Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему "Курить или не курить"( 7 класс)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Материал представляет собой разработку урока развития речи на тему " Подготовка к сочинению-рассуждению "Курить или не курить". Подробно рассматривается вопрос об алгоритме работы над рассуждением, поэтапная работа над типом текста-рассуждения. Кроме языковых задач урок предусматривает решение актуальных воспитательных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi._podgotovka_k_sochineniyu-rassuzhdeniyu_na_temu_kurit_ili_ne_kurit.rar | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 5
Урок развития речи.
Подготовка к сочинению- рассуждению
на тему
«Курить или не курить?»
учитель русского языка и литературы
Костюнина Л.В.
2012 год
Русский язык. Развитие речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
на тему "Курить или не курить?"
(7-й класс)
Цели:
1) подготовить обучающихся к написанию сочинения-рассуждения, дальнейшее формирование знаний о структуре сочинения-рассуждения;
2) развитие устной и письменной речи, мышления обучающихся;
3) формирование навыков здорового образа жизни среди учащихся.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, компьютер
1. Слайды о вреде курения.
2. Слайд о структуре текста-рассуждения.
3 . Для работы в парах текст по теме, а также текст для редактирования( резерв)
4. Таблицы о типах и стилях речи ( таблица1, 2)
5. У каждого ученика памятка о структуре рассуждения, о способах формулировки аргументации и выводов.(таблица 3)
6. Высказывания великих людей о вреде курения.
ХОД УРОКА
І. Орг. момент. Нацеливание.
- Здравствуйте, уважаемые ребята . Проверьте все необходимое к уроку: дневники, тетради, ручки, карандаши, стерки.
К сегодняшнему уроку я просила вас найти пословицы и поговорки о вредных привычках, об их влиянии на человека, а также о пользе здорового образа жизни. (Высказывания учеников)
- Вы, наверное, поняли, что на сегодняшнем уроке пойдет речь о вредных привычках, а точнее о такой привычке, как курение.
Тема нашего сегодняшнего урока “Курить или не курить?”
Сегодня мы поговорим о вреде сигареты и ее мнимой привлекательности.
- Как вы считаете, актуальна ли выбранная тема? (Ответы учащихся)
- Что мы можем узнать в ходе обсуждения и нужно ли работать над этой темой? (Постановка целей урока)
- Курить или не курить? (Слайд 1, 2. Презентация)
Конечно, каждый из вас ответит, что курить вредно. Но запретный плод все время тянет к себе, и возрастная планка курильщиков опустилась уже до начальной школы!
- Мы подготовимся к написанию сочинения – рассуждения, а напишите вы его дома (запись в тетради даты и темы).
ІІ. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
1. Словарная работа.
- Прежде чем мы будем работать над структурой текста-рассуждения, давайте вспомним орфографию: разберите по составу слово “рассуждение” и обозначьте в нем все орфограммы (один ученик у доски, остальные в тетради.)
Итак, вы верно обозначили корень в слове и нашли вариант этой морфемы – корень “суд”, значит, сегодня мы будем судить, рассуждать, выяснять, чья точка зрения верна. А чья может быть подвержена сомнению.
2. Работа с текстом «Письмо курящей девушке» Федора Григорьевича Углова.
Несколько слов об авторе ( слайд 3-4 презентация).
Фёдор Григорьевич Углов (1904-2008 гг.)
советский и российский хирург, действительный член Российской академии медицинских наук, член Союза писателей России. Пропагандист трезвого образа жизни. Прожил 104 года.
- Ребята, говорит ли нам о чем-нибудь продолжительность жизни хирурга? (ответы учеников)
( прослушивание аудиозаписи Письма или чтение Письма учителем..)
3. Обсуждение ( тема, идея, стиль, тип речи)
Таблицы 1, 2
тема- проблема вреда курения для людей, губительного особенно для женщин
идея- показать, насколько опасно курения для людей
стиль- публицистический
тип речи( текста)- рассуждение
4. Структура текста-рассуждения.
