Конспект урока в 9 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Тип урока: урок обучающего сочинения.
Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.
Задачи урока:
образовательные:
1) развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
2) развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;
3) развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения;
4) развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;
воспитательные: 1)прививать любовь к классической литературе;
развивающие:
1) развивать речевую культуру учеников;
2) развивать память учащихся и умение пересказывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_9_klasse_sochinenie-rassuzhdenie.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
(подготовка к Г(И)А)
Конспект урока русского языка в 9 классе
Тип урока: урок обучающего сочинения.
Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.
Задачи урока:
образовательные:
1) развивать умение вдумываться в тему, осмысливать её границы, раскрывать тему сочинения;
2) развивать умение подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;
3) развивать умение собирать и систематизировать материал для сочинения;
4) развивать умение строить сочинение в определённой композиционной форме;
воспитательные: 1)прививать любовь к классической литературе;
развивающие:
1) развивать речевую культуру учеников;
2) развивать память учащихся и умение пересказывать.
Оборудование урока: учебники, рабочие тетради, доска, таблицы,
компьютер, мультимедиапроектор, экран, компьютерные презентации.
Ход урока
- Оргмомент.
- Работа с презентацией 1 (egoraeva_g.t._-_gia._s2.2._rabota_nad_sochineniem-rassuzhdeniem). Знакомство с критериями оценки сочинения-рассуждения на экзамене в новой форме. (Слайды 2-8).
- Повторение основных элементов сочинения-рассуждения. (Презентация 2).
Рассуждение:
- тип речи, в котором указываются причины и следствия того или иного явления, положения;
- дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, сообщению и т.д.;
- основными вопросами рассуждения являются:
Почему это есть?
Почему это произошло, случилось?
Почему так?
ОСНОВА РАССУЖДЕНИЯ –
причинно-следственные отношения, доказательства.
Строение текста типа рассуждения.
ТЕЗИС
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА (аргументы)
ВЫВОДЫ
Композиция рассуждения.
1. Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения
о предмете рассуждения.
2. Основная часть:
а)формулирование основного текста;
б)приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса.
3. Заключение-вывод.
Способы грамматической связи между тезисом и доказательствами:
-вводные слова:
во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, наконец и др.;
-союзы:
однако, хотя, потому что, так как,
для того чтобы, несмотря на и др.
Виды доказательств.
1. Дедуктивные:
–от тезиса к доказательствам
( Книга –лучший учитель. Например,…)
2. Индуктивные:
- от примера к тексту
(Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга –лучший учитель.)
3. Прямые.
а) Ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств.
(Каждый человек хочет быть счастливым.)
б) Ссылка на авторитетный источник: цитата; проверенные, достоверные факты, события; статистические данные; положения законов и официальных документов; законы природы; выводы, подтвержденные экспериментально; показания очевидцев; примеры из художественной литературы).
Например:
«Луну называют богиней ночи. Это - наш молчаливый сосед, на ней нет жизни. Она вращается вокруг Земли на расстоянии 384400икилометров (238,618 миль). Полный оборот Луны вокруг Земли происходит за 27 дней и 12 часов.
Этот факт, описанный Г.Шалаевой в своих трудах, имеет особое значение. Он означает, что мы никогда не сможем увидеть другую сторону Луны».
в) Указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса.
г) Приведение аналогии, сравнения.
4. Косвенные:
-доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса.
Виды рассуждения | Вводные слова, наречия | Союзы | Речевые обороты |
Доказательство | Во-первых, во-вторых, следовательно, итак, таким образом, поэтому, потому, тогда, например | Поскольку, так как, ввиду того что, вследствие чего, в результате чего, так что, в связи с чем, если | Из этого следует, что...; отсюда заключаем, что...; из чего вытекает, что… это позволяет предположить, что… предположим, что … допустим, что… доказательством служит… об этом свидетельствует… |
Объяснение | Например, таким образом, поэтому | Так как, потому что, благодаря тому что, поскольку | Причина состоит в следующем… укажем на причины… это объясняется тем, что...; это зависит от...; это связано с тем, что ...; это является следствием того, что... |
Размышление | По-моему, по моему мнению, по моему убеждению, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно, поэтому, потому, отсюда, таким образом | Поскольку; так как; так что, если, хотя, несмотря на то, что | Я полагаю, что...; попробуем сравнить...; попытаемся разобраться...; причина состоит в том, что...; это можно объяснить тем, что...; всё зависит от того, что...; это позволяет предположить, что...; получается, что...; предположим, что...; допустим, что...; мне близка мысль о том, что...; я согласна с тем, что...; некоторые сомнения у меня возникают, когда...; я могу с уверенностью сказать (утверждать), что...; я убежден, что...; мне хочется сделать вывод о том, что... |
Типичные ошибки в композиции текста рассуждения:
- несоразмерность частей композиции;
- затянутое вступление;
- недостаточный объем основной части;
- слишком большой объем концовки;
- отсутствие какой-либо композиционной части (вступления, заключения; в этом случае текст как будто оборван);
- недостаточная последовательность изложения (автор «перескакивает» с одного объекта на другой, с одной темы на другую);
- несоответствие построения текста адресату, целям и задачам автора.
