Р.Р. Сочинение-рассуждение на тему "Нужно ли заниматься спортом?"
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме

Мефодьева Елена Викторовна

Научить детей структуре, вводным словом. Членению текста на абзацы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno_li_zanimatsya_sportom.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 5 классе

Подготовка к сочинению – рассуждению на тему

«Нужно ли заниматься спортом?»

 

 Цели:

1) познакомить учащихся с особенностями рассуждения;

2) подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему;

3) воспитывать культуру ведения спора.

 

 Оборудование: рабочие материалы; иллюстрации; таблица.

 

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

 В жизни нередко возникают спорные ситуации, когда каждый считает правильным своё

мнение.

 И тогда очень важно уметь доказать правильность своей точки зрения или установить

истину. Для этого существует особый тип речи  - рассуждение.

2. Постановка целей и задач.

 Сегодня на уроке мы будем работать над этим типом текста. Попытаемся разобраться в

том, по какой схеме строится рассуждение. Будем учиться доказывать, убедительно отстаивать свою точку зрения, быть может, спорить.

 А венцом нашего урока должно стать созданное вами сочинение – рассуждение.

  Недавно после урока я была свидетельницей такого разговора двух ребят.

Инсценировка:

 - Саша, пойдём поиграем в футбол.

 - Да ну ! Я лучше за компьютером посижу.

 - А зря, мы сыграем с ребятами из соседнего двора, наверное, матч будет интересный.

 - Да ну, все эти спортивные игры – пустая трата времени.

 - Ну, как хочешь.

Беседа с классом:

1) Сколько точек зрения присутствует в диалоге? Какова его тема?

2) Можем ли мы эту тему назвать спорной?

3) Прежде всего давайте обратимся к таким словам, как спор и дискуссия (запись на доске).

3. Работа со словарём.

 Спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.

 

-2-

 Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе.

4) Как мы называем такие слова?

 В нашем лексиконе появились новые слова. Попробуйте составить с ними словосочетания.

 (Горячий спор, оживлённый спор, жаркий спор, актуальная дискуссия, оживлённая дискуссия).

4. Построение рассуждения.

 - Как вы думаете, письменной или устной речи свойственны спор и дискуссия?

 А вот рассуждать можно и устно и письменно. Но надо делать это правильно.

(Запись на доске)

Схема рассуждения.

1. Тезис.

2 .Доказательства (аргументы).

3. Вывод.

Словарно – орфографическая работа.

(Запись на доске)

   аргумент , доказательство

- Обратимся к рабочим материалам.

 Я читаю текст письма Володи из газеты «Диагональ», а вы, слушая, определите тип речи,

тему, основную мысль.

Работа по карточкам.

(у каждого на столе карточка)

Письмо Володи.

  Многие считают спорт ненужным занятием. Я не только не согласен с этой точкой зрения, но и готов доказать, что спорт – это здорово.

  Я не могу себе представить, как можно прожить без спорта, не кататься на лыжах и не купаться. Ведь спорт – это замечательно. Он помогает стать бодрым, весёлым и жизнерадостным.

  Спорт – это не только рекорды, очки, секунды, победы и поражения. Спорт – это

развлечение, равного которому нет.

  Я думаю, что без спорта нельзя.

  Допустим, пришла зима и вместе с ней пришли всевозможные развлечения, игры: лыжи, коньки, хоккей, а если бы их не было, то и жизнь была бы скучной.

  Я рассуждаю  о спорте только как о развлечении, не говоря о других его достоинствах. Он помогает стать сильным, здоровым, смелым. Спорт закаляет человека физически и духовно.

 

 Поработаем с композицией этого рассуждения.

-3-

 - Прочитайте вслух

1) тезис, который выдвигает автор текста;

2) доказательства, приводимые в тексте.

 - Какой вывод делает автор?

Итак, это – рассуждение, построенное по полной схеме.

 

Работа с учебником.

1) Упр. 134, 135 (устно).

5. Лексико - орфографическая работа.

 Какие виды спорта вам известны? Кто назовёт больше всех?

(Волейбол, футбол, баскетбол, гимнастика, фигурное катание, хоккей, плавание, спортивная ходьба, синхронное плавание...)

Показ иллюстраций по видам спорта.

(наглядный материал)

Словесная игра.

