Рабочая программа по русскому языку 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по учебнику Русский язык 7 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова и другие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_7_klass.docx | 62.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного стандарта по русскому языку.
- Программы по русскому языку для 5 – 9 классов. Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М., «Просвещение», 2010.
- Учебника «Русский язык. 7 класс». Авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. М., «Просвещение», 2009.
Цели обучения русскому языку:
Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопонимании; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Задачи организации учебной деятельности:
- Формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
1.Языковая компетенция (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве, функционировании); развитие языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).
2.Коммуникативная компетенция (т. е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ( в пределах программных требований); овладение нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
3.Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
- Развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
- Формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.
- Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
На изучение русского языка в 7 классе по программе отводится 170 (175) часов, в неделю – 5 часов. Из них на проведение контрольных работ (диктантов) отводится 6 часов; на развитие речи – 16 часов:
Контрольные изложения – 4 часа.
Обучающие изложения – 2 часа.
Контрольные сочинения – 2 часа.
Обучающие сочинения – 8 часов.
Особенности программы:
Программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства.
Программа содержит систему понятий из области морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса и пунктуации, стилистики русского литературного языка, о языке как развивающемся явлении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
В 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как причастие, деепричастие, наречие, категория состояния; служебных частей речи и междометия.
В программе выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работ над текстом – пропорционально распределены между грамматическим материалом.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению. Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуются с ним. Всё это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма). В конце изучения каждой темы предусматриваются уроки контроля знаний учащихся.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно – ориентированного, когнитивно – коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
по русскому языку за курс VII класса.
- Учащиеся должны з н а т ь определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу VII класса учащиеся должны о в л а д е т ь следующими у м е н и я м и и н а в ы к а м и :
- производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По с в я з н о й р е ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения – рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
Содержание тем учебного курса
Русский язык 7 класс (175 ч.)
Русский язык как развивающееся явление (1 ч)
Повторение пройденного в V – VI классах (12 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.
Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие (25 ч + 6 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
II.Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принесены), правильно употреблять причастия с суффиксом –ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.
III.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно – политических выступлений. Их структура.
Деепричастие (10 ч + 2 ч)
I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не с деепричастиями.
II.Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом
III. Рассказ по картине.
Наречие (28 ч + 6 ч)
I.Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. Правописание не с наречиями на –о и –е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е.
Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы –о и –а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий.
II.Умение правильно ставить ударение в наречиях.
Умение использовать в речи наречия – синонимы и антонимы.
III.Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.
Категория состояния (4 ч + 2 ч)
I.Категория состояния как часть речи. Её отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.
II.Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Служебные части речи. Культура речи. (1 ч)
Предлог (11 ч + 2 ч)
I.Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II.Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.
Умение пользоваться в речи предлогами – синонимами.
III.Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
Союз (16 ч + 2 ч)
I.Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.
II.Умение пользоваться в речи союзами – синонимами.
III.Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.
Частица (18 ч + 5 ч)
I.Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.
Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.
II.Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.
III.Расказ по данному сюжету.
Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)
I.Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.
Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.
Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
II.Умение выразительно читать предложения с междометиями.
Повторение и систематизация пройденного в VII классе (16 ч + 2 ч)
Сочинение – рассуждение на морально – этическую тему или публичное выступление на эту тему.
Список литературы
Для учителя:
1.Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс. М,: Вако, 2008.
2.Анисимова О. В. Тесты по русскому языку. 5 – 9 классы. Екатеринбург: АРД ЛТД.
3.Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку. 5 – 9 классы. – М,: Просвещение, 2011.
4.Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7 – 8 классы. / Авт. – сост. Т. А. Захарова, И. А. Меховская и др. – М.: Планета, 2011.
Для учащихся:
1.Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Александрова О. М., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И.
Русский язык 7 кл. – М.: Просвещение, 2009.
2.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 7 класс – М.: ТЦ «Сфера», 2011.
3.Малюшкин А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс / А. Б. Малюшкин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Сфера.
4.Тростенцова Л. А. Дидактический материал по русскому языку: 7 класс / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская. – М.: Просвещение, 2008.
