Проект по русскому языку " РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
проект по русскому языку (6 класс) по теме

Альканова Галина Александровна

Данный проект является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в  6 классе. Тема проекта актуальна, потому что категория рода, несмотря на кажущуюся простоту, является одной из самых трудных в усвоении тем и в то же время очень важной для  практического овладения языком. Ошибка в определении рода имени существительного является одной из самых заметных и самых распространенных, особенно на начальном и среднем этапе обучения. Также вопрос  о категории рода в русском языке до сих пор не является однозначным.        

    В результате работы над проектом обучающиеся приобретают навыки работы с различными источниками информации,   взаимодействуют с взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защищают проект. Это способствует формированию коммуникативной компетенции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мордовский республиканский институт образования

Дистанционные курсы

«Проектная методика на уроках русского языка и литературы»

Проект по русскому языку

РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


Автор: Альканова Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы

 МОУ «Лицей №31» городского округа Саранск

Саранск-2013

Тема проекта: «Род имен существительных»

Автор проекта: Альканова Галина Александровна

Предмет, класс: русский язык, 6 класс

Возраст учащихся, на которых рассчитан проект:11-12 лет 

Время работы над проектом: 14 дней (2 недели)

Тип проекта: творческий с элементами исследования.

Форма проекта: демонстрация материалов в виде презентации

Форма организации детей:  (групповая) для учащихся одного класса

Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся, желание расширить свои знания по теме «Род имен существительных»

Информационные ресурсы: Панова Г.И. Морфология русского языка: Словарь-справочник, 2010; Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Дрофа,2006; Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях. -  М: Русский язык, 1991; Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»— М.: Просвещение, 1988. — 240 с.; цифровые образовательные ресурсы, Интернет – ресурсы. 

Цель проекта: заинтересовать учащихся в приобретении новых знаний о приемах распознавания рода  имен существительных

Задачи проекта:

-мотивировать учащихся к групповой деятельности;

-развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

-развивать умение классифицировать по группам слова по определенным признакам;

-формировать умение определять род имен существительных.

Методическая задача:

- закрепить знания, полученные при изучении темы «Род имен существительных» и при поиске новой информации.

 Предполагаемый продукт: презентация «Род имен существительных»

Краткая аннотация проекта:

    Данный проект является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в  6 классе. Тема проекта актуальна, потому что категория рода, несмотря на кажущуюся простоту, является одной из самых трудных в усвоении тем и в то же время очень важной для  практического овладения языком. Ошибка в определении рода имени существительного является одной из самых заметных и самых распространенных, особенно на начальном и среднем этапе обучения. Также вопрос  о категории рода в русском языке до сих пор не является однозначным.        

    В результате работы над проектом обучающиеся приобретают навыки работы с различными источниками информации,   взаимодействуют с взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защищают проект. Это способствует формированию коммуникативной компетенции

Вопросы, направляющие проект:

Основополагающий вопрос:

Как научиться правильно определять род имен существительных?

Проблемные вопросы:

- Как определить род  у имен существительных, которые оканчиваются        на – Ь?

- Какого рода существительные, оканчивающиеся на согласный и на –Й?

- Всегда ли существительные на - А и - Я женского рода?

- Какого рода существительные на – О, - Е, - ИЕ и -МЯ?

- Как определить род у имен существительных одушевленных?

- Как определить род у существительных, обозначающих профессии?

- Как определить род у заимствованных существительных?

План проекта

Подготовительный этап:

  • Проинформировать родителей о том, что дети будут участвовать в проекте.
  • Подготовить памятки по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет и сохранению информационных объектов на внешние носители, инструкции.
  • Определить время работы над проектом.
  • Определить, как ученики собирают и где хранят результаты работы и способы проверки.

Основной этап:

  • Познакомить учащихся с темой проекта, распределить на группы.
  • Познакомить учащихся с критериями оценивания промежуточной и итоговой работы.
  • Разработать план действия каждой группы учащихся проекта.
  • Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов.
  • Провести анализ собранного материала и инструктирование по дальнейшим действиям учащихся.
  • Оценить проделанную работу.

Заключительный этап:

  • Поблагодарить всех, кто помогал в проведении проекта.
  • Представить презентацию проекта на итоговом уроке, на родительском собрании, перед обучающимися в одной параллели.
  • Наградить учащихся.

