Внеклассное мероприятие по русскому языку в 9 классе "Лингводилижанс"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) на тему
Цель данного мероприятия:закрепление знаний по орфоэпии, риторике, лексике, ономастике,
фразеологии; показать учащимся важность и значение речевой
культуры человека; воспитывать любовь и уважение к родному
языку; расширение кругозора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Лингводилижанс»
Цель: закрепление знаний по орфоэпии, риторике, лексике, ономастике,
фразеологии; показать учащимся важность и значение речевой
культуры человека; воспитывать любовь и уважение к родному
языку; расширение кругозора.
Ход игры Ведущий: Сегодня на дилижансе мы отправляемся в путешествие по дороге Лингвистике. – А кто знает, что такое дилижанс? (Дилижанс – это большая крытая повозка для перевозки багажа, почты, пассажиров, появилось в 16 веке в Англии. )
ПЕРВЫЙ КОНКУРС «РАЗМИНКА»
- Загадки о средствах передвижения. Команды отвечают по очереди.
1) Что за птица – песен, гнезда не вьет, людей и груз везет? (самолет) 2) Два колесика подряд их ногами вертят, а поверх торчком сам хозяин крючком. (велосипед) 3) Что за чудо – синий дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины и питается бензином. (автобус) 4) Несется и стреляет, ворчит скороговоркой, Трамваю не угнаться за этой тараторкой. (мотоцикл) 5) Едет по дороге, громко гудит. Берегись, под колесо не попадись. (автомобиль) 6) Конь добрый, хвост долгий, Грива густая, башка пустая, Бежит – не устанет, А ляжет не встанет. (поезд) 8) Дорога ровна, лошадь деревянна, Везет не кормя, только хвостик повиливает. (лодка) 9) Кто на голове лес носит? (олень) 10) По рельсам бежит, динь- динь звенит. (трамвай) 11) Две головы, один хвост, две руки, шесть ног. (всадник на лошади) 12) Бывает ли у дождика четыре колеса? Скажи – как называются такие чудеса? (моечная машина) 13) Он в безбрежном океане туч касается крылом. Развернется- под лучами отливает серебром. (самолет) 14) Под водой железный кит, днем и ночью он не спит. Днем и ночью под водой охраняет наш покой. (подводная лодка)
Ведущий: Разминка окончена. Первая остановка. Ономастика
- Река времен в своем стремленье уносит все дела людей И топит в пропасти забвения народы, царства и царей. В памяти остаются слова и от всего былого наши имена. - В языкознании есть особый раздел – ономастика. Название он взял от греческого слова - искусство давать имена. В этом разделе изучаются собственные имена:
Антропонимы – собственные имена, относящиеся к людям;
Топонимы – географические названия;
Ойконимы – названия населенных пунктов;
Урбанонимы – названия внутригородских объектов (улиц, музеев и др.)
Зоонимы – клички животных;
Хрононимы – собственные имена отрезков времени (8 Марта, Новый год, Отечественная война).
- Я буду задавать вопросы. Каждой команде будет дана 1 минута на размышление.
- 1. Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. Что такое фамилия? (Фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Иван Грозный жил в 16 веке, когда фамилий на Руси еще не было. Первые фамилии появились в конце 16 – начале 17 века).
-2. Фамилии образовывались по разному, например, первый человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца, Донской – жил на Дону. А как появилас фамилия Татаринов или Свистунов?
( Первая от этнонима, вторая – от действия).
- 3.Палиндромы – это слова – перевертыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как слева – направо, так и справа – налево. (Анна, Алла, Тит)
- 4. Назовите строку о собаке и цветке – палиндроме, составленном когда – то А. А. Фетом. (А роза упала на лапу Азора).
- 5. Почему колумбами называют первооткрывателей в любой области? ( Испанский мореплаватель Христофор Колумб в 1498 году первым открыл Америку).
- 6. Назовите химические элементы, названные в честь известных всему миру ученых. ( Курчатовий, Кюрий, Нильсборий, Менделевий, Резерфордий, Энштейний).