Задание: из букв составьте спортивное слово т а к е л и а т (атлетика)

6. Подбор аргументов.

 - Одним из важных элементов рассуждения являются доказательства, или аргументы.

  По мнению Володи, спортом нужно заниматься потому, что он доставляет удовольствие.

  Как ещё можно доказать, что спорт необходим?

  Выслушайте сообщения одноклассников и подумайте, какие аргументы в пользу спорта

они вам подскажут.

Сообщения учащихся.

1)  В нашей школе всего __ учащихся. Из них полностью здоровы __ человек, __ %.

Имеют ограничения по здоровью__ чел-ка,__ %. Имеют хронические заболевания __чел-к,

___%. Инвалиды - ___ чел-к,___%.

 (Спорт помогает укрепить здоровье; те, кто не занимается спортом, чаще болеют.)

 

2) 27,5 веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии.

  Мудрый историк Эллады Тимей ввёл новое летоисчисление – олимпийское. Олимпийский праздник отмечали в «священный месяц», начинающийся с первого полнолуния после летнего солнцестояния. И он обязан был повторяться через каждые 1417 дней. Такое количество дней составляло

 

-4-

«олимпиаду» - греческий «олимпийский» год. На территории Эллады объявлялся «священный мир»: всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались за право называться самым сильным, ловким и быстрым среди эллинов. Участниками Олимпийских игр были известные нам историк Геродот, оратор Демосфен, философ Сократ. А математик Пифагор стал чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою.

 

 Прошло время. В канун нового тысячелетия выдающийся французский педагог и общественный деятель Пьер де Кубертен обратился к спортсменам всего мира с предложением возродить Олимпийские игры. И в 1894 году в Париже собрался специальный международный конгресс, где были приняты Олимпийская хартия и Олимпийская клятва,

а также девиз «Быстрее, выше, сильнее!» и эмблема из пяти переплетённых колец голубого, чёрного, красного (верхний ряд), жёлтого и зелёного (нижний ряд) цветов. Переплетение колец символизирует пять объединённых в олимпийском движении континентов. На возрождённых Олимпийских играх зажигают огонь, принесённый с земли Древней Греции, а флаг был поднят в 1914 году в связи с празднованием 20-летия

Олимпийских игр 20 века.

 

 Итак, спорт укрепляет здоровье, помогает стать сильным, ловким; спорт – это хороший досуг, развлечение; он укрепляет мир и дружбу между народами. Это и будут основные доказательства (аргументы) нашего сочинения. Вместе составим план сочинения и запишем его в тетради.

 

7. Речевое оформление рассуждения.

  - У текста-рассуждения есть особенные слова, которые помогают организовать, связать

части рассуждения, упорядочить ход мыслей.

(На доске плакат)

Средства связи частей рассуждения

1. Тезис. Докажем это.

                Это можно доказать так...

               Почему. И вот почему.

              Это объясняется следующим.

2. Доказательство.     1. Во-первых,...                    Например,.....

                                      2. Во-вторых,...                  К примеру,....

                                      3. В-третьих,....                 Допустим:...

3. Вывод.  Итак,....

                  Обобщим всё сказанное.

                 Таким образом,....

                 Следовательно,....

                                                                                   -5-

Чтение теоретического материала учебника.

Упр. 136 (устно).

8. Работа по предупреждению орфографических, пунктуационных, речевых ошибок.

Работа по карточкам.

1. Вставьте пропущенные буквы, объясняя орфограммы. Составьте словосочетания.

           Зан_маться (чем?) спортом.

        Уча_твовать (в чём?) ...

        Сор_внования (какие?) ...

       Трен _роваться (где?) ...

       Доб_ваться победы (как?) ...

       Уст_навливать (что?) ...

      Пригр_вать (кому?) ...

2. На доске записаны схемы предложений не в том порядке, в каком даны предложения в упражнении; необходимо найти соответствия и объяснить постановку знаков препинания.

 1. Я увлекаюсь футболом и волейболом, зимой катаюсь на коньках и лыжах.

2. Спорт помогает выработать в себе такие качества: силу воли, ловкость,

   выдержку.

3. Спорт – радость, ощущение необъятных возможностей, счастье обретения уверенности в себе.

4. Ребята! Занимайтесь спортом, и всё в вашей жизни изменится.

3. Отредактируйте предложения.

1. Я часто задумываюсь о полезности занятий спортом. Спортом заниматься полезно. Полезно плавать, бегать на лыжах.

2. Хорошо пробежаться зимой по лесу. После лыжной прогулки чувствуешь особенный наплыв сил.

3. Удивляюсь ребятам, которые могут целый день смотреть телик.

4. Спорт помогает стать сильным, добрым, жизнерадостным, умным.

9. Анализ сочинения.

Задание классу: внимательно прочитайте сочинение ученицы. Какие достоинства и недостатки вы в нём видите?

Спорт – это здорово.

 Больше всего я люблю плавание. Это очень полезный вид спорта. С тех пор как я

стала им заниматься, я перестала болеть гриппом и ангиной. Теперь мне никакая

простуда не страшна.

 Во-первых, плавать очень приятно, становишься лёгким, тело послушно скользит по воде, чувствуешь себя сильным и ловким. Даже плохое настроение куда-то улетучивается

-6-

 Кроме того, уметь плавать необходимо каждому, чтобы не подвергать себя опасности и при случае помочь другим.

 Вывод: в сочинении есть тезис и три аргумента, но почему-то 2 аргумент вводится словом во-первых. Вывода нет, но, может быть в таком коротком сочинении его писать необязательно.

  - Мы с вами многое сделали для того, чтобы каждый ученик успешно написал сочинение-рассуждение на тему «Нужно ли заниматься спортом?».

10. Домашнее задание (интегрированное) 

1. Напишите сочинение-рассуждение (можно в форме эссе)

 2. Составьте буклет.

 3. Рисунок.

 4. Подготовить презентацию.

Карточка № 1

1. Как пишутся слова с перечисленными частями: авиа-, авто-, агро-, библио-, био-, вело-, гео-, гидро-, графо-, зоо-, изо-, кино-, лже-, макро-, микро-, мульти-, радио-, теле-, термо-, стерео-, фоно-, фото-, экзо-, электро-?

2. Есть ли исключения из этого правила?

3. Сможете ли вы догадаться, что такое «висячий» дефис? Составьте предложение-пример.

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

Карточка № 2

1. Распределите слова в две колонки в зависимости от их написания (слитно/через дефис): пол(стакана), пол(литровка), полу(ночная), пол(тинник), пол(океана), пол(Киева), пол(чайной) ложки, полу(лежа), пол(одиннадцатого), пол(первого), пол(лимона), пол(игры), пол(тарелки), пол(тора), пол(тораста), в(пол)оборота, полу(оборот), в(пол)накала.

2. Есть ли исключения из этого правила?

3. Как вы думаете: пол – это какая морфема? Докажите свою точку зрения.

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

Карточка № 3

1. Как вы думаете: зависит ли написание сложных слов от соединительной гласной? Понаблюдайте за словами: юго-запад, восьмигранник, сорвиголова, тысячелетие, бормашина, лесоповал, пылесос, человеко-день, диван-кровать, летчик-испытатель. Можно ли вывести какую-либо закономерность?

2. Почему слово перекати-поле пишется через дефис? Связаны ли с этим словом слова мать-и-мачеха, иван-да-марья?

3. Как называется способ образования таких слов?

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте его краткое описание.

Карточка № 4

1. Почему в одних случаях пишется дефис, в других – нет: река Москва / Москва-река; озеро Ильмень / Ильмень-озеро?

2. Почему дом-музей, сосна-великан пишутся через дефис, а слова гражданин начальник, малютка сестра, девушка горничная – без дефиса?

3. Как это правило связано с синтаксической ролью слов в предложении?

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткое описание.

Карточка № 5

1. Почему еле-еле, но бок о бок, почему точь-в-точь,но однако ж?

2. Вы согласны с тем, что по-моему и по моему написано верно? От чего зависит написание этих слов?

3. Что общего у приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь?

4. Тоскаде. Разделите это слово на частицы. Как они будут писаться с другими словами?

5. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

6. Подготовьте его краткую запись.

Карточка № 6

1. Разбейте слова на две группы в зависимости от их написания: народно(хозяйственный), вечно(живой), вечно(зеленый), черно(белое), ослепительно(белый), иссиня (черный).

2. Вспомните правило дефисного написания прилагательных.

3. Докажите, что оба слова написаны верно: вагоноремонтное (депо) и вагонно-паровозное (депо).

4. Как бы вы сформулировали тему вашего сообщения?

5. Подготовьте краткую схему – запись вашего сообщения.

 

                  Викторина «Хочу ВСЁ знать!» (5-6 классы).

                          В рамках Недели Русского языка.

  1. Что это за часть речи?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!                                            (2 балла)

  1. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.                                         (2 балла)

  1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?                 (2 балла)
  2. Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?
  1. Мальчик полоскал собаку.
  2. Огромные волы швыряли нашу лодку.
  3. Все спустились с горы, а Витя все слизал.
  4. Маша отварила дверь.                                                 (4 балла)
  1. Отгадайте слово.

Корень тот же , что и в слове склоняться, суффикс тот же , что  в слове обращение, окончание существительного среднего рода в И.п., а целое – грамматический термин.                                  (2 балла)

  1. Ученик в стихотворении подчеркнул однокоренные слова. Прав ли он?

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.                                                         (2 балла)

  1. Найдите «четвертое лишнее»:
  1. Подлежащее, глагол, дополнение, определение.
  2. Существительное, наречие, сказуемое, предлог.

Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение

8. У А. Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке дед, возмущенный жадностью старухи, гневно говорит ей: «Что ты, баба, белены объелась? Что это за белена и к кому в народе относят слова: «Он точно белены объелся»?     (2 балла)

9. Во что превратятся глаголы мели, окуни, пряди, соли, если перенести ударение с последнего слога на первый?                                                          (2 балла) 

  1. 10. Подберите слова, различающиеся одним звуком (глухим или звонким). Первое означает животное, живущее под землей; второе — пещеру, преимущественно искусственную.                                 (4 балла)

11. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, везти, часы, чтец, военный завод, военная походка, все были дома, чтецы, прошел мимо, читки, скорый, более скорый, скорее, пройдет мимо дома, шум в доме.                                         (2 балла)

12. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду.

Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненный.                         (2 балла)

«Математический» диктант как средство закрепления и контроля

Тема: Союз. Разграничение союзов и омонимичных им частей речи

Союзы обозначьте цифрой 1, другие части речи - цифрой 2.

Шли долго, однако пришли засветло.

1

Лишь взошло солнце, мы сразу тронулись в путь.

1

Он лишь хотел помочь!

2

Он же обещал прийти!

2

Все теребили Ванюшку, он же ничего не слышал.

1

Словно копна, топорщились на его голове волосы.

1

Денис словно и не слышал, шел, никак не реагируя.

2

Как только на него не кричали!

2

Как только рассвело, отправились в путь.

1

Был ли мальчик?

2

Все интересовались, был ли я в этом городе раньше.

1

Свалившись посте неудачной попытки встать, Алексей на мгновение потерял сознание, но то же ощущение близкой опасности привело его в себя.

\

1

Казаков вдруг остановился.

Товарищи тоже застыли возле лошадей.

0 1

Была та же страшная тишина.

1 |

1

Дупла дятлов приходилось искать точно так же, как и грибы.

1 |

После длительного перехода люди очень устали, лошади также нуждались в отдыхе. 0 1

Итак, все осталось по-прежнему.

0 /

И так изо дня в день.

1

Идти оставалось далеко, притом песчаной дорожкой.

0

При том заводе имеется филиал

политехнического института.

1

И что бы мы ни делали, всегда мы заодно

1

Погода ухудшалась, но не настолько,

чтобы помешать нашей экскурсии.

о/

Песня над домом смолкла, зато над прудом соловей заводил свою.

Ч)

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

1

Расставьте цифры: при слитном написание О, при раздельном - 1:



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Подготовка к сочинению – рассуждению на тему «Нужно ли заниматься спортом?»

Материал для урока по развитию речи в 5 классе.Цели:1) познакомить учащихся с особенностями рассуждения;2) подготовить к самостоятельному рассуждению на заданную тему;3) воспитывать культуру ведения с...

Подготовка к сочинению-рассуждению «Для чего нужно заниматься спортом?»

Цели урока:Образовательные: обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения, подготовить учащихся к напис...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению «Нужно ли заниматься спортом?»

Данный урок является одним из уроков развития речи, посвящённых изучению типов речи. Обучающиеся уже познакомились с особенностями повествования и описания. В системе уроков по изучению такого типа ре...