Урок русского языка в 6-ом классе по теме: "Устаревшие слова"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Забобоны, порекло, потылица. Что это такое? Урок погружает учеников в старину и связывает прошлое с настоящим. При разработке урока использована авторская тематическая физминутка, которая служит примером того, что этот этап урока может быть интересным и познавательным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustarevshie_slova.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6-м классе
"Устаревшие слова"
учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №46»
г. Братска Иркутской области
Бойко Елены Дмитриевны
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
1. Дать понятие об устаревших словах (архаизмах и историзмах), причинах выхода их из активного запаса лексики и сфере употребления.
2. Развивать умение делать вводы на основе сопоставления и анализа языкового материала, монологическую речь учащихся.
3. Воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.
Задачи учащихся:
1. Знать отличительные признаки архаизмов и историзмов.
2. Уметь работать с толковым словарём, анализировать и обобщать материал
Оборудование и программное обеспечение:
Презентация по теме “Устаревшие слова”, раздаточный материал с практическими заданиями.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент (объявление темы урока, определение задач урока). (Слайды 1, 2)
Родные знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях поляши – тетерева,
Летятина – дичь,
Пересмешки – молва, залавок –
подобье комода.
- Как вы уже догадались, мы продолжаем своё путешествие по миру лексики. Сегодня наша основная цель познакомиться с устаревшими словами. А какие ещё цели мы можем перед собой поставить? (Сопоставление со слайдом 2)
Запись числа и темы в тетрадь.
2. Объяснение нового материала.
- Устаревшие слова делятся две группы. А какие - мы сейчас выясним.
Работа с учебником (стр. 37) , чтение статьи, затем работа по вариантам: 1-ый в. даёт определение историзмам, 2-ой – архаизмам.
Работа с рисунком на стр. 36
- Что изображено на рисунке?
- К какому виду устаревших слов относятся существительные, которые обозначают эти предметы?
- Значение какого слова вам непонятно? (Ендова)
- Как узнать значение этого слова? (Обратиться к словарю)
Работа с толковыми словарями.
- Определите название безымянного предмета.
- Составьте СС с этими словами, запишите в тетрадь.
3. Закрепление материала.
1.Упр.84. Жужжащее чтение текста.
- Кто же на самом деле барышник, лапотник и приказчик?
Реализация индивидуального домашнего задания. Определить лексическое значение и этимологию слов: бурлак, ямщик, коробейник.
- Почему эти слова вышли из употребления? (не стало такого вида деятельности)
2.Работа с раздаточным материалом.
- Из какого произведения отрывок? Кто его автор?
В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.
Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Выписать в тетрадь предложения с устаревшими словами, надпишите вид устаревшего слова (ист. // арх.)
Подписанные карточки собираем, проверяем работу в тетради.
- Какие ещё названия старинной одежды вы знаете? (Армяк, камзол, полукафтанье, кокошник, картуз). (Слайды 3 – 7)
4. Физминутка.
- А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный.
Встаньте прямо, слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
Вытяните выю. Расправьте рамена. Поднимите десницу и шуйцу. Укажите перстами чело, очи, бры, уста, ланиты. Ударьте дланью о долонь. Погрозите перстом соседу.
5. Работа со словами. (Слайд 8)
Выя –
Рамена –
Десница –
Шуйца –
Чело –
Очи –
Бры –
Уста –
Ланиты –
Длань –
Перст –
- К какому виду устаревших относятся эти слова? Ответ обоснуйте.
- Подберите синонимы к этим словам.
- Как образовались слова устный, белобрысый, челобитная, очки, напёрсток, чёлка, перстень?
6. Эрудицион.
- Можно ли сшить платье из аксамита? (бархата)
- Где вы могли встретить буки? (в книге)
- Можно ли сейчас побывать в весях? (селениях)
- Сколько раз в год крестьянин может орать? (пахать)
- Во брани живот можно набить, отрастить или потерять? (в битве жизнь)
- Прилично ли щечить? (обирать)
- Можно ли употреблять ядь в свежем виде? (пищу)
- Кто такой пращур? Динозавр, болезнь или отец прапрадеда?
- Можно ли верить забобонам? (сказкам, бредням)
- Алкать – это кричать, жаждать или бежать?
- Какое ваше порекло? (имя)
- Можно ли одновременно увидеть чело и потылицу соседа? (затылок)
- Где употребляются устаревшие слова?
7. Запись дом. задания в дневники (по группам)
1) упр. 86 (с разборами), записать толкование слов;
2) выписать 10 предложений из художественных произведений с устаревшими словами.
Сделать морфологический разбор трёх существительных. (Слайд 9)
8. Работа с неполногасием в словах.
Объяснить схему (Слайд 10)
ла оло злато - золото
ра оро вран – ворон
- Неполногласие служит признаком архаизмов.
- Замените архаизмы синонимами с полногласием: глава, врата, град, хлад, глад, младой, глас.
В записанных синонимах подчеркните орфограммы. (Самостоятельная работа)
4. Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке? Какие цели мы реализовали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"
Цели и задачи урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...
Методическая разработка урока по русскому языку в 11-ом классе. Тема: «Управление при словах, близких по значению»
Помогает преодолевать трудности в выборе вариативных конструкций, различающихся смысловыми или синтаксическими оттенками. Совершенствует речевые умения учащихся и умение строить свои выска...
Технологическая карта урока русского языка в 5 "В" классе по теме "Сложные слова"
Технологическая карта урока русского языка в 5 «в» классе.Учитель : Милютина Ольга НиколаевнаТема: «Сложные слова»Цели урока:1. Образовательные: познакомить учащихс...
Конспект и технологическая карта урока русского языка и в 5 классе "Прямое и переносное значение слова"
Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...
урок-практикум по русскому языку в 10-ом классе. Тема: Правописание сложных слов
Данная работа представляет собой методическую разработку урока-практикума по русскому языку в 10-ом классе. Преподавание русского языка в 10 -11-ых классах часто вызывает сложности, так как курс носит...
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»
Технологическая карта открытого урока русского языка в 6 «А» классе по теме «Лаборатория слова. Описание природы»...