Календарно – тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата плани – руемая | Дата факти- ческая |
1 | Введение (1 час) | Русский язык как развивающееся явление. | Знать особенности развития русского языка. Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5 – 6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления, находить ключевые слова в предлагаемом тексте. | ||
2/1 | Повторение пройденного в V – VI классах (12 ч + 2 ч) Основные виды учебной деятельности: Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства в современном мире, роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность языка. Иметь представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Знать основные изобразительно - выразительные средства русского языка. | Синтаксис. Синтаксический разбор. | Знать основные синтаксические понятия: словосочетание, грамматическая основа предложения, члены предложения. Уметь составлять словосочетания, распространять предложения; производить синтаксический разбор предложения. | ||
3/2 | Пунктуация. Пунктуационный разбор. | Знать основные синтаксические понятия из раздела «Синтаксис и пунктуация»; строение простого и сложного предложений, правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях. Уметь конструировать предложения по схемам, ставить знаки препинания при обращениях, однородных членах, обобщающих словах. | |||
4/3 | Лексика и фразеология. | Знать понятия: лексическое значение слова, прямое и переносное значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь работать со словарями, систематизировать и структурировать самостоятельно найденный материал, оперировать терминами при лексическом анализе слова, различать многозначные слова и омонимы. | |||
5 – 6/ 4 - 5 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. | Знать основные фонетические понятия (понимать и оперировать терминами сильная и слабая позиция звука), характеристики звуков, орфоэпические нормы, соблюдать эти нормы в устной речевой практике. Отрабатывать навыки фонетического разбора. Учить составлять план текста. Уметь работать с орфографическими и орфоэпическими словарями. | |||
7/6 | Морфемный и словообразовательный разбор. | Знать способы образования слов. Отрабатывать навык морфемного и словообразовательного разбора. Определять способы образования слов разных частей речи, пользоваться словообразовательным словарём. Уметь различать одинаково звучащие морфемы. | |||
8 – 9 /7 - 8 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | Знать основные грамматические признаки частей речи, основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи. Уметь выполнять морфологический разбор, разграничивать различные части речи по морфологическим признакам; различать одинаково звучащие морфемы; уметь работать с орфографическим словарём. | |||
10/9 | Р/р Текст. Типы речи. | Знать основные признаки текста, типы речи. Работая с художественной литературой, уметь находить тексты, относящиеся к разным типам речи. Уметь анализировать тексты, определять их типовую принадлежность, составлять план текста. | |||
11/10 | Р/р Стили литературного языка. | Знать изученные стили речи (языка). Уметь работать со справочно – информационной литературой, определять стили предложенных текстов, их стилистические особенности; осуществлять комплексный анализ текста; создавать тексты различной стилистической направленности. | |||
12/11 | Проверочный диктант по теме «Повторение». | Уметь применять полученные знания, осуществлять самоконтроль, развивать способность к самооценке. | |||
13/12 | Анализ проверочного диктанта. | Уметь исправлять допущенные ошибки, делать графическое комментирование, приводить примеры. | |||
14/13 | Р/р Подготовка к обучающему сочинению по картине И. Бродского «Летний сад осенью». | Уметь составлять план сочинения по картине, собирать рабочие материалы к сочинению. | |||
15/14 | Р/р Обучающее сочинение по картине И. Бродского «Летний сад осенью». | ||||
16/1 | Морфология. Орфография. Культура речи. Причастие (25 ч + 6ч) Основные виды учебной деятельности: Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки причастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и прилагательного у причастия, действительные и страдательные причастия, полную и краткую форму страдательных причастий, приводить соответствующие примеры. Правильно употреблять причастие с определяемыми словами, соблюдать видовременную соотнесённость причастий с формой глагола – сказуемого, правильный порядок слов в предложениях с причастными оборотами и внутри причастного оборота. | Причастие как часть речи. | Знать формальные признаки причастия, грамматические признаки причастия, сходные с грамматическими признаками глагола и прилагательного. Уметь опознавать причастие с опорой на его формальные признаки; конструировать словосочетания и предложения с причастием; находить главные и зависимые слова в словосочетаниях с причастиями. | ||
17/2 | Публицистический стиль. | Знать основные понятия: стиль, тип речи, тема, абзац, микротема. Уметь анализировать текст публицистического стиля, отмечать характерные черты публицистического текста. | |||
18-19 /3 - 4 | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. | Знать условия выбора окончаний причастия, сопоставив их с условиями выбора падежных окончаний прилагательных, отрабатывать навыки правописания падежных окончаний причастий. Уметь редактировать текст, в котором используются причастия. | |||