- Вспомним, как строится текст-рассуждение? (Ответы: тезис, аргументы, вывод). Слайд 5. презентация,
- Что такое тезис?
- Что представляет собой 2-я часть рассуждения (должно быть не менее 2-х аргументов).
- Что нужно отразить в выводе?
Найдите все элементы рассуждения в «Письме курящей женщине» ( тезис, доказательства, вывод) ( слайд 6, презентация)
5. Создание шаблона текста.
Мы вспомним структуру текста – рассуждения и речевые конструкции, которые вы сможете использовать при создании текста. С чего начнем создание текста? (Нужно сформулировать тезис)
- Вопрос “Курить или не курить?” может иметь 2 варианта ответа. (Прикрепляются таблички “курить”, “не курить” каждый из ответов может быть тезисом)
Прежде, чем попробуем сформулировать оба варианта, поговорим об этом
6. Беседа о вреде табака.
А теперь давайте посмотрим презентацию о вреде курения (слайды и слово учителя)
О том, что курение является вредным для здоровья, знают почти все, даже дети. Однако, в силу того, что неприятности и опасности, связанные с курением, как бы отсрочены во времени, каждый курильщик думает, что они его не коснутся, и он живет сегодняшним днем, не думая о болезнях, которые неизбежно поразят его через 10-20 лет (а начавших курить в детском возрасте - еще раньше).
Вы уже сами сказали, что сигареты отнимают часть расходов ( презентация) вроде бы незначительных, но сумма потраченных в течение 15 лет денег на сигареты равна цене хорошего автомобиля.
Посмотрим, что внутри сигареты… (презентация )
Кроме названных химических веществ в состав сигареты входят аммиак, синильная кислота, формальдегид.
Сигарета наносит первый удар на дыхательную и сердечно-сосудистую системы, что приводит к закупорке сосудов (презентация ). А это ротовая полость курильщика со стажем ( презентация ). Это легкие никогда не курившего человека ( презентация ), это то, что с ними происходит после 20 лет “сигаретного рабства” (презентация).
По подсчетам ученых курильщик из-за своей пагубной привычки теряет 8 лет жизни (слайд 11).
Стоит ли продолжать? (презентация)
- Что вы знаете об отношении человечества к курению в прошлые времена?
- Какова политика нашего государства по отношению к курению (ответы: запрет рекламы табака; запрет продажи товара поштучно; запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним; пропаганда ЗОЖ; принят закон о том, что с 2010 года 50% площади сигаретной упаковки должна сообщать о вреде курения; ВОЗ объявила 18 ноября Днем Некурения).
А теперь вернемся к нашему тексту-рассуждению
Посмотрим, какую речевую конструкцию мы можем использовать (На слайде « Структура рассуждения» : Я считаю…знаю…, уверен …, не сомневаюсь … , что …)
- Как сформулировать тезис тем, кто считает, что лучше “не курить” (ответы) – запись в тетради.
Приблизительные ответы о вреде курения:
- Я считаю, что курить вредно и губительно для нашего здоровья
- Я не сомневаюсь в том, что курение вредит нашему здоровью.
- Как сформулировать тезис тем, кто, зная о вреде курения, все же стал рабом пагубной привычки (ответы) – запись в тетради.
Приблизительные ответы тех, кто стал рабом этой пагубной привычки:
- Я уверен, что курение вредно для здоровья…
- Я знаю о вреде курения, но считаю,что иногда сигарета…)
7. Работа по таблиц е “Речевые обороты”.
- У вас уже есть тезис, теперь ваше утверждение нужно аргументировать (начертить таблицу в тетради “курить/не курить”), (2 учащихся у доски будут записывать) (“перекрестный огонь”).
8. Умная физкульт. минутка “Гимнастика для легких: дыши правильно”.
А теперь мы отдохнем.
Во-первых, ручки уберем.
Глазки вверх и глазки вбок.
