Урок русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Карачёва Елена Валентиновна

Урок предназначен для обучающихся 9 класса. На уроке расширяем и углубляем представление учащихся о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжаем работу по созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждения на основе прочитанного текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе по теме

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по материалам ГИА»

Цели: - расширить и углубить представление обучающихся о сочинении-

             рассуждении  на лингвистическую тему, продолжить работу по

             созданию устных и письменных речевых высказываний в форме

             рассуждения на основе прочитанного текста;

           - развивать навыки написания сочинения-рассуждения на

             лингвистическую тему, развивать умение излагать собственную

             мысль;

           - воспитывать любовь к русскому слову, русскому языку.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка целей урока.

     Сегодня на уроке мы должны расширить и углубить представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему, продолжить работу по созданию устных и письменных речевых высказываний в форме рассуждения на основе прочитанного текста; развивать навыки написания сочинения-рассуждения, умение излагать собственную мысль.

Эпиграф на доске.

Слайд. Эпиграф.

                                                           Когда суть дела обдумана заранее,                                                      

                                                           Слова приходят сами собой.

                                                                                                     Гораций.

- Как вы понимаете эпиграф, исходя из целей нашего урока?

II. Чтение текста учителем. У всех обучающихся тексты на партах.

          1) Серёжа весь вечер думает про людей, про то, от чего счастье зависит.

     2) Ему кажется: из всех его взрослых знакомых тётя Нина  - самая счастливая. 3) Отчего? 4) Ну, во-первых, она красивая. 5) Серёжа даже в неё немножко влюблён. 6) Он от этого с тётей Ниной долго говорить стесняется, если они бывают один на один. 7) При других – пожалуйста, потому что при других  только с ним тётя Нина говорить не станет, обязательно отвлечётся. 8) С ней ведь все поговорить хотят. 9) Всякий, кто мимо неё пройдёт, непременно остановится, что-нибудь скажет или спросит, если он с ней знаком, конечно. 10) Тётя Нина не только красивая, она обаятельная. 11) Так мама говорит. 12) И это правда. 13) Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная.

     14) Глаза у тёти Нины всегда блестящие, а голос на мамин похож, такой же грудной.

     15) Она, как и мама, стихи очень любит. 16) Мама её хвалит за стихи. 17) А тётя Нина маму хвалит. 18) Мама её обрывает, говорит:

     - 19) Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку!

     20) Они смеются обе. 21) Действительно, что поделать? 22) Они подруги, и не просто подруги, а товарищи по работе. 23) У них одна профессия – дикторы, только одна – радиодиктор, другая – теледиктор.

     24) Но разница между ними всё-таки есть. 25) Про эту разницу мама любит тёте Нине рассказывать.

     - 26) Возраст – раз. 27) Вывеска – два. - 28) Это мама лицо вывеской называет. - 29) Три – характер. 30) А на трёх китах, как известно, держится мир.

     31) Характеры у них действительно разные. 32) Мама иногда такая, как камень раскалённый, плесни воды – взорвётся.

     33) Да что там говорить… 34) Счастливая – несчастливая. 35) Это же не только от везения зависит, от выигрыша какого-то, это ведь не лотерея.

     36) Счастливый человек счастлив потому, что он такой, а не другой. 37) Был бы другим, стал бы несчастливым. 38) Была бы тётя Нина как мама, тоже, наверное, несчастливой оказалась.

     39) Но тётя Нина красивая, весёлая, лёгкая, добрая. 40) Серёжа задумывается. 41) А мама, что же, не добрая? 42) Ещё какая добрая!

     43) Серёжа припоминает утренний разговор. 44) Вон она какая добрая, мама. 45) Подумала, что Серёже из-за её решения хуже будет, и отказалась от того, что решила. 46) Для него отказалась, для Серёжки. 47) А ей, он понял, нелегко это было.

     48) Выходит, несчастным и от доброты  тоже стать можно.

     49) Серёже делается жалко маму. 50) Он берёт её под руку, заглядывает ей в глаза. 51) Сердце у него щемит от жалости. 52) Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо, чтобы она не когда-нибудь, а вот теперь, тотчас, почувствовала себя счастливой. 53) Но придумать ничего не может.

                                                                                                  (По А. Лиханову)

- Каким мы видим героя текста? (Ответы учащихся)

III. Работа над словом.

Слайд

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

     Итак, на основе прочитанного текста нам нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

- Посмотрите на слайд. Какие слова в этой фразе являются ключевыми? (рассуждение, лингвистическая)

- Что такое лингвистика? (наука о языке)

- Что будет являться предметом анализа в таких сочинениях? (языковые явление, лингвистические термины, понятия, имеющие отношения к русскому языку)

     Основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Придётся рассуждать о языке, языковых явлениях, о понятиях, имеющих отношение к русскому языку).

- Как строится такой тип речи, как рассуждение? (Ответы учащихся)

Слайд

1. Тезис (положение, которое необходимо доказать)

2. Аргументы (доказательства), примеры.

3. Вывод.

IV. Работа над тезисом.

     Вернёмся к нашему заданию части С.

Слайд

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

ВЫСКАЗЫВАНИЯ БУДУТ РАЗНЫЕ!

     Имейте в виду: высказывания и тексты, на основе которых вы будете писать сочинения, будут разные.

     Итак, начинаем писать сочинение с тезиса.

Слайд

Тезис.

Начать сочинение можно словами автора высказывания.

Фамилию автора высказывания и само высказывание пишем без ошибок!

