Лингводилижанс
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок-игра по русскому языку для уч-ся 5-8 классов может быть использована как во внеклассной работе для расширения знаний, так и привития любви к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dilizhans.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – игра «Лингводилижанс» 5-8 классы
Составитель:
Дюдяева О.А., учитель русского языка и литературы
Цель: расширение лексического запаса и кругозора учащихся, воспитание любви к родному языку.
Оформление: нарисованная на листе ватмана карта дороги со всеми остановками- посёлок Ономастика, город Фразеологизм, посёлок Диалект, село Краснословие, деревня Подумайкино; черный ящик.
Ведущий: Сегодня на дилижансе мы отправляемся в путешествие по городу Лингвистике. А кто знает, что такое дилижанс?
Большая крытая повозка для провоза богажа, почты, пассажиров, появилась в 16 веке в Англии.)
Итак, в путь. Первая остановка – посёлок Ономастика. В языкознании есть особый раздел – ономастика. Название он взял от греческого – оnomastike- искусство давать имена. В этом разделе изучаются собственные имена.
1 Антропонимы – собственные имена, относящиеся к людям.
2 Топонимы – географические названия
3. Ойконимы – названия населённых пунктов
4 Урбанонимы- названия внутригородских объектов
5. Зоонимы – клички животных
6 Хрононимы – собственные имена отрезков времени.
Соревнуются пассажиры, следующие до этой станции.
Вопросы.
1 Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного.. Что такое фамилия? ( Фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Иван Грозный жил в 16 веке, когда фамилий на Руси не было. )
2. Палиндромы – это слова – перевёртыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа – налево.(Анна, Алла, Тит)
3. Фамилии образовывались по – разному, например, человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца. Как появилась фамилия Татаринов? (от этнонима) .
Город Фразеологизм .
Ведущий. Я буду читать предложения из произведений. Ваша задача вычленить фразеологизм и объяснить его.
- Да как же вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил? Чуть не убил).
- «Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел- прилетел; захотел – улетел. ( Самостоятельный)
- «Слушай, ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но…придержи язык (помолчи)
- «Григорий Иваныч рассказал всё, что случилось с тобой. Лиза не верила своим ушам.» ( Удивлялась)
- «Все требуют машин, а у него их с гулькин нос» (мало)
- «Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять» (лениться)
Посёлок Диалект.
Ведущий .
Есть такая русская пословица: «Что ни село , то говор» В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор, свой диалект. Предлагаю посоревноваться в знании диалектов русского языка. Я назову общеизвестное слово, а вы скажите нам его диалектный вариант.
1 говорить- сказывать, балакать, баять, гутарить
2 дом – изба, курень, хата, хоромы
3. дорога – большак, тракт, зимняк, стёжка, объездок..
- Молодцы! А кто может назвать имя первого составителя» Толкового словаря живого великорусского языка»
Село Краснословие
Ведущий. На этой остановке мы поговорим о сказках, поговорках, считалках, песнях, играх.
1 Во многих русских сказках часто повторяются одни и те же фразы. Назовите такие сказки ( Репка, колобок, Волк и семеро козлят.)
2Назовите сказки, где есть волшебный конь.
3. Что Морозко подарил Ленивице (сундук ворон)
4 Вспомните пословицы о дружбе.
- без беды друга не узнаешь.
Верному другу цены нет.
Гусь свинье не товарищ
Для дружбы нет расстояний
Дружба дружбой , а служба службой.
5Объясните поговорки
- душа в пятки ушла
Своя рука – владыка
Мелким бесом рассыпается
По заслугам и честь
У лжи короткие ноги.
Деревня Подумайкино.
Ведущий.
Вот мы и добрались до Подумайкино. «Язык разум открывает» Вот какие пословицы сложил русский народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик и могуч.
1 Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков 42
2. Корень мой находится в ЦЕНЕ, в «Очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «Тетрадке» ты встречал, вся же в дневнике я и в журнале.
Внимание! Чёрный ящик. Омонимы- слова одинаковые по звучанию, но разные по смыслу. Угадайте, что лежит в ящике
Вода была очень холодной, недаром родник носил название Хрустальный ключ.( ключ от замка).
Итак, подошло к концу наше путешествие по дороге Страны Лингвистика. Нелёгкое путешествие было у нас. На Руси водилось после трудов праведных отдохнуть и подвести итоги. Те, у кого больше всех набралось фишек, сегодня получат приз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ( русский язык в 6 классе) «ЛИНГВОДИЛИЖАНС»
Для учащихся 5-6 классов очень важно. чтобы их деятельность на уроке не была монотонной и однообразной. Устойчивый интерес к такому предмету. как русский язык. возможно только тогда. ког...
Внеклассное мероприятие "Лингводилижанс"
Данное мероприятие предназначено для учащихся 8 -9 классов, Мероприятие представляет конкурсную программу с занимательными "минутками".Конкурсы включают материалы по ономастике, орфоэпии, риторике, ху...
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛИНГВОДИЛИЖАНС»
Внеклассное занятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 классов. Цель:1. Выявить уровень эрудированности учащихся в области русского языка...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 9 классе "Лингводилижанс"
Цель данного мероприятия:закрепление знаний по орфоэпии, риторике, лексике, ономастике, ...
"Открытый" урок русского языка в 7 классе. «Лингводилижанс. Урок-диспут на тему: "Русский язык гибнет или проходит путь своего естественного развития?". Самаркина В.П.-призёр школьного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года» в 2015 – 2016 уч.г.
В форме дискуссии на уроке обсуждалсь изменения, происходящие в языке....
Внеклассное мероприятие «Лингводилижанс»
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 классов...
Игра-викторина по русскому языку "ЛИНГВОДИЛИЖАНС" 9-11 КЛ.
Игра-викторина "Путешествие по стране Лингвистике"...