Мир человека в знаках препинания
методическая разработка по русскому языку на тему
Материал для работы на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_cheloveka_v_znakakh_prepinaniya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
МИР ЧЕЛОВЕКА В ЗНАКАХ ПРЕПИНАНИЯ
– Типичный диктант! – обреченно вздыхают мои ученики, едва услышав: «Вечерняя заря догорала. Начал расстилаться туман...». И пишут они под диктовку без всякой заинтересованности, почти механически, отключив сознание, переспрашивают по пять раз одно и то же, не запоминая предложения, путая слова... – неинтересно, скучно, тоскливо.
Тексты Тургенева идеальны для орфографической работы, однако признайте, коллеги учителя: они так далеки и от сегодняшней жизни, и иногда от современного русского литературного языка.
Что же делать? Давать в качестве дидактического материала Пелевина, Виктора Ерофеева или Андрея Яхонтова? Цитировать наших политиков?
А может быть, поискать в старых книгах афоризмы, высказывания великих людей прошлого на вечные темы, не всегда бесспорные, которые могут заинтересовать подростков, вызвать их ответную реакцию? Возможно, им захочется, обсудив с точки зрения пунктуации и орфографии записанное на доске или в тетради, поспорить о том, не устарели ли взгляды на мир, высказанные философами, писателями, учеными много лет назад?
И совсем не плохо будет после обсуждения записать в тетради те же мысли, но своими словами. Это займет 2–3 минуты урока. (Эх, умели же эти великие сказать лаконично, красиво, грамотно!)
Иногда некоторые афоризмы дают импульс для написания мини-сочинения, рассуждения, эссе. Вот вам и урок развития речи, и творческое домашнее задание (но непременно с выставлением оценок за работу!).
Несмотря на то, что подростки, как, впрочем, и все люди на свете, не приемлют нравоучений, они так нуждаются в нравственных ориентирах, которые могут помочь им в трудный период становления личности познать самих себя, выработать собственное отношение к жизни, найти свою жизненную правду.
Итак, послушаем тех, кто жил до нас.
Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Л.Н. Толстой). (Сложноподчиненное предложение– СПП.)
Избери себе друга; ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих (Пифагор). (Бессоюзное сложное предложение – БСП.)
Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы, подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу (Бернард Шоу). (СПП, причастный, деепричастный и сравнительный обороты.)
Улыбнись над своими горестями – горечь их исчезнет. Улыбнись над своим противником – исчезнет его озлобление. Улыбнись над своим озлоблением – не станет и его (Янис Райнис, латышский поэт начала XX века). (Тире в бессоюзном сложном предложении.)
Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности (Марк Аврелий, римский император и философ). (СПП.)
Ни один человек не счастлив, пока он не считает себя счастливым (Марк Аврелий). (Частицы не и ни.)
Неправда, что жизнь мрачна, неправда, что в ней только язвы да стоны, горе и слезы! В ней есть все, что захочет найти человек, а в человеке есть силы создать то, чего в ней нет (М.Горький). (СПП.)
Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека, древнеримский философ). (СПП.)
Работай, когда тебе грустно, – это единственное средство разогнать грусть. Работай, чтобы не впасть в тоску: ничто так не избавляет от унылой пустоты, как работа. Работай, когда тебе сопутствует успех: нет иного лекарства против «головокружения», кроме работы (Иоганнес Бехер, немецкий поэт и общественный деятель XX века). (Двоеточие и тире в БСП.)
Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды (Вольтер). (Обобщающие слова при однородных членах.)
Просыпаясь утром, спроси себя: «Что я должен сделать?». Вечером, прежде чем заснуть: «Что я сделал?» (Пифагор). (Прямая речь.)
Всякий раз, когда чего-нибудь очень хочется сделать, остановись и подумай: хорошо ли то, чего тебе хочется (Л.Н. Толстой). (Сложное предложение с разными видами связи.)
Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его (Л.Н. Толстой).
Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нем того, чем можно быть довольным (Л.Н. Толстой). (СПП.)
Больше всех говорит тот, кому нечего сказать (Л.Н. Толстой). (Указательные слова в СПП.)
Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства (В.О. Ключевский). (СПП.)
Истинное достоинство подобно реке: чем она глубже, тем меньше издает шума (Мишель Монтень, французский философ-гуманист, XVI век). (Двоеточие в БСП, СПП.)
Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры (Оноре де Бальзак). (Сложное предложение с разными видами связи.)
Люди, считающие деньги способными все сделать, сами способны все сделать за деньги (Пьер Бауст, французский лексикограф). (Причастный оборот.)
Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, другое, более важное, он получает сам (Эрнст Тельман, немецкий политический деятель XX века). (БСП.)
Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой (А.П. Чехов). (СПП.)
Историю цивилизации можно выразить в шести словах: чем больше знаешь, тем больше можешь (Эдмонд Абу, французский писатель). (БСП, СПП.)
А вот подборка цитат на тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении:
Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека (Вольтер).
Работа – мое первое наслаждение (В.А. Моцарт).
Совет друга – лучшая опора против врагов (У.Шекспир).
Настоящий друг – это тот, кому я поверил бы во всем, касающемся меня, больше, чем самому себе (М.Монтень).
Лучшее, что есть в жизни человека, – это его дружба с другими людьми (Авраам Линкольн, президент США).
Грубость – это духовная слабость. Грубость – такое же уродство, как горб (М.Горький).
Гнев – кратковременное безумие (Гораций, древнеримский поэт).
Неистовство – признак слабости (Александр Дюма-отец).
Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости (М.Монтень).
Мужество не в силе руки и не в искусстве владения мечом, мужество – в том, чтобы владеть собой и быть справедливым (Саади, персидский поэт). (БСП, СПП.)
Выдать чужой секрет – предательство, выдать свой – глупость (Вольтер).
Любовь к самому себе – роман, длящийся целую жизнь (Оскар Уайльд).
В заключение хочется напомнить слова русского историка Ключевского:
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». (СПП.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.
При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...
Развитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)
З.С.РубановаТемаРазвитие речи. Роль пунктуации в произведении Гоголя «Тарас Бульба» (употребление восклицательного, вопросительного знаков и многоточия; смысловые функции знаков препинания). (7 класс)...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения
В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...
Сочетание знаков препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Понятие о норме литературного языка
Маршрутный лист дистанционного урока...
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.
Маршрутный лист. Презентации к уроку....