Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойных поступках . Задаю себе вопросы: ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны?
Именно поэтому в своей работе я уделяю большое внимание нравственному воспитанию школьников и осуществляю его на уроках развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Соловьева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 32 им. С.А. Лавочкина города Смоленска
Конспект урока для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»
В воспитательной деятельности важное место занимают вопросы нравственного становления личности учащихся .
Нравственное воспитание осуществляется с помощью методов убеждения, единства процессов воздействия, комплексного подхода, использования конкретных примеров.
Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте я прихожу к горестным размышлениям о их низких моральных ценностях, о бездуховности, о безнравственных и недостойных поступках . Задаю себе вопросы: ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны?
Именно поэтому в своей работе я уделяю большое внимание нравственному воспитанию школьников и осуществляю его на уроках развития речи.
Вот один из таких уроков для учащихся 10-11 классов. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему:
«Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»
Цели урока:
- Развивать умение учащихся писать сочинение - рассуждение в публицистическом стиле.
- Подобрать материал к сочинению на тему: «Неужели хамство – визитная карточка нового поколения?»
- Расширить понятие «хамство», развивать умение выразить в слове свое восприятие, видение проблемы.
- Воспитывать у учащихся нетерпимость к хамству, уважительное отношение к окружающим. Побудить школьников задуматься над сложностью человеческих взаимоотношений, проблемой ответственности человека перед другими людьми.
Ход урока.
- Вступительное слово учителя.
На сегодняшнем уроке мы будем готовиться к домашнему сочинению-рассуждению. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока. Эту тему я выбрала неслучайно. Наблюдая за Вами, я не раз наблюдала проявление хамства по отношению друг к другу и даже ко взрослым людям, в том числе, учителям. Поэтому сегодняшний урок своевременный и злободневный.
Наша задача – вникнуть в проблему хамства. Я надеюсь, что урок будет для Вас не только интересен, но и полезен.
- Подбор материалов к сочинению.
Кто-нибудь знает, откуда взялось слово «хамство»? Вспомним Ветхий Завет. В семье, спасшейся от всемирного потопа, было три сына – Сим, Хам, Иафет. Их отец Ной начал возделывать виноградник. Когда виноград созрел, он собрал урожай, превратил виноград в вино, выпил и уснул обнаженным в своем шатре. Хам увидел наготу отца, вышел из шатра и, смеясь, рассказал братьям. Те взяли одежды, вошли в шатер и укрыли отца, не взглянув на него. Отец проснулся и, узнав о случившемся, опечалился. В сравнении с некоторыми поступками последующих времен, обозначаемых словом «хамство», поведение Ноева сына выглядит невинно, но если вдуматься, оно страшно: в нем основа будущих преступлений сыновей против родителей, в нем зерна тех сорняков, что мешают нам сегодня жить полнокровной и яркой жизнью.
- Проведем небольшое исследование: запишите слово «хамство» в тетради. Посмотрите на него. Произнесите про себя, вслух.
Какие ассоциации вызывает это слово? На слух? Запишите ассоциации. Хам – гам – звучит уже как ругательство, лай. На вкус? Горько-соленый, что-то гнилое, жуешь шерстяные нитки. Зрительные ассоциации (цвет) : язва, грязное белье, мусор…грязно-коричневый, ржавый, черно-серый. Скользкое, вязкое, теплое. Обонятельные (запах): неприятный, тошнотворный, зловонный, удушающий.
Поменяйтесь тетрадями, запишите слова, которые понравились у соседа. (несколько записей читают вслух).
Вывод: вы увидели это слово, почувствовали, ощутили, притронулись к нему. И теперь стало понятно, что это слово вызывает только негативные ассоциации, а значит, обладает особой отрицательной энергетикой. Даже само слово! А что уж говорить о том, что кроется за ним. Внесем в оболочку этого слово свое значение. Закончите фразу «Хамство» - это…, тем самым Вы дадите понятие этого слова. А через две минуты произнесите вслух свое определение. А вот какое понятие дает этому слову С.И. Ожегов в «Словаре русского языка»: «хамство - хамское поведение, хамский поступок.» «Хамский – свойственный хаму, грубый, наглый.
