Проект по русскому языку " РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
проект по русскому языку (6 класс) по теме
Данный проект является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема проекта актуальна, потому что категория рода, несмотря на кажущуюся простоту, является одной из самых трудных в усвоении тем и в то же время очень важной для практического овладения языком. Ошибка в определении рода имени существительного является одной из самых заметных и самых распространенных, особенно на начальном и среднем этапе обучения. Также вопрос о категории рода в русском языке до сих пор не является однозначным.
В результате работы над проектом обучающиеся приобретают навыки работы с различными источниками информации, взаимодействуют с взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защищают проект. Это способствует формированию коммуникативной компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная методика на уроках русского языка и литературы | 565.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Мордовский республиканский институт образования
Дистанционные курсы
«Проектная методика на уроках русского языка и литературы»
Проект по русскому языку
РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Автор: Альканова Галина Александровна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Лицей №31» городского округа Саранск
Саранск-2013
Тема проекта: «Род имен существительных»
Автор проекта: Альканова Галина Александровна
Предмет, класс: русский язык, 6 класс
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект:11-12 лет
Время работы над проектом: 14 дней (2 недели)
Тип проекта: творческий с элементами исследования.
Форма проекта: демонстрация материалов в виде презентации
Форма организации детей: (групповая) для учащихся одного класса
Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся, желание расширить свои знания по теме «Род имен существительных»
Информационные ресурсы: Панова Г.И. Морфология русского языка: Словарь-справочник, 2010; Шелякин М.А. Справочник по русской грамматике. - М.: Дрофа,2006; Пехливанова К.И., Лебедева М.Н. Грамматика русского языка в иллюстрациях. - М: Русский язык, 1991; Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»— М.: Просвещение, 1988. — 240 с.; цифровые образовательные ресурсы, Интернет – ресурсы.
Цель проекта: заинтересовать учащихся в приобретении новых знаний о приемах распознавания рода имен существительных
Задачи проекта:
-мотивировать учащихся к групповой деятельности;
-развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
-развивать умение классифицировать по группам слова по определенным признакам;
-формировать умение определять род имен существительных.
Методическая задача:
- закрепить знания, полученные при изучении темы «Род имен существительных» и при поиске новой информации.
Предполагаемый продукт: презентация «Род имен существительных»
Краткая аннотация проекта:
Данный проект является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема проекта актуальна, потому что категория рода, несмотря на кажущуюся простоту, является одной из самых трудных в усвоении тем и в то же время очень важной для практического овладения языком. Ошибка в определении рода имени существительного является одной из самых заметных и самых распространенных, особенно на начальном и среднем этапе обучения. Также вопрос о категории рода в русском языке до сих пор не является однозначным.
В результате работы над проектом обучающиеся приобретают навыки работы с различными источниками информации, взаимодействуют с взрослыми (библиотекарем, учителем, родителями), защищают проект. Это способствует формированию коммуникативной компетенции
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос:
Как научиться правильно определять род имен существительных?
Проблемные вопросы:
- Как определить род у имен существительных, которые оканчиваются на – Ь?
- Какого рода существительные, оканчивающиеся на согласный и на –Й?
- Всегда ли существительные на - А и - Я женского рода?
- Какого рода существительные на – О, - Е, - ИЕ и -МЯ?
- Как определить род у имен существительных одушевленных?
- Как определить род у существительных, обозначающих профессии?
- Как определить род у заимствованных существительных?
План проекта
Подготовительный этап:
- Проинформировать родителей о том, что дети будут участвовать в проекте.
- Подготовить памятки по работе со справочной литературой, поиску информации в сети Интернет и сохранению информационных объектов на внешние носители, инструкции.
- Определить время работы над проектом.
- Определить, как ученики собирают и где хранят результаты работы и способы проверки.
Основной этап:
- Познакомить учащихся с темой проекта, распределить на группы.
- Познакомить учащихся с критериями оценивания промежуточной и итоговой работы.
- Разработать план действия каждой группы учащихся проекта.
- Обсудить с учащимися формы представления полученных результатов.
- Провести анализ собранного материала и инструктирование по дальнейшим действиям учащихся.
- Оценить проделанную работу.
Заключительный этап:
- Поблагодарить всех, кто помогал в проведении проекта.
- Представить презентацию проекта на итоговом уроке, на родительском собрании, перед обучающимися в одной параллели.
- Наградить учащихся.
Примеры продукта проектной деятельности учащихся
Защита проекта
1 группа: «Род имен существительных, оканчивающихся на Ь, на согласный и на -Й»
- Для обозначения живых существ, предметов, явлений и абстрактных понятий в русском языке употребляются существительные мужского, женского среднего рода. Мы выяснили, что род существительных можно определить по окончанию или конечной согласной. Например:
Дом мужской род, на согласный
Трамвай мужской род, на – Й
Картина женский род, на –а
Семья женский род, на –я
Станция женский род, на –ия
Особую группу, на наш взгляд, составляют существительные, имеющие на конце -Ь. Они могут быть мужского или женского рода.
СловарЬ мужской род
ТетрадЬ женский род
Существительных мужского рода на –ь немного. Большая часть их имеет суффикс – тель и обозначает лиц мужского рода и предметы мужского рода:
учиТЕЛЬ | зриТЕЛЬ | двигаТЕЛЬ | выключаТЕЛЬ |
Некоторые существительные на –ь заимствованы из других языков. Например, названия месяцев: АПРЕЛЬ, ИЮЛЬ и другие; названия предметов: ЦИРКУЛЬ, ПОРТФЕЛЬ, КАРТОФЕЛЬ.
Существительных женского рода на –ь сравнительно немного. Большая часть их с суффиксом –ОСТЬ. Эти существительные обозначают абстрактные понятия: новОСТЬ, скорОСТЬ, молодОСТЬ, смелОСТЬ, специальнОСТЬ.
Некоторые существительные женского рода на-ь заимствованы из других языков. Например:
кровать | медаль | акварель |
Существительные на согласный и на – Й всегда мужского рода:
К, Г, Х: спутниК, ОлеГ, ореХ; Ш, Ж: – карандаШ, ноЖ; Ч, Щ: мяЧ, плаЩ; Б, В, Д, З, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Ц-Й: хлеБ, остроВ, поезД, глаЗ, стоЛ, костюМ, магазиН, потоП, ТеатР, автобуС, леС, космонавТ, шарФ, месяЦ, музеЙ. В
русском языке существительных мужского рода, оканчивающихся на –Й - немного. Например: герой, урожай, чай и некоторые другие.
2 группа «Род имен существительных на –а,-я,-ия, на –о, -е, -мя »
Большинство существительных женского рода на -а. Например:
книгА | девочкА | звездА | лунА |
рыбА | учительницА | доскА | партА |
Существительных женского рода на –я совсем немного:
кухнЯ | семьЯ |
Большая часть существительных женского рода иностранного происхождения оканчивается на –ия:
демонстрациЯ | революциЯ | географиЯ |
химиЯ | историЯ | лекциЯ |
Полные и уменьшительные женские имена также оканчиваются на -а, -я или –ия: ЕкатеринА – КатЯ, ТатьянА – ТанЯ, МарИЯ - МашА
Небольшая группа имен существительных мужского рода также оканчиваются на –а и –я. Например:
мужчинА | юношА | дедушкА | папА | дядЯ Степа |
Уменьшительные мужские имена в большинстве своем оканчиваются на –а, -я: Александр- СашА, Алексей- АлешА, Петр- ПетЯ, Николай – КолЯ, Константин – КостЯ и др.
Необходимо обратить внимание на согласование!
МоЙ брат СашА – красивЫЙ юношА.
МоЙ друг АлешА пришеЛ.
НаШ любимЫЙ дедушкА приехаЛ.
ДядЯ КолЯ приехаЛ.
Имена существительные на-о,-е,-ие,-мя всегда среднего рода. Например:
креслО | яблокО | солнцЕ | платьЕ |
расписанИЕ | зданИЕ | плаМЯ | стреМЯ |
Большинство существительных среднего рода оканчивается на –ие. Это обычно отглагольные существительные. Обозначающие абстрактные понятия. Небольшое число существительных на-о обозначают предметы, а на –ство – абстрактные понятия. На –мя оканчивается всего 10 слов: время. стремя, пламя, знамя, вымя, темя, семя, бремя, имя, племя.
