урок в 7 классе "Образование деепричастий"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Разработка урока в 7 классе с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_7_klasse.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: Образование деепричастий.

Цель: Систематизация и закрепление знаний о деепричастии. Знакомство с образованием деепричастий.

Задачи:   1) обучающие - отработка навыков по определению деепричастий, формирование умений воспринимать

художественный текст, анализировать его.

2) развивающие – способствовать развитию интереса учащихся к исследовательской работе и их критического мышления.

 3)воспитывающие – воспитание гражданственности и патриотизма , любви к русскому языку; сознательного отношение к языку как духовной ценности.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийные приложения, раздаточный материал.

Эпиграф к уроку:  “Для всего, что существует в природе, -воды, воздуха, неба, облаков, солнца, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, -в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.”       К. Паустовский

                                                         Ход урока.

I. Фрагмент (Приветствие. Знакомство)

II. Слова учителя:

 а) Здравствуйте, ребята.  Меня зовут Елена Викторовна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Ближе познакомимся в процессе работы, я надеюсь на вашу поддержку.  Итак, начинаем.  

(слайд) Тема нашего урока: Образование деепричастий.

(слайд) Моя цель: систематизация и закрепление ваших знаний о деепричастии, знакомство с образованием деепричастий.

(слайд) Наши задачи:

 1) обучающие - отработка навыков по определению деепричастий , воспринимать

художественный текст, анализировать его.

2) развивающие – способствовать развитию интереса учащихся к исследовательской работе и их критического мышления.

 3)воспитывающие – воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношение к языку как духовной ценности.

 Эпиграфом (слайд) к нашему уроку предлагаю слова

б) Сегодня мы будем анализировать текст из рассказа талантливого русского писателя К.Г.Паустовского. Он много раз бывал в наших краях, полюбил нашу природу – природу Средней полосы России. (слайд-портрет Паустовского)

 (текст-слайд)

III. Дискуссия, коллективно-творческая работа.

    -Ребята, прочитайте этот текст самостоятельно, про себя.

    -Кто желает прочитать вслух?

    -Скажите: это текст или отдельные предложения? Докажите.

    -Найдите ключевые слова, в которых выражена основная мысль или по-другому – позиция автора.

    -Исходя из позиции автора, озаглавьте текст.

    -Определите стиль и докажите.

    -Каков тип речи. Докажите.

- с помощью чего автор передаёт красоту родной природы?

(изобразительно – выразительных средств речи)

- Какие изобразительно – выразительные средства языка вы знаете?

(эпитет, метафора, олицетворение..)

- найдите в тексте эпитеты.

IV. Поисково-исследовательская работа по группам.

Делимся на группы и получаем поисковый лист с заданием.

(слайд) 1-я группа - “Грамотеи” - выписать слова с орфографическими пробелами и объяснить их правописание по плану:

                  -часть речи

                  -морфема                           (слайд - правильный вариант)

                  -правило                      

(слайд) 2-я группа - “Глаз - Алмаз”- расставить пропущенные знаки препинания. (слайд - правильный вариант)

(слайд) 3-я группа - «Лингвист»  выписать из текста непонятные по значению слова, узнать их значения из толкового словаря и рассказать ребятам.

 4-я группа - “Эрудит”- выписать из текста деепричастия.

  (представитель команды выходит к доске и представляет проект. Учитель дает оценку выполненной работе.)

V. Физкультминутка (какие-нибудь танцевальные движения под музыку. можно слайд – природа с музыкой)

VI. Знакомство с новым материалом.

Беседа: 

-Ребята, какова роль деепричастий в тексте?

(деепричастие обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом)

1) на какие вопросы отвечает деепричастие? (что делая? Что сделав?)

                   2) какие морфологические признаки деепричастия вы знаете? (время, вид.)

3) какую синтаксическую роль играют деепричастия в предложении?

(бежал КАК? Оглядываясь. Обстоятельство  образа действия)

                                   

 

                                   Составление  таблицы

                  Совершенный вид                        несовершенный вид

Отвечают на вопрос  что делая?                Что сделав?

                А;    Я;  редко: УЧИ; ЮЧИ.                В; ВШИ;  ШИ; Я

Бежал, оглядываясь по сторонам.       Бежал, оглядывавшись по сторонам.