-7. Очень много мифологических и литературных собственных имен перешло в разряд нарицательных. Какие это имена? (Богиня ночи Никта имела двух сыновей, одного из них звали Гипнос; римская богиня счастья – Фортуна. Сын Гипноса – Морфей…).
Город Фразеологизм.
Ведущий: Человек через слово всемогущ; Язык всем знаниям и всей природы ключ. Во слове всех существ содержится картина, Сообществ слов всех и действиев пружина. (Г.Р. Державин)
- Я вам буду читать предложения из произведений. Ваша задача: найти фразеологизм и объяснить его.
1. «Да как вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил?» (Чуть не убил. Д. Фонвизин «Бригадир») 2. «Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел прилетел, захотел – улетел.» (Самостоятельный. И. Тургенев «Отцы и дети»).
3. «Слушай ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но… придержи язык!» (Помолчи. А. Фадеев «Молодая гвардия») 4. Григорий Иванович рассказал все, что случилось, Лиза не верила своим ушам». (Удивлялась. А. Пушкин «Барышня – крестьянка») . 5. «Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять». (Лениться. В. Шишков «Угрюм – река»).
Хутор Диалект.
Ведущий: Не собирал я редкие словечки, но звук родной всегда в душе живет. И что мне в том, что словарях толковых такого слова не было, и нет, в нем пенье струй я слышу родниковых, на шелест трав, на шум лесов ответ. Его истоки глубоки и чисты, я сам его прозрачности дивлюсь. Так пусть дополнят словари лингвисты, твердя стихи поэтов наизусть
(Н. Рыленков. «Сказки моего детства»)
- Есть такая русская пословица: «Что ни село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор или диалект.
- Я предлагаю вам диалектный вариант, а вы скажете нам общеизвестное слово его. Итак, начали: говорить – сказать, балакать, баять, гутарить, бахорить; дом – изба, хоромы, хата, курень; иней – куртевень, куржак, кухта, дорога – большак, тракт, шмяк, зимняк, стежка, путик.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы действительно знаете русский язык. А кто может назвать первого составителя «Толкового словаря живого великорусского языка»? (В. И. Даль (1801-1872) Лексикограф, этнограф, 50 лет работал над составлением словаря).
Село Краснословие. нашей речи и о том, из чего она складывается. Рассказывают, что, когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да заговори же ты наконец, чтобы я мог тебя узнать». А чтобы речь звучала грамотно и правильно, великий римский ритор Цицерон составил свод правил.
- Сегодня мы попробуем узнать насколько овладели орфоэпическими нормами, так как их нарушение приводит к искажению информации. Найдите ошибки.
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
- Как правильно? Выберите один из вариантов.
Договор или договор?
Каталог или каталог?
Щавель или щавель?
Августовский или августовский?
Сливовый или сливовый?
Балованный или балованный?
Украинский или украинский?
- Даже владея мастерством ораторского искусства, не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться – учиться упорно и терпеливо, учиться у мастеров слова.
- Назовите троп, который использован 1) в создании образа моря: Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты… (олицетворение). 2) в изображении пешеходов в повести «Невский проспект»: Здесь вы встретите усы чудные…здесь вы встретите такие талии… (синекдоха).
3) в финале стихотворения «Железная дорога»: Выпряг народ лошадей – и купчину С криком «ура!» по дороге промчал… Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?.. (ирония) 4) в монологе Фамусова: Не то на серебре – на золоте едал. (метонимия) 5) в описании великой украинской реки: Редкая птица долетит до середины Днепра. (гипербола)
Деревня Подумайкино.
Ведущий: Вот мы добрались до Подумайкино. Язык разума открывает. Недолго думал, да хорошо молвил. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает. Вот такие пословицы сложил наш народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик и Мой царь! Мой раб! Родной язык!»
- В этом образе всё: и удивительное богатство нашего языка, и трудности овладения его тонкостями, и то, что каждый человек – хозяин своего языка, и то, что он обязан подчиняться законам этого языка.
- В нашем конкурсе в вопросах и в ваших ответах мы, надеюсь, увидим необъятность, прелесть и изумительную красоту языка.