20-21 /5 - 6 | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. | Знать понятие о причастном обороте, его место по отношению к определяемому слову, правила выделения его запятыми; нормы согласования, употребления единообразных синтаксических конструкций. Уметь находить причастный оборот в предложении, определять его границы, графически обозначать причастный оборот в предложении; конструировать предложения с причастным оборотом. | |||
22/7 | Р/р Описание внешности человека. | Знать признаки текста, типы речи, особенности текста – описания. Уметь составлять план, определять его идею и тему; использовать причастия и причастные обороты в тексте – описании. | |||
23/8 | Действительные и страдательные причастия. | Знать семантику действительных и страдательных причастий, владеть терминологией и в соответствии с нормой употреблять их в речи. Уметь различать действительные и страдательные причастия. | |||
24/9 | Краткие и полные страдательные причастия. | Знать особенности образования и изменения кратких причастий; о синтаксической роли кратких страдательных причастий. Уметь находить их в тексте, выполнять синтаксический разбор предложений, в составе которых сказуемое – причастие. | |||
25/10 | Действительные причастия настоящего времени. | Знать способы образования действительных причастий настоящего времени, условия выбора гласной в суффиксе этих причастий. Уметь находить изучаемую орфограмму. | |||
26/11 | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. | Знать условия выбора гласной в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Уметь применять изучаемую орфограмму, подбирать предложения из изучаемых художественных произведений по данной теме для орфографической диктовки. | |||
27/12 | Действительные причастия прошедшего времени. | Знать правило написания гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени. Уметь образовывать действительные причастия прошедшего времени, находить изучаемую орфограмму в тексте, уметь составлять словосочетания с действительными причастиями прошедшего времени. | |||
28/13 | Р/р Устный пересказ текста с описанием внешности человека. | Знать признаки текста. Уметь выделять основную мысль текста, его тему; составлять план, создавать собственный текст от 3-го лица на заданную тему. | |||
29/14 | Страдательные причастия настоящего времени. | Знать способы образования страдательных причастий настоящего времени и условия выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Уметь образовывать страдательные причастия настоящего времени, находить общее в орфографии глагола и причастия. | |||
30/15 | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. | ||||
31/16 | Страдательные причастия прошедшего времени. | Знать правило написания суффиксов - енн, - нн; способы образования страдательных причастий прошедшего времени. Уметь образовывать страдательные причастия прошедшего времени, находить их в художественных текстах, самостоятельно составлять предложения или связный текст со словосочетаниями, в состав которых входят страдательные причастия прошедшего времени. | |||
32/17 | Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях. | Уметь образовывать краткую форму, употреблять в речи, правильно писать гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях, работать с текстом. | |||
33-34 /18 - 19 | Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов. | Знать способы разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глагола; правило написания н и нн в причастиях и прилагательных, образованных от глагола. Уметь различать прилагательные и причастия, применять изучаемое правило. | |||
35/20 | Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. | Знать правило написания н и нн в кратких прилагательных и причастиях. Уметь различать краткие страдательные причастия и краткие прилагательные, понимать различие в написании причастий и прилагательных, определять их синтаксическую роль, употреблять причастия в речи. | |||
36/21 | Р/р Подготовка к контрольному выборочному изложению по упр. 130. | Знать приёмы систематизации материала. Понимать содержание текста, воспринимать его на слух, выделять основную и дополнительную информацию, определять принадлежность к типу речи. Уметь составлять план, излагать мысли, сохраняя при письменном изложении структуру текста, его языковые и речевые средства выразительности. | |||
37/22 | Р/р Контрольное выборочное изложение текста с описанием внешности человека. | ||||
38/23 | Морфологический разбор причастия. | Знать порядок морфологического разбора причастия. Уметь выполнять морфологический разбор, опознавать причастия в тексте, употреблять их в речи; анализировать текст; определять тип и стиль текста; способ связи предложений, деление на абзацы. | |||
39-40 /24-25 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. | Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с причастием. Уметь различать не – приставку, не – часть корня, не – частицу, обозначать условия выбора орфограммы, составлять алгоритм и работать по нему; делать выводы на основе наблюдения. | |||
41/26 | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. | Знать условия выбора орфограммы после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Уметь сопоставлять с другими случаями выбора о, е, ё после шипящих, уметь применять орфограмму «Буквы о – е после шипящих». | |||
