Урок русского языка в 5 классе «Правописание корней с чередующимися гласными».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок обобщения и закрепления изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 5 классе. Урок проводится на творческом уровне с использованием проблемного, развивающего обучения, ИКТ. Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, практический, творческий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korni_s_cheredovaniem._obobshchenie_i_zakreplenie_materiala.docx | 883.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
«Правописание корней с чередующимися гласными».
Бурхаева Ирина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы.
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала в 5 классе
Цели:
- формирование познавательной активности учащихся, закрепление знаний по теме;
- повторение основных понятий, связанных с ней;
- отработка навыков правописания чередованием гласных в корне слова;
- развитие устной и письменной речи учащихся;
5) развитие умения работать самостоятельно и в группе, создание ситуации успеха;
6) активизация интереса учащихся к изучению родного языка, развитие воображения и творческих способностей учащихся.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная, групповая.
Методы обучения: словесные (частично-поисковый, репродуктивный), практические, творческие
Урок проводится на творческом уровне.
Используемые технологии: проблемного, развивающего обучения, ИКТ.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня у нас необычный урок: нас приглашает к себе в гости королева Орфография. Вместе с ней мы совершим путешествие по стране
- А что будет, если обойтись без орфографии? Написал, как слышишь, и все должны понять, - ведь когда слушают, понимают.
- Но вот что однажды произошло в сказочном лесу…
(Ученик рассказывает сказку из книги Г.Г. Граник «Секреты орфографии», с. 78-79)
Итак, вы убедились, что изучать орфографию необходимо, чтобы не попасть в затруднительные ситуации.
II. Понимание и постановка учебной задачи.
- В каком королевстве страны Орфографии мы с вами побывали недавно? В королевстве Корней с чередованием и узнали, кто командует этими корнями.
Сегодня на уроке мы будем закреплять знания о чередовании гласных в корнях слов. Запишем в тетрадях тему урока: «Правописание корней с чередованием. Повторение и закрепление изученного материала».
Сказка о чередующихся гласных о - а, е – и.
В стране Орфографии жили две дружные семьи: одна семья — гласные О и А, другая — гласные Е и И. Буквы жили мирно, выполняли по очереди работу — становиться на отведенное им место в корне слова. Но однажды в стране Орфографии произошел бунт, и все гласные перестали выполнять свои обязанности, даже миролюбивые О и А, Е и И.
Неизвестно, чем бы все это закончилось, если бы с планеты Знания не прилетел мальчик, который знал все орфографические правила. Он без устали напомнил гласным, что нужно дружить с соседями: «Посмотрите, кто твой сосед справа. Если это суффикс А, то для И или А нет товарища вернее. С буквой О, а также с Е будут рады все другие суффиксы писаться рядом».
Умного и вежливого мальчика послушались буквы и с тех пор не ссорились и не нарушали порядка в своей стране.
III. Повторение изученного материал
- Ребята, о каких корнях с чередованием рассказывает эта грамматическая сказка?
1) Игра «Найди 4 лишний» (работа с доской)
- Коснуться, касаться, прикосновение, покоситься.
- Сложить, сложный, слагаемое, прилагательное.
- Роща, растительный, заросли, произрастают.
- Полог, росточек, сочетание, блестеть
-Какие еще корни с чередованием мы знаем, которые не зависят от суффиксов. –Зар – зор, гар – гор, клан – клон, твар – твор.
2) Орфографическая физкультминутка:
Мы работаем отлично. Отдохнуть непрочь сейчас.
И зарядка к нам привычно на урок приходит в класс.
Ученики встают и выполняют движения в зависимости от того, какая буква пишется в корне с чередованием: буква - а- – хлопаем в ладоши, буква -о – восклицаем и поднимаем руки вверх:
Заря, гореть, зорька, зарянка, скакать, вскочить, зарница, соскочить, возгорание, скачу, загорать, творить, прискакать, озаряться, творение, перегореть, скачок, озарение, пригарь, утварь.
Потянулись и вздохнули! Отдохнули? Отдохнули.