Примеры продукта проектной деятельности учащихся

Защита проекта

1 группа: «Род имен существительных, оканчивающихся на Ь, на согласный и на -Й»

- Для обозначения живых существ, предметов, явлений и абстрактных понятий в русском языке употребляются существительные мужского, женского среднего рода. Мы выяснили, что род существительных можно определить по окончанию или конечной согласной. Например:

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=34183827-15-72&n=21Дом         мужской род, на согласный

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=461162115-17-72&n=21Трамвай        мужской род, на – Й

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=410446122-27-72&n=21 Картина        женский род, на –а

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=284895344-56-72&n=21Семья        женский род, на –я

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=142769405-27-72&n=21Станция        женский род, на –ия

Особую группу, на наш взгляд,  составляют существительные, имеющие на конце -Ь. Они могут быть мужского или женского рода.

 http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=111254389-50-72&n=21  СловарЬ         мужской род

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=172556639-62-72&n=21   ТетрадЬ         женский род

Существительных мужского рода на –ь немного. Большая часть их имеет суффикс – тель и обозначает лиц мужского рода и предметы мужского рода:

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=127231772-61-72&n=21

учиТЕЛЬ

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=522173897-13-72&n=21

зриТЕЛЬ

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=114360382-39-72&n=21

двигаТЕЛЬ

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=376111080-62-72&n=21

выключаТЕЛЬ

Некоторые существительные на –ь заимствованы из других языков. Например, названия месяцев: АПРЕЛЬ, ИЮЛЬ и другие; названия предметов: ЦИРКУЛЬ, ПОРТФЕЛЬ, КАРТОФЕЛЬ.

 Существительных женского рода на –ь сравнительно немного. Большая часть их с суффиксом –ОСТЬ. Эти существительные обозначают абстрактные  понятия: новОСТЬ, скорОСТЬ, молодОСТЬ, смелОСТЬ, специальнОСТЬ.

Некоторые существительные женского рода на-ь заимствованы из других языков. Например:

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=544795417-68-72&n=21

кровать

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=305916124-04-72&n=21

медаль

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=191395071-50-72&n=21

акварель

 Существительные на согласный и на – Й всегда мужского рода:

К, Г, Х: спутниК, ОлеГ, ореХ; Ш, Ж: – карандаШ, ноЖ; Ч, Щ: мяЧ, плаЩ; Б, В, Д, З, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Ц-Й: хлеБ, остроВ, поезД, глаЗ, стоЛ, костюМ, магазиН, потоП, ТеатР, автобуС, леС, космонавТ, шарФ, месяЦ, музеЙ. В

русском языке существительных мужского рода, оканчивающихся на –Й - немного. Например: герой, урожай, чай и некоторые другие.

2 группа «Род имен существительных на –а,-я,-ия, на –о, -е, -мя »

Большинство существительных  женского рода на -а. Например:

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=49577197-13-72&n=21

книгА

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=562874401-70-72&n=21

девочкА

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=189186810-42-72&n=21

звездА

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=167677144-06-72&n=21

лунА

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=141383850-34-72&n=21

рыбА

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=137458661-67-72&n=21учительницА

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=238729378-47-72&n=21

доскА

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=391400183-32-72&n=21

партА

Существительных женского рода на –я совсем немного:

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=291535963-39-72&n=21

кухнЯ

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=247127082-27-72&n=21

семьЯ

Большая часть существительных женского рода иностранного происхождения оканчивается на –ия:

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=90895129-18-72&n=21

демонстрациЯ

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=522757475-31-72&n=21

революциЯ

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=524164419-21-72&n=21

географиЯ

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=273109645-37-72&n=21

химиЯ

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=557303816-48-72&n=21

историЯ

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=158791938-32-72&n=21

лекциЯ

Полные и уменьшительные женские имена также оканчиваются на -а, -я или –ия: ЕкатеринА – КатЯ, ТатьянА – ТанЯ, МарИЯ - МашА

Небольшая группа имен существительных мужского рода также оканчиваются на –а и –я. Например:

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=102451166-62-72&n=21

мужчинА

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=206876007-52-72&n=21

юношА

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=218039984-66-72&n=21

дедушкА

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=490819596-48-72&n=21

папА

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=249524069-70-72&n=21

дядЯ Степа

Уменьшительные мужские имена в большинстве своем оканчиваются на –а, -я: Александр- СашА, Алексей- АлешА, Петр- ПетЯ, Николай – КолЯ, Константин – КостЯ и др.

Необходимо обратить внимание на согласование!

МоЙ брат СашА – красивЫЙ юношА.

МоЙ друг АлешА пришеЛ.

НаШ любимЫЙ дедушкА приехаЛ.

ДядЯ КолЯ приехаЛ.

Имена существительные на-о,-е,-ие,-мя всегда среднего рода. Например:

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=20421825-28-72&n=21

креслО

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=108757647-53-72&n=21

яблокО

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=201833810-16-72&n=21

солнцЕ

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=389816999-63-72&n=21

платьЕ

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=153531328-27-72&n=21

расписанИЕ

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=64028499-43-72&n=21

зданИЕ

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=141822287-62-72&n=21

плаМЯ

http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=210753389-24-72&n=21

стреМЯ

 Большинство существительных среднего рода оканчивается на –ие. Это обычно отглагольные существительные. Обозначающие абстрактные понятия. Небольшое число существительных на-о обозначают предметы, а на –ство – абстрактные понятия. На –мя оканчивается всего 10 слов: время. стремя, пламя, знамя, вымя, темя, семя, бремя, имя, племя.

3 группа «Род одушевленных существительных, существительных, обозначающих профессии, и заимствованных»

 Существительные, обозначающие живых существ (людей и животных), бывают только мужского и женского рода. Исключение составляют слова ДИТЯ, ЖИВОТНОЕ – среднего рода. 

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=85697444-13-72&n=21

ребенок

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=456305598-51-72&n=21

котенок

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=406940463-51-72&n=21

девочка

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=28431633-57-72&n=21

собака

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=310114254-22-72&n=21

мальчик

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=514739086-60-72&n=21

лошадь

Грамматический род одушевленных имен существительных определяется:

а) естественным полом человека или животного (домашние животные различного пола часто обозначаются различными словами: бык-корова, петух-курица);

б) окончанием существительного, например: существительное СЛОН-мужского рода, а существительное ОБЕЗЬЯНА – женского рода.

   Существительные, обозначающие малышей и оканчивающиеся на суффиксы – ЁНОК, - ОНОК, независимо от естественного пола, всегда мужского рода: телЁНОК, цыплЁНОК, котЁНОК, медвежОНОК, ребЁНОК.

  Существительные, обозначающие профессии, бывают мужского и женского рода: учитель-учительница, тракторист-трактористка. Однако большинство существительных, обозначающих профессии, традиционно мужского рода:

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=94155235-29-72&n=21

врач

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=365424662-23-72&n=21

врач

http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=109428838-60-72&n=21

архитектор

http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=403590850-23-72&n=21

архитектор

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=334395286-56-72&n=17

водитель

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=442957948-38-72&n=21

водитель

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=106625050-31-72&n=21

почтальон

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=192204099-15-72&n=21

почтальон

Необходимо обратить внимание на согласование!

Он - опытный врач. – Она – опытный врач.

Петров - молодой агроном. Петрова – молодой агроном.

Приехал доктор Иванов. – Приехала доктор Иванова.

Уважаемый профессор Соколов! – Уважаемая профессор Соколова!

  Многие существительные иноязычного происхождения (имена собственные, фамилии и географические названия) имеют нетипичные для русского языка окончания –И, - У, - Ю (имена собственные могут оканчиваться на – О и –Е, женские имена собственные и фамилии – на согласный). Эти существительные не изменяются ни по числам, ни по падежам. Фамилии и имена собственные с такими окончаниями могут быть как мужского, так и женского рода.

К мужскому роду относятся:

а) мужские имена и фамилии: наш маленький Хосе, великий Гёте, президент Неру;

б) названия городов и островов: многомиллионный Токио, живописный Капри.

К женскому роду относятся:

а) женские имена и фамилии: Эмили, Кармен, Жени, знаменитая Виардо;

б) названия рек: широкая Миссисипи;

в) названия газет: французская «Юманите».

К среднему роду относятся названия предметов: новое пальто, широкое шоссе, звуковое кино

Оценивание проекта -имитация профессиональной экспертизы,  происходящая на последнем этапе проектирования –  презентации.  

Участники проекта  должны отстоять свою работу, убедить комиссию (жюри) в ее значимости, показать не  только свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, но и раскрыть значение проекта.

Аспекты оценивания объектов проектной деятельности: оценка продукта проектной деятельности, оценка оформления проекта, оценка процесса проектной деятельности, оценка  защиты проекта, оценка (самооценка) руководства ПДУ.

Оценка проектной деятельности учащихся (ПДУ)

№ п/п

Аспект оценки

Объект оценивания

1

Продует (материализованный результат ПДУ)

Изделие, спектакль, стенд и т.д.

2

Процесс (работа по выполнению проекта)

Защита проекта, пояснительная записка

Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.)

3

Оформление проекта

Пояснительная записка

Видеоряд

4

Защита проекта

Процесс защиты проекта

Поведение учащегося-докладчика

5

Руководство ПДУ

Проектные материалы

Анкета самооценки учителя как руководителя ПДУ

Ответы учителя на устные вопросы экспертов

1. Оценка продукта проектной деятельности учащегося

Критерии оценки

Показатели

1.1.Функциональность

Соответствие назначению, возможная сфера использования

1.2. Эстетичность

Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д.

1.3.Эксплуатационные качества

Удобство, простота и безопасность использования

1.4. Оптимальность

Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности

1.5. Экологичность

Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации продукта

1.6. Новизна

Оригинальность

Уникальность

Ранее не существовал

Своеобразие, необычность

Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя)

2. Оценка процесса проектной деятельности учащегося

Критерии оценки

Показатели

2.1. Актуальность

Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата

2.2. Проблем кость

Наличие и характер проблемы в замысле

2.3. Технологичность

Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность

2.4. Соответствие объемам учебного времени

Качественное выполнение проекта в определенные сроки

2.5. Экологичность

Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта

2.6. Экономичность

Оптимальные затраты на материалы и изготовление

2.7. Безопасность

Соблюдение правил ТБ

2.8.Соответствие современному уровню научно-технического прогресса

Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт

2.9. Содержательность

Информативность, смысловая емкость проекта

2.10. Разработанность

Глубина проработки темы

2.11. Завершенность

Законченность работы, доведение до логического окончания

2.12. Наличие творческого компонента в процессе проектирования

Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д.

2.13. Коммуникативность (в групповом проекте)

Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д.

2.14. Самостоятельность

Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю1 — руководителю ПДУ, на основании анкеты самооценки учителя

1 Устные вопросы могут быть сформулированы так, чтобы прояснить наличие того или иного критерия в объекте оценивания.

3. Оценка оформления проекта

Критерии оценки

Показатели

3.1.Соответствие стандартам оформления

Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии

3.2. Системность

Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда

3.3. Лаконичность

Простота и ясность изложения

3.4. Аналитичность

Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов

3.5. Дизайн

Композиционная целостность текста, продуманная система выделения.

Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков

3-6. Наглядность

Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей

4. Оценка  защиты (презентации) проекта

Критерии оценки

Показатели

4.1. Качество доклада

Системность, композиционная целостность

 Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы

Краткость, четкость, ясность формулировок

4.2. Ответы на вопросы

Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов

 Аргументированность, убедительность

4.3.Личностные проявления докладчика

Уверенность, владение собой

Настойчивость в отстаивании своей точки зрения

Культура речи, поведения

Удержание внимания аудитории

Импровизационность, находчивость

Эмоциональная окрашенность речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"

Данный урок по теме  «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...

проект по русскому языку "Что в имени тебе моём?"

Данный материал можно использовать при комплексном анализе текста, на родительском собрании, классном часе....

Урок русского языка «Падеж имен существительных»

ТИП УРОКА: урок открытие новых знанийФОРМА УРОКА:МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:  слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работыЦЕЛИ: отрабатывать умение определять пад...

Урок русского языка в 6 классе. "Одна из тайн русского языка: разносклоняемые имена существительные".

Урок поможет детям изучить непростую тему, откроет новые возможности. Разнообразные задания позволят совершенствовать навыки при изучении существительного....

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс

Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...