Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно определять проблему текста, аргументировать её, делать вывод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka.doc | 46 КБ |
tema_uroka.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование»собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности .Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока:1)вызов(активизация, мотивизация ), 2)осмысление(активное чтение, слушание), 3)рефлексия(размышление, анализ, творческая интерпретация)-и реализуется через следующие приемы и методы работы:
-постановка прямых и скрытных вопросов к тексту (учителем или учащимися)
-поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
-маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
-расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
-графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
-ведение записей (бортовых журналов).
Я использую эти приёмы при подготовке к ЕГЭ, в работе с текстами школьных учебников по русскому языку, на занятиях элективного курса «Что такое реферат и как его написать».
Предлагаемый урок показывает основные приемы технологии развития критического мышления.
Покажу основные приемы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. С. Лихачёва.
Тема урока: «ЕГЭ: подготовка к написанию части С.Анализ текста на лингвистическую тему».
Тип урока: урок – практикум.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно определять проблему текста, аргументировать её, делать вывод.
Задачи:
Обучающая: актуализировать, упорядочить и расширить знания учащихся по выполнению анализа текста на лингвистическую тему.
Развивающая: развивать критическое мышление, уметь ставить проблемные вопросы, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь.
Воспитательная: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения.
Применяемая технология: развитие критического мышления учащихся.
Структура урока:
1.Вызов (активизация, мотивизация)
2.Осмысление (активное чтение, слушание)
3.Рефлексия (размышление, анализ).
Методы, проблемы работы:
1.Постановка толстых и тонких вопросов к тексту учащихся;
2.поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
3.маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
4.расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
5.графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
6.ведение записей («бортовые журналы»)
Оборудование:
1)текст Д.Лихачёва
2)Карта деятельности ученика
3)Аудиозапись стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»
4)Афоризмы о русском языке
5)Транспаранты на тему: «Этапы работы с текстом»
6)Схемы, таблицы.
Ход урока:
I.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Я рада видеть Вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло Вам новые открытия. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Итак, начинаем работать.
II. «Стадия вызова» (активизация работы).
1.Вступительное слово учителя:
-Сегодня на уроке продолжаем рассматривать тему: « Культура речи». Нам предстоит укрепить знания и умения по анализу текста на лингвистическую тему, а именно: определить проблему текста, аргументировать её и сделать вывод (записать целеполагания в картах деятельности).
2.Фронтальная беседа:
-Что характерно для правильной речи? (запись на доске определений)
1.правильность
2.точность
3.чистота
4.ясность
5.логичность
6.богатство (разнообразие)
7.выразительность
8.уместность
-Чего нужно избегать в своей речи?
(грубости, жаргонизмов, циничных выражений, канцеляризмов)
-Что вы ещё хотели бы узнать по данной теме?
(о правилах речевого этикета, высказывания выдающихся людей по данной теме)
III. «Стадия осмысления»
1.Слово учителя.
-Анализировать мы будем сегодня на уроке текст Д. С. Лихачёва. Он перед вами на экране.
2.Самостоятельное чтение текста.
(используется метод активного чтения, ставятся на полях значки: «?» (непонятно), «+» (согласен), «- » (вызывает сомнение), «!» (это главное, это удивило). Обсуждение прочитанного.
3.Приём «толстые» и «тонкие» вопросы.
-Задайте вопросы по тексту (создаётся корзина «толстых» (вопросы, требующие размышления) и «тонких» (вопросы требующие однословного ответа )вопросов.
Толстые вопросы. | Тонкие вопросы. |
1.Бравирование грубостью в языке: слабость или сила человека? 2.Почему уравновешенный человек не употребляет жаргонных слов? 3.Можно ли по манере говорения человека судить о нём? почему? 4.Необходимо ли учиться хорошей речи ?Почему? Как? 5.Почему наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни? | 1.Что можно назвать неряшливостью в языке человека? 2.Чем является употребление в речи людей грубой шутки, цикличности? 3.Что демонстрирует «плюющимися словами» люди? 4.Чем является язык? 5.Как можно научиться хорошей речи? 6.Чем является для личности речь? |
4.Обсуждение вопросов.
Слово учителя:
-Какие из предложенных Вами вопросов помогают определить тему, основную мысль текста, позицию автора?
