УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ( русский язык в 6 классе) «ЛИНГВОДИЛИЖАНС»
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Для учащихся 5-6 классов очень важно. чтобы их деятельность на уроке не была монотонной и однообразной. Устойчивый интерес к такому предмету. как русский язык. возможно только тогда. когда учитель в своей работе активно применяет нестандартные формы урока. Мастерство учителя в полной мере проявляется именно при проведении уроков такого типа.
Данные уроки содержат различные методы и приемы нестандартного характера: урок-путешествие. урок с разноуровневыми заданиями и т.д.
Используя разные формы обучения. Появляется возможность пробудить активность .творчество и любознательность у учащихся.
Предназначено для учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-puteshestvie_russkiy_yazyk_v_6_klasse_lingvodilizhans.docx | 28.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Горелова И.Н.
г.Красноармейск Саратовская область
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
( русский язык в 6 классе)
«ЛИНГВОДИЛИЖАНС»
Цель:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Лингвистика»;
- развитие интереса к русскому языку;
- совершенствование умений, связанных с использованием справочной и другой литературы по предмету.
Тип урока: урок-путешествие.
Технология: на игровой основе.
Оборудование:
- нарисованная на листе ватмана карта дороги со всеми остановками: посёлок Ономастика, город Фразеологизм, посёлок Диалект, село Краснословие, деревня Подумайкино;
- репродукция картины В.Васнецова «Богатыри», чёрный ящик, коробка с билетами;
- высказывания о языке, музыкальное оформление.
Ход урока:
Звучит песня Красной шапочки «Если долго, долго…»
- Слово учителя. Сегодня мы отправимся в путешествие по дороге лингвистика. Наш путь будет долгим, но надеюсь, интересным для вас. А отправимся мы на дилижансе.
- Кто из вас знает, что такое дилижанс?
Ученик: Дилижанс- это большая крытая повозка для перевозки багажа, почты, пассажиров, появилась в 16 веке в Англии.
Учитель: Каждый из вас может поехать в это путешествие. Но за проезд надо платить. Платой будут ваши ответы. Поэтому всем, кто отгадает загадки, я вручу проездные билеты. На этих билетах будет указан пункт следования. И так приготовились.
(Тема загадок - средства передвижения).
- Не летает, не жужжит- жук по улице бежит, и горят в глазах жука два блестящих огонька, это дал завод ему: и огни глядят во тьму, и колеса, и мотор, мчался чтоб во весь опор.
(Автомобиль).
- Братцы в гости снарядились, друг за друга зацепились и помчались в путь далек, лишь оставили дымок.
( Поезд, вагоны).
- Ясным утром вдоль дороги
-На траве блестит роса
- По дороге едут ноги
-И бегут два колеса.
-У загадки есть ответ.
-Это мой…
( Велосипед).
-Ног от радости не чуя,
-С горки снежной вниз лечу я
-Стал мне спорт родней и ближе
-Кто помог мне в этом?...
(Лыжи).
-Лежит брус во всю Русь
-А встанет- до неба достанет
(Дорога).
( Всего используется 12-14 загадок.
За каждый ответ выдаётся билет ).
Учитель: Небольшая разминка перед дальней дорогой закончена.
Посмотрите на свои билеты.
Первая остановка- Ономастика.
А кто знает, что такое ономастика?
Ученик: В языкознании есть особый раздел- Ономастика. Название он взял от греческого Onomastike- искусство давать имена: Антропонимы- собственные имена, относящиеся к людям; топонимы- географические названия; ойконимы- названия населенных пунктов; урбанонимы- названия внутригородских объектов (улиц, музеев) ; зоонимы- клички животных; хрононимы- собственные имена отрезков времени ( 8 Марта, День Победы, Новый год, Петровская эпоха, «Золотой век») и т.д.
Учитель: Сейчас покажут знания те «пассажиры», кто следует до этой станции. Итак, слушаем вопросы.
1.Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. Что такое фамилия?