42/27 | Р/р Подготовка к сочинению – описанию внешности знакомого человека. | Знать структуру, языковые особенности текста – описания внешности человека. Уметь самостоятельно описывать внешность человека, определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал, использовать причастия в сочинении. | |||
43/28 | Р/р Сочинение – описание «Вы с ним знакомы». | ||||
44/29 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Причастие». | Знать орфографию причастия. Уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать орфограммы в причастии, выделять причастный оборот, конструировать предложения с причастным оборотом, употреблять причастия в речи. Уметь обобщать сведения о предложении, сравнивать интонации простого предложения, ничем не осложнённого и осложнённого причастным оборотом. | |||
45/30 | Контрольный диктант № 1 по теме «Причастие». | Знать морфологические признаки причастия, орфографию причастий. Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять разбор причастия. | |||
46/31 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Уметь анализировать контрольную работу и осуществлять работу над ошибками, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры. Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. | |||
47/1 | Деепричастие (10 ч + 2 ч) Основные виды учебной деятельности: Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки деепричастия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать грамматические признаки глагола и наречия у деепричастия, деепричастия совершенного и несовершенного вида. Правильно употреблять предложения с деепричастным оборотом. | Деепричастие как часть речи. | Знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи. Уметь находить деепричастия в предложении, определять их синтаксическую роль; конструировать предложения с деепричастиями. | ||
48/2 | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. | Знать определение «деепричастный оборот», понимать, что добавочное действие производится тем же лицом (предметом), что и основное. Уметь находить деепричастия, деепричастные обороты, определять их границы, применять пунктуационные правила при деепричастных оборотах; использовать конструкции с деепричастиями и деепричастными оборотами в речевой практике. | |||
49/3 | Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме запятыми». | Уметь разграничивать основное и добавочное действие, находить деепричастный оборот, выделять его запятыми, правильно строить предложения с деепричастным оборотом. | |||
50/4 | Раздельное написание не с деепричастиями. | Знать правило написания не с деепричастиями. Уметь распознавать приставку не- и частицу не при деепричастиях. | |||
51/5 | Деепричастия несовершенного вида. | Знать способы образования деепричастий несовершенного вида. Уметь образовывать деепричастия несовершенного вида от глаголов, сохраняя вид; Находить и выделять на письме деепричастные обороты; совершенствовать навык употребления деепричастий в речи. | |||
52/6 | Деепричастия совершенного вида. | Знать способы образования деепричастий совершенного вида и совершенствовать навыки употребления деепричастий в речи. Уметь образовывать деепричастия, сохраняя их вид. | |||
53/7 | Р/р Подготовка к контрольному сочинению по картине С. Григорьева «Вратарь». | Понимать роль деепричастий в тексте с описанием действий. Уметь описывать действия, используя деепричастия; составлять таблицу средств связи между частями текста; составлять текст – повествование с элементами описания. | |||
54/8 | Р/р Контрольное сочинение по картине С. Григорьева «Вратарь». | ||||
55/9 | Морфологический разбор деепричастия. | Знать порядок морфологического разбора деепричастия, морфологические признаки, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи. Уметь обобщать и систематизировать знания, выполнять морфологический разбор деепричастий. | |||
56/10 | Повторение по теме «Деепричастие». | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию, нормы употребления деепричастия в речи. Уметь применять полученные знания. | |||
57/11 | Контрольный диктант № 2 по теме Деепричастие». | Знать морфологические признаки деепричастия, орфографию. Уметь записывать текст, воспринятый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами, выполнять различные виды разбора. | |||
58/12 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Уметь анализировать контрольную работу, исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры. | |||
59/1 | Наречие (28 ч + 6 ч) Основные виды учебной деятельности: Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки наречия, определять его синтаксическую функцию. Распознавать наречия разных разрядов, приводить соответствующие примеры. Правильно образовывать и употреблять в речи наречия сравнительной степени. | Наречие как часть речи. | Знать морфологические признаки наречия, понимать значение и определять синтаксическую роль в предложении. Уметь распознавать наречие на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, типичных суффиксов. | ||
60-61 /2 - 3 | Смысловые группы наречий. | Знать смысловые разряды наречий. Уметь определять смысловые группы, находить наречия в тексте, составлять словосочетания и предложения с наречиями, употребляя их для более точного выражения мысли. | |||
62/4 | Р/р Подготовка к сочинению в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег». | Формировать навык построения связного текста, рассказа, уметь подбирать материал на предложенную тему, используя особенности текста (дневниковую запись). | |||