VII.  Закрепление нового материала

Выпишите из текста  глаголы и образуйте от них деепричастия совершенного и несовершенного вида.

VIII. Развитие творческих способностей критического мышления.

1) Слово учителя: Ребята, за время учебы в школе вы написали много разных типов сочинений: описание, повествование, рассуждение. Сегодня я хочу предложить вам написание необычного вида сочинения – это синквейн.

2) Кто - нибудь из вас знает, что такое?

3) Давайте узнаем схему синквейна (слайд)

4) Составление синквейна по картине к тексту (коллективно - творческая работа)

1)              Береза!

      Белоствольная, милая.

      Радует, успокаивает, украшает.

      Красивый символ России.

                Родина!

2)            Цветы!

     Скромные, душистые.

     Улыбаются, качаются, веселят.

     Средней полосы России богатство.

                   Родина!      

                                   

- Ребята, к сожалению, все хорошее, когда-нибудь заканчивается, и наш урок тоже.

IX. Подведение итогов

1) Прошу вас продолжить предложение:

Сегодня на уроке я узнал(а)…

2) Ребята, вернемся к эпиграфу.(слайд)Как он соотносится с нашим уроком?

3) Объявление оценок.

X. Домашнее задание: 1)  упражнение №

                       2)Составить синквейн по теме “Тихая моя Родина”

XI. Фото на память. Поблагодарить детей за помощь.

Правильный текст

К.Паустовский

Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко, всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревенчатого дома. Оно называется Ильинский омут. Оно не связано ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми, а просто выражает сущность русской природы.

        Это место по своей прелести и сиянию простых полевых цветов вызывает в душе состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы: цикорий, кашка, незабудки и таволга – приветливо улыбаются вам, людям, покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пчелы.

        Как будто какой-то чудодей, собрав здесь красоты Средней России,  развернул вширь панораму, зыбкую от нагретого воздуха.

        На первом плане, ярко зеленея и безудержу пестрея цветами, виден  сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки, вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.

        На втором плане, за рекой, стояли издавна вековые ивы и ракиты. Листья мирно висели, пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.

Деформированный текст на слайде

К.Паустовский

Одно из неизвес(т)ных  но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко, всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревен(ь)чатого дома. Оно называется Ильинский омут. Оно не связа(н,нн)о ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми  а просто выражает сущность русской природы.

        Это место по своей прел…сти и сиянию простых полевых цветов вызывает в душ… состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы  цикорий, кашка, (не)забудки и таволга   приветливо улыбаются вам  людям  покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пч…лы.

        Как будто какой (то) чудодей собрав здесь красоты Средней России  развернул вширь п…нораму, зыбкую от нагретого воздуха.

        На первом плане ярко зеленея и безудержу пестрея цветами  виден сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки  вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.

        На втором плане, за рекой, стояли издавна в…ковые ивы и ракиты. Листья мирно висели  пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.

Ответы:

I. группа – «Грамотеи»

1. неизвестных- прилаг., вест, непроизн. согл. пров.слово – весточка

2.бревенчатого – прилаг., сочетание нч – без –ь

3.не связано - кратк.прич, суф н. в кратк.прич.- одно н

4.прелести – сущ, корень прелест – безуд. гл, пров. удар.- прелестный

5.в душе – сущ.,I скл, ед.ч., Пр.п- поэтому е

6.незабудки – сущ, не - прист. без не употребл.

7.пчелы- сущ, в корне после шипящ. слышим О, пишем Е

8.какой-то – мест, суф.то – через дефис

9.панораму – сущ. непровер.гласн А

10.вековые – прил,пров.гласн. в корне – век

II. группа – «Глаз - алмаз» (пунктуация)

1.зап. перед против союзом но соединяющим однородные члены

2. зап.перед против союзом а, соединяющим однородные члены

3.двоеточие и тире при однород. членах в середине предл.

4.люди- обращение в середине предложения. запятые с обеих сторон.

5. собрав красоты Средней России – зап. С 2-х сторон дееприч. Оборот

6. ярко зеленея и безудержу пестрея - зап. С 2-х сторон дееприч. Оборот

7.после слова реки – зап. причаст.оборот после определяемого слова

8. после слова висели – зап.сложное предложение.

