Имя числительное в тексте (6 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Турунина Наталия Викторовна

Урок русского языка на тему "Имя числительное в тексте" в соответствие с требованиями ФГОС, по УМК С.И.Львовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc46 КБ
Office presentation icon urok_6_kl.ppt636 КБ
Microsoft Office document icon orfografiya.doc105.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

                                      Имя числительное в тексте (1час)

6 класс (УМК С.И. Львовой)

Цели деятельности учителя: систематизировать и обобщить изученный материал по теме, научиться работать с большой долей самостоятельности, развивать способности быстро и верно определять морфологические признаки числительного, грамотно использовать числительные в устной и письменной речи, развивать креативные способности учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные: знают теоретический материал и осуществляют правильный выбор написания изученных орфограмм

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

                                     Сценарий урока.

1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас. Вы все сегодня такие красивые, торжественные и, думаю, на уроке будете активными и успешными.

             

                2. Мотивация.

Вы знаете, я часто вспоминаю свои детские годы, когда с ровесниками играла в «прятки», «салки». А вам нравятся эти игры? А как вы определяете ведущего?

Раз, два, три, четыре, пять! 
Мы собрались поиграть! 
К нам сорока прилетела, 
И тебе водить велела!

- Слова какой части речи помогают выделить ведущего? (числительные)

- Что такое считалка?

- Можно ли в речи обходиться без числительных? Почему?

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

- Над чем будем работать? (Запись в тетрадь)

                3. Актуализация знаний.

   А) Орфографическая разминка. 

18, 56, 2014, 448, 92.

- Записать числа словами, с одним из числительных, употребив его в любом падеже, составить предложение.

- Два ученика работают с интерактивной доской. Вставляют пропущенные буквы в словах с чередующимися гласными в корне. Проверка.

    Б) Игра «Зоркий глаз» (найти и исправить ошибки):     ( Слайд)

                                         Сон

Мы решили поменять милион на милиард,

И в одинадцать часов сели все на резвых псов.

Киллометры позади… вон басейн  впереди.

В воду – ах! – да то не сон! – утопили милион. 

 

     В) «Верное – неверное»  (Слайд)

4. Работа по теме урока.

Работа с текстами.

Каждой группе даётся текст, содержащий имена числительные. Задания: выразительно прочитать, ответить на вопросы.

Текст №1

Птичьи трудодни.

       Птицы работают целый день. Скворец работает в сутки 17 часов, ласточка 18, стрижи летают 19, а горихвостка работает больше 20часов. Чтобы накормить своих птенцов, стриж: должен принести корм за день 30 -35 раз, скворец приносит около 200, ласточка является 300 раз, а горихвостка прилетает свыше 450. Сколько вредных для леса насекомых уничтожают они за лето! Птицы работают не покладая крыл. (По Н.Сладкову.)

Выразительно прочитайте, ответьте на вопросы.

1) О чем говорится в этом тексте?

2) Какова тема текста, стиль речи?

3) Какие слова вызывают у вас затруднения? Есть непонятные слова?

4) Как вы понимаете значение выражения – не покладая крыл?

 (Тема текста – рабочий день птиц.). Основная мысль – труд самое главное не только в жизни птиц, но и в жизни человека. Для того чтоб жить, нужно трудиться и работать. Птицы своим трудом приносят большую пользу. И мы должны жить не только для себя, но и для других.

Словарная работа:

трудодень – единица учета труда;
горихвостка – небольшая певчая птица с рыжим хвостом.

Как вы понимаете значение выражения – не покладая крыл? (Работать усердно, без отдыха.)

Текст №2

     Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось отправляться из дому за пятьдесят километров в райцентр.

       Нас у матери было трое, я самый младший. В последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить. Помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.

 Выразительно прочитайте, ответьте на вопросы.

  1. Докажите, что данная запись является текстом. Определите стиль речи.
  2. Догадались ли вы, из какого произведения этот отрывок?
  3. Какую роль выполняют числительные?
  4. Зачем автору нужна такая точность?
  5. Можете ли вы объяснить, какую информацию несёт каждое имя числительное?

Числительные в тексте рассказывают нам о нелёгкой судьбе людей, помогают понять  исторические события, стать их свидетелями.
Таким образом, имена числительные в связных текстах раскрывают перед нами судьбу человека, его время, его поколение.

Текст №3

Внимательно прочитайте запись. Докажите, что это текст. Определите, к какому стилю речи он относится, какова роль числительных.