- Расширим понятие «хамство»: соотнесем его с понятием, противоположным
по смыслу «вежливость». Произведем подбор семантического поля (слова, несущие в себе заряд данного слова).
Хамство: грубость, наглость, неуважение, дерзость, вражда, злоба.
Вежливость: нежность, ласка, уважение, учтивость, дружба, доброта, человеколюбие, любезность.
- Приведите примеры ситуаций, в которых мы можем встретиться с проявлением хамства.
- А вот, допустим, вас в автобусе обозвали словом, обозначающим бородатое, двурогое, парнокопытное домашнее животное. Как Вы отреагируете? А как ответить, чтобы погасить в хаме агрессию? Ой, извините, что Вы сказали? – тон любезный.
Ваши примеры показали, что хамство многолико и безгранично. Оно было во все века, есть сегодня и, увы, мало надежд на то, что бесследно исчезнет завтра. И особенно хамство присущее молодому поколению.
- А вот каковы причины хамства? У вас на партах находятся отпечатанные тексты. Это отрывок из книги академика Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Этот отрывок поможет Вам ответить на этот вопрос. Прочитаем его.
Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, – распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. Но та же самая подоплека лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно иронических выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего. Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле они боятся. В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонные слова. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
- О каких причинах грубости говорит автор? Запишите в тетради.
1. Психологическая незащищенность человека.
2. Подавление такими способами в себе чувства страха, боязни, иногда просто опасения.
3. Прикрытие слабости, незащищенности против травмирующих ситуаций.
- Обсудим, какой вред наносит хамство обществу.
а. Грубиян подает плохой пример младшим.
б. Заставляет нервничать человека, которому нагрубил, а ведь «нервные клетки не восстанавливаются»
в. Испорченное настроение, снижение работоспособности – нанесен ущерб экономике страны, а это уже затрагивает социальный и экономический факторы.
8. Попробуем выработать правила, которые помогут нам бороться с этой социальной проблемой.
- начни с себя – каждый грешен – проследи природу своего хамства и найди силы противостоять себе самому.
- никогда не отвечай на хамство хамством – так мы его только увеличим.
- думай и чувствуй, как твои слова и поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.
- относись к людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе.
Ко всему сказанному хочу добавить, что люди в погоне за житейскими мелочами забывают , что жизнь у человека одна-единственная и не нужно ее растрачивать на злые слова и неблаговидные поступки.
Через несколько месяцев Вы уйдете из школы. Подумайте, какую память Вы оставите в душах тех людей, которым Вы нахамили?
А закончить беседу я хочу строками известного поэта Эдуарда Асадова:
Какой же статистик за нас учтет
Время ушедшее на раздоры,
А на злые слова, на обиды, на споры?
А жизнь ведь не поезд, она не ждет.
- Нам осталось вспомнить схему сочинения – рассуждения.
- Тезис (то, что надо доказать).
- Доказательства.
- Вывод.
В заключении сочинения поместите призыв, обращение к своему поколению.
Приблизительный план сочинения:
- Истоки хамства.
- Причины возникновения хамства.
- Ваше отношение к хамству: за или против.
- Обращение к своему поколению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 11 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту К.Г. Паустовского "Язык и природа"
Урок призван помочь учащимся подготовиться к написанию домашнего сочинения-рассуждения по исходному тексту, способствует формированию важнейших языковых компетенций учащихся,развивает умение правильно...
Конспект урока развития речи в 9 классе. "Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 часть 3)".
Материал по методике подготовки учащихся к написанию сочинения - рассуждения. Создание памятки написания сочинения (задание 15.3 часть3 ОГЭ-2015)....
Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению о маме по теме: «Мама, милая мама».
Цели урока:1. Актуализация знаний учащихся, полученных в начальных классах (типы текстов, особенности текстов описания, повествования, рассуждения).2. Формирование навыков в составлении текста-рассужд...
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»
Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...
разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)
Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...
Конспект урока русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению-рассуждению 9.3
Урок развития речи, обучение сочинению-рассуждению...
Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению ОГЭ на тему "Материнская любовь""
Основная цель урока - подготовка учащихся к самостоятельному написанию сочинения-рассуждения: формирование умения анализировать исходный текст, отбирать материал для собственного текста, корректно и д...