 

III. группа – «Лингвист»

(Лексическое значение слова) – должен быть толковый словарь (2-3 шт.), для себя –выписать значения и знать.

Омут –

Цикорий –

Кашка –

Таволга –

Незабудка –

Чудодей –

Панорама –

Зыбкую –

Суходол –

Пойма –

IV. группа – «Эрудит»

Покачиваясь, собрав, зеленея, пестрея.

1-я группа - “Грамотеи” - выписать слова с орфографическими пробелами и объяснить их правописание по плану:

                  -часть речи

                  -морфема                          

                  -правило    

Например:  1. неизвестных- прилаг., вест, непроизн. согл. пров.слово – весточка

         

 2-я группа - “Глаз - Алмаз”- расставить пропущенные знаки препинания.

 3-я группа - “Лингвист” выписать из текста наречия и составить таблицу, а какую, подумайте сами.

4-я группа - “Эрудит”- выписать из текста наречия и составить таблицу, а какую, подумайте сами.

К.Паустовский

Одно из неизвес(т)ных  но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко, всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревен(ь)чатого дома. Оно называется Ильинский омут. Оно не связа(н,нн)о ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми  а просто выражает сущность русской природы.

        Это место по своей прел…сти и сиянию простых полевых цветов вызывает в душ… состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы  цикорий, кашка, (не)забудки и таволга   приветливо улыбаются вам  людям  покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пч…лы.

        Как будто какой (то) чудодей собрал здесь красоты Средней России и развернул вширь п…нораму, зыбкую от нагретого воздуха.

        На первом плане ярко зеленел и безудержу пестрел цветами сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки  вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.

        На втором плане, за рекой, стояли издавна в…ковые ивы и ракиты. Листья мирно висели  пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.

К.Паустовский

Одно из неизвес(т)ных  но действительно великих мест в нашей природе находится недалеко, всего в десяти километрах напрямую от моего летнего бревен(ь)чатого дома. Оно называется Ильинский омут. Оно не связа(н,нн)о ни с какими историческими событиями или знаменитыми людьми  а просто выражает сущность русской природы.

        Это место по своей прел…сти и сиянию простых полевых цветов вызывает в душ… состояние глубочайшего мира. Кажется, цветы и травы  цикорий, кашка, (не)забудки и таволга   приветливо улыбаются вам  людям  покачиваясь от того, что на них постоянно садятся шмели и пч…лы.

        Как будто какой (то) чудодей собрал здесь красоты Средней России и развернул вширь п…нораму, зыбкую от нагретого воздуха.

        На первом плане ярко зеленел и безудержу пестрел цветами сухой луг – суходол. Внизу, за суходолом, виднелась пойма реки  вся буйно заросшая бледно-розовой таволгой.

        На втором плане, за рекой, стояли издавна в…ковые ивы и ракиты. Листья мирно висели  пока не налетал неизвестно откуда взявшийся ветер и не переворачивал их с налета кверху изнанкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Деепричастие и причастие"

Урок для учащихся 6 класса по обобщению материала после изучения глагольных форм. Преподавание ведётся по программе и учебнику Львовой....

Урок по теме "Деепричастие"

Обобщающий урок по теме "Деепричастие"....

Урок по теме "Деепричастие"

Обобщающий урок по теме "Деепричастие" в 7 классе....

Урок по теме:"Деепричастие как глагольная форма"

Урок проводится как повторение материала, изученного в предыдущих классах. Он готовит учащихся к предстоящему ЕГЭ по русскому языку....

Конспект урока русского языка "Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастия"

Деепричастие как особая форма глагола. Образование и правописание деепричастийЦель: повторить и обобщить знания учащихся о деепричастии как форме глагола.Учебная задача: какие признаки имеет и как обр...

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок по теме "Деепричастие как глагольная форма". 10 класс

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как глагольная форма»Класс: 10Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности)Форма урока: комбинированный....

Деепричастие – удивительная часть речи (Обобщающий урок по теме "Деепричастие") 7-й класс Тип урока: урок обобщения знаний и умений

На данном уроке обобщаем знания о деепричастии и деепричастном обороте;воспитываем культуру поведения при групповой и индивидуальной работе;формируем УУД....