Ответ: фамилия- это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Иван Грозный жил в XVI веке, когда фамилий на Руси ещё не было. Первые фамилии появились в России в конце XVI начале XVII века.
- Фамилии образовывались по- разному, например, первый человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца , Донской- жил на Дону. А как появилась фамилия Татаринов и Свистунов?
Ответы учащихся.
- Палиндромы- это слова- перевёртыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как слева- направо, так и справа- налево.
Ответы учащихся.
- Назовите строку о собаке и цветке- палиндром, составленную когда-то А.Фетом.
- Почему колумбами называют всех первооткрывателей в любой области?
- Назовите химические элементы, названные в честь известных всему миру учёных.
- Очень много мифологических и литературных собственных имён перешло в разряд нарицательных. Какие это имена? ( Римская башня счастья- Фортуна, Гипнос, Морфей).
- Молодцы, ребята. Вы показали хорошие знания в этой области.
А сейчас вопросы задаются тем, кто следует до города Фразеологизм.
Ваша задача: вычленить в предложениях фразеологизм и объяснить его.
- «Да как вы с ним жить можете, когда он вас чуть на тот свет не отправил?»
(чуть не убил) (Д.Фонвизин «Бригадир»)
- «Что делать, Вася! Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел прилетел, захотел- улетел…»
( самостоятельный) (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
- «Слушай, ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но… придержи язык.»
(помолчи) (А.Фадеев «Молодая гвардия»)
- «Григорий Иванович рассказал всё, что случилось. Лиза не верила своим ушам.»
(удивлялась) (А.Пушкин «Барышня-крестьянка»)
- «Часовые на постах мокнут одиноко. Зги не видно. Ночь вокруг.»
(полная темень) (А.Твардовский «Василий Тёркин»)
- «Все требуют машин, а у него их с гулькин нос»
(очень мало) (А.Иванов «Тени исчезают в полдень»)
- «Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять»
(лениться) (В.Шишкин «Угрюм-река»)
Учитель: Наша следующая остановка- посёлок Диалект.
Как вы объясните значение слова «диалект»?
Ответы учащихся.
(Группа девочек исполняет русский народный танец «Тополя»)
Учитель: Есть такая русская пословица «Что ни село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор или диалект.
Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектов русского языка, многие диалектные слова вы встречали в книгах. Я назову вам общеизвестное слово, а вы скажите его диалектный вариант.
Говорить- сказывать, балакать, баять, гутарить, бахорить.
Дом- изба, хоромы, хата, курень.
Иней- куржак, куртевень.
Дорога- большак, тракт, шляхт, зимняк, стежка, объездок.
- А кто может назвать первого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»?
Учитель: Внимание, пассажиры! Село Краснословие ждёт вас! На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, считалках, песнях.
«Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь ,оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло…»
(Из книги В. Белова «Лад»)
- Назовите сказки, где есть волшебный конь?
- Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.
- Объясните поговорки:
душа в пятки ушла;
своя рука- владыка;
мелким бесом рассыплется;
будь как дома;
по заслугам и честь;
у лжи короткие ноги.
-Объясните, что означает слово «былина».
-Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений. Кто автор картины «Богатыри»?
-Какие произведения по былинным сюжетам вам известны?
-Кем по роду деятельности были былинные герои Микула и Вольга?
-Назовите имя прославленного воина-богатыря, который дважды одерживал победу в схватках с огненным змеем?
Учитель: А сейчас у вас будет возможность проявить себя в знании обрядовых песен. Я читаю вам начало строчки, а вы её заканчиваете.
- Прощай, Масленица, прощай, красная! Наступает великий пост. Дадут нам редьки….(хвост).
- Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб , соль, пшеница. С кем ты хочешь… ( поделиться).
- Не плач- дам калач. Не вой- дам другой, не реви- дам …(три).
- Радуга- дуга, не давай дождя, давай солнышка… (колоколнышка).
