6 класс. Изучение деепричастий.
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Елизарова Светлана Васильевна

В данной презентации представлен материал для изучения темы "Деепричастие" в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 6_klass._izuchenie_deeprichastiy.ppt474.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастие как часть речи. Учитель МБОУ СОШ №130 Елизарова С.В.

Слайд 2

Путешествие к архипелагу Морфология. Остров Деепричастий. Путешествуя по ЛИНГВИСТИЧЕСКОМУ ОКЕАНУ и продолжая исследовать архипелаг Морфология, мы добрались до острова Деепричастий . Здесь мы сделаем остановку и познакомимся с аборигенами и местными традициями. Кто какие действия совершает? Найдите и выпишите слова, описывающие действия: Чуть свет проснувшись и наскоро позавтракав, мы продолжили путь. Капитан приказал бросить якорь, заметив уютную бухту. Налегая на вёсла, матросы причалили к берегу. Навстречу нам спешили аборигены , весело крича приветствия.

Слайд 3

Знакомство. Задайте вопросы к словам, описывающим действия, укажите знакомую часть речи: Проснувшись и позавтракав , мы продолжили. К апитан приказал бросить, заметив . Налегая , матросы причалили. Спешили аборигены , крича . На какие ? отвечают наши Новые знакомцы ? Они и есть ДЕЕПРИЧАСТИЯ. Вы догадались, что это Какое из действий в каждом примере является главным, основным , а какое дополняющим, добавочным ?

Слайд 4

Первое впечатление. На какие ? отвечает деепричастие? Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? С какой частью речи связано деепричастие? С глаголом. Что обозначает деепричастие? Добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым.

Слайд 5

Знакомство продолжается. Какого вида бывают деепричастия? Что делая? Что сделав? просыпаясь завтракая замечая проснувшись позавтракав заметив несовершенный совершенный

Слайд 6

Чем отличаются деепричастия разного вида? Чем отличается содержание предложений? Как происходят добавочное и основное действия? Определив вид деепричастий, сделайте вывод: Заметив уютную бухту, мы бросили якорь. Замечая уютную бухту, мы бросаем якорь. Несовершенный: действия происходят одновременно Совершенный: сначала добавочное, затем основное

Слайд 7

Изменяется ли деепричастие? Понаблюдайте и сделайте вывод: Волны шум ят , ударяясь о скалы. Волны шумел и , ударяясь о скалы. Волна шум ит , ударяясь о скалы. Деепричастие не изменяется Какую роль играет деепричастие? Не замолкая, шумят волны. х Как? _ . _ . _ . _ . _ _________ _________ Синтаксическая роль: обстоятельство _________ _________

Слайд 8

Обобщим: Деепричастие – особая форма глагола, отвечает на ? Что делая? Что сделав? Как?, обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом-сказуемым. Бывает совершенного и несовершенного вида. Не изменяется. В предложении является обстоятельством. Домашнее задание: Прочитайте и изучите параграф № , подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: на какие части речи похоже деепричастие и какими свойствами?

Слайд 9

II. Имеет морфологические признаки 1. Постоянные : вид возвратность не изменяется Совершенный Несовершенный Возвратное – умывая сь , готовя сь Невозвратное – умывая, готовя Морфологический разбор I . Грамматическое значение. Отвечает на вопросы: Что делая? Что сделав? Обозначает: добавочное действие предмета

Слайд 10

III. Синтаксическая роль: обстоятельство Образец разбора. Волны шумят, ударяясь о скалы. I. Шумят (что делая?) – ударяясь, обозн. добав. действие предмета, т.е. – деепр. II. Н.ф. – ударяясь, пост. призн.: н.в., возвр.; непост. призн.: не изм. III. Шумят (как?) ударяясь – обст.

Слайд 11

Как образуются деепричастия? Образуются от глаголов при помощи специальных суффиксов: Глаголы несов.в. н.вр. ^ деепр. несов. в. Деепричастия несов. в. гляд ят крич ат улыба ют ся -а (-я) гляд я крич а улыба я сь быть игра ют ед ут -учи (-ючи) ( устар .) буд учи игра ючи ед учи

Слайд 12

Как образуются деепричастия? Образуются от глаголов при помощи специальных суффиксов: Глаголы сов. в. пр. или буд. вр. ^ деепр. сов. в. Деепричастия сов. в. Выскочи л -в Выскочи в Замахну л ся -вши Замахну вши сь испек -ши испёк ши прищур ят ся -а,(-я) прищур я сь

Слайд 13

Закрепим. Образуйте возможные формы деепричастий сов. или несов.в., поставив глаголов в нужное время, выделяйте ^ . Глаг. несов. в.: радовать, грохотать, беречь, бегать, бежать, пахнуть, быть, признавать, писать, замерзать, мёрзнуть, волноваться, купаться, встречаться, шить, ждать. Глаг. сов. в.: вынести, развеять, развить, сберечь, запереть, запрячь, встретить, сесть, увести, сбежать, запыхаться, остаться, сплести, найти, услышать, влезть. Укажите глаголы, от которых деепричастия не образуются.