63/5 | Р/р Сочинение в форме дневниковых записей по картине И. Попова «Первый снег». | ||||
64-65 /6 - 7 | Степени сравнения наречий. | Знать способы образования степеней сравнения наречий, критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий. Уметь образовывать степени сравнения наречий, различать наречия и прилагательные в форме сравнительной степени; определять синтаксическую роль сравнительной и превосходной степени наречий. | |||
66/8 | Морфологический разбор наречия. | Знать порядок морфологического разбора наречия. Уметь производить устный и письменный морфологический разбор наречий; конструировать предложения, используя наречия. | |||
67-68 /9 -10 | Слитное и раздельное написание не с наречиями на – о и – е | Знать правило написания не с наречиями. Уметь правильно писать не с наречиями на – о и – е; разграничивать наречия с не и краткие прилагательные с не. | |||
69-70 /11 -12 | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. | Знать правило выбора гласных в приставках не- и ни-. Уметь выбирать и писать буквы е и и в приставках отрицательных наречий. | |||
71-72 /13 - 14 | Одна и две буквы н в наречиях на – о и – е. | Знать условия выбора н и нн в наречиях на – о и – е, в причастиях и прилагательных. Уметь разграничивать на письме краткие прилагательные и наречия, безошибочно их писать, конструировать предложения с одинаково звучащими причастиями и наречиями. | |||
73-74 /15 - 16 | Р/р Описание действий. Подготовка к сочинению на тему «учимся работать». Р/р Сочинение на тему «Учимся работать». | Знать признаки текста, стилевые особенности текста – описания. Выявлять роль текстов – описаний действий в речи и роль наречий в этих текстах. Уметь собирать материалы наблюдений за процессами труда; составлять текст с описанием действий. | |||
75-76 /17 - 18 | Буквы о и е после шипящих на конце наречий. | Знать условия выбора о и е после шипящих на конце наречий. Уметь применять изученное правило на письме, находить изучаемую орфограмму в тексте; рецензировать работу товарища. | |||
77-78 /19 - 20 | Буквы о и а на конце наречий. | Знать условия выбора букв о и а на конце наречий. Уметь применять изученное правило на практике. | |||
79/21 | Р/р Подготовка к подробному изложению по упр. 248. | Уметь пересказывать исходный текст, соблюдая строгую последовательность изложения, использовать языковые средства связи предложений и смысловых частей, использовать наречия для передачи последовательности действий. | |||
80/22 | Р/р Пересказ исходного текста с описанием действий. Подробное изложение по упр. 248. | ||||
81-84 /23 - 26 | Дефис между частями слова в наречиях. | Знать условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Уметь правильно писать слова с изучаемой орфограммой; отличать наречия с приставкой по- от прилагательных с предлогом; конструировать предложения по схемам. | |||
85-86 /27 - 28 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. | Знать условия слитного и раздельного написания приставок в наречиях. Уметь отличать наречия от существительных, прилагательные от местоимений; правильно писать слова с изученным видом орфограмм. Владеть умением конструировать предложения с наречиями, подбирать синонимы. | |||
87/29 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий. | Знать правило написания мягкого знака после шипящих на конце наречий. Уметь находить изучаемую орфограмму, правильно писать слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих в существительных, прилагательных, глаголах». | |||
88-89 /30 - 31 | Повторение по теме «Наречие». | Знать основные сведения о наречии как части речи. Уметь находить наречия в тексте; различать наречия и созвучные слова других частей речи, группы наречий по значению, правильно образовывать степени сравнения наречий, безошибочно писать наречия, применяя изученные правила; составлять предложения и тексты, используя наречия; уметь производить морфологический разбор. | |||
90/32 | Практическая работа по теме «Наречие». | Уметь безошибочно писать наречия, используя изученные орфограммы. | |||
91/33 | Контрольный диктант № 3 по теме «Наречие». | Уметь осуществлять письменный речевой самоконтроль; развивать способность к самооценке; соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка. | |||
92/34 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Уметь анализировать контрольную работу, исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры. | |||
93/1 | Категория состояния (4 ч + 2 ч) Основные виды учебной деятельности: Различать слова категории состояния и наречия. | Категория состояния как часть речи. | Знать общее значение слов категории состояния. Уметь сопоставлять наречия и слова категории состояния на основе анализа их синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова категории состояния в тексте. | ||
94/2 | Категория состояния и другие части речи. | Уметь различать наречия, другие части речи и слова категории состояния на основе анализа их синтаксической роли, выделять грамматическую основу безличных предложений, видеть слова категории состояния в тексте. | |||
95/3 | Морфологический разбор категории состояния. | Знать порядок морфологического разбора категории состояния. Уметь производить устный и письменный морфологический разбор категории состояния; анализировать текст со словами категории состояния. | |||
96/4 | Повторение по теме «Категория состояния» | Знать понятие категории состояния как самостоятельной части речи, нормы употребления слов категории состояния и наречий в речи. Уметь предупреждать ошибки при употреблении слов категории состояния в речи. | |||
97/5 | Р/р Подготовка к контрольному сжатому изложению. | Уметь анализировать текст с целью выявления существенных фактов; излагать отобранный материал обобщёнными языковыми средствами; выявлять роль наречий в текстах – описаниях. Уметь находить ключевые слова в тексте и определять тему текста. | |||
98/6 | Р/р Контрольное сжатое изложение по тексту К. Паустовского «Обыкновенная земля». | ||||
99 | Служебные части речи. Культура речи (1 ч) | Самостоятельные и служебные части речи. | Знать отличия самостоятельных частей речи от служебных, роль служебных частей речи в тексте; узнавать служебные части речи и определять их значение. Уметь различать предлоги, союзы и частицы; конструировать предложения, используя служебные части речи. | ||
100/1 | Предлог (11 ч + 2 ч) Основные виды учебной деятельности: Распознавать предлоги разных разрядов, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи. Наблюдать за употреблением предлогов с одним или несколькими падежами. Правильно сочетать предлоги благодаря, согласно, вопреки с нужным падежом существительных. Производить морфологический анализ предлога. | Предлог как часть речи. | Знать морфологические признаки предлогов, разряды предлогов по значению; владеть терминологией (отымённые, наречные, отглагольные предлоги). Уметь находить предлоги среди других частей речи, подбирать предлоги к заданным существительным. | ||
101 -102/ 2 - 3 | Употребление предлогов. | Знать и уметь применять нормы употребления предлогов в речи; однозначные и многозначные предлоги. Уметь правильно использовать предлоги в речи, предупреждать и исправлять ошибки в употреблении предлогов, производить синонимическую замену предлогов, различать предлоги – антонимы и предлоги – синонимы. | |||
103/4 | Непроизводные и производные предлоги. | Знать непроизводные и производные предлоги; уметь различать предлоги и синонимичные части речи, подбирать предлоги – синонимы. Уметь находить непроизводные и производные предлоги в тексте. | |||
104/5 | Употребление производных предлогов в речи. | Уметь правильно употреблять производные предлоги в речи, отличать производные предлоги от непроизводных и от омонимичных частей речи. | |||
105/6 | Простые и составные предлоги. | Знать простые и составные предлоги. Уметь отличать составные предлоги от простых, различать предлоги и синонимичные части речи. Уметь находить простые и составные предлоги, группировать словосочетания с простыми и составными предлогами. | |||
106/7 | Морфологический разбор предлога. | Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор предлогов. | |||
107/8 | Р/р Подготовка к сочинению по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа». | Уметь создавать рассказ – репортаж на основе изображённого на картине по данному началу; высказывать свои мысли, составлять план сочинения; оценивать свои собственные работы. | |||
108/9 | Р/р Сочинение по картине А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа». | ||||
109 – 110 / 10-11 | Слитное и раздельное написание производных предлогов. | Знать условия слитного и раздельного написания производных предлогов. Уметь различать на письме омонимичные формы производных предлогов и наречий, предлогов и существительных, правильно писать их, обосновывая свой выбор, употреблять в речи, соблюдая грамматические нормы. | |||
111 / 12 | Повторение по теме «Предлог». | Знать морфологические признаки предлога, классификацию предлогов, орфографию предлога. Уметь грамотно употреблять предлоги в письменной и устной речи, правильно писать их. | |||
112 / 13 | Проверочная работа по теме «Предлог». | Знать морфологические признаки предлога, орфографию предлога. Уметь применять изученные орфографические правила. | |||
113/1 | Союз (16 ч + 2 ч) Основные виды учебной деятельности: Распознавать союзы разных разрядов по значению и по строению. Конструировать предложения по заданной схеме с использованием указанных союзов. Употреблять в речи союзы в соответствии с их значением и стилистическими особенностями. Производить морфологический анализ союза. | Союз как часть речи. | Знать признаки союза как служебной части речи, его роль в предложении, в тексте. Уметь находить союзы среди других частей речи, самостоятельно анализировать новый материал, создавать блок – схемы; узнавать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, составлять предложения по заданным схемам. | ||
114/2 | Простые и составные союзы. | Знать о классификации союзов по строению на простые и составные. Уметь находить простые и составные союзы, определять их вид по строению; строить предложения на заданную тему, используя в них различные союзы. | |||
115/3 | Союзы сочинительные и подчинительные. | Знать о классификации союзов по значению, группы сочинительных союзов и их роль в речи; группы подчинительных союзов и их значение. Уметь определять роль союзов в предложении; различать сочинительные и подчинительные союзы; конструировать предложения, используя союзы. | |||