4. Работа с текстом. (Презентация 2, слайды 9-22).
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
(1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, и у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...
(3)Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…
(4) - Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возрастная болезнь вроде кори. (6)Переломный этап в психике. (7)Это пройдет!- убеждала меня жена.
(8)Пройдет... (9)Святое материнское заблуждение! (10)Если бы она знала, что из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей давно обещанную шубку, она не говорила бы так легкомысленно…
(11)Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь. (12)И во всем были виноваты марки!
(13)В конце концов я смирился: они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, каждый раз позволяли чувствовать себя первооткрывателями. (14)Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя...
(15)- Ну-с, брат, - обратился я как-то к сыну после вечернего чая, в блаженном предвкушении потирая руки. (16) - Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы. (17)Доставай-ка свой альбомчик…(18)- Понимаешь, папа... - сын посмотрел на меня распахнутыми до дна глазами. (19)- Я давно хотел тебе сказать....(20)У меня нет альбома...
(21)- Потерял?! - всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать.
(22)- Ну что ты, папочка! - снисходительно пожал плечами сын, видимо, несколько шокированный такой вопиющей глупостью родителя. (23)- Просто у меня сейчас его нет.
(24)- Ага... - радостная догадка осенила меня. (25)- Ты на время дал посмотреть его своему товарищу? (26)Молодец! (27)А далеко он живет, этот твой товарищ?!
(28)- Папа... (29)Это мальчик, у которого парализованы обе ноги, над ним шефствует наша школа. (30)Он не может ходить, понимаешь, - совсем не может! (31)Никуда не может ездить. (32)Разве в его коляске далеко уедешь? (33)Я подарил ему свой альбом…(34)Ты не будешь очень на меня сердиться, а, пап? (35)Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...
(36)- А ты не жалеешь о своем альбоме? - безжалостно спросил я. (37)- Только честно?
(38)- Да, папа, жалею... (39)Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... (40)Видишь ли, он так обрадовался, что даже заплакал. (41)Понимаешь, не кричал, не смеялся, а заплакал. (42)Неужели от радости тоже можно плакать?(43) А, пап? (44)И мне теперь очень-очень хорошо... (45)Так ты не сердишься?
(46)Ну что я мог сказать? (47)У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому. (48)Это был мой сын, и он стал взрослым. (49)Поэтому я не обнял его и не поцеловал, как раньше, а только молча протянул ему руку.
(50)И мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...
(По Л.Куклину)
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете выражение: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Структура сочинения
- Тезис - то, что выпускник будет раскрывать в сочинении; это та фраза, которая предложена ему в тексте задания.
- Аргументация ( доказательства, которые нужно привести в подтверждение высказанной мысли - номера предложений или цитаты из исходного текста).
- Вывод.
Работаем с текстом
- Долго ли создавалась коллекция марок?
(Отец собирал; сыну передалось увлечение).
- Психологические проблемы
- «Кончилась спокойная жизнь».
- «Я снова стал вести существование дикого охотника за марками...»
- «Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал…»
- «Удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки…»;
- «Всхлипнул я и в предынфарктном состоянии опустился на диван-кровать».
- Финансовые проблемы
- «Из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей шубку…»
- «Филателистические бури продолжали расшатывать корпус нашего семейного корабля и вызывали всё усиливающуюся финансовую течь».
Ожидаемый результат |
Мне уже мерещилась мировая известность моего выдающегося собирателя... |
Почему альбом с марками можно назвать целым миром?
Филателисты узнают много нового о странах, людях, предметах, событиях и т.д., которые изображены на марках.