3) Заполните таблицу в Тетради открытий. Запишите в каждую графу все известные вам корни и расскажите о правописании корней с чередованием, опираясь на таблицу
Написание гласных в корнях с чередованием | |||
Командует ударение | Командует согласный | Командует смысл | Командует суффикс |
4) А теперь запишите слова в нужную графу таблицы:
Равновесие, склоняться, разжигать, скакун, блестящий, непромокаемый, загорелый, озарение, расположений, придираться, растительный, собираешься, поплавок, подскочить, касаться, росточек, макать в чай, равнина, блистать, подровнять грядки, равняйсь, замирать от восторга, разгорается зорька.
5)Самоинструкция.
Как мы должны действовать, чтобы не ошибиться в написании корней с чередованием (на столах)
1)Проверить, есть ли в слове корни с чередованием. Для этого их надо знать в лицо!
2)Если слово с безударной гласной, проверяем ее ударением.
3) Если в слове есть корень с чередованием, то вспоминаем, кто командует корнями
IV. Закрепление материала.
- Прочитайте текст. Включите волшебный фонарь воображения. Постарайтесь увидеть на своем «мысленном экране» то, что можно увидеть.
- Докажите, что перед нами текст. (Тема текста, общая идея, предложения связаны между собой по смыслу и грамматически)
- Назовите тип речи (Описание природы на вечерней заре).
Г…рит з…ря. Кл…нится день к закату.
Тв…рит в…чернюю прохладу бор.
И тихо плавают лучи по перекату.
Листва ведет неслышный разговор
Туман л…жится п…логом в н…зинах.
И в зар…слях не видно больше птиц,
Ск…кавших бойко утром по вершинам,
Их сон к…сается и клонит клювы ниц.
Природа зам…рает. На р…внине
Луч ст…лет соч…тание теней.
С…деющий туман в д…лине
Чуть дремлет на п…рине из камней…
С. Балашев «Настроение»
- Выпишите из текста словосочетания с чередующимися гласными в корне, обозначьте орфограмму. Затем выпишите остальные слова с орфограммой.
Самопроверка. Один ученик вставляет у доски.
V. Игра «Корректор». Исправь текст (работа с доской)
Ученица проверила диктант ученика и нашла в его работе 6 ошибок в правописании корней с чередованием. Сколько ошибок найдешь ты?
Задание: найдите ошибки, исправьте их и правильно перепишите текст.
Я люблю путешествовать, особенно забераться в горы. Для этого нужно прилажить немало сил. Чудестная природа раскошных гор привликла меня. Бесканечные луга растелаются на склонах, а когда взбираешься все выше и выше, серце готово выскачить из груди. Ты будто прикосаешься к облокам. Вечером вершины гарят в лучах блестающего солнца. Затем кругом разлевается приглушенный свет вечерней зори.
Взаимопроверка в паре.
VI. Итоговый контроль усвоения. Диагностическая работа.
-Теперь, ребята, посмотрим, что удалось усвоить за урок. Проведем небольшую самостоятельную работу по карточкам, которые вы делали дома. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически выбор орфограммы.
VII. Рефлексия. Подведем итоги.
- Что мы делали на уроке?
- Как мы это делали?
- Зачем нам необходимо знать эти правила, пригодится ли они в жизни?
- В чем возникли затруднения, и удалось ли их преодолеть?
Домашнее задание. Сочинение – миниатюра на любую тему, используя слова с чередующейся корневой гласной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и
Конспект урока русского языка для пятого класса по теме Правописание корней с чередованием гласных е//и...
Урок по русскому языку на тему: « Правописание корней с чередованием гласных И-Е» в 5 классе.
Это первый урок при изучении темы " Правописание корней с чередованием гласных Е-И ". Для повышения интереса к русскому языку, лучшего запоминания нового использую игровой момент....
Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"
Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....
Конспект интегрированного урока русского языка в разновозрастной группе учащихся 5-6 классов «Правописание корней с чередующимися гласными о-а»
Интегрированный урок проводится в разновозрастной группе учащихся (5-6 классы). Для учащихся 5 класса это урок получения новых знаний. В процессе урока они имеют возможность обратиться за помощью не т...
Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и.
Конспект урока 5 класс. Правописание корней с чередующимися гласными е//и....
Урок русского языка по теме "Правописание корней кас-кос" для 6 класса
Презентация к уроку русского языка по теме "Правописание корней кас-кос"...