(13 предложение подчеркнуть, так как в нём заканчивается позиция автора)
5.Приём «Бортовой журнал»
1.Звучит запись стихотворения в прозе И.С.Тургенев «Русский язык»
2.Слово учителя:
-На склоне лет сердечно высказался Тургенев о русском языке (чтение статьи Н.Рериха)
3.Заполните таблицу, в которой были записаны (домашнее задание) дополнительный материал об отношении человека к языку, слову. Приводятся примеры из статей писателей, современных поэтов на эту тему.
Что мне известно по данной теме. | Что нового я узнал из текста. |
Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. |
Задание: Записать в «бортовой журнал», что нового узнали из текста на эту тему?
6.Работа с опорной – инструкцией
«Определение типа речи» (на экране)
Задание: определите тип речи текста Д.Лихачёва (опоры-схемы на партах)
Вывод: перед нами текст-рассуждение.
7.Составление клайстера.
Задание: Расположим ключевые слова, ключевые предложения в логической последовательности (запись в тетради).
(3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе.
(9)Это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости….
(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
(15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая фразы, замечая, читая и изучая.
Вывод.
(17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
IV.Этап «рефлексии»
1.Беседа
-В чём же заключается главная мысль текста?
-Какие выводы сделали для себя?
-А теперь попробуем всё, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нем полученные на уроке знания.
2.Прослушивания синквейнов.
Речь
Неряшливая, грубая, портит, калечит
Данное нам в наследство богатство
Язык
V. Домашнее задание:
1.Заполнить «карту деятельности»
2.Написание творческой работы.
VI. Оценки за урок.
Предварительный просмотр:
Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование»собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности .Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока:1)вызов(активизация, мотивизация ), 2)осмысление(активное чтение, слушание), 3)рефлексия(размышление, анализ, творческая интерпретация)-и реализуется через следующие приемы и методы работы:
-постановка прямых и скрытных вопросов к тексту (учителем или учащимися)
-поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
-маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
-расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
-графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
-ведение записей (бортовых журналов).
Я использую эти приёмы при подготовке к ЕГЭ, в работе с текстами школьных учебников по русскому языку, на занятиях элективного курса «Что такое реферат и как его написать».
Предлагаемый урок показывает основные приемы технологии развития критического мышления.
Покажу основные приемы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. С. Лихачёва.
Тема урока: «ЕГЭ: подготовка к написанию части С.Анализ текста на лингвистическую тему».
Тип урока: урок – практикум.
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно определять проблему текста, аргументировать её, делать вывод.
Задачи:
Обучающая: актуализировать, упорядочить и расширить знания учащихся по выполнению анализа текста на лингвистическую тему.
Развивающая: развивать критическое мышление, уметь ставить проблемные вопросы, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь.
Воспитательная: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения.
Применяемая технология: развитие критического мышления учащихся.
Структура урока:
1.Вызов (активизация, мотивизация)
2.Осмысление (активное чтение, слушание)
3.Рефлексия (размышление, анализ).
Методы, проблемы работы:
1.Постановка толстых и тонких вопросов к тексту учащихся;
2.поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
3.маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
4.расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
5.графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
6.ведение записей («бортовые журналы»)
Оборудование:
1)текст Д.Лихачёва
2)Карта деятельности ученика
3)Аудиозапись стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»
4)Афоризмы о русском языке
5)Транспаранты на тему: «Этапы работы с текстом»
6)Схемы, таблицы.
Ход урока:
I.Организационный момент
Учитель: Здравствуйте! Я рада видеть Вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло Вам новые открытия. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Итак, начинаем работать.
II. «Стадия вызова» (активизация работы).
1.Вступительное слово учителя:
-Сегодня на уроке продолжаем рассматривать тему: « Культура речи». Нам предстоит укрепить знания и умения по анализу текста на лингвистическую тему, а именно: определить проблему текста, аргументировать её и сделать вывод (записать целеполагания в картах деятельности).
2.Фронтальная беседа:
-Что характерно для правильной речи? (запись на доске определений)
1.правильность
2.точность
3.чистота
4.ясность
5.логичность
6.богатство (разнообразие)
7.выразительность
8.уместность
-Чего нужно избегать в своей речи?
(грубости, жаргонизмов, циничных выражений, канцеляризмов)
-Что вы ещё хотели бы узнать по данной теме?
(о правилах речевого этикета, высказывания выдающихся людей по данной теме)
III. «Стадия осмысления»
1.Слово учителя.
-Анализировать мы будем сегодня на уроке текст Д. С. Лихачёва. Он перед вами на экране.
2.Самостоятельное чтение текста.
(используется метод активного чтения, ставятся на полях значки: «?» (непонятно), «+» (согласен), «- » (вызывает сомнение), «!» (это главное, это удивило). Обсуждение прочитанного.
3.Приём «толстые» и «тонкие» вопросы.
-Задайте вопросы по тексту (создаётся корзина «толстых» (вопросы, требующие размышления) и «тонких» (вопросы требующие однословного ответа )вопросов.
Толстые вопросы. | Тонкие вопросы. |
1.Бравирование грубостью в языке: слабость или сила человека? 2.Почему уравновешенный человек не употребляет жаргонных слов? 3.Можно ли по манере говорения человека судить о нём? почему? 4.Необходимо ли учиться хорошей речи ?Почему? Как? 5.Почему наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни? | 1.Что можно назвать неряшливостью в языке человека? 2.Чем является употребление в речи людей грубой шутки, цикличности? 3.Что демонстрирует «плюющимися словами» люди? 4.Чем является язык? 5.Как можно научиться хорошей речи? 6.Чем является для личности речь? |
4.Обсуждение вопросов.
Слово учителя:
-Какие из предложенных Вами вопросов помогают определить тему, основную мысль текста, позицию автора?
(13 предложение подчеркнуть, так как в нём заканчивается позиция автора)
5.Приём «Бортовой журнал»
1.Звучит запись стихотворения в прозе И.С.Тургенев «Русский язык»
2.Слово учителя:
-На склоне лет сердечно высказался Тургенев о русском языке (чтение статьи Н.Рериха)
3.Заполните таблицу, в которой были записаны (домашнее задание) дополнительный материал об отношении человека к языку, слову. Приводятся примеры из статей писателей, современных поэтов на эту тему.
Что мне известно по данной теме. | Что нового я узнал из текста. |
Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. |
Задание: Записать в «бортовой журнал», что нового узнали из текста на эту тему?
6.Работа с опорной – инструкцией
«Определение типа речи» (на экране)
Задание: определите тип речи текста Д.Лихачёва (опоры-схемы на партах)
Вывод: перед нами текст-рассуждение.
7.Составление клайстера.
Задание: Расположим ключевые слова, ключевые предложения в логической последовательности (запись в тетради).
(3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе.
(9)Это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости….
(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
(15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая фразы, замечая, читая и изучая.
Вывод.
(17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
IV.Этап «рефлексии»
1.Беседа
-В чём же заключается главная мысль текста?
-Какие выводы сделали для себя?
-А теперь попробуем всё, что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нем полученные на уроке знания.
2.Прослушивания синквейнов.
Речь
Неряшливая, грубая, портит, калечит
Данное нам в наследство богатство
Язык
V. Домашнее задание:
1.Заполнить «карту деятельности»
2.Написание творческой работы.
VI. Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
Тема урока: «Осень». Цель урока: продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...
Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению
Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...
Статья "Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания ЕГЭ"
Изучение русского языка в школе сводится к усвоению орфографических и пунктуационных правил, запоминанию теоретических положений, сфера практического применения зачастую остаётся неясной для значитель...
Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"
Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа...
Использование кейс-технологии на уроках русского языка при подготовке к написанию части С ЕГЭ
Описание эффективной технологии для подготовки к написанию счти С ЕГЭ по русскому языку...
Конспект урока русского языка в 5 классе "Написание И-Ы после Ц"(по требованию ФГОС)
Интересный урок для пятиклассников по нелёгкой теме: " Написание И-Ы после Ц" . Урок представлен в соответствии с требованиями ФГОС...
Творческая разработка. Живопись на уроках русского языка. Методика подготовки к написанию сочинения по картине.
Материалы данной работы, возможно, использовать практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине. Наряду с этим, возможно использование разработки урока в школьн...