Уважаемые жители райцентра!

С 21  по 25 апреля 2014года  аптека № 1по ул. Юбилейная

 закрыта на ремонт.

Ближайшая дежурная аптека находится по адресу:

ул. Свобода, 5 и работает круглосуточно.

Администрация аптеки № 1

Учащиеся отвечают: Это текст. В нем предложения связаны по смыслу и грамматически. Это объявление. Оно состоит из трех частей:

1) обращение (кому объявляется)

2) информация (что объявляется)

3) кто объявляет

Этот текст относится к официально-деловому стилю речи.

- Произнесите правильно числительные, употребленные в объявлении. Какова их роль в этом тексте? (Обозначение даты, адреса, № аптеки).

- Имена числительные в текстах официально-делового стиля речи употребляются для конкретности.

Числительные очень часто используются в речи, особенно образной. Об этом говорит большое количество пословиц, поговорок, считалок, в которых встречаются числительные. Мы уже не говорим о фразеологизмах! ( Слайд)

5. Работа с учебником.    Выполнение упр. 606.

6. Подведение итогов. Рефлексия. Отметки за урок. (Слайд)

7. Домашнее задание.

Параграф 58, упр. 607, подобрать пословицы, в которых употребляются числительные.

                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

�������� ����������� ����� ��� �����.

���___����� ����

��___���� � ��������

��___�� ���� �� ������

������ ���___�� ������

������� �___����

�� ����� ��___���

��������� ��___���

����� ���___�������

���___��������� ����������

���___���� ����

�___�������� �����������

�___����������� ���������

�� ��___�� �������.

��___�� �������� �������.

����___���� ������

����___���� �����������

�������� �___����

��___������ �������

�___����� ������ ������

�___������ ������

�___������ ���

�___����� ���������

�___������ ������

����___���� ������

������� ���___�������

������� �___������

�������� �___�������

����� �___�������������

�___������ ����

�������� �___������

�___������ ����������

�___��������� �����������

�___�������� �� �������

�������-�___�������

����������� �___�������

�___����� ����

������������ �___�����

�___������� �������

�������������� �___���

�___��������� � ������

�___����� �������

�___������ ����������

�___���������� �������

���������� � �___������

����� �___������

___�������� ���

�����___������� ������

������___������ �����

������� ��___���

���� ��___�����

�����___��� ���� �������

�����___������ �����

����___���� �� �����������

��___����� �������

��___������� �����

����___���� ����

��������� �� ��___��

�___������ �����

����___������ � �������

������ �� �___���������

�� �___����� ��������

������������ ����___���������

�����___���� ��������������

����___���� ������

���___������ �����������

����___������� � �����

������ ����___��������

�___���������

������ �___�������

����___���� ������

���___���� �������

���___���� ������

���___������ ��������

������� �___������

������� ����___���

���___����� ������

����___������� ���������

���___������ �������

���___������ �����

������� ���___������

������ ������ ���___�.

���� ��� ���___���.

�������� ����___���

������ �___�������

���������� �___�������������

������ �___����

������� �___����

���___������ ������

��������� ���___���

��___����� ������

��___����� � ����������� �������

��___���� �� �����

��___���� �� ������

����___���� �� ���������

�����___��� �� ������

����___���� � ������

���___���� � �����

��___�� �� ����� ����

��___��, ��� ����!

��___��� �� �������

�___�������� ������

�___������ ���������

����� �___��������

������ � �___��___����

�___��������� �����

������� �___�___������

��������� �___�___������

������ �___��___����

�������� �___������

������� ��� �___��___�����

�������������� �___�___���

�___����� � ������������ ��������.

�___���� � ������� ����-��������.

�___��� � ����� � ������� ������.

�___���� � ������� ������� ������ �� ����.

�___��� � ����������� ��� �������� �������.

�___�___�� � �������� ������ ��������.

�___�___�___��� � ������.

�___��___����� � �������� ��������.

�___��___����� � ��������.

���������� �___�����

�___�___����� ������

�___��� � ����-��������, ���������, ������� �������.

������ � �___������

�___��___������ � � ���������� ���, ��������� �� ������� ���� � ������� ��� �������.

�___������ � ������� ����� ��������.

