы уходите с урока? Поднимите соответствующий вашему настроению смайлик.

- Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:

  • Что надо было сделать на уроке?
  • Что  делали?  
  • Всё ли получилось?
  • Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

11 Д/з: упр 171 (откройте, прочит зад, карандашом впишите в таблицу суффиксы причастий)

12 Проставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».

Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...