Внеклассное мероприятие «Лингводилижанс»
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvodilizhans.docx165.98 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

  • Выявить уровень имеющихся у учащихся знаний по русскому языку.

Задачи:

  • Уточнить и расширить знания учащихся о родном языке.
  • Продолжать работу по развитию и коррекции словесно-логического мышления, памяти и речи учащихся.
  • Воспитать устойчивую положительную мотивацию к изучению русского языка и литературы.

Оборудование:

  • таблички: тема, значение слов (лингвистика, дилижанс);
  • карта-схема (маршрутные листы);
  • «билеты»;
  • фишки;
  • бумага и ручки;
  • карточки с заданиями.

Ход игры

Организационный момент

Ведущий 1: Отгадайте загадку:

Куда бежит - сама не знает,

В степи ровна, в лесу плутает,

Споткнется у порога.

Что это? (Дорога)

Сообщение темы и задач игры

Не случайно я вам загадала загадку о дороге. Сегодня мы отправляемся в путешествие по дороге Лингвистики. Как вы думаете, что такое лингвистика? Лингвистика - наука о языке.

Вы уже догадались, что сегодня необычная игра – «Путешествие в страну Лингвистика».

Из каких слов образовано это сложное слово? А кто знает, что такое дилижанс? Дилижанс - это большая крытая повозка для перевозки багажа, почты, пассажиров. Появилась в XVI веке в Англии.

Ведущий 2: Сегодня, ребята, мы отправляемся в полную тайн и загадок Страну Русского Языка именно на дилижансе. Наши великие путешественники- смельчаки (команды двух классов 6»А» и 6 «Б») будут вести нас по дороге знаний, а помогать им будут болельщики и уважаемое жюри. Итак, выберите в каждой команде капитанов и казначеев.

Ведущий 1: Чтобы отправиться на нашем дилижансе в путешествие, надо получить маршрутный лист.

Выберите карточку. Всем, кто правильно закончит пословицу, я вручу маршрутный лист:

Что посеешь,... (то и пожнешь).

Ученье и труд ... (все перетрут).

Без труда... (не вынешь и рыбку из пруда).

Как аукнется - ... (так и откликнется).

Кончил дело - ... (гуляй смело).

Волков бояться - ... (в лес не ходить).

С кем поведешься - ... (от того и наберешься).

За двумя зайцами погонишься - ... (ни одного не поймаешь).

(Перед вручением уточнить смысл пословицы).

Путешествие по дороге Лингвистики

Ведущий 2: Итак, в добрый путь! А чтобы не сбиться с пути - воспользуемся картой-схемой, на которой обозначены пункты, где мы будем останавливаться.

Вот и первая остановка - город Фразеологизм.

Вспомните значение слова «фразеологизм».

Выберите карточку. В ней - предложения из произведения, которые вы изучали на уроках литературы. Ваша задача - назвать фразеологизм и объяснить его. Дополнительное очко будет начислено той команде, которая назовет сказку и ее автора.

  1. Жил был поп, толоконный лоб. (Глупый, бестолковый человек. Дополнительно: “Сказка о попе и о работнике его Балде”, А.С. Пушкин).
  2. Троекуров часто говаривал Дубровскому: “Слушай, брат, Андрей Гаврилович: коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу, даром, что он гол как сокол”. (Крайне беден. Дополнительно: “Дубровский”, А.С. Пушкин).

(За правильные ответы детям выдаются фишки, которые нарезаны из прямоугольника, в котором зашифрована пословица “Век живи - век учись”).

Молодцы! Город Фразеологизм - позади!

Ведущий 1: Едем дальше и на нашем пути деревня Подумайкино.

Логические развлечения

  1. Человек разглядывает портрет. «Чей это портрет вы рассматриваете?» - спрашивают у него, и он отвечает: «В семье я рос один как перст, один.

И все же отец того, кто на портрете, - сын моего отца (вы не ослышались, все верно - сын!) Чей портрет разглядывает человек?

Ответ: человек разглядывает портрет своего сына

  1. На острове рыцарей и лжецов все население делится на рыцарей, всегда говорящих только правду, и лжецов, изрекающих только ложь. Эта задача известна очень давно.

Трое жителей острова («А», «В», «С») разговаривали между собой в саду. Проходивший мимо приезжий спросил у «А»: «Вы рыцарь или лжец?» Тот ответил, но так неразборчиво, что незнакомец не смог ничего понять. Тогда он спросил у «В»: «Что сказал «А»?»

«А» сказал, что он -лжец», - ответил «В». «Не верьте «В»! Он лжет», - вмешался в разговор островитянин «С», Кто из островитян «В» и «С» - рыцарь, а кто - лжец?

Ответ: «В» - лжец, «С» - рыцарь

Ведущий 2: Ребусы. Кто быстрее отгадает все ребусы - тот и выиграл.

В ребусах зашифрованы названия животных.

Ведущий 1: Последнее задание на этой остановке. Составьте за три минуты как можно больше нарицательных имен существительных единственного числа, используя буквы из слова «Лингводилижанс» (как в игре «Звездный час»), (дать листы)

Ведущий 2: Продолжаем наше путешествие. Мы приехали в село Краснословие. На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах и поговорках, о загадках, (задания общие)

В каких русских народных сказках часто повторяются одни и те же фразы? Какие это фразы? («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят». «Три медведя») (пояснить на примере)

Назовите сказки, где есть волшебный конь. («Сивка – Бурка», «Конек – Горбунок»).

Вспомните пословицы и поговорки о дружбе. (Кто больше вспомнит - тому фишка с буквой)

Ведущий 1: Едем дальше и на нашем пути деревня Сказочный ералаш.

  1. К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла хозяевам изделия из драгоценных металлов? Как ее звали?

(Курочка Ряба)

  1. Назовите героя известной сказки русского поэта. Герой получил черепномозговую травму, потерял дар речи, сошел с ума. (Поп. «Сказка о попе и работнике его Балде»).
  2. В какой сказке решается проблема жилья или, говоря взрослым языком, ЖКХ? (Теремок).
  3. В какой сказке лицо, имеющее весьма дурную репутацию, под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на 7 несовершеннолетних душ, но было разоблачено и наказано. (Волк «Волк и семеро козлят»).

Ведущий 2: Следующая остановка - город Поэзия. 

Восстановить текст. (Каждая команда получает карточку с текстом, в котором пропущены слова.) У кого лучше! Дерзайте! Творите!

Вот книга. Откройте:

Вам станет известно,

Что русский язык

Изучать интересно.

В ней к знаниям

Новый проложен маршрут,

В Лингвию

Книжные тропы ведут...

Мы книгу просим вас открыть!

В ней спрятаны ответы:

Как русский весело учить,

Постичь его секреты,

И как с героями дружить,

И в лодку сесть одну,

Как Море Знаний переплыть

И не пойти ко дну.

Ведущий 1: Остановка шестая «Схватка капитанов»: борьба капитанов за звание лучшего.

Вопросы для первой команды:

  1. Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложении (синтаксис)
  2. Антоним к слову временный (постоянный)
  3. Как погиб Колобок? (съела Лиса)
  4. Подруга дней моих суровых. О ком это? (няне Пушкина)
  5. Слово с удвоенной т? (аттракцион, аттестат...)
  6. Фразеологический оборот со словом глаза, (выколи глаз, вырви глаз, глазам не верить, плюнуть в глаза)
  7. Объясните значение: Хоть кровь из носу, (обязательно)
  8. Словарь, в котором можно узнать о произношении слов, (орфоэпический)
  9. Великий русский баснописец. (Крылов)
  10. КвАртал или квартАл? квартАл
  11. Подлежащее и сказуемое являются... грамматической основой
  12. Как называются слова, которые употребляются только жителями определенной местности? диалектные
  13. Есть ли непроизносимый согласный в слове участвовать? нет
  14. Сколько звуков в слове яд? 3
  15. Любимое дерево Сергея Есенина. Береза

Ведущий 2:

Вопросы для второй команды:

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. Фонетика
  2. Синоним к слову антитеза. Противопоставление
  3. Кто спас муху-цокотуху? Комар
  4. КаталОг или катАлог? КаталОг
  5. Мой первый друг, мой друг бесценный... О ком это? О Пущине
  6. Слово с удвоенной р. Терраса, территория
  7. Фразеологический оборот со словом голова, (ломать голову, сломя голову, оторвать голову ...
  8. Какой корень в слове обуть? Нулевой
  9. Словарь, из которого можно узнать о происхождении слов. Этимологический
  10. Сколько раз надо отмерить, чтобы верно отрезать? 7
  11. Из главного и зависимого слова состоит... Словосочетание
  12. Сколько звуков в слове ёжик? 5
  13. Разносклоняемое существительное м.р.? Путь
  14. В каком городе родился Пушкин? В Москве

Ведущий 1: Внимание! Корзина с потерянными вещами.

У меня корзина есть.

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес ее полпуда.

Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?

  1. В сказке Г.Х.Андерсена лапландка использовала вместо нее вяленую треску. (Бумага).
  2. Расколешь лед - возьмешь серебро.

    Разрежешь серебро - возьмешь золото. (Яйцо).

  1. Этот вкусный предмет уложил в гроб даже царевну (Яблоко).
  2. Это богатырский предмет. Сейчас его можно встретить или в музее, или на страницах книг (Меч).

Ведущий 2: Остановка седьмая «Зазеркалье»

Вам предлагается шутливая игра, где в названии известных литературных произведений все слова заменили на противоположные им по смыслу. Например: «Кошачья душа» - «Собачье сердце», «Путник с ногами» - «Всадник без головы». Команда, восстановившая первой зашифрованные таким образом названия, получает жетон. (Задания на карточке ). (Время работы-3 минуты)

Ответы:

«Пес босиком»                        («Кот в сапогах»)

«Девочка - каланча»                («Мальчик с пальчик»)

«Синий платочек»                        («Красная шапочка»)

«Укутанная королева»                («Голый король»)

«Белый петух»                        («Черная курица»)

«Великан рот»                        («Карлик нос»)

Ведущий 1: Остановка восьмая «Литературная»

О каком герое идёт речь?

  1. Кто из литературных героев 28 лет провел на необитаемом острове? Кто автор произведения? (Д.Дефо. «Робинзон Крузо»)
  2. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда служил в гусарах». (Сильвио)
  3. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
  4. Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)
  5. Назовите героя французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)
  6. Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
  7. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)
  8. Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)
  9. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)
  10. Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)
  11. Сколько произведений входит в «Повести Белкина» (Пять)
  12. Кто автор рассказа «Муму»? (И.С.Тургенев)

Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги и определяет победителя, мы поиграем в перевертыши пословиц и поговорок.

1.Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)

2.0т смелости затылок мал. (У страха глаза велики)

3.Чужие ботинки дальше от ног. (Своя рубашка ближе к телу)

  1. На милиционере валенки мокнут. (На воре шапка горит)
  2. Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
  3. Скрыл, что водоросль, выходи из аквариума. (Назвался груздем - полезай в кузов)
  4. Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)
  5. Ложь уши ласкает. (Правда глаза колет)

Ведущий 1: Наше путешествие подходит к концу. Казначеи, посчитайте, сколько у каждой команды фишек за правильные ответы. Обладателей большего числа фишек ждут призы.

Чтобы вернуться из нашего путешествия, мы все вместе должны выполнить последнее задание.

Составьте из ваших фишек, на которых написаны буквы, пословицу.

Давайте уточним смысл пословицы «Век живи - век учись».

Итог игры

Ведущий 2: Вы сегодня замечательно поработали!

Ведущий 1: Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали?

Вручение грамот, памятных сувениров.

Ведущий 2: Итак, друзья, пришла пора проститься, И я хочу вам пожелать:

Всегда с охотою учиться,

Всегда с желанием трудиться.

Никогда не унывать,

А русский на «отлично» знать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Внеклассное мероприятие "Лингводилижанс"

Данное мероприятие предназначено для учащихся 8 -9 классов, Мероприятие представляет конкурсную программу с занимательными "минутками".Конкурсы включают материалы по ономастике, орфоэпии, риторике, ху...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 9 классе "Лингводилижанс"

Цель данного мероприятия:закрепление  знаний  по  орфоэпии, риторике, лексике, ономастике,                 ...