Во-вторых, один хлопок.
В-третьих, голову направо,
а затем её налево.
Вдох и выдох. Тишина.
Итак, работать нам пора.
Продолжение работы по таблице «Речевые обороты»
- Скажите, ребята, какие слова из разминки помогут нам в нашей работе? ( во-первых, во-вторых, в-третьих, итак). Почему? ( ответы учеников). Какой частью речи являются эти слова, как пишутся, почему? Как они выделяются в предложении?(запятыми). Какие еще наречия вы услышали? Каково их правописание?
-Итак, мы переходим к аргументации нашего утверждения( тезиса)
Таблица 2
(данная таблица у каждого ученика)
- Давайте посмотрим, какие речевые конструкции можно использовать при составлении аргументации?
НЕ КУРИТЬ | КУРИТЬ |
+ выгляжу молодо и привлекательно | + выгляжу взрослее |
+ сохраню здоровье своего организма | + легко завожу знакомства |
+ имею здоровый цвет кожи | + считаю себя “крутым” |
+ не наношу вред близким | + чувствую себя свободно, раскрепощенно |
+ могу родить здоровое поколение |
|
+ не сокращаю жизнь |
|
+ на сэкономленные деньги могут купить … |
|
+ не загрязняю воздух |
|
Таблица нам ярко продемонстрировала, что лучше не курить. А теперь давайте подумаем, на какие “минусы” мы можем указать тем, кто стал “рабом сигареты”. (Ответы: нужно скрывать запах от одежды; прятать пачки; имеет тусклый цвет кожи, запах изо рта, постоянный налет на зубах, не говоря о вреде своему организму)
Таблица 3.
- Посмотрим, какие речевые конструкции мы можем использовать при оформлении вывода.
- Что могут сказать о курении люди, считающие, что курение – вредно.
- Что могут сказать те, которых сигарета привлекает. (Составление таблицы, её учащиеся записывают в тетрадь).
-Ребята, чтобы у вас не осталось никаких сомнений, послушайте притчу.
-Что такое притча? (ответы учеников).
При́тча — это малый поучительный рассказ в дидактико-аллегоричном литературном жанре, заключающий в себе моральное или религиозное поучение (премудрость).
8. Притча.
Мне хочется рассказать вам одну притчу. (Учащиеся слушают притчу)
В далеком прошлом, когда табак только что был завезен в Армению из дальних стран, у подножия Арарата жил один старец, добрый и мудрый. Он сразу невзлюбил это одурманивающее средство и убеждал людей не использовать его. Однажды старец увидел, что вокруг чужеземных купцов, разложивших свой товар, собралась огромная толпа. Купцы кричали: “Божественный лист, божественный лист! В нем средство от всех болезней!”
Подошел мудрый старей, сказал:
- Этот “божественный лист” приносит людям и другую пользу: к курящему в дом не войдет вор, его не укусит собака, он никогда не состарится.
Купцы с радостью посмотрели на него.
- Ты прав, о мудрый старец!- сказали они. - Но откуда ты знаешь о таких чудесных свойствах “божественного листа”?
И мудрец пояснил:
- Вор не войдет в дом курящего потому, что тот всю ночь будет кашлять. А вор не любит входить в дом бодрствующего человека. Через несколько лет курения человек ослабеет, и будет ходить с палкой. А какая собака укусит человека, если он с палкой?! И, наконец, он не состарится, ибо умрет в молодости…
Отошли люди от купцов, задумавшись…
Я предлагаю и вам задуматься о том, что состояние вашего здоровья зависит во многом от вас самих.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?(ответы учеников). Что удалось , а что не удалось выполнить? (ответы учеников). Какие сведения , полученные на уроке, вам пригодятся в жизни?
-ваши ответы могут начинаться так( таблица на парте)
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось… (ответы нескольких учеников)
III. Домашняя работа. Итоги. Оценивание.
Напомню, что вам дома нужно написать сочинение – рассуждение на предложенную тему.
-Сегодня на уроке мы много сравнивали, сопоставляли, делали выбор. Дело в том, что человек очень отличается от всего, созданного на Земле именно тем, что он постоянно должен выбирать, и от его выбора зависит судьба, причем не только одного человека. Нужно очень обдуманно принимать решения и не отказываться от советов взрослых, не рекомендующих, например, долго сидеть за компьютером, смотреть некоторые фильмы, тем более что они могут негативно воздействовать на психику; ну и, конечно же, не торопиться стать заложником вредных привычек. А для этого нужно знать, что всегда можно найти альтернативу.
-
Когда вы будете писать сочинение, помните то, что сказал когда-то М. Горький: “Прежде, чем писать, подумай, о чем писать, как писать и для чего” (презентация).
-Мне хочется, чтобы вы запомнили, о чем мы сегодня говорили, как важно в жизни сделать правильный выбор, и для чего вам дана жизнь, уж точно не для того, чтобы сделать ее короче.
Приложение 1
Таблица .
Аргументация
Вводные конструкции | Союзы, союзные слова | Речевые обороты |
Во-первых, во-вторых, по-моему, например, видимо, скорее всего, как мне кажется, на мой взгляд, по моему убеждению. | Так как, в результате чего, потому что, поскольку, благодаря тому что, если, хотя, несмотря на… | Причина состоит в следующем… Укажем на причины… Это объясняется тем, что… Это зависит от… Это связано с тем, что… Допустим, что… Попытаемся разобраться… |
Таблица . Выводы
Вводные конструкции | Союзы | Речевые обороты |
Таким образом, Следовательно, Итак, | … , т ак как… … , поскольку… | Из этого следует, что… Я уверен (а) в том, что… Получается, что… Мне хочется сделать вывод о том, что… Я могу с уверенностью сказать, что… |
Используемая литература
- Ф.Г.Углов «Письмо курящей девушке»
- http://nova.rambler.ru/search?btnG=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8!&query=%D0%A4.%D0%93.%D0%A3%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%9F%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B9%20%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%E3%EB%EE%E2,_%D4%B8%E4%EE%F0_%C3%F0%E8%E3%EE%F0%FC%E5%E2%E8%F7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290,291"
Урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лигвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала. Дети смогут написать сочинение-рассуждение самостояте...
«Подготовка к сочинению – рассуждению части С в ОГЭ в 9 классе»
Урок подготовка к части С в ОГЭ в 9 классе. Помимо подготовки к сочинению - рассуждению урок содержит значимый региональный компонент т.к. постороен на тексте из книги Евгении Фрейзер "Дом над Двиной"...
Урок развития речи "Обучение написанию сочинению-рассуждению"
Данный урок разработан в технологии критического мышления, метод "Тур по галерее". Использован региональный материал о ремёслах Тульского края. К уроку прилагается компьютерная викторина &qu...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Урок развития речи "Подготовка к сочинению-рассуждению в жанре эссе". 9 класс.
Это второй урок из уроков развития речи по теме "Эссе: понятие о жанре". Учащиеся на уроке распознают тексты такого жанра, выделяют отличительные признаки эссе, учатся их хаорактеризовать....
Урок русского языка в 9 классе. Развитие речи. "Подготовка к сочинению-рассуждению 15.2, 15.3 на ОГЭ"
Готовимся к ОГЭ. Подготовка к сочинению-рассуждению на тему, связанную с анализом текста (вариант №35). Представление технологий проблемного обучения, РКМЧП, сотрудничества. Приемы: аналитическое...
Урок развития речи (подготовка к сочинению-рассуждению «Человек- всегда ли это звучит гордо»? на материале повести А.М.Горького «Детство») в 9 классе в соответствии с требованиями ФГОС
ГИА по русскому языку в 9 классе предполагает разнообразные виды деятельности ученика: умение воспринимать текст на слух и давать сжатый письменный пересказ, выполнять задания с выбором ответа из неск...