Урок русского языка «Падеж имен существительных»
план-конспект урока по русскому языку на тему
ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний
ФОРМА УРОКА:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: « Падеж имен существительных»
ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний
ФОРМА УРОКА:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
- развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
- воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- развитие коммуникативных УУД;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийное оборудование ( проектор, компьютер, кран, раздаточный материал ( карточки)
Ход урока:
1.Мотивация
Звучит песенка «УЛЫБКА».
Надеюсь, что эта песенка вызвала у вас улыбку. Доброму делу – доброе начало.
2. Повторение теории.
- Давайте прочитаем слова.
Оттепель, белизна, синева, бирюза, коралл, береза, солнце, вершина, освещение, оттенки.
- Какой частью речи являются данные слова?
- Какая часть речи называется именем существительным? ( на доску вывешиваются таблички: часть речи, предмет, кто?, что?).
3.Актуализация знаний
1)В Эстонии-14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в Венгрии целых 22.
В Дагестане - 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.
- О чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
4.Постановка цели.
-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний».
-Что мы должны положить в наш рюкзак?
1.Падежи и вопросы к ним.
2.Умение находить имена существительные и определять падеж.
Сколько падежей в русском языке?
- Давайте повторим падежи и вопросы к ним.
5.Первичное закрепление.
Задание 1.
1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело».
- Велик телом, да мал делом. (Т.п)
- Дело шуток не любит. (И.п.)
- От слова до дела целая верста. (Р.п)
- И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
- Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
- Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
- Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
- Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
- По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
- Дела как сажа бела. (И.п.)
- Делу время, потехе час. (Д.п.)
- Дело знай, а правду помни. (В.п.)
- За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
- Хороша вера у дела. (Р.п.)
По одной пословице на парту. Через 1 мин. проверяем . Ответы на слайде.
-Как вы поняли смысл пословицы Велик телом, да мал делом.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).
Задание 2.
- посчитайте, сколько существительных в данном тексте.
-Перечислите их.
Найдите существительные и определите падеж. (1гр.-И.п., 2гр.-Р.п. и т.д.)
1. Октябрь листвой калёною засыпал чёрный ПРУД.
2. Осень рощи подожгла.
3. Под дубом спрятался домик.
4.Грустно стоять одному у дороги.
5.Кто-то в телеге по ельнику едет.
6. Тот герой, кто за родину горой.
Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом. ( Каждая группа определяет падеж с предлогом).
Вопросы | Предлоги | |
И.п. | ||
Р.п. | ||
Д.п. | ||
В.п. | ||
Т.п. | ||
П.п. |
Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Физминутка «Падежи».
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
Работа с учебником.
1.упр. 524..( на доску через презентацию).
2. синквейн на тему «Падежи».
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Полминутки для шутки.
Ленительный падеж
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают на зубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им сперва ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец,
Простительный!
Г. Граубин
- За что Лежебокин не любит падежи?
- А для чего нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)
-Что ещё мы с вами положим в рюкзак знаний, ребята?
Домашнее задание: параграф 98,упр.523
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Рефлексия.
А теперь, заполните таблицу о падежах, если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ?
Утверждения Поставьте знак + или ?
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного
Лист самооценки
Лист самооценки__________________________________________
Оценка за работу | |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Дополнительное задание синквейн «Падежи» | |
Активность на уроке |
Слайд 2
В Эстонии-14, а Финляндии - 15. А вот в Венгрии целых 22. В Дагестане - 50. А вот у китайцев - нет! А в русском - 6. - О чем пойдет речь сегодня на уроке?
Слайд 3
Одиннадцатое февраля Классная работа
Слайд 4
Падеж имен существительных
Слайд 5
Слайд 6
1.Падежи и вопросы к ним. 2.Находить имена существительные и определять падеж.
Слайд 7
И.п . кто? что? Р.п. кого? ч его? Д.п. кому? чему? В.п. кого? ч его? Т.п. кем? ч ем? П.п. о ком? о чем?
Слайд 8
Определить, в котором падеже стоит слово «дело». Велик телом, да мал делом. Дело шуток не любит. От слова до дела целая верста. И умен, и крепок, и в деле гож. Всех дел не переделаешь. Жизнь дана на добрые дела. Умен на словах, да глуп на делах. Т.п. И.п. Р.п. П.п Р.п . В.п. П.п.
Слайд 9
Языком не спеши, а делами не смеши. По твоим делам о тебе судят. Дела как сажа бела. Делу время, потехе час. Дело знай, а правду помни. За делом и день пролетел незаметно. Хороша вера у дела. Т.п. Д.п. И.п. Д. п. В.п. Т.п. Р.п.
Слайд 10
1 . Октябрь листвой калёною засыпал чёрный пруд. 2. Осень рощи подожгла. 3.Под дубом спрятался домик. 4.Грустно стоять одному у дороги. 5.Кто-то в телеге по ельнику едет. 6.Тот герой, кто за родину горой. Найти существительные и определить падеж. И.п. И.п. И.п. Т.п В.п . В.п. Т.п. Р.п. П.п. Д.п. В.п. Т.п.
Слайд 11
Падежи Вопросы Предлоги И.п. Кто? Что? Предлогов не имеет. Р.п. Кого? Чего? у Д.п. Кому? Чему? по В.п. Кого? Что? за Т.п. Кем? Чем? П.п. О ком? О чем? в
Слайд 12
Не все падежи имеют предлоги.
Слайд 13
Физминутка «Падежи». Именительный подпрыгнул, А Родительный летал. Дательный полез на горку, А Винительный устал. Наш Творительный поплавал, А Предложный убежал. Падежи нам все нужны- И при этом все важны.
Слайд 14
Работа с учебником. упр . 524.
Слайд 15
Слайд 16
Домашнее задание: параграф 98,упр.523
Слайд 17
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных"
Конспект урока русского языка "Разряды имен прилагательных" с ЭОР для 6 класса...
презентация к уроку русского языка "Образование имен прилагательных с помощью суффиксов"
знакомство с образованием имен прилагательных с помощью суффиксов, показ иллюстраций, картин для воспитания бережного отношения к природе...
Проект по русскому языку " РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
Данный проект является серьезной самостоятельной работой детей, обучающихся в 6 классе. Тема проекта актуальна, потому что категория рода, несмотря на кажущуюся простоту, является одной из самых...
Презентация к уроку русского языка "Употребление имени прилагательного в речи".
Презентация к обобщающему уроку по русскому языку в 8 классе школы для глухих детей по теме "Употребление имени прилагательного в речи"....
Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс
Методическая разработка урока русского языка"Число имени существительного.", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...
Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс
Методическая разработка урока русского языка"Склонение имени существительного", 5 класс Учебник Л.М.Рыбченкова,О.М.Александрова...
Презентация к уроку на тему:"Падежи имен существительных"
Презентация к уроку на тему:"Падежи имен существительных"...