Подготовка к сочинению – рассуждению на тему «Нужно ли заниматься спортом?»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Семёнова Светлана Вениаминовна

Материал для урока по развитию речи в 5 классе.

Цели:

1) познакомить учащихся с особенностями рассуждения;

2) подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему;

3) воспитывать культуру ведения спора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

Подготовка к сочинению – рассуждению на тему

«Нужно ли заниматься спортом?»

 

 Цели:

1) познакомить учащихся с особенностями рассуждения;

2) подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему;

3) воспитывать культуру ведения спора.

 

 Оборудование: рабочие материалы; иллюстрации; таблица.

 

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

 В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё

мнение.

 И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить

истину. Для этого существует особый тип речи  - рассуждение.

2. Постановка целей и задач.

 Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в

том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить.

 А венцом нашего урока должно стать созданное вами сочинение – рассуждение.

  Недавно после урока я была свидетельницей такого разговора двух ребят.

Инсценировка:

 - Саша, пойдём поиграем в футбол.

 - Да ну ! Я лучше за компьютером посижу.

 - А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора, наверное, матч будет интересный.

 - Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени.

 - Ну, как хочешь.

Беседа с классом:

1) Сколько точек зрения присутствует в диалоге? Какова его тема?

2) Можем ли мы эту тему назвать спорной?

3) Прежде всего давайте обратимся к таким словам, как спор и дискуссия (запись на доске).

3. Работа со словарём.

 Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.

 

-2-

 Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

4) Как мы называем такие слова?

 В нашем лексиконе появились новые слова. Попробуйте составить с ними словосочетания.

 (Горячий спор, оживлённый спор, жаркий спор, актуальная дискуссия, оживлённая дискуссия).

4. Построение рассуждения.

 - Как вы думаете, письменной или устной речи свойственны спор и дискуссия?

 А вот рассуждать можно и устно и письменно. Но надо делать это правильно.

(Запись на доске)

Схема рассуждения.

1. Тезис.

2 .Доказательства (аргументы).

3. Вывод.

Словарно – орфографическая работа.

(Запись на доске)

   аргумент , доказательство

- Обратимся к рабочим материалам.

 Я читаю текст письма Володи из газеты «Диагональ», а вы, слушая, определите тип речи,

тему, основную мысль.

Работа по карточкам.

(у каждого на столе карточка)

Письмо Володи.

  Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.

  Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.

  Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт – это

развлечение, равного которому нет.

  Я думаю, что без спорта нельзя.

  Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной.

  Я рассуждаю  о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.

 

 Поработаем с композицией этого рассуждения.

-3-

 - Прочитайте вслух

1) тезис, который выдвигает автор текста;

2) доказательства, приводимые в тексте.

 - Какой вывод делает автор?

Итак, это – рассуждение, построенное по полной схеме.

 

Работа с учебником.

1) Упр. 134, 135 (устно).

5. Лексико - орфографическая работа.

 Какие виды спорта вам известны? Кто назовёт больше всех?

(Волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, фигурное катание, хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание...)

Показ иллюстраций по видам спорта.

(наглядный материал)

Словесная игра.

Задание: из букв составьте спортивное слово т а к е л и а т (атлетика)

6. Подбор аргументов.

 - Одним из важных элементов рассуждения являются доказательства, или аргументы.

  По мнению Володи, спортом нужно заниматься потому, что он доставляет удовольствие.

  Как ещё можно доказать, что спорт необходим?

  Выслушайте сообщения одноклассников и подумайте, какие аргументы в пользу спорта

они вам подскажут.

Сообщения учащихся.

1)  В нашей школе всего __ учащихся. Из них полностью здоровы __ человек, __ %.

Имеют ограничения по здоровью__ чел-ка,__ %. Имеют хронические заболевания __чел-к,

___%. Инвалиды - ___ чел-к,___%.

 (Спорт помогает укрепить здоровье; те, кто не занимается спортом, чаще болеют.)

 

2) 27,5 веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии.

  Мудрый историк Эллады Тимей ввёл новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло

 

-4-

«олимпиаду» - греческий «олимпийский» год. На территории Эллады объявлялся «священный мир»: всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались за право называться самым сильным, ловким и быстрым среди эллинов. Участниками Олимпийских игр были известные нам историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ. А математик Пифагор стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою.

