Однозначные и многозначные слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Однозначные и многозначные слова.

                На листе: Знать: многозначные и однозначные слова.

 Уметь: определять слова в свойственном им значении;

                                       уметь пользоваться толковым словарем.

        Цели урока:

  1. овладение лексическими понятиями «однозначные» и «многозначные» слова;
  2. формирование умения соотносить слова с одним или несколькими предметами, явлениями, разграничивать значения многозначного слова с помощью контекста;
  3. усвоение словарной статьи однозначного и многозначного слова.

Ход урока.

Добрый день, мои друзья, я вас видеть рада.

Ваши знания всегда лучшая награда.

  1. Проверка домашнего задания.

- Что такое лексика?

- Какие значения бывают у слов?

                                Примеры.

II.      Объяснение нового материала.

         1. -Послушайте отрывок из книги «Тайны родного языка» В.А. Ивановой.

- Обращаетесь ли вы к лингвистическим словарям?

- Сформулируйте основную мысль текста.

- К каким словарям вы обращаетесь?

- Кто авторы?

- Запишем авторов словарей, их названия.

С.И. Ожегов «Словарь русого языка» 70000 слов.

В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка» около 250000 слов.

«Толковый словарь русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова. 85289 слов.

- Зачем нам нужны словари?

(На плакате написаны авторы и названия школьных словарей, которые могут вам помочь в работе по русскому языку)

- Определите значение слов, называющих цветы и травы.

Я слушал и только удивлялся. Девочка знала множество цветов. Она называла дрему, ночную красавицу, пастушью сумку, копытень, мыльный корень, зверобой, чистотел и много других цветов и трав.

                                                        К. Паустовский.

2) Что значит слово колокольчик в следующих текстах? Одно и тоже или разное?

                Еду, еду в чистом поле;

                Колокольчик дин-дин-дин…

                                                                А.С. Пушкин

                                Колокольчики мои,

                                Цветики степные,

                                Что глядите на меня,

                                Темно-голубые?

                                                                А.К.Толстой

        (Конечно, колокольчик в этих двух текстах не одно и то же. В первом – это звоночек в виде небольшого колокола. Во втором – это цветок. Значит, у слова может быть не одно лексическое значение, а два.

        - А может быть, и больше? Постараемся в этом разобраться.

         – Что значит слово золотой в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина?

                                Белка песенки поет,

                                Да орешки все грызет,

                                А орешки не простые,

                                Все скорлупки золотые.

        Золотые скорлупки – это скорлупки из золота. А теперь прочитайте стихи другого русского поэта – И.Никитина:

                                Золотые нивы,

                                Гладь и блеск озер,

                                Светлые заливы,

                                Без конца простор.

        - Что значит золотые нивы? То же самое, что и скорлупки золотые у Пушкина? Очевидно, нет. А что может быть такое же золотое, как золотые нивы? (Золотая рожь, золотые колосья).

        - Постарайтесь теперь ответить на вопрос, что значит золотой в таком предложении: Золотой работник наш мастер Иванов!

        - Что значит золотой работник? О каком работнике можно сказать? (О хорошем, ценном, а не о плохом или посредственном. О хорошем работнике можно сказать еще, что у него золотые руки – он все умеет делать, и делает хорошо).

        - А как говорят о хорошем, добром человеке? (Золотой человек)

        - Прочитайте предложение, в котором слово золотой употребляется еще в одном значении: Пролетела золотая пора каникул. Скоро в школу.

        Что значит здесь слово золотой?

        В этом же значении оно встречается еще в таких сочетаниях: золотые дни, золотое детство, золотое время, - словом,  так мы говорим о времени, когда нам хорошо, беззаботно, когда мы счастливы. И, наконец, что значит золотой в таких ласковых обращениях: Золотой мой мальчик! Золотая моя девочка! Бабушка, золотая моя!

        Ведь это то же самое, что сказать: дорогой, любимый, дорогая, любимая.

        - Итак, сколько же значений в слове золотой? Давайте теперь подсчитаем:

1) сделанный, состоящий из золота – скорлупки золотые;

2) цвета золота, блестяще-желтый – золотые нивы;

3) очень хороший, прекрасный, ценный – золотой работник;

4) счастливый, радостный – золотая пора;

5) дорогой, любимый – Бабушка, золотая моя!

- В слове золотой 5значений, а есть слова, у которых еще больше значений.

- Как бы вы назвали слова, у которых много значений? А одно?

3).Давайте заполним вместе таблицу по пройденному материалу:

Многозначные слова

Однозначные слова

Имеют два или больше лексических значений:

Золотой, свежий, игла, кнопка, идти

Имеют одно лексическое значение:

Скворец, кувшин, грусть, завидовать

4) Значения слов объясняются, толкуются в специальных словарях. Такие словари называются толковыми. В них каждое слово описывается в особой небольшой словарной статье. Отдельные значения многозначного слова выделяются в ней цифрами.

 В конце учебника в разделе «Приложения. Толковый словарь» стр. 305 найдем многозначные и однозначные слова, выполняя упражнение 318 письменно.

5) Устная разминка.

А)Почему ученик не понял вопроса учителя?

                                Неожиданный ответ.

Спросил учитель: «В слове «паровоз»

Где корни? Кто ответит быстро?» -

 «В нем нет корней, но много есть колес,

И есть два сменных машиниста.

Б) На доске слово «корень». Сколько значений имеет это слово?

                                                Слово

                                                Растение

                Корень                       Математический

                                                 Зуба

                                                    Волоса

                                                Зла        

6) Закрепление нового материала.

Индивидуальная работа по карточкам.

7) Подведение итогов. 

Задайте друг другу вопросы по теме сегодняшнего урока.

- Какие слова называются однозначными? Многозначными?

- Что помогает определить значение слова – однозначное или многозначное оно?

- Сколько значений имеет одно слово в контексте? ( Одно)

- Как обозначаются многозначные слова в словаре?

8) Домашнее задание.

 По выбору учащихся: Составьте возможные словосочетания прилагательное + существительное со словами земной, земляной, земельный или упражнение 319.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие №3 "Однозначные и многозначные слова".Кружок "Лексика и культура речи"

Материал занятия  можно использовать на уроках русского языка....

Практическая работа к уроку по теме "Однозначные и многозначные слова".5 класс

Тест по теме "Однозначные и многозначные слова". Лексика. 5 класс....

Русский язык. 5 класс. "Однозначные и многозначные слова".

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"...

«Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов»

14 ноября 2013 года на базе МБОУ «Орлеанская основная общеобразовательная школа» Благовещенского района Алтайского края состоялся окружной семинар «Учитель года»....

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...