Абзац!

     - Напишите тезис. Прочитаем тезис.

     И.А. Гончаров писал: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

                           

V. Работа над аргументацией.

Слайд

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

- К какой тематической группе можно отнести высказывание Гончарова?

Слайд

- Лексика и фразеология                          - Пунктуация

- Лексика и грамматика                           - Язык и речь

- Синтаксис                                               - Язык художественной литературы,

                                                                      средства речевой выразительности

Слайд

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания

И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

- Внимательно прочитайте высказывание.

- Подчеркните, выделите ключевые слова цитаты.

- Как вы понимаете эту фразу? Объясните.

     Напишите объяснение, используя речевые клише.

Слайд

- Эту фразу я понимаю так.

- С высказыванием Гончарова трудно не согласиться.

- Несомненно, утверждение Гончарова верно.

- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

     Язык и речь – две стороны одного и того же явления. Язык – это речь, способность говорить. Речь – один из видов общения. Язык присущ любому человеку, а речь – конкретному.

     Язык не только говор, речь, а ещё и чуткий показатель интеллектуального и нравственного развития человека, его общей культуры.

     По тому, как человек говорит, мы легко можем определить уровень образованности и воспитанности.

     Речь человека может продемонстрировать внутреннее богатство или, наоборот, внутреннюю пустоту.  

     Иногда достаточно просто послушать, и сразу ясно, кто стоит перед тобой.

     Когда человек начинает говорить, он раскрывается перед собеседником.

     Писатели при помощи слов раскрывают внутренний мир героев.  

- Прочитайте объяснение высказывания Гончарова.

VI. Работа над примерами.

Слайд

1. Внимательно перечитайте текст.

2. Приведите 2 примера, которые могут подтвердить аргументацию.

3. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или

    применяйте цитирование.

- Как вы думаете, какие можно привести примеры? Про кого будем писать? (Про Серёжу и про тётю Нину)

- Вы уже отвечали на вопрос о главном герое. Обобщим характеристику и приведём примеры. Каков Серёжа? Какие предложения говорят о его характере, душе?

Слайд

1 пример

внутренний мир героя (предложения 49, 51, 52))

- В подтверждении тезиса приведу пример из текста.

- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

- В качестве примера приведу предложение… текста.

- Рассмотрим предложение. В нём…

- Проиллюстрировать это можно на примере … предложения.

- В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения

Абзац!

      Язык помогает понять внутреннее состояние человека: «Серёже делается жалко маму», «Сердце у него щемит от жалости» (предложения 49, 51). О роли слова в жизни человека говорится в предложении 52: «Он хочет сказать что-нибудь хорошее, выбрать какое-то необыкновенное слово, светлое и прозрачное, чтобы маме сделалось хорошо…». Эти мысли Серёжи позволяют сделать вывод, что герой душевный, чуткий человек.

- Напишите первый пример. Прочитайте.

- Что вы можете сказать о тёте Нине?

Слайд

2 пример

внутренний мир тёти Нины (предложения 10, 13, 39)

- Ещё одним примером может стать предложение …

- В качестве второго примера я хотел (а) бы привести …

Абзац!

     С помощью языка можно подчеркнуть душевные качества человека. Предложения 10, 13 показывают нам, что тётя Нина умеет обаять людей: «Если все к ней тянутся, значит, и в самом деле обаятельная». Рассказчик размышляет о состоянии души героини в предложении 39. Эпитеты весёлая, лёгкая, добрая подчёркивают обаятельность тёти Нины.

- Напишите второй пример. Прочитайте.

VII. Работа над выводом.

Вывод

- Таким образом, прав был Гончаров, утверждавший, что «язык…»

- Таким образом, утверждение Гончарова справедливо.

- Таким образом, предложенное для анализа высказывание справедливо.

- Из всего выше сказанного следует…

Абзац!

- Напишите вывод.

VIII. Актуализация знаний.

- Итак, ещё раз вспомним алгоритм план нашего сочинения-рассуждения.

Слайд

План.

1. Тезис. Ключевые слова. Объяснение высказывания.

2. Первый пример на основе прочитанного текста.

3. Второй пример на основе прочитанного текста.

4. Вывод.

Должно быть 4 абзаца!

Объём сочинения не менее 70 слов.

Слайд

Медленно прочитайте своё сочинение. Проверьте:

- правильно ли разделён текст на абзацы;

- не нарушена ли логика, связь слов;

- нет ли ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых,

                                                   грамматических);

- перепишите сочинение на чистовик аккуратным, разборчивым почерком.

IX. Подведение итогов.

- Итак, сегодня на уроке мы обдумали ход работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему. Гораций прав. Перед написанием сочинения и после него необходимо всё обдумать .

Слайд

Спасибо за работу!

 

   

 

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

Урок-практикум как форма подготовки к написанию сочинения - рассуждения в 11 классе

Предложенный  урок-практикум предполагает закрепить умения и навыки работы с текстом, а содержательная сторона урока (отрывок из рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)  позволяет  в по...

Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему"

Презентация к урокам русского языка 6- 9 классы  "Учимся писать сочинение на лингвистическую тему" поможет  при написании сочинения на лингвистическую тему на ОГЭ....

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

Конспект урока в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"

Тип урока: урок обучающего сочинения.Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.Задачи урока:образоват...

Урок развития речи по подготовке к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова по русскому языку в 9 классе

Урок развития речи по подготовкек написанию сочинения-рассуждения по тексту А.Старкова    по русскому языку в 9 классе...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...