Лексика. Однозначные и многозначные слова.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Формирование у старшеклассников навыков грамотной речи – задача очень важная
Проясняйте значения слов, этим вы избавите человечество от половины заблуждений
Важно учить школьника быть внимательным , всматриваться в состав слова, вдумываться в его смысл
Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но различные по лексическому значению. Имея общий корень, эти слова отличаются суффиксами или префиксами и, как следствие, оттенками лексического значения или стилистической окраской.
В глаголах - паронимах слова с приставкой " о " имеют значение более высокой степени проявления действия, с приставкой " у " - менее высокой.
Сравните: о тяжелить - у тяжелить; о своить – у своить; о делить – у делить
Глаголы -паронимы с общей приставкой обез - ( обес - ) различаются суффиксами - е -/- и -
Переходные глаголы, управляющие существительными или местоимениями в винительном падеже, в инфинитиве и прошедшем времени имеют суффикс - и -. Например, обессил и ть (кого?) врага
Непереходные глаголы, требующие постановки управляемого существительного или местоимения в дательном падеже, пишутся с суффиксом - е - . Например, обес сил е ть (кому?) самому
Прилагательные-паронимы могут различаться суффиксами - ическ - / - н -
Прилагательные с суффиксом н - качественные , то есть обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени, имеют краткую форму Прилагательные с суффиксом – ическ - относительные
Сравните: эконом ическ ая география – экономич н ое решение (экономично) практ ическ ий вывод – практич н ая девушка (практична) драмат ичес к ая роль – драматич н ая ситуация (драматична)
Другая группа прилагательных – паронимов может различаться суффиксами – ист - / - ан - - ян -( вариант- н - )
Суффикс – ист - придает словам одно из двух значений: Содержащий что-то . Например, камен ист а я почва (содержащая камень); глин ист ая (содержащая глину) Перен.: такого цвета . Например, серебр ист ые узоры (цвета серебра)
Суффикс – ан -, - ян -(- н -) придает словам значение « сделанный (состоящий) из чего-то » . Например, камен н ый дом (из камня), глин ян ый кувшин (из глины), серебр ян ая брошь (из серебра)
Паронимы могут различаться разными вариантами общего корня . Этим и будет объясняться различие в значениях паронимов. Например, дух овный (связанный с внутренним, нравственным миром человека) и душ евный (связанный с психическим состоянием человека). Сравните: душ евный мир – дух овное родство
Иногда паронимы совпадают в отдельных значениях. Отличие заключается в том, что второе слово имеет книжную окраску Сравните: дружеское рукопожатие – дружественная страна; купированный – купейный (вагон) . .
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Лексическое значение какого слова сформулировано неверно? 1) стекольный – состоящий, сделанный из стекла; застекленный; 2) стеклянный – невыразительный, безжизненный взгляд; 3) избирательский – относящийся к избирателю, принадлежащий, свойственный ему; 4) избирательный – относящийся к выборам представителей и должностных лиц путем голосования.
Перепишите, выбрав пароним из скобок и поставив слова в нужную форму: Представить … проект – рассказать о … явлении ( типичный, типовой ). Оказать полн…- проявить излишн ..( доверчивость, доверие ). Выразить глубок… - получить всеобщ… ( признание, признательность ).
Составьте и запишите словосочетания (или предложения), используя следующие паронимы: Преемник – приёмник; осудить – обсудить; лирический – лиричный; понятный – понятливый; невежа – невежда; одеть – надеть; тема – тематика; раздражение – раздражительность; действенный -действительный; вековой – вечный.
Укажите ошибки, связанные с употреблением паронимов: Водяной стадион, костяная фишка, переменчивый ток, древесная стружка, костяной мозг, тыльный госпиталь, песчаный берег, ледовый поход, злачные растения, идеалистическое решение, туристический лагерь, шутливая пьеса, глинистая чашка.
Вставьте в глагол суффикс -е- или -и-: Не обессил ..ли гребцы, не опустили весел. 2) Тяжелый недуг обессил ..л больного. 3) Русские партизаны обескров ..ли французскую армию. 4) Рана оказалась серьезной, боец обескров ..л. 5) Наполеон обезлюд ..л деревни, которые стояли вдоль смоленской дороги. 6) Обезлюд .. ла деревня во время страды: все буквально жили в поле.
В каком предложении вместо слова гарантированный нужно употребить слово гарантийный ? 1.Писатель заключил с издательством договор о гарантированном тираже его новой книги. 2.Права на труд, отдых, свободу вероисповедания – гарантированные законом права. 3.Наука может нормально развиваться только в условиях гарантированного прочного мира. 4.Новую аппаратуру через месяц пришлось сдавать в гарантированный ремонт.
Исправьте ошибки. Письменно объясните значение выделенных слов , употребленных неверно, и слов, которые должны быть употреблены в данной речевой ситуации. 1.От отчаянного шага его сдерживает случай. 2.Эти люди недостойны милостыни Христа. 3.Печорин наносит людям страдания. 4.Действие происходит на Волге, где раскрывается прекрасный пейзаж. 5.Ленский был молодым человеком в рассвете сил. 6.Характер Коробочки скрытый . 7.Это обычный, незаурядный человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"
Материал занятия можно использовать на уроках русского языка....
Однозначные и многозначные слова
Урок русского языка в 5 классе...
Однозначные и многозначные слова.
Презентация....
Практическая работа к уроку по теме "Однозначные и многозначные слова".5 класс
Тест по теме "Однозначные и многозначные слова". Лексика. 5 класс....
Однозначные и многозначные слова.Прямое и переносное значение слова.
Самостоятельная работа....
«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»
14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....
Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"
Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...