116 – 117 / 4 - 5 | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. | Знать особенности каждой группы союзов, их назначение, роль запятой в простом и сложном предложении. Уметь находить границу между простыми предложениями в составе союзных сложных; использовать различные синтаксические конструкции; правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении. | |||
118 – 119 / 6 - 7 | Сочинительные союзы. | Знать о классификации сочинительных союзов по значению. Уметь находить и различать сочинительные союзы по значению; определять, какие части в предложении связывают данные союзы; конструировать предложения по заданным схемам. | |||
120 – 121 / 8 - 9 | Подчинительные союзы. | Знать группы подчинительных союзов по значению. Уметь определять значения подчинительных союзов, употреблять их для связи предложений. | |||
122 / 10 | Морфологический разбор союза. | Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор, определять смысловые отношения между частями сложного предложения. | |||
123 / 11 | Р/р Подготовка к сочинению на тему: «Книга – наш друг и советчик». | Знать особенности текста – рассуждения. Уметь составлять план, строить рассуждения по заданному началу с использованием литературного материала. | |||
124 / 12 | Р/р Сочинение на тему: «Книга – наш друг и советчик». | ||||
125 – 126 / 13-14 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато. | Знать правила написания союзов также, тоже, зато, чтобы. Уметь правильно писать и применять союзы в речи, отличать союзы от наречий и местоимений с частицей. | |||
127 – 128 / 15-16 | Повторение сведений о предлогах и союзах. | Знать и применять на письме изученные орфографические правила. Уметь систематизировать и обобщать знания о предлоге и союзе, опознавать союзы и предлоги, правильно их писать, определять роль в предложении и тексте, употреблять с учётом стилистической окраски; уметь давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы. | |||
129 / 17 | Контрольный диктант № 4 по темам «Союз», «Предлог». | Знать морфологические признаки союза и предлога, их орфографию. Уметь применять изученные орфографические правила. | |||
130 / 18 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Уметь анализировать контрольную работу, исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры. | |||
131/1 | Частица (18 ч + 5 ч) Основные виды учебной деятельности: Производить морфологический анализ частицы. Распознавать частицы разных разрядов по значению и по строению. Определять, какому слову или какой части текста частицы придают смысловые оттенки. Правильно употреблять частицы для выражения отношения к действительности передачи различных смысловых оттенков. | Частица как часть речи. | Знать особенности частицы как служебной части речи, семантику частиц, их функции в речи и языке. Уметь находить частицы, которые вносят дополнительные оттенки значения в предложение, и частицы, служащие для образования наклонений глагола; доказывать принадлежность слова к частице. | ||
132/2 | Разряды частиц. Формообразующие частицы. | Знать роль частиц в предложении и при образовании форм слов; правила речевого этикета (формы вежливости при выражении просьбы). Уметь применять орфограммы ,Дефис между частицей и словом», « Пробел между частицей и словом»; различать на письме союз чтобы и местоимение что с частицей бы. | |||
133 – 134 / 3 - 4 | Смысловые частицы. | Знать разряды частиц, значение смысловых частиц. Уметь находить смысловые частицы в предложении, определять группы смысловых частиц, оценивать их выразительную роль, конструировать предложения с различными частицами. | |||
135 / 5 | Р/р Рассказ по данному сюжету. | Знать признаки текста. Уметь выстраивать структуру сочинения – рассуждения, выражать своё мнение; использовать в речи частицы. | |||
136 – 137 / 6 - 7 | Раздельное и дефисное написание частиц. | Знать правила раздельного и дефисного написания частиц. Уметь правильно писать частицы с изученным видом орфограмм. | |||
138/8 | Р/р Подготовка к сочинению по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | Знать памятку «Как писать сочинение» Уметь определять тему, основную мысль сочинения, составлять текст – рассказ по изображённому на картине, владеть речью, осваивать сложные конструкции. | |||
139/9 | Р/р Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень». | ||||
140 / 10 | Морфологический разбор частицы. | Знать порядок морфологического разбора. Уметь выполнять морфологический разбор частицы. | |||
141 – 142 / 11-12 | Отрицательные частицы не и ни. | Знать смысловое значение и роль частицы не, понятие о двойном отрицании, понимать значение частицы ни в устойчивых сочетаниях. Уметь определять смысл положительных и отрицательных значений в предложениях с частицей не. | |||
143 – 144 / 13-14 | Различение частицы не и приставки не-. | Знать разряды частиц по значению и употреблению, отрицательное значение частицы не. Уметь опознавать языковые единицы и явления, проводить различные виды их анализа; правильно писать слова разных частей речи с не, графически объяснять условия выбора правильных написаний. | |||
145 / 15 | Практическая работа по теме «Различие на письме частицы не и приставки не-.» | Уметь применять правила написания не с различными частями речи, опознавать части речи, обосновывать выбор написания, различать на письме частицу не и приставку не-, применять правило написания не в отрицательных и неопределённых местоимениях. | |||
146 - 147 / 16-17 | Р/р Сочинение – рассказ по данному сюжету (упр. 402). | Уметь выстраивать схему текста – повествования; определять основную мысль рассказа; составлять текст – рассказ по данному сюжету от лица одного из героев, распространять текст характеристикой героя, элементами описания, диалогом, сохраняя при этом его целостность, выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка. | |||
148 – 149 / 18-19 | Частица ни, приставка ни-, союз ни – ни. | Уметь различать приставку ни-, частицу ни, союз ни – ни; графически обозначать условия выбора правильных написаний. | |||
150 – 151 / 20-21 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Частицы». | Знать морфологические признаки частиц, орфографию частиц. Уметь правильно писать частицы и употреблять их в речи. | |||
152 / 22 | Контрольный диктант № 5 по теме «Частица» | Знать морфологические признаки частицы, орфографию предлога, союза и частицы. Уметь писать текст, применяя изученные орфографические и пунктуационные правила, различать на письме предлоги и союзы. | |||
153 / 23 | Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | Уметь анализировать контрольную работу, исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры. | |||
154/1 | Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч). Основные виды учебной деятельности: Определять грамматические особенности междометий. Правильно и уместно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул, команд, приказов. | Междометие как часть речи. | Знать, что междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Уметь осознанно и в соответствии с нормами употреблять междометия в речи; составлять связный рассказ с междометиями. | ||
155/2 | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | Знать условия дефисного написания междометий. Уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы, применять пунктуационные правила, конструировать предложения с междометиями. | |||
156/3 | Производные междометия. | Уметь отличать междометия от омонимичных слов, безошибочно писать междометия и определять их роль в предложении. | |||
157/4 | Междометия и другие части речи. Звукоподражательные слова. | Знать об использовании междометий и звукоподражательных слов в речи. Уметь выразительно читать предложения с междометиями и звукоподражательными словами. | |||
158/1 | Повторение и систематизация пройденного в VII классе (16ч + 2ч) Основные виды учебной деятельности: Иметь представление об орфографии как о системе правил. Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью. Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования. Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи. Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных затруднений. | Разделы науки о языке. Текст. Стили речи. | Знать разделы науки о языке и единицы языка; разные виды разборов; средства художественной выразительности; особенности текстов разных стилей. Уметь выполнять разные виды разборов; различать тексты разных видов и стилей; создавать тексты разных типов и стилей. | ||
159/2 | Р/р Подготовка к сочинению – рассуждению на морально – этическую тему. | Уметь составлять текст публицистического характера на одну из тем: «Удивительное рядом» или «Берегите родную природу»; определять тему в соответствии с заглавием, составлять план, сохранять стиль, тип речи и определять композицию, предупреждать возможные речевые ошибки. | |||
160/3 | Р/р Сочинение – рассуждение на морально – этическую тему. | ||||
161 -162 / 4 - 5 | Фонетика. Графика. | Знать сведения по фонетике и порядок фонетического разбора. Уметь выполнять фонетический разбор слова, соблюдать орфоэпические нормы. | |||
163 – 164 / 6 - 7 | Лексика и фразеология. | Знать основные сведения по лексике. Владеть большим запасом слов в активной лексике. Умело использовать фразеологизмы в речи, составлять предложения со словами иноязычного происхождения. Отличать грамматическое значение слова от лексического. | |||
165 / 8 | Морфемика и словообразование. | Знать состав слова, способы словообразования. Уметь производить морфемный и словообразовательный разборы слов. | |||
166 – 167 / 9-10 | Морфология. | Знать основные понятия раздела. Уметь различать части речи, определять их морфологические и синтаксические признаки, соблюдать морфологические нормы. | |||
168 – 169 / 11-12 | Орфография. | Знать понятие «орфограмма»; соблюдать правописные нормы. Владеть способом применения изученных орфографических правил, учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания. | |||
170 / 13 | Контрольный диктант № 6 (итоговый). | Знать основной теоретический материал курса. Уметь применять изученные правила на письме, выполнять разные виды разборов. | |||
171 / 14 | Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. | Уметь делать анализ контрольной работы, исправлять допущенные ошибки, делать словесное и графическое комментирование, приводить примеры. | |||
172 – 173 / 15-16 | Синтаксис. | Знать основные теоретические понятия раздела. Уметь применять знания по разделу на практике. | |||
174/17 | Пунктуация. | Знать основные пунктуационные правила. Уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении и в простом осложнённом, выполнять пунктуационный разбор, объяснять пунктуацию в предложениях, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила. | |||
175/18 | Урок – игра «Знай и люби русский язык». | Уметь применять полученные знания по русскому языку в предложенных игровых условиях. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....