1) В языках разных народов очень много заимствованных слов. Например, в период 1812-1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже, на Монмартре на стене одного из ресторанчиков сделана мемориальная доска с надписью: «30 марта 1814 года казаки выкрикнули здесь впервые свое прославленное «быстро!», таким образом, родился предшественник современных французских маленьких кофе. Как они называются? (Бистро ).
3) «Что Бориса впереди, а у Глеба позади? (Буква Г).
4) Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков 42? (Потому что согласных звуков – 36, гласных букв 10, а гласные звуков 6.)
5) Корень мой находится в «цене», в очерке найди приставку мне, суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же – в дневнике я и в журнале. (о-цен-к-а).
6) Корень извлечь из начинки несложно, Приставка в сосуде хранится надежно, Суффикс в гудении ясно услышишь. Вместе на темы различные пишешь. (со-чин-ени-е).
7) В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс в собрании встретите вскоре, В слове «рассказ» вы приставку найдете, В целом по мне на уроки пойдете. (рас-пис-ани-е)
8) Вы знаете, что омонимы-это слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению. Напишите пары слов – омонимов. На это у вас 2 минуты.
а) Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же его прикосновении. (в ящике-девичья коса). б) Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое название «Хрустальный ключ». (ключ от замка). в) Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером. (репчатый лук).
Ведущий: Итак, подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистике. Хочу закончить его словами Этибор Ахуновой, узбекской поэтессы:
На столе моем книги – много радостных книг! Их открыл мне учитель – мудрый русский язык! Он к сокровищам знаний – ключ волшебный в руке. Говорю с целым миром я на том языке!
- Нелегкое путешествие было у нас. На Руси водилось после трудов праведных отдохнуть и повеселиться. Небольшие факты о языках.
- Самый распространенный на земле язык – китайский. Им пользуются 700 млнов человек. На английском говорят свыше 250 млн.; На индийских –хинди и урду-250 млн. Общее количество языков мира превышает 2700. К ним надо прибавить ещё 3000 диалектов.
- Самое маленькое количество букв в алфавите самод- 15. Финский и итальянский алфавиты имеют по 21 знаку. - Самым длинным географическим названием обладает одна из деревень Новой Зеландии. В этом названии 80 букв: «Туаматавхатака-тангихпнгакоууауатома-теапокавхенуакитанатахука-пикамаунгахорчита». В переводе с языка мафии на русский язык это означает: «Гребень холма, куда забрался Таматеа, человек с большими коленями, поскользнулся, но прошёл через гребень и открыл новую землю, где стал играть на флейте для своих родных».
- Самое длинное слово-это название одного химического элемента- соединения. В нем 1913 букв. Самая древняя письменность в нашей стране – колхидское письмо. Ему свыше трёх тысяч лет.
Ведущий: Хочется поговорить с вами о «засорении» языка сленгами, варваризмами и вульгаризмами.
- Ещё в середине 18 века поэт и драматург Александр Сумароков написал небольшую пьесу «Пустая ссора». В ней действуют щеголи того времени и дамы. Послушайте отрывок из неё.
Деламида: Вы так флатируете мне. Дюмин: Вы не поверите, что я вас адорирую. Деламида: Я этого, сударь, не меретирую. Дюмин: Я думаю, что вы достаточно ремаркированы быть могли, что я оставил вас в конфузии. Деламида: Я этой пансэ не имею, чтобы в ваших глазах эмабль имела.
Ведущий: Ну, как вы поняли о чем идет речь? А вот если вы узнаете, что «флатировать»- льстить, «адорировать»- обожать, «пансэ»-мысль и т.д., то услышите смысл сказанного. «Восприятие чужих слов, а особенно без необходимости, есть порча языка,» - писал Сумароков.
- Вот и все. А сейчас подведем итоги. Те, кто за правильный ответ получал фишку, посчитайте сколько их у вас набралось. Обладателя самого большого количества ждёт приз.
Подведение итогов. Награждение.
, .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели
знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета; обучение применению этикетных формул в разных этик...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»
Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...
План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов
Сценарий поможет заинтересовать прекрасным миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....
Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»
· формирование познавательного интереса учащихся к изучению русского языка;·...
Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!» для 5-7 класса
Внеклассное мероприятие по русскому языку...