(«Они заставляли нас с сыном нырять в разные словари и справочники, позволяли каждый раз чувствовать себя первооткрывателями».
«Мне удалось выцарапать две прелюбопытнейшие марочки Британской Гвианы».)
Стоимость редких марок обычно очень высока, поэтому даже небольшая часть проданной коллекции могла бы дать возможность сыну путешествовать по всему миру.
(«Из заначек, которые теперь значительно превышали мои былые дофилателистические потребности, можно было бы купить ей шубку…»)
Почему сын щедро подарил этот мир другому ?
Причина 1.
- «Это мальчик, у которого парализованы обе ноги. Он не может ходить, совсем не может! Никуда не может ездить. Разве в его коляске далеко уедешь?»
- «Он так обрадовался, что даже заплакал. Не кричал, не смеялся, а заплакал. Неужели от радости тоже можно плакать?»
Причина 2.
- «Я ведь могу пойти и в музей, и на стадион, и в кино, и потом, попозже, съездить в другие страны...»
Определяем идею текста
«Сначала – очень жалел, а теперь - чуть-чуть... И мне теперь очень-очень хорошо...»
«Это был мой сын, и он стал взрослым».
«Мы обменялись крепким понимающим рукопожатием...»
Для сына, как и для отца, радость больного мальчика от искренне сделанного щедрого подарка оказалась гораздо важнее собственного увлечения, финансовых затрат, радужных мечтаний. Одним поступком сын доказал свою нравственную состоятельность, взрослость.
Милосердие, доброта – вот настоящие ценности жизни, дороже которых нет ничего.
Работа над сочинением
1) Вступление.
Раскроем тему текста и сформулируем тезис:
Филателия – интереснейшее занятие. Рассказывая о поступке сына, автор утверждает: «У него в руках был целый мир - он щедро подарил его другому».
2) Приведём аргументы, используя вводные слова.
Во-первых, человек, увлеченно занимающийся собиранием марок и изучающий их, значительно расширяет свой кругозор (предложения 13, 16).
Во-вторых, хорошая коллекция стоит дорого (предложения 10-11), и на деньги, вырученные от её продажи, можно путешествовать по разным странам.
3) Вывод.
Следовательно, великодушно подарив мальчику-инвалиду свой альбом, сын дал и ему возможность порадоваться этому миру, в котором нет ничего ценнее доброты и сострадания. (74 слова)
Памятка «Как работать над сочинением (часть С2.2)»
- Внимательно прочитайте текст.
- Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова.
- Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
- Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса.
- Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
- Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).
- Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).
Образец работы с памяткой
- Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова.
- «целый мир» «щедро подарил его другому»
- О каком мире идёт речь в тексте?
- Что заставило сына щедро подарить этот мир другому?
- Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
- Предложения 10-11, 13,16
- Предложения 29 – 45, 48
- Сформулируйте собственное мнение
о смысле заданного вопроса.
«Я считаю, что сын дал возможность парализованному мальчику познать мир с помощью подаренного альбома с марками».
4. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
- Предложения 13-16; 10-11.
- Марки «позволяли чувствовать себя первооткрывателями».
- «из заначек… можно было бы купить… шубку»
- Марки «вызывали всё усиливающуюся финансовую течь».
5. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).
Все композиционные части в сочинении-рассуждении есть.
6. Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).
Автор считает, что самая большая ценность – бескорыстная доброта.
Мой вывод.
«Следовательно, великодушно подарив мальчику-инвалиду свой альбом, сын дал и ему возможность порадоваться этому миру, в котором нет ничего ценнее доброты и сострадания».
- Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение по тексту №
(Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.:учеб.пособие для учащихся общеобразоват.учреждений./ авт.-сост.Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова. – М.: Дрофа, 2010).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (частьС)
Данная разработка содержит план урока и раздаточный материал. интерес представляет отрывок из статьи И.Ботова, посвященной проблеме наркомании....
Система уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ
Три презентации с описанием композиции сочинения части С ЕГЭ, подбором текстов, аргументов....
Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.
Обучение написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в рамках подготовки к ОГЭ....
Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.
написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему....
Открытый урок. Подготовка к ГИА. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в 9А классе.
написание сочинениея-рассуждения на лингвистическую тему....
Урок развития речи. Уроки доброты. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. 7 «А» класс.
Цель: духовное обогащение личности ребенка через знакомство с произведениями литературы, через беседу о красоте души. Задачи: развитие коммуникативных возможностей для включения в социальные отнош...
Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"
Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu...