ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛИНГВОДИЛИЖАНС»
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему
Внеклассное занятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 классов.
Цель:1. Выявить уровень эрудированности учащихся в области русского языка
и литературы.
2. Повысить уровень самостоятельности.
3. Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra-puteshestvie.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 9 города Кинеля
городского округа Кинель Самарской области
Внеклассное занятие по русскому языку для 7 класса
ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛИНГВОДИЛИЖАНС»
Автор: Мясникова Лариса Валерьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 9
г. Кинеля Самарской области
Кинель 2014
Тема: Игра-путешествие «Лингводилижанс».
Цель:
- Выявить уровень эрудированности учащихся в области русского языка
и литературы.
2. Повысить уровень самостоятельности.
3. Воспитывать интерес к урокам русского языка и литературы.
Оформление:
Коробка с билетами, фишки, сигнальные знаки, нарисованная на
листе ватмана карта дороги со всеми остановками, 4 карточки со словами
( дно, веки, игра, рука), репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»,
черный ящик.
Ход игры.
- Вступительное слово учителя.
Сегодня на дилижансе мы отправляемся в путешествие по дороге лингвистики.
Кто из вас знает, что такое дилижанс? Но, за проезд надо платить. Платой будут ваши ответы. Поэтому вам, кто отгадает загадки, я вручу проездные билеты. На этих билетах будет указан путь следования. Итак, приготовились. Тема загадок – средства передвижения. Итак, 1 остановка - Ономастика.
Река времен в своем стремлении уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья народы, царства и царей.
В памяти остаются слова и от всего былого имена.
В языкознании есть особый раздел-ономастика. Название он взял от греческого (искусство давать имена ).
Антропонимы - собственные имена, относящиеся к людям.
Топонимы - географические названия.
Ойконимы- название населенных пунктов.
Урбаконимы- названия внутригородских объектов ( улиц, музеев, и т.д.).
Зоонимы- клички животных.
Хрононимы- собственные имена отрезков времени ( 8 Марта, День победы ).
Сейчас будут соревноваться те пассажиры, кто будет следовать до этой станции. Возьмите сигнальные знаки. Я буду задавать вопросы. Поднявший знак первым будет отвечать на вопросы.
Вопросы:
- Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного?
- Что такое фамилия?
- Фамилии образовывались по-разному. Например, 1 человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца. Донской - жил на Дону. А, как появилась фамилия Татаринов или Свистунов?
- Палиндрамы-это слова - перевертыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как слева направо, так и справа налево. Назовите строку о собаке и цветке- палиндрам, составленный когда то Фетом.
- Почему колумбами называют первооткрывателей в любой области.
- Назовите химические элементы, названные в честь известных всему миру ученых.
- Очень много мифологических и литературных собственных имен перешло в разряд нарицательных. Какие это имена?
2 остановка - город Фразеологизм.
Человек через слово всемогущ,
Язык всем знаниям и всей природы ключ.
Во слове всех существ содержится картина,
Сообществ слов всех и действиев пружина.
(Г.Р. Державин)
Задание:
Вычленить из предложения фразеологизм и объяснить его.
1.Да как же вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил?
2.Что делать, Вася? Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел-улетел.
3.Слушай, ты, обрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но… придержи язык.
4.Григорий Иванович рассказал все, что случилось. Лиза не верила своим ушам.
5.Налбандов начинает с места в карьер, без предисловий, не обращая внимания на гостей.
6.Все требуют машин. А у него их с гулькин нос.
7.Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять.
3 остановка - поселок Диалект.
Не собирал я редкие словечки,
Но звук родной всегда в душе живет.
Вот место, где сливаются две речки,
Его назвал сутонами народ.
И, что мне в том, что в словарях толковых
Такого слова не было и нет,
В нем пенье струй я слышу родниковых,
На шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты,
Я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
Твердя, стихи поэтов наизусть.
Учитель:
Есть такая русская пословица: «Что не село, то говор». В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой «набор» местных языковых особенностей, свой говор или диалект.
Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектов русского языка, многие слова вы встречали в книгах. Я назову вам общеизвестное слово, а вы скажете нам его диалектный вариант. Итак, начали:
Говорить, дом, иней, дорога.
4 остановка - село Краснословие.
На этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, считалках, скороговорках, песнях, играх.
«Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Оно порождало и объясняло жизнь, было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло» (В.Г. Белинский).
Краснословцы, вы готовы показать свои знания?
Задания вам такие:
1.В русских народных сказках часто повторяются одни и те же фразы. Назовите такие сказки.
2.Назовите сказки, где есть волшебный конь.