Учитель: Вот мы и доехали до деревни Подумайкино. Язык разум открывает. Недолго думал, да хорошо молвил. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает. Вот какие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык и могуч! Следующие задания помогут нам увидеть необъятность, прелесть и изумительную красоту русского языка.
- В языках разных народов очень много заимствованных слов. Например, в период 1812-1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже на Монмарте на стене одного из ресторанчиков сделана мемориальная доска с надписью: « 30 марта 1814 года казаки выкрикнули здесь впервые своё прославленное «быстро!», таким образом родился предшественник французских маленьких кафе. Как они называются?»
(бистро- bistro).
- Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков 42?
(согласных букв 21, согласных звуков- 36, гласных букв 10, гласных звуков-6).
- Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же- в дневнике я и в журнале.
(Оценка).
- Нас пригласили в гости в Салон хорошего произношения. Встречает хозяйка салона Орфоэпия. Почему её так зовут?
( Греческое orthos- правильный и epos- речь; раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение).
- Ребята, вспомните, что такое омонимы? Зная определение омонимов, определите, что лежит в чёрном ящике.
-Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же прикосновении.
(В ящике девичья коса).
-Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое красивое название- Хрустальный ключ.
(В ящике ключ от замка).
-Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером.
(В ящике репчатый лук).
Учитель: Итак, наше путешествие по дороге Лингвистика подходит к концу. Нелёгким оно было. На Руси водилось после трудов праведных отдохнуть. Для начала мои помощники расскажут вам интересные факты о языке.
(Сообщение учащихся – 3 человека).
Итог урока.
Учитель: Наш язык богат и могуч. Многие известные поэты и писатели, политические деятели, художники и музыканты с восхищением отзывались о русском языке.
Хочется поговорить с вами о «засорении» языка. Следите за тем, как и что вы говорите. Не забывайте о словах великого Сумарокова: «Восприятие чужих слов, а особенно без необходимости, есть порча языка».
Сегодня на нашем уроке каждый из вас попробовал свои силы и знания в русском языке. Хочется, чтобы все вы могли говорить красиво и выразительно. Чтобы слушая речь любого из нас, можно было восхититься так, как когда-то это сделал Н.В. Гоголь:
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценнее самой вещи.»
Дома: написать сочинение- миниатюру о русском языке. Тему формулирует сам учащийся.
Для учащихся 5-6 классов очень важно. чтобы их деятельность на уроке не была монотонной и однообразной. Устойчивый интерес к такому предмету. как русский язык. возможно только тогда. когда учитель в своей работе активно применяет нестандартные формы урока. Мастерство учителя в полной мере проявляется именно при проведении уроков такого типа.
Данные уроки содержат различные методы и приемы нестандартного характера: урок-путешествие. урок с разноуровневыми заданиями и т.д.
Используя разные формы обучения. Появляется возможность пробудить активность .творчество и любознательность у учащихся.
Предназначено для учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока-путешествия по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."
Урок-путешествие по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."План-конспект урока-путешествия. Учитель:...
Урок-путешествие по русскому языку на тему: «Синтаксис»
Задачами урока являются:Обучающие: - повторить и обобщить знания лингвистических понятий по теме: «Синтаксис»;-проверить умения находить и выделять грамматическую основу и второстепе...
Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса
Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...
Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса
Урок-путешествие по русскому языку "Незнайка в стране Орфография" на тему "Безударные гласные в корнях слов" для 5 класса...
Урок-путешествие.Урок русского языка в 5 классе по теме : "Повелительное наклонение глагола".
Урок русского языка в 5 классе по теме : «Повелительное наклонение глагола»....
урок - путешествие по русскому языку 6-7 классы
Тема: "Дорогой Гагарина" . Данный урок можно использовать для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Дню космонавтики и в качестве повторения изученных разделов орфографии, морфологии и пун...
Конспект урока - путешествия по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное"
Урок - путешествие в 5 классе по теме "Имя существительное" - это обобщение и систематизация знаний по данной теме в игровой форме. Сценарий урока возможно использовать как на этапе ...