Урок русского языка "Имя числительное в тексте"
материал по русскому языку (6 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Имя числительное"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ug_2013_s_pervyh_let_zhizni_vy_postoyanno_obrashchaetes_k_chislam.docx | 27.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Не только цифры... (Умное число)
Ребята, вспомните, пожалуйста, во сколько вы сегодня проснулись утром? Кто-нибудь из вас добирается до школы на автобусе? А каким маршрутом вы едете? Во сколько у вас начинаются уроки во вторую смену?
Кто- нибудь догадался, что общее прозвучало в ваших ответах? (...)
Когда нам в жизни приходится обращаться к числам? (...)– циферблат часов, номера автобусов и домов, телефоны, номиналы банкнот, памятные даты, пин-коды..
Значит, нельзя представить современную жизнь без цифр и чисел? Действительно, они окружают нас повсюду. Они нужны нам ежедневно и даже ежечасно
Ребята, цифры и слова – это знаки. Они являются самыми главными для людей знаками.
Древние считали, что числа управляют миром, что их передал людям сам Прометей вместе с другими великими дарами: огнем и письменностью, искусствами и ремеслами.
Поэт Н.Гумилев в своём стихотворении «Слово» писал о числах так.
… все оттенки смысла
умное число передает. (Слайд)
Как вы думаете, почему он назвал число умным? (...)Ваши версии.
Потому что числа обозначают не только количество, но и передают определённый смысл.
Согласитесь, ребята, в современном мире пользоваться числами и словами, которые их называют, стало настолько обычным и естественным, что мы даже не задумываемся о них. Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Как называются эти слова с точки зрения русского языка?(...) Числительные. А урок я назвала « Не просто цифры» Значит, сегодня мы узнаем о числительных что-то новое и интересное.
Перед вами на столах лежат информационные листы. Посмотрите, вам знакома эта информация? Давайте повторим то, что мы знаем.
Наша с вами цель, опираясь на то, что вы знаете о числительном, открыть новое…Сегодня на уроке мы будем говорить об употреблении числительных в речи, связанных с разными сферами её применения, а за это отвечают стили речи, разговорный и книжные.
Иногда работать с цифрами очень интересно.
Оказывается, цифры могут послужить материалом для создания картин.
Вам знаком такой способ создания рисунка по цифрам?
А это оригинальные рисунки, американки Сиенны Моррис – казалось бы не более, чем нагромождение чисел от 1 до 12. Есть предположения? Почему именно их? Художница использует только числа с циферблата часов, ведь ее творчество – не просто рисунки с математическим уклоном. Это философские картины о том, как исчезают секунды.
Она отказалась от обычных штрихов и стала рисовать числами. И для этой техники молодая художница даже изобрела собственное название – числизм.
А хотели бы вы попасть в картинную галерею на выставку творческих работ американки Сиенны Моррис?
Но для этого заранее нужно подать заявку. Каждый ученик, желающий поехать в Москву, должен оформить такое заявление. И тогда о каком стиле идёт речь? … Итак, заполним заявление
Обратите внимание, как правильно записывается адрес, а именно номер дома, Номера домов
принято писать без знака номера. Напр.: Тверская, 13.
Особенностью отличается написание литерных номеров. Литеру принято писать слитно с последней цифрой номера: Пушкинский пер., д. 7а.
номер сотового телефона
принято писать без знака номера, отделяя дефисом или пробелом по две цифры справа налево
Если в первой группе цифр телефонного номера одна цифра, ее допустимо объединять в одну группу со следующими двумя цифрами. Напр.: 299-85-90, 299 85 90, 295.
Директору МОБУ СОШ №_____
города Нефтекамска
Усманову Ильдару Забировичу
_____________________________ (ФИО полностью)
ученика _____ класса
МОБУ СОШ №____ г. Нефтекамска
ул.___________________д.____кв____
(домашний адрес)
_________________________________
(сотовый телефон)
заявление.
Прошу Вас включить меня в группу учащихся для экскурсии 04.02.2013 года в картинную галерею в город Москву.
___________ ____________________________
дата подпись / расшифровка
(бланк на каждого ) - 30
Ребята, скажите, пожалуйста, как вы записали числительные в заявлении, цифрой или словом?(...) Почему в документах числительные записываются цифрами?(...)
Они должны передавать точную информацию.
Давайте посмотрим на ещё один документ. Что это?(...)
В некоторых финансовых документах (в расписках или доверенностях), где прописываются денежные суммы, числа записываются другим способом. Посмотрите на слайд и скажите, каким. (...) цифрами и словами. Почему используется именно такая запись? (...)Цифра расшифровывается словами, чтобы избежать возможности исправить число в документе.
Итак, составляя заявление, мы рассмотрели один из примеров употребления числительных в тексте и уже можем сделать вывод, что их можно записать как цифрами, так и словами. Вот такой он русский язык.
Вы знаете, какой язык самый распространённый на земле? А какой язык «спокойный» или «женственный»? Давайте обратимся к тексту научного стиля
В 21 веке самый распространённый на земле язык — китайский. Им пользуются 700 миллионов человек. На английском говорят свыше 250 миллионов, на индийских — хинди и урду —280 миллионов. Самый «спокойный» язык у эскимосов Гренландии: в нём нет ругательств. Женщины острова Доминика говорят на языке, отличном от языка мужчин. Их язык называют самым «женственным». Самая распространённая буква в языках мира — А. Ни одного языка без этой буквы нет.
Считают, что самым крупным полиглотом был профессор Копенгагенского университета Расмус Кристиан Раек. Он говорил на 230 языках и составил несколько десятков словарей и грамматик. Слайд О чём помогают узнать цифры? Где можно встретить такой текст?(...)Как он называется?(...)
Какой язык самый распространённый на земле? А какой язык самый «спокойный» и почему? Какой язык называют женственным? Кто такой полиглот?ЛЗ
Для справок. Слайд Полиглот — тот, кто знает много языков
Цифрами или словами записаны числительные в тексте? (...)Какой вывод можно сделать? В учебной литературе числ. записываются цифрами
Какими цифрами записано первое числительное в тексте?(...) Почему?
Века традиционно обозначают римскими цифрами
В тексте числа записаны цифрами. А произносятся ? (словами)
О чём нужно помнить, чтобы правильно прочитать числительные? (...) Числ. склоняются, изменяются по падежам.
Слайд Выпишите из текста словосочетания «количественное числительное + существительное». Это самая распространённая конструкция. Обозначьте главное слово. Определите падеж числительного. Сверьте свою запись
Слайд(выплывают по одному) Семьсот миллионов (И. п.), свыше двухсот пятидесяти миллионов (Р. п.),свыше двухсот восьмидесяти миллионов ( Р.п.), на двухстах тридцати языках(П. п.)
самооценка
Вставьте пропущенные слова
Ч. в словосочетании может быть как ... словом (в И., В. п.) , так и ... (в ост. п.). самооценка
В каком варианте грамматические признаки числительного определены неправильно?
слайд
А) семьсот— количественное числительное, простое, входит в состав подлежащего
Б) двадцать первый — порядковое числительное, составное, входит в состав определения
В) на двухстах тридцати— количественное числительное, в форме родительного падежа, входит в состав обстоятельства
Слайд (правильный ответ)
Самооценка
Чья речь должна являться эталоном? к сожалению сегодня это не всегда так, Я взяла эти предложения из речи ведущих. Скажите, о каком стиле будем говорить? Давайте представим себя корректорами. Исправьте ошибки в употреблении числительных.
Слайд (по одному предложению)
(На листочка) – обговорить.перд началом
- Около триста миллионов лет назад наша Земля была совсем не такой, как теперь. Некоторые деревья достигали почти сорок метров.
- В древнегреческом языке словом «стадион» чаще всего называли меру длины, равную шестиста греческим футам, иначе - сто двадцати пяти шагам.
- Пассажирский самолёт летит со скоростью до девятьсот километров в час.
- Эта необычная антенна имеет диаметр около семьдесят метров и глубину не менее четырнадцать метров.
