Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно определять проблему текста, аргументировать её, делать вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc46 КБ
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование»собственного знания в  рамках своей собственной поисковой деятельности .Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока:1)вызов(активизация, мотивизация ), 2)осмысление(активное чтение, слушание), 3)рефлексия(размышление, анализ, творческая интерпретация)-и реализуется через следующие приемы и методы работы:

-постановка прямых и скрытных вопросов к тексту (учителем или учащимися)

-поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

-маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

-расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

-графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

-ведение записей (бортовых журналов).

Я использую эти приёмы при подготовке к ЕГЭ, в работе с текстами школьных учебников по русскому языку, на занятиях элективного курса «Что такое реферат и как его написать».

Предлагаемый урок показывает основные приемы технологии развития критического мышления.

Покажу основные приемы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. С. Лихачёва.

Тема урока: «ЕГЭ: подготовка к написанию части С.Анализ текста на лингвистическую тему».

Тип урока: урок – практикум.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно определять проблему текста, аргументировать её, делать вывод.

Задачи:

Обучающая: актуализировать, упорядочить и расширить знания учащихся по выполнению анализа текста на лингвистическую тему.

Развивающая: развивать критическое мышление, уметь ставить проблемные вопросы, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь.

Воспитательная: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения.

Применяемая технология: развитие критического мышления учащихся.

Структура урока:

1.Вызов (активизация, мотивизация)

2.Осмысление (активное чтение, слушание)

3.Рефлексия (размышление, анализ).

Методы, проблемы работы:

1.Постановка толстых и тонких вопросов к тексту учащихся;

2.поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

3.маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

4.расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

5.графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

6.ведение записей («бортовые журналы»)

Оборудование:

1)текст Д.Лихачёва

2)Карта деятельности ученика

3)Аудиозапись стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

4)Афоризмы о русском языке

5)Транспаранты на тему: «Этапы работы с текстом»

6)Схемы, таблицы.

                                           Ход урока:

I.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Я рада видеть Вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло Вам новые открытия. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Итак, начинаем работать.

II. «Стадия вызова» (активизация работы).

1.Вступительное слово учителя:

-Сегодня на уроке продолжаем  рассматривать тему: « Культура речи». Нам предстоит укрепить знания и умения по анализу текста на лингвистическую тему, а именно: определить проблему текста, аргументировать её и сделать вывод (записать целеполагания в картах деятельности).

2.Фронтальная беседа:

-Что характерно для правильной речи? (запись на доске определений)

1.правильность

2.точность

3.чистота

4.ясность

5.логичность

6.богатство (разнообразие)

7.выразительность

8.уместность

-Чего нужно избегать в своей речи?

(грубости, жаргонизмов, циничных выражений, канцеляризмов)

-Что вы ещё хотели бы узнать по данной теме?

(о правилах речевого этикета, высказывания выдающихся людей по данной теме)

III. «Стадия осмысления»

1.Слово учителя.

-Анализировать мы будем сегодня на уроке текст Д. С. Лихачёва. Он перед вами на экране.

2.Самостоятельное чтение текста.

(используется метод активного чтения, ставятся на полях значки: «?» (непонятно), «+» (согласен),  «- » (вызывает сомнение), «!» (это главное, это удивило). Обсуждение прочитанного.

3.Приём «толстые» и «тонкие» вопросы.

-Задайте вопросы по тексту (создаётся корзина «толстых» (вопросы, требующие размышления) и «тонких» (вопросы требующие однословного ответа )вопросов.

Толстые вопросы.

Тонкие вопросы.

1.Бравирование грубостью в языке:  слабость или сила человека?

2.Почему уравновешенный человек не употребляет жаргонных слов?

3.Можно ли по манере говорения человека судить о нём? почему?

4.Необходимо ли учиться хорошей речи ?Почему? Как?

5.Почему наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни?

1.Что можно назвать неряшливостью в языке человека?

2.Чем является употребление в речи людей грубой шутки, цикличности?

3.Что демонстрирует «плюющимися словами» люди?

4.Чем является язык?

5.Как можно научиться хорошей речи?

6.Чем является для личности речь?

 

4.Обсуждение вопросов.

Слово учителя:

-Какие из предложенных Вами вопросов помогают определить тему, основную мысль текста, позицию автора?

(13 предложение подчеркнуть, так как в нём заканчивается позиция автора)

5.Приём «Бортовой журнал»

1.Звучит запись стихотворения в прозе И.С.Тургенев «Русский язык»

2.Слово учителя:

-На склоне лет сердечно высказался Тургенев о русском языке (чтение статьи Н.Рериха)

3.Заполните таблицу, в которой были записаны (домашнее задание) дополнительный материал об отношении человека к языку, слову. Приводятся примеры из статей писателей, современных поэтов на эту тему.

Что мне известно по данной теме.

Что нового я узнал из текста.

Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

 

Задание: Записать в «бортовой журнал», что нового узнали из текста на эту тему?

6.Работа с опорной – инструкцией

«Определение типа речи» (на экране)

Задание: определите тип речи текста Д.Лихачёва (опоры-схемы на партах)

Вывод: перед нами текст-рассуждение.

7.Составление клайстера.

Задание: Расположим ключевые слова, ключевые предложения в логической последовательности (запись в тетради).

(3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее  явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости,  а вовсе не о силе.

(9)Это признак невоспитанности, неинтеллигентности,  а иногда и жестокости….

(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

(15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая фразы, замечая, читая и изучая.

                            Вывод.

(17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

IV.Этап «рефлексии»

1.Беседа

-В чём же заключается главная мысль текста?

-Какие выводы сделали для себя?

-А теперь попробуем всё,  что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нем полученные на уроке знания.

2.Прослушивания синквейнов.

                              Речь

Неряшливая, грубая, портит, калечит

Данное нам в наследство богатство                                

Язык

V. Домашнее задание:

1.Заполнить «карту деятельности»

2.Написание творческой работы.

VI. Оценки за урок.



Предварительный просмотр:

Наряду с традиционными приемами и методами работы в современной школе активно используется технология развития критического мышления, главной особенностью которой является «конструирование»собственного знания в  рамках своей собственной поисковой деятельности .Данная технология характеризуется трехфазовой структурой урока:1)вызов(активизация, мотивизация ), 2)осмысление(активное чтение, слушание), 3)рефлексия(размышление, анализ, творческая интерпретация)-и реализуется через следующие приемы и методы работы:

-постановка прямых и скрытных вопросов к тексту (учителем или учащимися)

-поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

-маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

-расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

-графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

-ведение записей (бортовых журналов).

Я использую эти приёмы при подготовке к ЕГЭ, в работе с текстами школьных учебников по русскому языку, на занятиях элективного курса «Что такое реферат и как его написать».

Предлагаемый урок показывает основные приемы технологии развития критического мышления.

Покажу основные приемы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. С. Лихачёва.

Тема урока: «ЕГЭ: подготовка к написанию части С.Анализ текста на лингвистическую тему».

Тип урока: урок – практикум.

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся умения самостоятельно определять проблему текста, аргументировать её, делать вывод.

Задачи:

Обучающая: актуализировать, упорядочить и расширить знания учащихся по выполнению анализа текста на лингвистическую тему.

Развивающая: развивать критическое мышление, уметь ставить проблемные вопросы, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь.

Воспитательная: создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения.

Применяемая технология: развитие критического мышления учащихся.

Структура урока:

1.Вызов (активизация, мотивизация)

2.Осмысление (активное чтение, слушание)

3.Рефлексия (размышление, анализ).

Методы, проблемы работы:

1.Постановка толстых и тонких вопросов к тексту учащихся;

2.поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

3.маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

4.расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

5.графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

6.ведение записей («бортовые журналы»)

Оборудование:

1)текст Д.Лихачёва

2)Карта деятельности ученика

3)Аудиозапись стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Русский язык»

4)Афоризмы о русском языке

5)Транспаранты на тему: «Этапы работы с текстом»

6)Схемы, таблицы.

                                           Ход урока:

I.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте! Я рада видеть Вас и хочу, чтобы наше общение сегодня принесло Вам новые открытия. Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Итак, начинаем работать.

II. «Стадия вызова» (активизация работы).

1.Вступительное слово учителя:

-Сегодня на уроке продолжаем  рассматривать тему: « Культура речи». Нам предстоит укрепить знания и умения по анализу текста на лингвистическую тему, а именно: определить проблему текста, аргументировать её и сделать вывод (записать целеполагания в картах деятельности).

2.Фронтальная беседа:

-Что характерно для правильной речи? (запись на доске определений)

1.правильность

2.точность

3.чистота

4.ясность

5.логичность

6.богатство (разнообразие)

7.выразительность

8.уместность

-Чего нужно избегать в своей речи?

(грубости, жаргонизмов, циничных выражений, канцеляризмов)

-Что вы ещё хотели бы узнать по данной теме?

(о правилах речевого этикета, высказывания выдающихся людей по данной теме)

III. «Стадия осмысления»

1.Слово учителя.

-Анализировать мы будем сегодня на уроке текст Д. С. Лихачёва. Он перед вами на экране.

2.Самостоятельное чтение текста.

(используется метод активного чтения, ставятся на полях значки: «?» (непонятно), «+» (согласен),  «- » (вызывает сомнение), «!» (это главное, это удивило). Обсуждение прочитанного.

3.Приём «толстые» и «тонкие» вопросы.

-Задайте вопросы по тексту (создаётся корзина «толстых» (вопросы, требующие размышления) и «тонких» (вопросы требующие однословного ответа )вопросов.

Толстые вопросы.

Тонкие вопросы.

1.Бравирование грубостью в языке:  слабость или сила человека?

2.Почему уравновешенный человек не употребляет жаргонных слов?

3.Можно ли по манере говорения человека судить о нём? почему?

4.Необходимо ли учиться хорошей речи ?Почему? Как?

5.Почему наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни?

1.Что можно назвать неряшливостью в языке человека?

2.Чем является употребление в речи людей грубой шутки, цикличности?

3.Что демонстрирует «плюющимися словами» люди?

4.Чем является язык?

5.Как можно научиться хорошей речи?

6.Чем является для личности речь?

 

4.Обсуждение вопросов.

Слово учителя:

-Какие из предложенных Вами вопросов помогают определить тему, основную мысль текста, позицию автора?

(13 предложение подчеркнуть, так как в нём заканчивается позиция автора)

5.Приём «Бортовой журнал»

1.Звучит запись стихотворения в прозе И.С.Тургенев «Русский язык»

2.Слово учителя:

-На склоне лет сердечно высказался Тургенев о русском языке (чтение статьи Н.Рериха)

3.Заполните таблицу, в которой были записаны (домашнее задание) дополнительный материал об отношении человека к языку, слову. Приводятся примеры из статей писателей, современных поэтов на эту тему.

Что мне известно по данной теме.

Что нового я узнал из текста.

Наш язык-это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.

 

Задание: Записать в «бортовой журнал», что нового узнали из текста на эту тему?

6.Работа с опорной – инструкцией

«Определение типа речи» (на экране)

Задание: определите тип речи текста Д.Лихачёва (опоры-схемы на партах)

Вывод: перед нами текст-рассуждение.

7.Составление клайстера.

Задание: Расположим ключевые слова, ключевые предложения в логической последовательности (запись в тетради).

(3)Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее  явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости,  а вовсе не о силе.

(9)Это признак невоспитанности, неинтеллигентности,  а иногда и жестокости….

(11)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.

(15)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая фразы, замечая, читая и изучая.

                            Вывод.

(17)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

IV.Этап «рефлексии»

1.Беседа

-В чём же заключается главная мысль текста?

-Какие выводы сделали для себя?

-А теперь попробуем всё,  что узнали на уроке, записать в виде синквейна, постарайтесь отобразить в нем полученные на уроке знания.

2.Прослушивания синквейнов.

                              Речь

Неряшливая, грубая, портит, калечит

Данное нам в наследство богатство                                

Язык

V. Домашнее задание:

1.Заполнить «карту деятельности»

2.Написание творческой работы.

VI. Оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )

Тема урока: «Осень». Цель урока:  продолжить формирование и закрепление у учащихся навыков работы с текстом; повторить основные речеведческие понятия; закрепить навыки правописания одной «н»...

Конспект урока русского языка в 10 классе ( развитие речи ) Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста как подготовка рабочих материалов к сочинению - рассуждению по тексту Е. Винокурова "Сергей Есенин"...

Статья "Содержательный аспект текстового материала на уроках русского языка при подготовке к написанию творческого задания ЕГЭ"

Изучение русского языка в школе сводится к усвоению орфографических и пунктуационных правил, запоминанию теоретических положений, сфера практического применения зачастую остаётся неясной для значитель...

Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению"

Урок русского языка в 11-м классе "От анализа текста к сочинению" Цель: Знать основные этапы работы с текстом для написания сочинения; уметь выполнять различные элементы комплексного анализа...

Использование кейс-технологии на уроках русского языка при подготовке к написанию части С ЕГЭ

Описание эффективной технологии для подготовки к написанию счти С ЕГЭ по русскому языку...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Написание И-Ы после Ц"(по требованию ФГОС)

Интересный урок для пятиклассников по нелёгкой теме: " Написание  И-Ы после Ц" . Урок представлен в соответствии с требованиями ФГОС...

Творческая разработка. Живопись на уроках русского языка. Методика подготовки к написанию сочинения по картине.

Материалы данной работы, возможно, использовать практикующим учителям при разработке уроков подготовки к написанию сочинений по картине. Наряду с этим, возможно использование разработки урока в школьн...