3 группа «Род одушевленных существительных, существительных, обозначающих профессии, и заимствованных»
Существительные, обозначающие живых существ (людей и животных), бывают только мужского и женского рода. Исключение составляют слова ДИТЯ, ЖИВОТНОЕ – среднего рода.
ребенок | котенок | девочка |
собака | мальчик | лошадь |
Грамматический род одушевленных имен существительных определяется:
а) естественным полом человека или животного (домашние животные различного пола часто обозначаются различными словами: бык-корова, петух-курица);
б) окончанием существительного, например: существительное СЛОН-мужского рода, а существительное ОБЕЗЬЯНА – женского рода.
Существительные, обозначающие малышей и оканчивающиеся на суффиксы – ЁНОК, - ОНОК, независимо от естественного пола, всегда мужского рода: телЁНОК, цыплЁНОК, котЁНОК, медвежОНОК, ребЁНОК.
Существительные, обозначающие профессии, бывают мужского и женского рода: учитель-учительница, тракторист-трактористка. Однако большинство существительных, обозначающих профессии, традиционно мужского рода:
врач | врач | архитектор | архитектор |
водитель | водитель | почтальон | почтальон |
Необходимо обратить внимание на согласование!
Он - опытный врач. – Она – опытный врач.
Петров - молодой агроном. Петрова – молодой агроном.
Приехал доктор Иванов. – Приехала доктор Иванова.
Уважаемый профессор Соколов! – Уважаемая профессор Соколова!
Многие существительные иноязычного происхождения (имена собственные, фамилии и географические названия) имеют нетипичные для русского языка окончания –И, - У, - Ю (имена собственные могут оканчиваться на – О и –Е, женские имена собственные и фамилии – на согласный). Эти существительные не изменяются ни по числам, ни по падежам. Фамилии и имена собственные с такими окончаниями могут быть как мужского, так и женского рода.
К мужскому роду относятся:
а) мужские имена и фамилии: наш маленький Хосе, великий Гёте, президент Неру;
б) названия городов и островов: многомиллионный Токио, живописный Капри.
К женскому роду относятся:
а) женские имена и фамилии: Эмили, Кармен, Жени, знаменитая Виардо;
б) названия рек: широкая Миссисипи;
в) названия газет: французская «Юманите».
К среднему роду относятся названия предметов: новое пальто, широкое шоссе, звуковое кино
Оценивание проекта -имитация профессиональной экспертизы, происходящая на последнем этапе проектирования – презентации.
Участники проекта должны отстоять свою работу, убедить комиссию (жюри) в ее значимости, показать не только свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, но и раскрыть значение проекта.
Аспекты оценивания объектов проектной деятельности: оценка продукта проектной деятельности, оценка оформления проекта, оценка процесса проектной деятельности, оценка защиты проекта, оценка (самооценка) руководства ПДУ.