Слайд 14

Работа с текстом. Тетерев сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. Устроившись на этом мостике ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. На голове его гребешок загорелся огненным цветком. Черная его грудь стала переливать из синего на зеленое. И особенно красив был его радужный, раскинутый лирой хвост. Завидев солнце над болотными, жалкими елочками, он подпрыгнул на своем высоком мостике, показав свое белое, чистейшее белье подхвостья и подкрыльев, и крикнул: «Чуф! Ши!» Найдите в тексте слова, которые обозначают действия тетерева. К какой части речи они относятся? Выпишите по схеме: подлеж. + сказ. с деепричастием, выделите ^ деепричастий, укажите их вид.

Слайд 15

Закрепим. По данному рисунку составьте 2 предложения с деепричастиями , описывая одновременные действия героев. Нужны деепричастия несовершенного вида ? что делая?

Слайд 17

Закрепим. По данному рисунку составьте 2 предложения с деепричастиями , описывая последовательные действия героев. Нужны деепричастия совершенного вида ? что сделав?

Слайд 18

Домашнее задание. Нарисуйте, как мы причалили к острову Деепричастий и познакомились с аборигенами-деепричастиями. По своему рисунку составьте предложения (средний уровень ) или связный текст-сочинение (высший уровень). Обязательно используйте деепричастия, укажите их вид, выделите суффиксы, подчеркните как член предложения.

Слайд 19

Деепричастный оборот Деепричастный оборот – деепричастие с зависимыми словами. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот выделяются в речи выделительной интонацией, а на письме – запятыми. Найдите деепричастие или деепричастный оборот, прочитайте, соблюдая выделительную интонацию, запишите, расставив запятые, выделите оборот графически: Юнга , I заметив (что?) уютную бухту I , подал сигнал. х _ . _ . _ . _ . _ . _ ._ ._ ._ ._ . _ ________ ________ Что сделав? Когда? ^ деепр. з.с. Мать недоумевая улыбалась. Приближаясь к берегу бригантина замедляла ход.

Слайд 20

И днём и ночью с о лдаты о круж ённ ые в б о лотистых лесах Белоруссии отреза нн ые от всего мира пр е од о левая не вероятные трудности вели ж е стокие б о и с фашистами. Спиши, объясняя выделенные орфограммы, расставь пропущенные запятые, выполни пунктуационный разбор. В ре.кие часы затиш.я, закончив б.и, п.хотинц., стараясь согрет.ся, л.жились на х.лодн.й з.мле т.снее друг к дугу и, (не) зам.чая зудения (не) сносных комаров, проваливались в бе.покойный сон, (не) сп.савший от см.ртельн.й устал.ст.. Спиши, вставив и объяснив пропущенные орфограммы, графически объясни знаки препинания. Упражнение

Слайд 21

Внимание: не попади в омут! Добавочное и основное действие совершаются одним лицом , т.е. и глагол-сказуемое, и деепричастие должны относиться к одному подлежащему. Отвечает ли этому правилу предложение: Выбери правильный вариант, объясни и запиши: Объясни допущенную ошибку и исправь её. Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа . 1. Дойдя до реки, … а) нами овладела усталость; б) мы устроили привал. 2. Набирая скорость, … а) поезд приближался к перевалу; б) за окном мелькали берёзы и сосны. Прочитав повесть, она мне понравилась. Посмотрев спектакль, герои мне запомнились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "В стране изученных деепричастий"

Презентация для 6 класса предназначена для обобщения материала по теме "Деепричастие".К презентации прилагается индивидуальная карта участника с маршрутом по стране изученных деепричастий....

урок в 7 классе "Образование деепричастий"

Разработка урока в 7 классе с презентацией....

Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи"

Урок русского языка в 7 классе "Употребление деепричастий в речи"...

Открытый урок по русскому языку "В стране изученных деепричастий"

Данная презентация содержит интересный материал по теме "Деепричастие". ...

Разработка темы изучения "Деепричастие"

Данная презентация предназначена для учеников и учителей , работающих и обучающихся в 6 классе основной школы по программе М. М. Разумовской....