3.Что Морозко подарил Ленивице?
4.Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.
5.Объясните поговорки: «Душа в пятки ушла», «Своя рука - владыка», «Мелким бесом рассыпается», «Будь, как дома», «По заслугам и честь», «У лжи короткие ноги».
Вывод:
Вижу: с малыми жанрами вы хорошо знакомы. А как с такими, как былина? Даже тысячу лет назад на Руси никто не мог точно сказать, с каких пор повелось петь былины
и рассказывать сказки. Посмотрим, что вы знаете о былинах.
1.Объясните литературоведческий термин «былина».
2.Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений.
Кто автор этой картины? (Репродукция картины Васнецова «Богатыри»).
3.Кем по роду деятельности были былинные герои Микула и Вольга?
4.Назовите имя прославленного героя-богатыря, который дважды одерживал победу в схватках с огненным змеем?
Если вы любите веселиться, то наверняка хорошо знаете шутки, прибаутки, песни.
Я буду зачитывать вам начала старинных обрядовых песен, а вы заканчивать строчку.
На Муромской дорожке стояли три сосны. Прощался со мной милый до будущей весны.
Прощай, масленица, прощай, красная. Наступает великий пост. Дадут нам редьки хвост.
Котышко-мурлышко, серый лобишко, не лезь в сметану. Оставь Тане с Ваней.
Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница. С кем ты хочешь пожениться?
Не плачь, дам калач. Не вой - дам другой. Не реви - дам три.
Радуга-дуга, не давай дождя, давай солнышко….
Коси, коси, пока роса. Роса долой, косец домой.
Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, да работы не нашел, сам заплакал и ушел.
5 остановка - деревня Подумайкино.
Вот мы добрались до Подумайкино.
Язык разум открывает. Не долго думал, да хорош молвил. Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.
Вот какие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик и могуч. У В. Брюсова есть строки, дающие прекрасный образ родного языка:
« Мой верный друг!
Мой враг коварный!
Мой царь!
Мой раб - родной язык!»
В этом образе все: и удивительное богатство нашего языка, и трудности овладения его тонкостями, и то, что каждый человек - хозяин своего языка, и то, что он обязан подчиняться законам этого языка. В нашем конкурсе в вопросах и ваших ответах мы увидим необъятность, прелесть и изумительную красоту русского языка.
1. В языках разных народов очень много заимствованных слов. Например, в период 1812-1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже на Монмартре на сцене одного из ресторанчиков в 1814 году казаки выкрикнули здесь впервые слово «быстро».
Таким образом, родился предшественник современных французских маленьких кафе.
Как они называются?
- Что у Бориса впереди, а Глеба позади?
- Почему в русском языке 33 буквы, хотя звуков 42?
- Корень мой находится в цене, в очерке найди приставку мне, суффикс мой в тетрадке все встречали, вся же - в дневнике я и в журнале.
- Нас пригласили в гости в салон хорошего произношения. Встречает хозяйка салона Орфоэпия. Почему ее так зовут?
- Внимание! Черный ящик. Вы знаете, что омонимы-это слова, одинаковые по написанию, но разные по значению. Я назову все слово, а вы должны угадать, что лежит в ящике.
Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась при первом же его прикосновении.
Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое красивое название-Хрустальный Ключ.
Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером.
Заключительное слово учителя:
Итак, подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистики. А, сейчас подведем итоги. Те, кто за правильный ответ получал фишки, посчитайте, сколько их у вас набралось. Обладателя самого большого числа фишек ждет приз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра–путешествие «Путешествие в страну шахматных чудес»
Цель: Популяризация шахмат среди учащихся начальных классов и родителей, развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.В игре участвуют сборные команды начальных классов. С...
Игра- путешествие по теме: «Путешествие по лесным тропинкам».
Разработка внеклассного мероприятия по экологическому направлению деятельности по теме"Путешествие по лесным тропинкам" в форме игры- путешествия...
Игра-путешествие для учащихся 5-6 класса "Путешествие в Читай-город"
Это мероприятие может быть проведено как внеклассное мероприятие по литературе или как мероприятие в рамках предметной недели. Цель: пробудить интерес учащихся к чтению, вспомнить известных литературн...
Презентация "Путешествие в мир природы" (Биологическая игра-путешествие)
Биологическая игра-путешествие целью которой является формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответсвенности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребит...
Сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир природы"
Цель игры: Формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с жи...
Игра-путешествие «Путешествие по стране Православия»
В ходе игры-путешествия «Путешествие по стране Православия» у обучающихся эффективно развиваются такие психические процессы, как внимание, память, воображение, восприятие...