 

 Прошло время. В канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный международный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва,

а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из пяти переплетённых колец голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединённых в олимпийском движении континентов. На возрождённых Олимпийских играх зажигают огонь, принесённый с земли Древней Греции, а флаг был поднят в 1914 году в связи с празднованием 20-летия

Олимпийских игр 20 века.

 

 Итак, спорт укрепляет здоровье, помогает стать сильным, ловким; спорт – это хороший досуг, развлечение; он укрепляет мир и дружбу между народами. Это и будут основные доказательства (аргументы) нашего сочинения. Вместе составим план сочинения и запишем его в тетради.

 

7. Речевое оформление рассуждения.

  - У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать

части рассуждения, упорядочить ход мыслей.

(На доске плакат)

Средства связи частей рассуждения

1. Тезис. Докажем это.

                Это можно доказать так...

               Почему. И вот почему.

              Это объясняется следующим.

2. Доказательство.     1. Во-первых,...                    Например,.....

                                      2. Во-вторых,...                  К примеру,....

                                      3. В-третьих,....                 Допустим:...

3. Вывод.  Итак,....

                  Обобщим всё сказанное.

                 Таким образом,....

                 Следовательно,....

                                                                                   -5-

Чтение теоретического материала учебника.

Упр. 136 (устно).

8. Работа по предупреждению орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.

Работа по карточкам.

1. Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Составьте словосочетания.

           Зан_маться (чем?) спортом.

        Уча_твовать (в чём?) ...

        Сор_внования (какие?) ...

       Трен _роваться (где?) ...

       Доб_ваться победы (как?) ...

       Уст_навливать (что?) ...

      Пригр_вать (кому?) ...

2. На доске записаны схемы предложений не в том порядке, в каком даны предложения в упражнении; необходимо найти соответствия и объяснить постановку знаков препинания.

 1. Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках и лыжах.

2. Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость,

   выдержку.

3. Спорт – радость, ощущение необъятных возможностей, счастье обретения уверенности в себе.

4. Ребята! Занимайтесь спортом, и всё в вашей жизни изменится.

3. Отредактируйте предложения.

1. Я часто задумываюсь о полезности занятий спортом. Спортом заниматься полезно. Полезно плавать, бегать на лыжах.

2. Хорошо пробежаться зимой по лесу. После лыжной прогулки чувствуешь особенный наплыв сил.

3. Удивляюсь ребятам, которые могут целый день смотреть телик.

4. Спорт помогает стать сильным, добрым, жизнерадостным, умным.

9. Анализ сочинения.

Задание классу: внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нём видите?

Спорт – это здорово.

 Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор как я

стала им заниматься, я перестала болеть гриппом и ангиной. Теперь мне никакая

простуда не страшна.

 Во-первых, плавать очень приятно, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается

Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.

 Вывод: в сочинении есть тезис и три аргумента, но почему-то 2 аргумент вводится словом во-первых. Вывода нет, но, может быть в таком коротком сочинении его писать необязательно.

  - Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый ученик успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».

10. Домашнее задание (интегрированное) 

1. Напишите сочинение-рассуждение (можно в форме эссе)

 2. Составьте буклет.

 3. Рисунок.

 4. Подготовить презентацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)

Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над  рассуждени...

Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойны...

Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему "Нужно ли заниматься спортом?"

Научить детей структуре, вводным словом. Членению текста на абзацы....

Подготовка к сочинению-рассуждению «Для чего нужно заниматься спортом?»

Цели урока:Образовательные: обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, подготовить учащихся к напис...

Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Базаров и Павел Петрович». Логический анализ темы.

Подготовка к сочинению- рассуждению на тему "Базаров и Павел Петрович" Логический анализ темы...

Урок русского языка в 7 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по теме:"Что такое доброта"

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3). Задачи: образователь...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению «Нужно ли заниматься спортом?»

Данный урок является одним из уроков развития речи, посвящённых изучению типов речи. Обучающиеся уже познакомились с особенностями повествования и описания. В системе уроков по изучению такого типа ре...