Взаимопроверка
Итак
Нам осталось рассмотреть ещё один стиль и роль числительных в нём. Вам знаком
А это произведение? (...)Я вам завидую, потому что у вас всё ещё впереди. Прочитаем отрывок.
Слайд
Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа, поэтому, чтобы учиться дальше, мне пришлось отправляться из дому за пятьдесят километров в райцентр.
Нас у матери было трое, я самый младший. В последний день августа дядя Ваня, шофёр единственной в колхозе полуторки, выгрузил меня на улице Подкаменной, где мне предстояло жить. Помог занести в дом узел с постелью, ободряюще похлопал на прощанье по плечу и укатил. Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь.
Слайд (По В. Распутину «Уроки французского»)
Далее учитель обращается с вопросами ко всему классу:
-Почему.(...). Их много.Чем отличается запись ч. в этом тексте от предущих:
- Зачем автору нужна такая точность?
Ученик:
Вспомнить, не забыть мелочей. Убедить так было.- Это автобиографический рассказ о годах детства, там важно всё, нельзя ничего забыть. Автор хочет убедить в достоверности происходящего.
Я раскрою вам одну тайну этого текста, цифры здесь «говорящие».
- 48-й год. Что вы можете сказать о нём?
Ученик:
- Это послевоенный год, тяжёлый, голодный, кругом разруха ещё.
Учитель:
- Почему одной (матери) надо было поднимать детей?
Ученик:
- Отец погиб на фронте. Дети осиротели, остались без отца.
Учитель:
- Одиннадцать (лет) – самостоятельная жизнь. Что значит?
Ученик:
- Один, сам мальчик добывал себе хлеб. Сам заботился, сам распоряжался собой.
Числительные в тексте рассказывают нам о нелёгкой судьбе людей, помогают понять исторические события, стать их свидетелями.
Таким образом, имена числительные в связных текстах раскрывают перед нами судьбу человека, его время, его поколение.
Когда смотришь на цифры, перед твоим взором встают простые числа. А когда ты встречаешь их в художественном или публицистическом тексте, то они вдруг оживают.
Перед тобой уже не сухие арифметические значки, а люди с их волнующими судьбами.
Вернёмся к нашей модели. Какую роль выполняют числительные в тексте?
Слайд Роль числительных в тексте(информационная выплывает слово смысловая)
Поставьте себе общую оценку за урок (5? 4? 3?)
Рефлексия
О чём вы узнали сегодня на уроке? Что запомнили? Что показалось интересным?
Итак, цифры присутствуют во всех видах деятельности человека. Без чисел невозможна наука и сама жизнь. Дружите с числительными, и тогда перед вами откроется удивительный, загадочный,
неповторимый мир.
Домашнее задание
Директору МОБУ СОШ №_____
города Нефтекамска
Усманову Ильдару Забировичу
_____________________________ (ФИО полностью)
ученика _____ класса
МОБУ СОШ №____ г. Нефтекамска
ул.___________________д.____кв____
(домашний адрес)
_________________________________
(сотовый телефон)
заявление.
Прошу Вас включить меня в группу учащихся для экскурсии 04.02.2013 года в Детскую школу искусств №46 города Москвы.
___________ ____________________________
дата подпись / расшифровка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К уроку русского языка "Работа с текстом"
К уроку русского языка...
Урок русского языка "Комплексный анлиз текста" при обобщающем повторении
Данный урок является уроком повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений и навыков....
«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...
Урок русского языка по теме: "Текст". 5 класс.
Текст "Олимпийские игры"....
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения"
Методическая разработка урока русского языка "Анализ художественного текста с элементами рассуждения" в 11 классе направлена на совершенствование коммуникативных компетенций у учащихся, формирование и...
Конспект урока русского языка по теме "Текст. Смысловые типы речи" в 10 классе
Урок проведён с использованием метода проектов и групповой работы по анализу текстов разной типологической направленности. Одна из групп в течение урока готовит мини-проект как "шпаргалку" по теме "Те...
Конспект урока русского языка "Местоимения в тексте"
Класс: 6Тема: «Местоимения в тексте»Цели:деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, ...