Оценка проектной деятельности учащихся (ПДУ)
№ п/п | Аспект оценки | Объект оценивания |
1 | Продует (материализованный результат ПДУ) | Изделие, спектакль, стенд и т.д. |
2 | Процесс (работа по выполнению проекта) | Защита проекта, пояснительная записка Видеоряд (эскизы, схемы, чертежи, графики, рисунки, макеты и т.д.) |
3 | Оформление проекта | Пояснительная записка Видеоряд |
4 | Защита проекта | Процесс защиты проекта Поведение учащегося-докладчика |
5 | Руководство ПДУ | Проектные материалы Анкета самооценки учителя как руководителя ПДУ Ответы учителя на устные вопросы экспертов |
1. Оценка продукта проектной деятельности учащегося
Критерии оценки | Показатели |
1.1.Функциональность | Соответствие назначению, возможная сфера использования |
1.2. Эстетичность | Соответствие формы и содержания, учет принципов гармонии, целостности, соразмерности и т.д. |
1.3.Эксплуатационные качества | Удобство, простота и безопасность использования |
1.4. Оптимальность | Наилучшее сочетание размеров и других параметров, эстетичности и функциональности |
1.5. Экологичность | Отсутствие вреда для окружающей среды и человека от использованных материалов и эксплуатации продукта |
1.6. Новизна Оригинальность Уникальность | Ранее не существовал Своеобразие, необычность Единственный в своем роде (проявление индивидуальности исполнителя) |
2. Оценка процесса проектной деятельности учащегося
Критерии оценки | Показатели |
2.1. Актуальность | Современность тематики проекта, востребованность проектируемого результата |
2.2. Проблем кость | Наличие и характер проблемы в замысле |
2.3. Технологичность | Выбор оптимального варианта исполнения и его технологическая разработанность |
2.4. Соответствие объемам учебного времени | Качественное выполнение проекта в определенные сроки |
2.5. Экологичность | Отсутствие вредных для здоровья компонентов, материалов, отходов в процессе изготовления продукта |
2.6. Экономичность | Оптимальные затраты на материалы и изготовление |
2.7. Безопасность | Соблюдение правил ТБ |
2.8.Соответствие современному уровню научно-технического прогресса | Учет последних достижений в той области, к которой относится проектируемый продукт |
2.9. Содержательность | Информативность, смысловая емкость проекта |
2.10. Разработанность | Глубина проработки темы |
2.11. Завершенность | Законченность работы, доведение до логического окончания |
2.12. Наличие творческого компонента в процессе проектирования | Вариативность первоначальных идей, их оригинальность; нестандартные исполнительские решения и т.д. |
2.13. Коммуникативность (в групповом проекте) | Высокая степень организованности группы, распределение ролей, отношения ответственной зависимости и т. д. |
2.14. Самостоятельность | Степень самостоятельности учащихся определяется с помощью устных вопросов к докладчику, вопросов к учителю1 — руководителю ПДУ, на основании анкеты самооценки учителя |
1 Устные вопросы могут быть сформулированы так, чтобы прояснить наличие того или иного критерия в объекте оценивания.
3. Оценка оформления проекта
Критерии оценки | Показатели |
3.1.Соответствие стандартам оформления | Наличие титульного листа, оглавления, нумерации страниц, введения, заключения, словаря терминов, библиографии |
3.2. Системность | Единство, целостность, соподчинение отдельных частей текста, взаимозависимость, взаимодополнение текста и видеоряда |
3.3. Лаконичность | Простота и ясность изложения |
3.4. Аналитичность | Отражение в тексте причинно-следственных связей, наличие рассуждений и выводов |
3.5. Дизайн | Композиционная целостность текста, продуманная система выделения. Художественно-графическое качество эскизов, схем, рисунков |
3-6. Наглядность | Видеоряд: графики, схемы, макеты и т.п., четкость, доступность для восприятия с учетом расстояния до зрителей |
4. Оценка защиты (презентации) проекта | |
Критерии оценки | Показатели |
4.1. Качество доклада | Системность, композиционная целостность Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы Краткость, четкость, ясность формулировок |
4.2. Ответы на вопросы | Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность, но при этом краткость ответов Аргументированность, убедительность |
4.3.Личностные проявления докладчика | Уверенность, владение собой Настойчивость в отстаивании своей точки зрения Культура речи, поведения Удержание внимания аудитории Импровизационность, находчивость Эмоциональная окрашенность речи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока русского языка в 6 классе "разносклоняемые имена существительные"
Данный урок по теме «Разносклоняемые имена существительные» в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в систему уроков «Имя существительное». Этот урок следующий после повто...
проект по русскому языку "Что в имени тебе моём?"
Данный материал можно использовать при комплексном анализе текста, на родительском собрании, классном часе....
Урок русского языка «Падеж имен существительных»
ТИП УРОКА: урок открытие новых знанийФОРМА УРОКА:МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работыЦЕЛИ: отрабатывать умение определять пад...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
Урок русского языка в 6 классе. "Одна из тайн русского языка: разносклоняемые имена существительные".
Урок поможет детям изучить непростую тему, откроет новые возможности. Разнообразные задания позволят совершенствовать навыки при изучении существительного....
Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс
Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...
Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс
Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...