������___���� ����� �����������

������ ������___������

��������� ���___���

�___������ ��������

�___���� �� ������������

���� �___����

�___�___����� �����������

������� �___���������

������� ���������� ���___��___�����

���������� �___����

������� �___������

���������� �___�����

��������� �___�������

������� �___������

������� � �___���������

����� �___�����

������ �___���

�___������ �����

������� �___�����

������ �___���

������� � �___�����

������� �___�����

�___������� ���

������ �� �___���������

�� �___���

�___���������� ���������

�___��������� �������������

�___���������� �����

����___����� � ����� �����

������� ��___������

�___������������ �����������

���___����� �����

����___����� �����

���___����� ����

���___������� �������

��������-����������� �___�����

�___������ �� ��������

������ �___�����

�___������� �� ������

�___���� ����

���___����� ��������

�������������� ����___�����

���___���� ����

���___���� ������

����___���� ������

������___������ ����

������___������ �����

����___������ �����������

��___���� ����

��___���� �� �����

���___���� �������

��___���� ������

���___���� ������

����___���� ������

�����___���� ������

����� ��___�___��

�������� �___����

�������� � ��___�����

��___�___���� ����

���___� ������

��� �___�___������

�___�___��� ����

������������ �___�___���

���������� �___�___��

�___������ ������

�___�___������ �����

������� ���___�

�������� ���___�.

������ ���___�

�___�___��� �������

���___����� �������

�___�___�������� ����

��������� �___�___���

������ �___�___��

� �___�___�� ���� ����.

�___�___���� ����

�___�___������ ������

���___��� ����������

�___�___�� �������

�___�___������� � ������

������� ���___��

�___�___������ ���

���������� ���___�

�___�������� �������

�___�___���� �������

���___�___���� �������

�___�___������ ����������

��___�___�� ����

�___�___�� �� ������

������� ���___����

�___������ ��������

��������� �___�����

�___�� ����������

������ �___����

�___����, ��������������� �� ������

��������� �___��

������ �___��������

������ �___�����

�___�������� �����

������� �___���

�___������ ��������� �����

�___���������� ������

����� �___������

�___������ �������

������ �___������

��������� �___����������

���� �___������

����� �___������

�___������ ������

�___������� �����

������-�___������

�����-�� �___��������

�������� �___�����

���___���� �����

��___���� �� ������

��___������ ������

���___���� �����

���___������ �����

�����___���� �����

���___���� ���������

���___���� �� ����������

����___������ ����

���___���� �����

���___������ �� ����������

��___���� ����

���___���� �����

���___��������� �����

����___���� ����

��___����� ��������

���___���� ��������

���___���� ���

��___���� ����

��___���� �� �������

���___���� � ���� ������

���___�� ����

�����___�� �����

��___���� �����

����___���� ����

���___���� �����

���___���� ������

������� ���___��.

������ �� ���___�����.

����___��� �������

�����___���� ������

��___����� �� ������

���___�� �����

����___����� �� �����

���___���� �����

���___���� ������

������� ���___�����

����___������ ��������

����___������ �� �����

�����___����� �������

����___����� �������

�����___���� � �����

�����___������ �������

����___���� ���

��___��������� �����

���___���� �� �����

���___������ ������������

�����___������ ��������

����������� ���___��

����.������ ������

 

������������ �������

 

�������� ���������

 

 

 

����������� ������

���������� ��.����

���������� �����������

������������ �������

�� ���������� �������

������.����� ������

������������� �������

������.����� ������

�������� ����������

����������� �������

��������������������� ������������� ������

��� ������ ����� ���

��������� �����

����� ����� ������

� ������������ ����

��������� ���

� ������� �����

������ �������

����������� �����

�������� �������

� ���.. �������

� ���������� �����

����������� ������

����� ��������

������������� �����

��������������������������� � ������� �����

 

 

�___����� �� ���������

������ � "�___�����"

���������� �___��

�___������ � ��������� ����.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имя числительное в тексте"

Обобщающий урок по теме "Имя числительное"...

урок по теме "числительные" в 3-ем классе

урок по теме " числительные " в 3-ем классе...

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Практикум "Склонение числительных" для учащихся 6 класса

Данный практикум позволяет отработать навык склонения имен числительных у учащихся 6 класса. Кроме того задания практикума позволяют отрабатывать изученные орфографические правила из других тем. Текст...

План-коспект урока на тему "Дни недели. Порядковые числительные" в 5-м классе.

Урок английского языка разработан по учебнику Кауфман для 5 класса....

Этапы работы с текстом и использование различных способов извлечения информации на примере учебного текста 4 класса

В статье  рассматриваются этапы работы с текстом, разработаны примеры заданий по извлечению информации на примере учебного текста "Flecki" (4 класс)...

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс...