УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ( русский язык в 6 классе) «ЛИНГВОДИЛИЖАНС»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Горелова Ирина Николаевна

    Для учащихся 5-6 классов очень важно. чтобы их деятельность на уроке не была монотонной и однообразной. Устойчивый интерес к такому предмету. как русский язык. возможно только тогда. когда  учитель в своей работе активно применяет нестандартные формы урока. Мастерство учителя в полной мере проявляется именно при проведении уроков такого типа.

    Данные уроки содержат различные методы и приемы нестандартного характера: урок-путешествие. урок  с разноуровневыми  заданиями и т.д.

Используя разные формы обучения.  Появляется возможность пробудить активность .творчество и любознательность у учащихся.

    Предназначено для учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы Горелова И.Н.

г.Красноармейск  Саратовская область

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ

( русский язык в 6 классе)

«ЛИНГВОДИЛИЖАНС»


Цель:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Лингвистика»;
  2. развитие интереса к русскому языку;
  3. совершенствование умений, связанных с использованием справочной и другой литературы по предмету.

Тип урока:  урок-путешествие.

Технология: на игровой основе.

Оборудование:  

  1. нарисованная на листе ватмана карта дороги со всеми остановками: посёлок Ономастика, город Фразеологизм, посёлок Диалект, село Краснословие, деревня Подумайкино;
  2. репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», чёрный ящик, коробка с билетами;
  3. высказывания о языке, музыкальное оформление.

Ход урока:

Звучит песня Красной шапочки «Если долго, долго…»

  1. Слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие по дороге лингвистика. Наш путь будет долгим, но надеюсь, интересным для вас. А отправимся мы на дилижансе.

- Кто из вас знает, что такое дилижанс?

Ученик: Дилижанс- это большая крытая повозка для перевозки багажа,   почты, пассажиров, появилась в 16 веке в Англии.

Учитель:  Каждый из вас может поехать в это путешествие. Но за проезд надо платить. Платой будут ваши ответы. Поэтому всем, кто отгадает загадки, я вручу проездные билеты. На этих билетах будет указан пункт следования. И так приготовились.

(Тема загадок - средства передвижения).

- Не летает, не жужжит- жук по улице бежит, и горят в глазах жука два блестящих огонька, это дал завод ему: и огни глядят во тьму, и колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.

(Автомобиль).

- Братцы в гости снарядились, друг за друга зацепились и помчались в путь далек, лишь оставили дымок.

( Поезд, вагоны).

- Ясным утром вдоль дороги

-На траве блестит роса

- По дороге едут ноги

-И бегут два колеса.

-У загадки есть ответ.

-Это мой…

( Велосипед).

-Ног от радости не чуя,

-С горки снежной вниз лечу я

-Стал мне спорт родней и ближе

-Кто помог мне в этом?...

(Лыжи).

-Лежит брус во всю Русь

-А встанет- до неба достанет

(Дорога).

( Всего используется 12-14 загадок.

За каждый ответ выдаётся билет ).

Учитель: Небольшая разминка перед дальней дорогой закончена.

       Посмотрите на свои билеты.

       Первая остановка- Ономастика.

        А кто знает, что такое ономастика?

Ученик:  В языкознании есть особый раздел- Ономастика. Название он взял от греческого Onomastike- искусство давать имена: Антропонимы- собственные имена, относящиеся к людям; топонимы- географические названия; ойконимы- названия населенных пунктов; урбанонимы- названия внутригородских объектов (улиц, музеев) ; зоонимы- клички животных; хрононимы- собственные имена отрезков времени ( 8 Марта, День Победы, Новый год, Петровская эпоха, «Золотой век») и т.д.

Учитель: Сейчас покажут знания те «пассажиры», кто следует до этой станции. Итак, слушаем вопросы.

1.Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. Что такое фамилия?

Ответ: фамилия- это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Иван Грозный жил в XVI веке, когда фамилий на Руси ещё не было. Первые фамилии появились в России в конце XVI начале XVII века.

  1. Фамилии образовывались по- разному, например, первый человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца , Донской- жил на Дону. А как появилась фамилия Татаринов и Свистунов?

           Ответы учащихся.

  1. Палиндромы- это слова- перевёртыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как слева- направо, так и справа- налево.

           Ответы учащихся.

  1.  Назовите строку о собаке и цветке- палиндром, составленную когда-то А.Фетом.
  2. Почему колумбами называют всех первооткрывателей в любой области?
  3. Назовите химические элементы, названные в честь известных всему миру учёных.
  4. Очень много мифологических и литературных собственных имён перешло в разряд нарицательных. Какие это имена? ( Римская башня счастья- Фортуна, Гипнос, Морфей).

  - Молодцы, ребята. Вы показали хорошие знания в этой области.

А сейчас вопросы задаются тем, кто следует до города Фразеологизм.

Ваша задача: вычленить в предложениях фразеологизм и объяснить его.

  1. «Да как вы с ним жить можете, когда он вас чуть на тот свет не отправил?»

(чуть не убил)                                                 (Д.Фонвизин «Бригадир»)

  1. «Что делать, Вася! Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел прилетел, захотел- улетел…»

( самостоятельный)                               (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

  1. «Слушай, ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но… придержи язык.»

(помолчи)                                               (А.Фадеев «Молодая гвардия»)

  1. «Григорий Иванович рассказал всё, что случилось. Лиза не верила своим ушам.»

(удивлялась)                                  (А.Пушкин «Барышня-крестьянка»)

  1. «Часовые на постах мокнут одиноко. Зги не видно. Ночь вокруг.»

(полная темень)                             (А.Твардовский «Василий Тёркин»)

  1. «Все требуют машин, а у него их с гулькин нос»

(очень мало)                             (А.Иванов «Тени исчезают в полдень»)

  1. «Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять»

(лениться)                                                    (В.Шишкин «Угрюм-река»)

Учитель: Наша следующая остановка- посёлок Диалект.

                Как вы объясните значение слова «диалект»?

                Ответы учащихся.

(Группа девочек исполняет русский народный танец «Тополя»)

Учитель: Есть такая русская пословица «Что ни село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор или диалект.

Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектов русского языка, многие диалектные слова вы встречали в книгах. Я назову вам общеизвестное слово, а вы скажите его диалектный вариант.

Говорить- сказывать, балакать, баять,  гутарить,  бахорить.

Дом- изба, хоромы, хата, курень.

Иней-  куржак,  куртевень.

Дорога- большак, тракт, шляхт, зимняк, стежка, объездок.

- А кто может назвать первого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»?

Учитель: Внимание, пассажиры! Село Краснословие ждёт вас! На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, считалках, песнях.

«Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь ,оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло…»

(Из книги В. Белова «Лад»)

  1. Назовите сказки, где есть волшебный конь?
  2. Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.
  3. Объясните поговорки:

                  душа в пятки ушла;

                  своя рука- владыка;

                   мелким бесом рассыплется;

                   будь как дома;

                   по заслугам и честь;

                    у лжи короткие ноги.

-Объясните, что означает слово «былина».

-Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений. Кто автор картины «Богатыри»?

-Какие произведения по былинным сюжетам вам известны?

-Кем по роду деятельности были былинные герои Микула и Вольга?

-Назовите имя прославленного воина-богатыря, который дважды одерживал победу в схватках с огненным змеем?

Учитель: А сейчас у вас будет возможность проявить себя в знании обрядовых песен. Я читаю вам начало строчки, а вы её заканчиваете.

  1. Прощай, Масленица, прощай, красная! Наступает великий пост. Дадут нам редьки….(хвост).
  2. Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб , соль, пшеница. С кем ты хочешь… ( поделиться).
  3. Не плач- дам калач. Не вой- дам другой, не реви- дам …(три).
  4. Радуга- дуга, не давай дождя, давай солнышка… (колоколнышка).

Учитель: Вот мы и доехали до деревни Подумайкино. Язык разум открывает. Недолго думал, да хорошо молвил. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает. Вот какие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык и могуч! Следующие задания помогут нам увидеть необъятность, прелесть и изумительную красоту русского языка.

  1. В языках разных народов очень много заимствованных слов. Например, в период 1812-1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже на Монмарте на стене одного из ресторанчиков сделана мемориальная доска с надписью: « 30 марта 1814 года казаки выкрикнули здесь впервые своё прославленное «быстро!», таким образом родился предшественник французских маленьких кафе. Как они называются?»

(бистро- bistro).

  1. Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков 42?

(согласных букв 21, согласных звуков- 36, гласных букв 10, гласных звуков-6).

  1. Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же- в дневнике я и в журнале.

(Оценка).

  1. Нас пригласили в гости в Салон хорошего произношения. Встречает хозяйка салона Орфоэпия. Почему её так зовут?

( Греческое orthos- правильный и epos- речь; раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение).

  1. Ребята, вспомните, что такое омонимы? Зная определение омонимов, определите, что лежит в чёрном ящике.

-Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же прикосновении.

(В ящике девичья коса).

-Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое красивое название- Хрустальный ключ.

(В ящике ключ от замка).

-Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером.

(В ящике репчатый лук).

Учитель: Итак, наше путешествие по дороге Лингвистика подходит к концу. Нелёгким оно было. На Руси водилось после трудов праведных отдохнуть. Для начала мои помощники расскажут вам интересные факты о языке.

(Сообщение учащихся – 3 человека).

Итог урока.

Учитель:  Наш язык богат и могуч. Многие известные поэты и писатели, политические деятели, художники и музыканты с восхищением отзывались о русском языке.

                Хочется поговорить с вами о «засорении» языка. Следите за тем, как и что вы говорите. Не забывайте о словах великого Сумарокова: «Восприятие чужих слов, а особенно без необходимости, есть порча языка».

                  Сегодня на нашем уроке каждый из вас попробовал свои силы и знания в русском языке. Хочется, чтобы все вы могли говорить красиво и выразительно. Чтобы слушая речь любого из нас, можно было восхититься так,  как когда-то это сделал Н.В. Гоголь:

               «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.»

Дома:   написать сочинение- миниатюру о русском языке. Тему формулирует сам учащийся.

   Для учащихся 5-6 классов очень важно. чтобы их деятельность на уроке не была монотонной и однообразной. Устойчивый интерес к такому предмету. как русский язык. возможно только тогда. когда  учитель в своей работе активно применяет нестандартные формы урока. Мастерство учителя в полной мере проявляется именно при проведении уроков такого типа.

    Данные уроки содержат различные методы и приемы нестандартного характера: урок-путешествие. урок  с разноуровневыми  заданиями и т.д.

Используя разные формы обучения.  Появляется возможность пробудить активность .творчество и любознательность у учащихся.

    Предназначено для учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-путешествия по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."

Урок-путешествие  по русскому языку в 7  классе  по теме   "Местоимение. Повторение."План-конспект урока-путешествия.          Учитель:...

Урок-путешествие по русскому языку на тему: «Синтаксис»

Задачами урока являются:Обучающие: - повторить и обобщить знания лингвистических понятий по теме: «Синтаксис»;-проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепе...

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса

Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...

Урок-путешествие.Урок русского языка в 5 классе по теме : "Повелительное наклонение глагола".

Урок русского языка в 5 классе по теме : «Повелительное наклонение глагола»....

урок - путешествие по русскому языку 6-7 классы

Тема: "Дорогой Гагарина" . Данный урок можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню космонавтики и в качестве повторения изученных разделов орфографии, морфологии и пун...

Конспект урока - путешествия по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное"

Урок  - путешествие в 5 классе по теме "Имя существительное"  - это обобщение и систематизация знаний по данной теме в игровой форме.  Сценарий урока возможно использовать как на этапе ...